Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1.3. Эмоционально-волевая сфера



2015-11-11 653 Обсуждений (0)
Тема 1.3. Эмоционально-волевая сфера 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел 1. Общая психология.

Семинарское занятие 1

Тема 1.1. Предмет психологии.

План семинарского занятия:

1. Этапы развития психологии.

2. История психологии

3. Современные теоретические направления психологии.

4. Принципы и методы современной психологии.

5. Связь психологии с другими науками.

6. Понятие психики. Описательные характеристики психических явлений. Соотношение психики и отражения. Психика как порождение субъективной реальности. Необходимость психического отражения. Субъективные и объективные критерии психики.

 

Основные понятия: психика, психология, ассоциация, бихевиоризм, психоанализ (фрейдизм), гештальтпсихология, метод, методика, наблюдение, эксперимент, тестирование, валидность, надежность, беседа, анкетирование.

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания /Под ред. А.А. Бодалева. М. – Воронеж, 1996. – с. 49-58.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.3. с. 6-12, 24-75, 78, 86-90, 145-148. Т. 4. С. 221-227. Т. 6. С. 49-59, 70-75.

3. Немов Р. С. Психология. Т. 1. М., 1995. с. 5-92.

4. Годфруа Ж.. Что такое психология. М., Т. 1., 1992. – с. 57-110.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000

6. Общая психология. Тексты. Введение / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина, М.,2001

 

Семинарское занятие 2

Тема 1.2. Познавательные процессы

План семинара:

1. Понятие об ощущениях.

2. Восприятие, его виды и свойства.

3. Законы восприятия.

4. Определение и виды воображения.

5. Функции воображения и его развитие.

6. Явление и определение внимания.

· Феномен внимания, его признаки.

· Определение внимания.

· Основные свойства внимания.

Функции и виды внимания.

· Функции внимания.

· Виды внимания.

Психологические теории внимания.

· Эмоционально-моторная теория внимания Т. Рибо.

· Внимание и установка (концепция Д. Н. Узнадзе).

· Внимание как сторона ориентировочно-исследовательской деятельности (П. Я. Гальперин).

Основные понятия: ощущения, восприятие, представление, воображение, пороги ощущений, чувствительность, сензитивность, психометрическая кривая, закон Вебера-Фехнера, анализатор, адаптация, сенсибилизация, перцептивные действия, свойства восприятия (предметность, константность, осознанность и др.), способы воображения (агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация).

Внимание. Внешнее (сенсорно-перцептивное) и внутреннее (интеллектуальное) внимание. Доминанта. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное (вторичное непроизвольное) внимание. Устойчивость, распределение, переключение, объём, концентрация, отвлечение, рассеянность внимания. Внимательность как свойство личности.

Диагностика состояния познавательных процессов:

1. Определение объема внимания. (Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М., 1986, с. 117.

2. Изучение устойчивости внимания. (Практические занятия по психологии / Н. Б. Берхин, С. Ф. Спичак. М., 1972. Задание №32).

3. Исследование переключаемости внимания. (Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ А. И. Обраменко, А. А. Алексеев и др.; Под ред. А. И. Щербакова. М., 1990.

4. Изучение распределения внимания.

5. Составление саморекомендаций по развитию познавательных процессов на основе данных диагностики.

6. Составление рекомендаций для родственников пациентов, имеющих определенную патологию познавательных процессов

 

Темы рефератов:

1. Основные параметры ощущений.

2. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.

3. Влияние мышления на восприятие.

4. Психологические теории внимания.

5. Развитие внимания.

Самостоятельная работа:

1. Знакомство с методами работы с пациентами, имеющими патологию познавательных процессов (в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность).

Литература:

1. Андерсон Д.Р. Когнетивная психология. С.-Пб.,2002.

2. Глейтман Г., фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. С.-Пб.,2001.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. С.-Пб.,1998.

5. Годфруа Ж.. Что такое психология. Т. 2. М., 1996.

6. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1999.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000

8. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. М., 1994. (Глава «Внимание»).

9. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В. Д. Шадрикова.М., 1990.

10. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романива. М., 1998.

11. Грегори Р. Предметы и изображения. С. 189.

12. Венгер Л.А. Развитие восприятия в онтогенезе. С. 316.

13. Ярошевский М.Г. Категориальный аппарат психологии. С. 25.

14. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. С. 320.

 

 

Семинарское занятие 3

Тема 1.3. Эмоционально-волевая сфера.

План семинара:

1. Виды и роль эмоций в жизни человека.

· Значение эмоций в жизни человека.

· Основные функции эмоций.

· Виды эмоциональных состояний.

2. Психологические теории эмоций.

· Эволюционная теория Ч. Дарвина.

· Психоорганические теории Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда.

· Информационная теория П. В. Симонова.

· Биологическая теория П.К. Анохина.

3. Понятие, значение, функции воли.

4. Структура волевого акта.

5. Мотивация и волевая активность.

6. Волевые качества человека.

Основные понятия:

Эмоция, чувства, эмоциональные переживания, компоненты эмоциональной реакции, функции эмоций, стресс, дистресс ,воля, волевой акт, борьба мотивов, самостоятельность, настойчивость, упрямство, настроение, аффект, эустресс.

Отработка психологических методик:

1. Методика «Самочувствие, активность, настроение» («САН»).

2. Диагностика эмоциональной направленности личности (Методика Б. И. Додонова).

3. Отработка навыков нервно-мышечной релаксации, визуализации.

4. Решение ситуационных задач

Темы рефератов:

1. Эмоции и современное художественное творчество.

2. Теории эмоций.

3. Становление волевой регуляции поведения у детей.

4. Основные направления и пути развития воли.

Литература:

1. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.

2. Додонов Б. И. В мире эмоций. - Киев, 1987.

3. Изард К. Е. Эмоции человека. - М., 1980.

4. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. - М., 1994.

5. Петровский А. В. Введение в психологию. - М., 1995.

6. Психология эмоций: Тексты. - М., 1984.

7. Гозман Л. Я. Психология переживаний: анализ преодоления критических ситуаций. - М., 1984.

8. Громова Е. А. Эмоциональная память и её механизмы. - М., 1990.

9. Селье Г. Стресс и дистресс. - М., 1982.

10. Ладанов И. Д. Управление стрессом. - М., 1989.

Макаренко Ю. А. Системная организация эмоционального поведения. - М., 1980.

11. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.

12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

 

Семинарское занятие 4



2015-11-11 653 Обсуждений (0)
Тема 1.3. Эмоционально-волевая сфера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1.3. Эмоционально-волевая сфера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)