Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учитель в образовательном процессе



2015-11-11 866 Обсуждений (0)
Учитель в образовательном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




Учитель — профессия образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в начальной школе и отдельных случаях) преподают различные предметы. Такие как: русский язык (как государственный на всей территории Российской Федерации) и литература, родной язык, математика (в средней и старшей школах включающая в себя алгебру и геометрию), иностранный язык (их может быть несколько), информатика, информационные технологии, история, обществознание (граждановедение), экономика, окружающий мир, география, биология, экология, химия, физика, материальные технологии, черчение, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура (МХК), основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физическая культура, краеведение (в Москве например: москвоведение) и другие предметы (риторика, история религий, философия, хореография и т.п.). Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности учащихся.

Учитель в образовательном процессе

День знаний

По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Структура готовности к педагогической деятельности

1. Сформированное педагогическое сознание: Я – концепция, В – концепция (концепция воспитанника), Д – концепция (концепция деятельности).

2. Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения.

3. Владение педагогической техникой. Наличие педагогических способностей: коммуникативных, перцептивных, прогностических, конструктивных, дидактических, гностических, организаторских, экспрессивных.

Классификация типов учителей

· По характеру ценностных ориентаций (В.Н. Сорока-Росинский) - учителя теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя интуитивисты.

· По специфики интеллектуально-волевой сферы (Э.Г. Костяшкин) - Интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип.

· По личностным установкам (Я. Корчак) - воспитатель тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.

· По преобладающей направленности личности. Организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель интеллигент (просветитель).

Педагогическая культура учителя

Педагогическая культура учителя – совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.

Компоненты педагогической культуры учителя:

В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.

Аксиологический компонент. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.

Технологическийкомпонент. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности учителя.

Личностно-творческий компонент. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.

Так же выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя.

1. Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей.

2. Гармоничное умственное, нравственное, и эстетическое развитие.

3. Педагогическое мастерство.

4. Установка на постоянное самосовершенствование.

5. Культура поведения и общения, педагогический такт.

6. Личностная самостоятельность учителя.

7. Общая педагогическая эрудиция и компетентность.

8. Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.

Качества необходимые для эффективной работы

1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.

2. Умение придать личностную окраску преподаванию.

3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.

4. Умение управлять собой и детьми.

5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.

6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.

7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.

8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.

9. Креативность.

10.Способность к рефлексии.

Педагогические критерии успешности учителя

О работе учителя, во-первых, судят по конечному ре­зультату, поэтому первый критерий — это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отсле­живается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам окружных, городских контрольных работ. Ре­зультаты таких наблюдений регулярно доводятся до све­дения учителей, поэтому каждый учитель знаком с пред­ложенным критерием не по наслышке.

Второй критерий — уровень сформированности обще­учебных умений и навыков. Это:

• учебно-информационные умения (работа с письмен­ными и устными текстами, с источниками информации);

• учебно-логичекие умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);

• учебно-управленческие умения (понимать поставлен­ную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.)

Третий критерий - состояние исследовательской ра­боты и работы по самообразованию. «Учитель — это человек, который учится всю жизнь...» Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учи­телями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает воз­можность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Четвертый критерий — образование педагогов и по­вышение квалификации. Это одно из важнейших усло­вий для повышения и сохранения качества преподава­ния.

Пятый критерий — способность к самоанализу, реф­лексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по по­воду того, что они делают. Эти размышления можно раз­делить на два вида:

• размышления, претворенные в действие (т. е. придумал и сделал);

• размышление по поводу совершенных действий (т. е. анализ совершенного) — рефлексия.

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импро­визировать, используя новшества, соответствующие со­временным направлениям работы в образовании.

Шестой критерий — инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способ­ствует развитию школы.

Психологические критерии успешности учителя.

«Настоящее образование, писал в свое время Добро­любов, — это такое образование, которое заставляет оп­ределить свое отношение ко всему окружающему».

Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них зак­люченные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».

Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зави­симости от того смысла, который имеет для ребенка изу­чаемое им.

1. Первый критерийинтерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяет­ся самый интерес? Нередко интересы связывают с эмо­циями.

«Что интересует моих учеников? Возможно, я ошиба­юсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего — создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы про­явятся естественным образом.

Как сохранить и поддержать любознательность ребенка?

Всем хорошо известно, что по мере школьного обуче­ния дети теряют любопытство, становятся менее любоз­нательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия.

2. Второй критерийсознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя тре­бование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом обще­ства, что учиться — долг ребенка. Конечно, первокласс­ник, второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщатель­но выполнять домашние задания?

Нет, это не так. Реально его побуждают учиться дру­гие мотивы: может быть, он просто хочет научиться чи­тать, писать и считать; может, он хочет получать пятер­ки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учеб­ного предмета, нужно, чтобы он соответственным обра­зом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению.

Формальное преподавание — это и есть такое препо­давание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.

«Науку — писал Герцен, — надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же, чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «про­жить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, что­бы оно имело жизненный смысл для учащегося.

3. Третий критерийвзаимоотношения в системе «учитель — ученик».

В процессе становления учебной деятельности форми­руются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимо­действия учителя с учеником являются ведущей пере­меной процесса обучения и обуславливают как харак­тер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.

Ситуация сотрудничества ученика с учителем и дру­гими учащимися обеспечивает реализацию всего богат­ства межличностных отношений по мере того как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотруд­ничества: от совместного, разделенного с учителем дей­ствия, далее — к подражанию и самообучению.

С первых этапов обучения взаимодействие и сотруд­ничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду, обус­ловленному движением от элементарного, операционно-технического уровня ко все более высоким уровням фун­кционирования деятельности.

4. Четвертый критерийучет индивидуальных осо­бенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в реша­ющей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят вниматель­ность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников — поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:

• как на уроке создана установка быть внимательным;

• как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);

• как организована смена видов деятельности на уроке:

• как учитываются возрастные особенности внимания школьников;

• как организована активность учащихся на уроке;

• как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Известно, что между учениками существуют значи­тельные различия в показателях продуктивности отдель­ных видов памяти: одни легко запоминают образный ма­териал, другие — эмоциональный, третьи — вербальный, четвертые — движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учи­тывать их в своей работе. Так, нельзя подходить с одни­ми требованиями к оценке успехов учеников по разным дисциплинам. Высокие вербальные способности будут спо­собствовать заучиванию текстов (стихотворений, иност­ранных слов, географических названий и т. д.)

Если урок предполагает заучивание какого-либо ма­териала, то время, отводимое на заучивание какого-либо материала, должно быть индивидуальным. Нужно ори­ентироваться на лиц с более низкими способностями, а для учеников с высокими мнемическими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется инте­рес к уроку.

Установлено, что объем запоминания не связан ли­нейной зависимостью с прочностью сохранения. Как из­вестно, все люди делятся на 4 группы:

• быстро запоминающие и медленно забывающие;

• быстро запоминающие и быстро забывающие;

• медленно запоминающие и медленно забывающие;

• медленно запоминающие и быстро забывающие.
Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому матери­алу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных усло­виях? Нетрудно ответить — ученики, способные быстро запомнить материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро забудется?

Личностные критерии успешности учителя.

Специфической чертой деятельности учителя являет­ся высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность лич­ностных характеристик учителя, а только та часть лич­ностных качеств, которая профессионально значима.

Такие качества структурировались в работах Бабанского Ю. К., Сластенина В. А., Кузьминой Н. В. и др.

Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влия­ние на педагогическую деятельность учителя.

1. Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

—интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

—адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

—доброжелательность реакции учителя на возбужде­ние;

—уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

2. Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

К сожалению, почти все учителя приобретают «про­фессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как уста­новлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для оратор­ского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:

Общение — с хорошей литературой, искусством, при­родой;

Общение — с интересными людьми, любовь, дружба;

Общение — с самим собой — саморазвитие — время печали, творчества, размышлений.

3. Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внеш­нюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: ду­мать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не бу­дет ни оригинальных суждений, ни замечательных уро­ков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интере­сов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

4. Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого учи­теля, так и для создания хорошего ученического коллек­тива.

Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем).

Планировать могу, могу и делать.

5. Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего весе­лых — таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В. А.Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учите­ля чувства юмора воздвигает стену взаимного непонима­ния: учитель не понимает детей, дети не понимают учи­теля. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение — то состояние, из кото­рого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнес­тись к причине противостояния, обратить все в шутку.

Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

6. Настойчивость, дисциплинированность.

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью мы понимаем способность дости­гать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.

Дисциплинированность — это сознательное подчине­ние своего поведения общественным правилам.

Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возмож­ность проявления и реализации своих профессиональных качеств.



2015-11-11 866 Обсуждений (0)
Учитель в образовательном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учитель в образовательном процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (866)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)