Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Получение комплексной соли – сульфат-тетроамино меди (II)



2015-11-11 5351 Обсуждений (0)
Получение комплексной соли – сульфат-тетроамино меди (II) 5.00 из 5.00 9 оценок




[Cu(NH3)4]SO4

Цель: получить комплексную соль сульфат–тетроамино меди из медного купороса CuSO4 ∙5H2O и концентрированного раствора аммиака NH4OH.


Техника безопасности:

1.Стеклянная химическая посуда требует осторожного обращения, пред началом работы следует проверить ее на наличие трещин.

2.Пред началом работы следует проверить исправность электроприборов.
3.Нагревание производить только в термостойкой посуде.

4.Аккуратно и экономно использовать хим. реактивы. Не пробовать их на вкус, не нюхать.

5.Работу следует проводить в халатах.

6.Аммиак ядовит и его пары раздражают слизистую оболочку.


Реактивы и оборудование:

Концентрированный раствор аммиака - NH4OH

Этиловый спирт – C2H5OH

Медный купорос - CuSO4 ∙ 5H2O

Дистиллированная вода

Мерные цилиндры

Фильтры

Чашки Петри

Стаканы

Вакуум насос (водоструйный вакуумный насос)

Стеклянные воронки

Пипетки

Бюретки

Теоретическое обоснование:

Комплексными соединениями называют вещество, содержащее комплексообразователь, с которым связано определенное число ионов или молекул называемых аддендами или легандами. Комплексообразователь с аддендами составляет внутреннюю сферу комплексного соединения. Во внешней сфере комплексных соединений находится ион, связанный с комплексным ионом.

Комплексные соединения получаются при взаимодействии более простых по составу веществ. В водных растворах они диссоциируют с образованием положительно или отрицательно заряженного комплексного иона и соответствующего аниона или катиона.

[Cu(NH3)4]SO4 = [Cu(NH3)4] 2+ + SO4 2-

[Cu(NH3)4] 2+ = Cu2+ + 4NH3

Комплекс [Cu(NH3)4] 2+ окрашивает раствор в васильково - синий цвет ,а взятые отдельно Cu2+ и 4NH3 – такого окрашивания не дают. Комплексные соединения имеют большое значение в прикладной химии.

[Cu(NH3)4]SO4 - темно – фиолетовые кристаллы,растворимые в воде,но не растворимые в спирте.При нагревании до 1200С теряет воду и часть аммиака, а при 2600С теряет весь аммиак.При хранении на воздухе соль разлагается.

Уравнение синтеза:

CuSO4 ∙ 5H2O +4NH4OH = [Cu(NH3)4]SO4 ∙ H2O +8H2O

Расчеты:

CuSO4 ∙ 5H2O + 4NH4OH= [Cu(NH3)4]SO4 ∙ H2O +8H2O

Мм CuSO4∙ 5H2O = 250 г/моль

Мм [Cu(NH3)4]SO4 ∙ H2O = 246 г/моль

6г CuSO4∙ 5H2O - Хг

250 г CuSO4∙ 5H2O - 246 [Cu(NH3)4]SO4 ∙ H2O

Х=246∙6/250= 5,9 г [Cu(NH3)4]SO4 ∙ H2O


Ход работы:

6г медного купороса растворить в 10 мл дистиллированной воды в термостойком стакане. Нагреть раствор. Энергично перемешивать до полного растворения, затем добавить концентрированный раствор аммиака небольшими порциями до появления фиолетового раствора комплексной соли.

Затем раствор перенести в чашку Петри или фарфоровую чашку и вести осаждение кристаллов комплексной соли этиловым спиртом, который вливают бюреткой в течение 30-40 минут, объем этилового спирта 5-8 мл.

Полученные кристаллы комплексной соли отфильтровать на воронке Бюхнера и оставить сушить до следующего дня. Затем кристаллы взвесить и рассчитать % выхода.

5,9г [Cu(NH3)4]SO4 ∙ H2O - 100%

m навески – Х

Х = m навески ∙100% / 5,9г


Контрольные вопросы:

1.Какой тип химических связей в комплексных солях?

2.Какой механизм образования комплексного иона?

3.Как определить заряд комплексообразователя и комплексного иона?

4.Как диссоциирует комплексная соль?

5.Составьте формулы комплексных соединений дициано - аргентат натрия.


Лабораторная работа №6

Получение ортоборной кислоты

Цель: получить ортоборную кислоту из буры и соляной кислоты.

Техника безопасности:

1. Стеклянная химическая посуда требует осторожного обращения, перед работой следует проверить ее на наличие трещин.

2. Перед началом работы следует проверить исправность электроприборов.

3. Нагревание производить только в термостойкой посуде.

4. Аккуратно и экономно использовать химические реактивы. Не пробовать их на вкус, не нюхать.

5. Работу следует проводить в халатах.

Оборудование и реактивы:

Тетраборат натрия (декагидрат) – Na2B4O7 *10H2O

Соляная кислота (конц.) – HCl

Дистиллированная вода

Электроплитка, вакуум-насос (водоструйный вакуумный насос), химические стаканы, фильтровальная бумага, фарфоровые чашки, стеклянные палочки, стеклянные воронки.

 

Ход работы:

Растворяют 5г декагидрата тетрабората натрия в 12,5 мл кипящей воды прибавляют 6 мл раствора соляной кислоты и оставляют стоять сутки.

Na2B4O7 *10H2O + 2HCl + 5H2O = 4H3BO3 + 2NaCl

Выпавший осадок ортоборной кислоты декантируют, промывают небольшим количеством воды, фильтруют под вакуумом и сушат между листами фильтровальной бумаги при 50-600С в сушильном шкафу.

Для получения более чистых кристаллов ортоборную кислоту перекристаллизовывают. Рассчитывают теоретический и практический выход

Контрольные вопросы:

1. Структурная формула буры, борной кислоты.

2. Диссоциация буры, борной кислоты.

3. Составить формулу кислоты тетрабората натрия.


Лабораторная работа №7

Получение оксида меди (II)

Цель: получить оксид меди (II) CuO из медного купороса.

Реактивы:

Сульфат меди (II) CuSO42- * 5H2O.

Гидроксид калия и натрия.

Раствор аммиака (р=0.91 г/см3)

Дистиллированная вода

Оборудование: технохимические весы, фильтры, стаканы, цилиндры, вакуум-насос(водоструйный вакуумный насос), термометры, электроплитка, воронка Бюхнера, колба Бунзена.

Теоретическая часть:

Оксид меди (II) CuO – черно-коричневый порошок, при 10260С распадается на Cu2O и О2, почти не растворим в воде, растворим в аммиаке. Оксид меди (II) CuO встречается в природе в виде черного землистого продукта выветривания медных руд (мелаконит). В лаве Везувия она найдена закристаллизованной в виде черных триклинных табличек (тенорит).

Искусственно окись меди получают нагреванием меди в виде стружек или проволоки на воздухе, при температуре красного каления (200-3750С) или прокаливанием нитрата карбоната. Полученная таким путем окись меди аморфна и обладает ярко выраженной способностью адсорбировать газы. При прокаливании, при более высокой температуре на поверхности меди образуется двухслойная окалины: поверхностных слой представляет собой оксид меди (II), а внутренний – красный оксид меди (I) Cu2O.

Окись меди используют при производстве стекла эмалей, для придания из зеленой или синей окраски, кроме того CuO применяют при производстве медно-рубинового стекла. При нагревании с органическими веществами оксид меди окисляет их, превращая углерод и диоксид углерода, а водород в оду и восстанавливаясь при этом в металлическую медь. Этой реакцией пользуются при элементарном анализе органических веществ, для определения содержания в них углерода и водорода. В медицине она также находит применение, главным образом в виде мазей.

 

Ход работы:

1. Рассчитать массу медного купороса, гидроксида натрия или калия, необходимого для получения оксида меди (II) в количестве (1г, 2г)

2. Приготовить из рассчитанного количества медного купороса насыщенный раствор при 400С.

3. Приготовить из рассчитанного количества 6%-ный раствор щелочи.

4. Нагреть раствор щелочи до 80-900С и влить в него раствор сульфата меди.

5. Смесь нагревают при 900С в течение 10-15 минут.

6.Выпавшему осадку дают отстояться, промывают водой до удаления ионаSO42- (проба BaCl2 + HCl).



2015-11-11 5351 Обсуждений (0)
Получение комплексной соли – сульфат-тетроамино меди (II) 5.00 из 5.00 9 оценок









Обсуждение в статье: Получение комплексной соли – сульфат-тетроамино меди (II)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)