Определение целей организации (этап 1)
Лекция 6 ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1. Определение целей организации 2. Выявление проблем организации 3. Анализ проблем и постановка диагноза 4. Поиск решения проблем 5. Выбор наилучшего решения 6. Задание для самостоятельной работы
Процесс формирования решений в организации представляет собой последовательный ряд этапов или действий. Общего мнения о количестве и составе этапов, из которых состоит процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения, не существует. Это объясняется различием тех обстоятельств, в которых принимаются решения, предпочтениями ЛПР, особенностями организации и т.д. Так или иначе, этапы, которые мы далее рассмотрим, включают в себя все основные действия по формированию системы управления в организации. Будем рассматривать процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения состоящим из девяти этапов [9]. Этап 1. Определение целей организации. Этап 2. Выявление проблем в процессе достижения этих целей. Этап 3. Анализ проблем и постановка диагноза. Этап 4. Поиск решения проблемы. Этап 5. Выбор наилучшего решения. Этап 6. Согласование решений в организации. Этап 7. Утверждение решения. Этап 8. Подготовка к вводу решения в действие. Этап 9. Управление применением решения. Этап 10. Проверка эффективности решения.
Определение целей организации (этап 1) Определение целей организации само является процессом выработки решения. Напомним, что цель – это ситуация или область ситуаций, которая должна быть достигнута при функционировании системы за определенный промежуток времени [5]. Эффективно разработанные цели организации представляют собой иерархическую структуру: достижение целей низшего уровня позволяет достичь целей более высокого уровня [2]. Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как ее миссия [1]. Миссия обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и разработки планов достижения этих целей. В зависимости от масштабности целей, сроков их достижения различают стратегические, тактические и оперативные цели. За достижение стратегических целей обычно отвечает высшее руководство, тактических – менеджеры среднего звена, оперативных – менеджеры первой линии и рядовые сотрудники [2]. ó Пример. Пример иерархии целей производственного предприятия см. в [2] – стр. 219. Цели организации на всех уровнях иерархии должны обладать следующими характеристиками. 1. Конкретность и измеримость. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает базу для оценки эффективности текущей работы организации, основу для определения степени достижения поставленных целей [1]. ó Пример. Примеры постановки конкретных и измеримых целей см. в [1] – стр. 296. 2. Ориентированность во времени (конкретность горизонта прогнозирования). Следует определить не только, что предприятие хочет осуществить, но и когда должны быть достигнуты определенные результаты. Выделяют долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и краткосрочные (в пределах года) цели [1]. 3. Достижимость. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху, снижает мотивацию их труда [1, 12]. 4. Гибкость. Цели должны быть гибкими и иметь пространство для их корректировки в связи с непредвиденными изменениями внешней среды и внутренних возможностей организации. Это обеспечивает реализуемость целей [12]. 5. Согласованность и взаимная поддерживаемость. Множественные цели предприятия должны быть согласованными и взаимно поддерживающими, т.е. действия и решения, направленные на достижение одной цели, не должны противоречить достижению другой. Неучет этого фактора ведет к возникновению конфликтов между подразделениями [1, 12]. 6. Выгодность для всех членов организации. Люди работают в организации с целью удовлетворения своих потребностей и увеличения своего личного благосостояния. Нельзя рассчитывать на их эффективное участие в любой деятельности, если не принимать во внимание личную заинтересованность работников (получение вознаграждения, повышение в должности и др.) в достижении целей организации [9]. 7. Соответствие объявляемых (юридически установленных) целей организации ее истинным (фактическим или действительным) целям [7]. Только это способствует достижимости целей. Определение целей должно быть не чем иным, как честным усилием членов организации сформулировать то, к достижению чего они стремятся [9]. 8. Разделение целей и средств их достижения [9]. Например, для предпринимательской организации выделяют две цели: прибыль и доля в рынке сбыта продукции. Однако лишь прибыль может быть превращена в приращение выгод для членов организации, и только ее можно рассматривать в качестве конечной цели организации. Доля в рынке сбыта является лишь средством достижения этой цели и кроме того, не обязательно приводит к улучшению благосостояния членов организации [9]. Цели организации используются в практической деятельности руководителей как критерии при оценке альтернатив и выборе наилучшего решения. На рис.6.1 показана модель процесса управления по целям, которая включает в себя четыре стадии: постановку целей, разработку планов действий, контроль над движением к целям и оценку результатов деятельности [2].
Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации [13]. У несоответствия может быть несколько причин. Корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения события, тогда как предупреждающее действие – для предотвращения возникновения события [13]. Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации [13]. У потенциального несоответствия может быть несколько причин. Предупреждающее действие предпринимается для предотвращения возникновения события, тогда как корректирующее действие – для предотвращения повторного возникновения события [13]. Если же, напротив, потенциальное событие благоприятно, то предпринимаемое в таком случае действие называют содействующим мероприятием [8]. Корректирующие, предупреждающие и содействующие мероприятия разрабатываются заранее и включаются в первоначальные планы действий в качестве его составных частей (стадия 2 на рис.6.1), а вводятся в действие на основании анализа и оценки продвижения к целям на стадии 3. & Задание для самостоятельной работы. 1. Если оценивать цели организации исходя из мнений индивидуумов, проявляется тенденция считать благосостояние отдельных групп более важным по сравнению с другими. Почему? [9] 2. Благосостояние лиц и групп трудно определить и измерить, так как при этом в значительной мере проявляется субъективизм. С помощью какого экономического и политического механизмов можно измерить благосостояние индивидуумов? [9] 3. Возможно ли расхождение между целями организации и отдельных людей, составляющих данную организацию? Поясните. [9] 4. Каким образом можно установить фактически действующие цели организации? Какова вероятность совпадения действующих и провозглашенных целей? [9] 5. Предположим, вы занимаете должность руководителя среднего по размерам агентства недвижимости. Будете ли вы пользоваться управлением по целям? Если да, приведите примеры целей, которые вы бы поставили перед своими менеджерами и торговыми агентами. [2]
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (872)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |