Тема 2. Краткие сведения по акустике
Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» Институт музыки, театра и хореографии Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов
Учебно-методический комплекс
По дисциплине «Ремонт и хранение музыкальных инструментов» Цикла ФТД. Специальности 070101 «Инструментальное исполнительство» Квалификация «Концертный исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель»
Составитель: - В.И. Петухов профессор, заслуженный работник культуры РФ.
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры __ ________ 20___ года Протокол № ___
Тюмень СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………3 Тематический план……………………………………………………..4 Вопросы к зачету……………………………………………………….5 Содержание учебной дисциплины…………………………………….6 Музыкальный словарь…………………………………………………19 Список литературы…………………………………………………….24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи курса Лекционно-практический курс «Ремонт и хранение музыкальных инструментов» даст студентам возможность ближе познакомиться с устройством музыкальных инструментов (баян, аккордеон) и с процессом их ремонта и хранение. Цель курса - уметь хорошо разбираться в марках баянов и аккордеонов, уметь определять и устранять неисправности, а также осуществлять ремонт узлов и деталей данных инструментов. Задачи - подготовка высокообразованного специалиста владеющего основами ремонта и настройки музыкальных инструментов. В процессе обучения студент должен овладеть знаниями необходимыми для работы с музыкальными инструментами. Курс рассчитан на два семестра. Прохождение его предусмотрено учебным планом в 7 и 8 семестрах. Занятия проводятся два часа в неделю под руководством педагога.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вопросы к зачету
1) Разновидности гармоник, баянов и аккордеонов 2)Основные виды ремонта 3) Организация ремонта 4) Механика, принципы действия баянов и аккордеонов 5)Звуковая часть 6) Неисправности планок с язычками 7)Ремонт голосовых планок 8)Неисправности резонаторов и их ремонт 9)Неисправности корпуса и грифа 10)Ремонт деревянных деталей 11)Клавиатурный механизм мелодии и его ремонт 12)Басовый механизм и его ремонт 13)Механизм переключения регистров и его ремонт 14)Неисправности меха и их ремонт 15)Основные методы настройки 16)Настройка баяна, аккордеона
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Разновидности гармоник, баянов, аккордеонов и их конструктивные особенности Гармоники, баяны и аккордеоны относятся к одним из наиболее популярных народных инструментов. Широкое распространение они получили благодаря своим большим музыкальным возможностям, простоте и доступности обучения игре на них, портативности. Музыкальные инструменты, в которых образуется благодаря колебанию упругих металлических язычков, составляют большую группу язычковых, в которую входят гармоники, баяны и аккордеоны, фисгармонии. Ввиду того, что в язычковых инструментах звук образуется с помощью воздуха, способ возбуждения язычков может быть назван пневматическим. Таким образом, гармоники, баяны и аккордеоны характеризуются как язычковые пневматические музыкальные инструменты. В 1821 г. Берлинский мастер Ф. Бушман сконструировал губную гармошку. В 1822 г. Ф. Бушман добавил к губной гармошке резервуар – мех, сходный по форме с кузнечными мехами. В 1829 г. Мастер Демианов усовершенствовал этот тип гармоники, придав меховой камере современную форму. В начале 40-х годов ХIХ в. подобные гармоники появились в России. Оружейный мастер Сизов сделал первую ручную гармонику Первые гармоники, изготовляемые в России местными кустарями, были однорядные. В 1870 г. По инициативе Н. И. Белобородова была изготовлена первая хроматическая гармоника. Мотивы местного песенного фольклора привели к созданию различных типов гармоник: саратовские, касимовские, череповецкие, вятские, ливенские, елецкие, сибирские, смоленские и др. Библиографический список 1. Фадеев, И. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов / И. Фадеев, И. Кузнецов. – Москва, 1971. 2. Мирек, А. Справочник по гармоникам / А. Мирек. – Москва, 1970. 3. Имханицкий, М. И. История баянного и аккордеонного искусства / М. И. Имханицкий. – Москва, 2006.
Тема 2. Краткие сведения по акустике
Все, что воспринимается органом слуха, имеет общее название- звук. Звук, как физическое явление, представляет собой колебательное движение какого-нибудь тела – источника звука (струны, мембраны, воздушного столба т. д.), создающего звуковые волны в упругих средах. Область физики, занимающаяся изучением звуковых явлений, называется акустикой. Звуковые колебания обладают физическими свойствами: амплитудой, частотой, продолжительностью и составом колебаний. Амплитуда колебаний – это наибольшее отклонение колеблющейся точки от среднего положения ( положение равновесия или покоя). Частота колебаний – число полных колебаний в единицу времени. Продолжительность времени, в течение которого упругое тело совершает одно полное колебание, называется периодом колебаний. Единица измерения частоты носит название герц по имени немецкого физика Г. Герца. Один герц соответствует одному полному колебанию в секунду. Продолжительность колебаний – время, в течение которого совершаются колебания. Отражение физических свойств колебаний – амплитуды, частоты, продолжительности и состава колебаний – в наших ощущениях воспринимается как качество звука. К ним относятся: высота, громкость, длительность и тембр звука. В ы с о т а з в у к а зависит от количества звуковых колебаний (частоты). Чем чаще колебания, тем выше звук; чем реже, тем звук ниже. Г р о м к о с т ь з в у к а зависит от его силы и частоты, а сила – от величины амплитуды колебания. В музыкальной практике принята шкала громкости из 8 ступеней, начиная от самой слабой до наибольшей, достигаемой в оркестре: ppp до f f f. Д л и т е л ь н о с т ь звука зависит только от продолжительности колебаний вибратора и совершенно не связана с акустикой и остальными качествами звука. Под тембром звука понимают окраску или характер звука. Р е з о н а н с – когда колебания одного тела вызывают колебания другого.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (928)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |