Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ДЛЯ РЕЖИССЕРА




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕАТРАЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАТОРА ШУМОВЫХ

ЭФФЕКТОВ

В общем плане работы над спектаклем шумовые эффекты для режиссера являются одним из звеньев художественного целого, выливающегося в результате репетиционной работы в

спектакль.

Очень тормозит работу режиссера, когда специалист (и даже большой специалист в своей области) организатор шу­мовых эффектов делает только то, что ему непосредственно поручено, — выполняет заказ режиссера на создание опреде­ленного шумового эффекта, — сам же не участвует в обсуж­дении того, почему интересующий режиссера эффект должен войти именно в этот кусок действия, какую цель преследует режиссер, выдвигая предложение о создании такого шума, чего он хочет добиться и какую мысль или ощущение нужно через этот эффект провести в спектакль.

Необходимо, чтобы организатор, изобретатель и руководи­тель шумовых эффектов интересовался сценой, любил сце­ническое искусство, понимал актерское мастерство и чтобы все театральное дело было ему чрезвычайно близко. Тогда его деятельность поможет режиссеру и будет способствовать

успеху спектакля.

Каждый шумовик возглавляет шумовую бригаду, кото­рая может состоять из лиц, специально приглашенных только для работы на шумовых аппаратах, но может быть сформи­рована и из молодых членов труппы, актеров и актрис. Нако­нец, эта же бригада включает и нескольких рабочих сцены, которые работают на более тяжелых аппаратах.



От руководителя шумовыми эффектами зависит, как ор­ганизовать эту бригаду и наладить не только репетиционную

Стр. 190

работу и работу по отысканию шумовых эффектов, но и по проведению этих шумов с нужной серьезностью и внима­нием всякий раз во время спектакля. Руководитель шумови­ков должен бороться за поднятие в своей бригаде уровня те­атральной культуры, разумея под этим словом не только ов­ладение техникой, но развитие вкуса, а также осмысленное отношение к тем процессам, которыми занимается каждый из членов бригады или группы, прикрепленный к одному из ап­паратов.

Для того, чтобы получился нужный для режиссера ре­зультат, необходимо, чтобы каждый из членов шумовой бри­гады, так сказать, жил жизнью своего аппарата, не только механически включал, вертел, делал те или иные автоматиче­ские движения, но и действовал. Возьмем, например, слу­чай, когда целая бригада стоит на свистульках, расставленных в разных концах сцены для того, чтобы изобразить щебе­тание и гомон птиц весной. Талантливый руководитель шумо­вых эффектов даст каждому члену бригады свою действен­ную задачу — как одна птица перекликается с другой, как птица выводит то или иное колено, причем она пропела, си­дя на одной ветке, потом быстро перелетела и села на дру­гую. Если шумовики достигают передачи такой живой жизни, то все это мгновенно переносится в зрительный зал. При от­сутствии внимания и вкуса к этого рода работе всех членов шумовой бригады шумовые эффекты меркнут, становятся ме­ханическим привеском к спектаклю.

Должен сказать, что замечание о вкусе к тому, что делает всякий, находящийся на сцене, желании и умении действовать в своей области, отвечая своим поведением главному дейст­вию, основным моментам развития пьесы, — все это относится ко всем работникам театра, находящимся на сцене во время спектакля и даже во время репетиций.

Следует прибавить, что режиссер должен установить ре­жим в жизни всех работников сцены, который в некотором смысле связывал бы их круговой порукой в общем деле со­здания спектакля.

В самом деле развитие действия в спектакле лежит не только на одних актерах. Если электротехники, сидящие в регуляторской, или осветители, находящиеся на отдельных ап­паратах, не вовлечены в общий рисунок и ритм спектакля, если рабочий, стоящий на занавесе, не подает его во время и с установленной скоростью его движения, если рабочие сцены и бутафоры будут выполнять свои задания без достаточного понимания, почему нужно так ставить по меткам ту или иную вещь на сцене,— не получится плавного или порывистого (в зависимости от требований, поставленных режиссером) дви­жения спектакля.

Конечно, все эти требования сводятся к одному: каждый

Стр. 191

работник сцены, а следовательно, и каждый член шумовой бри-'гады должен быть действительно театральным человеком.

Предположим, шумовая бригада получает следующую за­дачу: за стенами небольшой выгородки, которая изображает вход в барак скаковой конюшни, стоит несколько лошадей, приготовленных к выводу на ипподром. Жизнь конюшни явля­ется фоном для довольно напряженного разговора. И вот раз­мечается ряд шумовых кусков. Одна лошадь более нервная, причем ее станок расположен сейчас же у двери указанной выгородки; она пугается каждого стука и громкого голоса. Другая лошадь стоит дальше, в противоположном конце ба­рака; ее седлают, и она все время бьет не то передними, не то задними ногами. В одном из денников, когда оглаживали лошадь, она неудобно повернулась и ногой ударила по ведру, которое покатилось, а конюхи закричали на эту лошадь, и тогда затопотали рядом стоящие в соседних денниках. Все время слышно, как лошади то жуют сено, то грызут кормуш­ку, то позвякивают удилами и мундштуками.

Вся эта картина дойдет до зрителя, если каждый из членов бригады создаст эту жизнь в конюшне и аппараты, передающие стук копыт, будут пущены в действие таким образом, что каждый из них передаст характер лошади и ее поведение.

Все это зависит от (заведующего шумовой частью. Тогда только шумы будут ярки и запомнятся, если все они будут сорганизованы так, что изобретатель их и руководитель шу­мовых эффектов, будучи театральным человеком, создаст их в полном контакте со сценической жизнью актеров и с со­вершенно ясным пониманием режиссерского замысла.

К сожалению, не существует учебников, статей или иного характера пособий, которые бы полно осветили этот очень серьезный участок в работе режиссера над спектаклем.

В связи с вопросами, которые поставлены и освещены вы­ше, следует указать на работу по шумовому оформлению за­ведующего этой частью в Художественном театре — заслу­женного артиста республики В. А. Попова. В этой области он является действительным мастером — и как изобретатель раз­личного рода эффектов и как методист.

В. А. Попов имеет; огромный опыт работы по шумовому оформлению. Он является интересным конструктором целого ряда очень тонких аппаратов, выполнить которые удается в мастерских с отличными результатами, при указаниях и руко­водстве в работе над этими аппаратами самого изобретателя. Изобретая аппараты, он обращает внимание на тщательную обработку отдельных частей конструкции. Он учит, как поль­зоваться аппаратом, чтобы получить всю гамму задуманных им нюансов, и дает указания опытного характера по методи­ке в области шумовых процессов на сцене.

Стр. 192

Все, что говорилось о театральности руководителя шумовой частью в театре, относится к мастерству В. А. По­пова. Он может 'сделать ряд ценных указаний, как и откуда надлежит слушать подготавливаемый во время репетиций эф­фект, учитывая в дальнейшем его звучание, когда зрительный зал будет наполнен; как сочетать слуховые впечатления со зрительными, однако беря за основу сценическое действие; каковы проверенные им на опыте приемы работы с бригада­ми; где и каким образом располагать определенного характе­ра аппаратуру, чтобы получился задуманный эффект, и т. д.

Следует упомянуть, что крупнейшие режиссеры нашего Союза К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данчен­ко постоянно в своих постановках в той или иной мере при­меняли шумы в оформлении спектакля, причем для каждого из них, как и для любого режиссера, работающего над спек­таклем, этот элемент либо занимал очень заметное место в постановке, либо являлся своего рода фоном для сценического действия.




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7