Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение целей организации (этап 1)



2015-11-11 872 Обсуждений (0)
Определение целей организации (этап 1) 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 6

ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

 

 

1. Определение целей организации

2. Выявление проблем организации

3. Анализ проблем и постановка диагноза

4. Поиск решения проблем

5. Выбор наилучшего решения

6. Задание для самостоятельной работы

 

 

Процесс формирования решений в организации представляет собой последовательный ряд этапов или действий. Общего мнения о количестве и составе этапов, из которых состоит процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения, не существует. Это объясняется различием тех обстоятельств, в которых принимаются решения, предпочтениями ЛПР, особенностями организации и т.д. Так или иначе, этапы, которые мы далее рассмотрим, включают в себя все основные действия по формированию системы управления в организации.

Будем рассматривать процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения состоящим из девяти этапов [9].

Этап 1. Определение целей организации.

Этап 2. Выявление проблем в процессе достижения этих целей.

Этап 3. Анализ проблем и постановка диагноза.

Этап 4. Поиск решения проблемы.

Этап 5. Выбор наилучшего решения.

Этап 6. Согласование решений в организации.

Этап 7. Утверждение решения.

Этап 8. Подготовка к вводу решения в действие.

Этап 9. Управление применением решения.

Этап 10. Проверка эффективности решения.

 

 

Определение целей организации (этап 1)

Определение целей организации само является процессом выработки решения. Напомним, что цельэто ситуация или область ситуаций, которая должна быть достигнута при функционировании системы за определенный промежуток времени [5].

Эффективно разработанные цели организации представляют собой иерархическую структуру: достижение целей низшего уровня позволяет достичь целей более высокого уровня [2].

Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как ее миссия [1]. Миссия обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и разработки планов достижения этих целей.

В зависимости от масштабности целей, сроков их достижения различают стратегические, тактические и оперативные цели.

За достижение стратегических целей обычно отвечает высшее руководство, тактических – менеджеры среднего звена, оперативных – менеджеры первой линии и рядовые сотрудники [2].

ó Пример. Пример иерархии целей производственного предприятия см. в [2] – стр. 219.

Цели организации на всех уровнях иерархии должны обладать следующими характеристиками.

1. Конкретность и измеримость. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает базу для оценки эффективности текущей работы организации, основу для определения степени достижения поставленных целей [1].

ó Пример. Примеры постановки конкретных и измеримых целей см. в [1] – стр. 296.

2. Ориентированность во времени (конкретность горизонта прогнозирования). Следует определить не только, что предприятие хочет осуществить, но и когда должны быть достигнуты определенные результаты. Выделяют долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и краткосрочные (в пределах года) цели [1].

3. Достижимость. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху, снижает мотивацию их труда [1, 12].

4. Гибкость. Цели должны быть гибкими и иметь пространство для их корректировки в связи с непредвиденными изменениями внешней среды и внутренних возможностей организации. Это обеспечивает реализуемость целей [12].

5. Согласованность и взаимная поддерживаемость. Множественные цели предприятия должны быть согласованными и взаимно поддерживающими, т.е. действия и решения, направленные на достижение одной цели, не должны противоречить достижению другой. Неучет этого фактора ведет к возникновению конфликтов между подразделениями [1, 12].

6. Выгодность для всех членов организации. Люди работают в организации с целью удовлетворения своих потребностей и увеличения своего личного благосостояния. Нельзя рассчитывать на их эффективное участие в любой деятельности, если не принимать во внимание личную заинтересованность работников (получение вознаграждения, повышение в должности и др.) в достижении целей организации [9].

7. Соответствие объявляемых (юридически установленных) целей организации ее истинным (фактическим или действительным) целям [7]. Только это способствует достижимости целей. Определение целей должно быть не чем иным, как честным усилием членов организации сформулировать то, к достижению чего они стремятся [9].

8. Разделение целей и средств их достижения [9]. Например, для предпринимательской организации выделяют две цели: прибыль и доля в рынке сбыта продукции. Однако лишь прибыль может быть превращена в приращение выгод для членов организации, и только ее можно рассматривать в качестве конечной цели организации. Доля в рынке сбыта является лишь средством достижения этой цели и кроме того, не обязательно приводит к улучшению благосостояния членов организации [9].

Цели организации используются в практической деятельности руководителей как критерии при оценке альтернатив и выборе наилучшего решения. На рис.6.1 показана модель процесса управления по целям, которая включает в себя четыре стадии: постановку целей, разработку планов действий, контроль над движением к целям и оценку результатов деятельности [2].

 

 

 


Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации [13]. У несоответствия может быть несколько причин. Корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения события, тогда как предупреждающее действие – для предотвращения возникновения события [13].

Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации [13]. У потенциального несоответствия может быть несколько причин. Предупреждающее действие предпринимается для предотвращения возникновения события, тогда как корректирующее действие – для предотвращения повторного возникновения события [13].

Если же, напротив, потенциальное событие благоприятно, то предпринимаемое в таком случае действие называют содействующим мероприятием [8].

Корректирующие, предупреждающие и содействующие мероприятия разрабатываются заранее и включаются в первоначальные планы действий в качестве его составных частей (стадия 2 на рис.6.1), а вводятся в действие на основании анализа и оценки продвижения к целям на стадии 3.

& Задание для самостоятельной работы.

1. Если оценивать цели организации исходя из мнений индивидуумов, проявляется тенденция считать благосостояние отдельных групп более важным по сравнению с другими. Почему? [9]

2. Благосостояние лиц и групп трудно определить и измерить, так как при этом в значительной мере проявляется субъективизм. С помощью какого экономического и политического механизмов можно измерить благосостояние индивидуумов? [9]

3. Возможно ли расхождение между целями организации и отдельных людей, составляющих данную организацию? Поясните. [9]

4. Каким образом можно установить фактически действующие цели организации? Какова вероятность совпадения действующих и провозглашенных целей? [9]

5. Предположим, вы занимаете должность руководителя среднего по размерам агентства недвижимости. Будете ли вы пользоваться управлением по целям? Если да, приведите примеры целей, которые вы бы поставили перед своими менеджерами и торговыми агентами. [2]

 

 



2015-11-11 872 Обсуждений (0)
Определение целей организации (этап 1) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение целей организации (этап 1)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (872)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)