Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие и тренировка памяти



2015-11-11 377 Обсуждений (0)
Развитие и тренировка памяти 0.00 из 5.00 0 оценок




Занятие 14 ПАМЯТЬ

 

Человеку постоянно поступает разнообразная информация, он ее впитывает, по ходу изменяет, преобразует в душе и лишь затем отправляет на хранение. Это все – память. Именно она позволяет нам сохранить и в дальнейшем использовать приобретенный опыт.

Память – отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Память – удивительное свойство человеческого сознания, возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление. Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без памяти, а память немыслима без других психических процессов. Представьте, если бы у нас не было памяти? Мы были бы существами одного мгновения!

Процессы памяти.

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала.

Забывание – процесс, с помощью которого человек избавляется от конкретных деталей и включает возможность обобщения. С временным забыванием связано явление реминисценции. Это отсроченное воспроизведение материала, которое оказывается более полным, ярким и точным, чем воспроизведение сразу после получения информации. Бывает, вы заучиваете стихотворение, номер телефона или произведение, но повторить без ошибки никак не можете. И вдруг через несколько дней текст сам сплывает в памяти. Почему? Одни ученые считают, что сразу после заучивания мы утомлены, и требуется время для восстановления. Другие полагают, что существует скрытое, бессознательное повторение материала. Третьи объясняют трудности воспроизведения текста сразу из-за того, что эта информация как бы накладывается на предыдущую в памяти. Со временем это наложение уменьшается, и то, что запомнилось, проясняется. Но ни одна из гипотез полностью не доказана.

 

Виды памяти. Проявления памяти различны, так как она связана с разными сферами жизни человека. Поэтому виды памяти можно условно разделить на 3 группы:

· Что запоминает человек

· Как человек запоминает

· Как долго сохраняется запомненное

Группа 1. Информацию разных типов хранят разные виды памяти. Древнейшая из них – моторная (двигательная) – позволяет запоминать различные движения и действия. Без этого вида памяти человеку бы каждый раз заново приходилось учиться ходить, есть, выполнять разные действия.

Эмоциональная память бережет переживания, которыми сопровождаются события нашей жизни. Этот вид памяти наиболее прочный. Его стоит использовать при обучении: любой материал усвоится лучше, если найти способ насытить его эмоциями, сделать его интересным для себя.

Образная память связана с работой органов чувств и включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую. Много лет спустя мы можем совершенно отчетливо припомнить вкус бабушкиного пирога, прикосновение дорогого человека, любимую с детства мелодию.

Усвоение сложных понятий, идей происходит с помощью словесно-логической памяти. Она фиксирует информацию, представленную в словесной форме. В раннем детстве это происходит автоматически, без понимания смысла. Затем мы начинаем подвергать материал смысловой обработке.

Группа 2. Как и внимание, память также может быть произвольной и непроизвольной. Непроизвольно запоминается то, что нам интересно, над чем мы активно и с увлечением работаем – запоминается как бы само собой. Однако в сознательной деятельности, особенно учебной, ведущее место занимает произвольная память.

Группа 3. Что же происходит с информацией, попавшей в наш внутренний мир?

Когда мы обращаем на что-то внимание, это информация попадает в кратковременную память (процесс в несколько секунд или минут), достаточный для воспроизведения только что произошедших событий. Такова память машинистки во время печати текста. Каждое слово, фразу она помнит точно, но лишь несколько секунд.

Самый надежный сейф – долговременная память. Помещенные туда сведения могут быть сохраняются и могут быть воспроизведены даже спустя годы. Период перемещения информации из кратковременной памяти в долговременную занимает от 15 минут до часа. Наиболее простым и привычным способом является повторение, однако механическое зазубривание неэффективно.

 

Развитие и тренировка памяти.

Часто человеку трудно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания существуют мнемотехника (различные приемы запоминания). Но нужно помнить, что ни один из способов заучивания материала не даст результата, если человек боится умственной нагрузки, говорит об ограниченности своих интеллектуальных возможностей. Как писал американский сатирик К.Боуви, «не многие умы гибнут от износа, большей частью они ржавеют от неупотребления». Развить память нам мешает чаще всего прозаическая лень.

Итак, как правильно запоминать?

Лучший способ запомнить – понять и прочувствовать. Поэтому нужно использовать все возможности, чтобы запоминаемый материал воспринимался осмысленно и вызывал интерес. Нелегко выучить историю сражения, не представив то кипение страстей, которое было с ним связано, не вообразив, что было поставлено на карту противоборствующими сторонами. На любой материал нужно иметь свое мнение, тогда он не будет скучным перечислением определений и фактов. Порой в учебнике недостаточно материала для размышления, тогда нужно рассмотреть два пособия по этой теме – друг за другом. Разница в изложении, оценке фактов создает интригу, материал запоминается сам собой.

Приступая к изучению темы, не нужно сразу читать учебник. Следует сначала вспомнить все, что уже известно, пусть с ошибками и пропусками, или подумать, что может быть сказано по этой теме. Так мы помогаем памяти взбодриться и вызвать интерес (в чем мы правы и не правы?)

Создавать правильные шпаргалки: они строятся как опорный конспект или тезисный план. В нее вносятся основные пункты ответа, даты, примеры, то, что легко забыть. Материал располагается самым экономным способом, используя сокращения, условные знаки, стрелки. Утром перед экзаменом ее нужно просмотреть, для успокоения нервов захватить с собой, а потом… оставить за дверью.



2015-11-11 377 Обсуждений (0)
Развитие и тренировка памяти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие и тренировка памяти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)