Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые
Однородные члены предложения Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения. Сравните два предложения: Я часто получаю письма и посылки. Я часто получаю и отправляю письма. В первом предложении два дополнения отвечают на вопрос ЧТО? и относятся к одному и тому же сказуемому, а во втором предложении два сказуемых поясняются одним общим дополнением. Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, как это было в предложениях выше, но могут быть выражены и разными частями речи. Например: Он говорилмедленно, с большими паузами. В этом предложении первое обстоятельство выражено наречием, а второе – существительным с предлогом. Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова. Рассмотрите внимательно следующее предложение. Мужики снимали с головы шапки и кланялись. Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов). В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Например: Луна поднималась и освещала дорогу, поле и дома деревни. Первый ряд однородных членов в этом предложении создают сказуемые, второй – дополнения.
К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее. По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву(Паустовский). В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления. Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например: Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев). Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день. Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже. Он владел немецким, французским, английским языком. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам. Если определения выражены прилагательными, то определить, нужно ли их разделять запятыми, можно следующим способом. Известно, что прилагательные делятся на три разряда:качественные, относительные и притяжательные. Если у одного слова есть определения, выраженные прилагательными разных разрядов, то эти определения будут неоднородными. На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин). У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное). Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным. Рассмотрите примеры на иллюстрации. Почему ты не надеваешь свое новое платье? Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые. Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными. Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов).
Сочинительные союзы в русском языке речи делятся на три разряда: соединительные, разделительные и противительные. Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: "И ЭТО, И ТО". Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: "ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО". Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: "НЕ ТО, А ЭТО". Противительные союзы противопоставляют один однородный член другому. Рассмотрите примеры союзов каждого разряда на иллюстрации.
Обратите внимание, что союз ДА записан и в столбике с соединительными союзами, и в столбике с противительными союзами. Дело в том, что он может употребляться в двух значениях. Сравните две поговорки: Без нитки да иголки шубы не пошить и Мал золотник, дадорог. В первой поговорке союз ДА может быть заменен на И, а во второй – на НО.
Некоторые сочинительные союзы состоят из нескольких слов, например, КАК… ТАК И; НЕ ТОЛЬКО… НО И. Такие союзы называются составными. Постановка запятых в предложениях, где однородные члены связаны сочинительными союзами, зависит от того, к какому разряду они принадлежат. Перед сочинительными союзами, соединяющими однородные члены, запятая ставится в трех случаях: 1) если в предложении однородные члены связаны противительным союзом: 2) если однородные члены связаны повторяющимися союзами: 3) если однородные члены соединены составными союзами: Теперь обратимся к случаям, когда запятую перед союзами, соединяющими однородные члены, ставить не нужно. 1. Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например: В садке плескались пескари и окуни. 2. Если союзы объединяют однородные члены в пары, например: В его коллекции было много ножей и кинжалов, пистолетов и ружей, украшенных драгоценными камнями. 3. Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие. Нас разбудили ни свет ни заря.
Внимательно прочитайте предложение. Рядом с домом росли хвойные деревья: ели, сосны, пихты. В этом примере четыре подлежащих, но назвать их всех однородными нельзя, потому что первое из них – слово ДЕРЕВЬЯ – объединяет в своем значении последующие, или, наоборот, три последних подлежащих конкретизируют, уточняют значение первого. Между первым подлежащим и последующими можно вставить вопрос: "А какие именно?". Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим. Обратите внимание: обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены. Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения, например: Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать (Пушкин) или Так было всегда: и сто, и триста лет назад. Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями, например: Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу: щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков). В этом предложении обобщающим будет сочетание РАЗНУЮ КРУПНУЮ РЫБУ. В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом из трех основных пунктов. 1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Желтые кленовые листья лежали всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах машин. 2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюдулежали желтые кленовые листья. 3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире. Всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья.
1. Он лежал на спине_ и долго смотрел в небо. 2. Ураган вчера повалил деревья в парке_ и рекламные щиты на улицах. 3. Очерки деревьев, обрызганных дождем_ и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака (Тургенев). 4. Измученные_ грязные_ мокрые, мы достигли берега (По Тургеневу). 5. В глубокой тишине четко_ и осторожно отдавалось по саду чоканье соловья (Бунин). 6. Собрала я свое добришко_ и вернулась к сестре (Бунин). 7. Роса серебрилась по мокрым_ пахучим_ густым цветам_ и травам (Бунин). 8. Стук копыт_ звон колеса отзывались громом_ и отдавались с четырех сторон (По Гоголю). 9. Шумнее_ и шумнее раздавались по улицам песни_ и крики (Гоголь). 10. Мы взяли с собой резиновую_ надувную лодку_ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. (Паустовский) 11. Официант поставил на стол холодные_ горячие закуски, а также главное блюдо – фаршированную семгу. 12. Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий_ могучий_ грозный шум громадной толпы (Бабель). 13. Я бросил в волчицу тяжелым_ свинцовым грузилом (Паустовский). 14. Отсюда был виден большой_ запущенный сад (А. Гайдар). 15. В меню был представлен большой выбор белого_ красного вина_ а также газированные напитки_ и соки. 16. Евгений Шварц вырос в маленьком_ провинциальном_ южном городе Майкопе. 17. В глубине сада торчал неуклюжий_ двухэтажный сарай, а под крышей этого сарая развевался маленький_ красный флаг (Гайдар). 18. Особенно хорошо в беседке в тихие_ осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый_ отвесный дождь (Паустовский). 19. На выставке представлено много газовых_ электрических плит_ и печей. 20. Впереди - пустынный_ сентябрьский день (Паустовский). 21. Он уложил в чемодан_ не только одежду_ но и книги. 22. Он решил укладывать в чемодан_ либо одежду_ либо книги. 23. Он достал чемодан и положил туда_ и рубашки_ и галстуки_ и альбом с фотографиями. 24. В альбоме были фотографии его жены_ и родственников_ и друзей. 25. В глубине сада стоял небольшой флигель с маленькими окнами, не открывавшимися_ ни зимой_ ни летом. 26. На столе уже стояли пирожки_ и блины, оладьи_ и сырники. 27. Я закажу_ или мороженое_ или клубничный сок. 28. Я закажу мороженое_ или клубничный пирог_ или ватрушку. 29. Я закажу_ не только мороженое_ но и яблочный пирог. 30. Раньше Егорушка не видел никогда_ ни пароходов_ ни локомотивов_ ни широких рек (Чехов). 31. Ему хорошо знаком_ и помещичий быт_ и крестьянский_ и мещанский (Тургенев). 32. На левой стороне видны обширные поля_ лесочки_ три_ или четыре деревеньки_ и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим (Карамзин). 33. И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды_ и пращ_ и стрела_ и лукавый кинжал_ щадят победителя годы (Пушкин). 34. Частокол был обвешан связками сушеных груш_ и яблок_ и проветривающимися коврами (по Гоголю). 35. Цветов росло там много_ журавлиного горошку_ кашки_ колокольчиков_ незабудок_полевых гвоздик (Тургенев). 36. Он знает толк во всем, что важно_ и занимательно для русского человека_ в лошадях_ и в скотине_ в лесе_ в кирпичах_ и в посуде_ в красном товаре_ и в кожевенном_ в песнях_ и плясках (Тургенев). 37. У зайца много врагов: и волк_ и лиса_ и человек. 38. Дома ли_ на улице ли_ в гостях_ везде чувствовал он на себе чей-то взгляд. 39. Татьяна приготовила все необходимое для вышивки_ разноцветные нитки_ бисер_блестки_ бусины. 40. В нашем универмаге вы сможете приобрести различные_ головные уборы_ кепки_шляпы_ зимние_ и спортивные шапки. 41. Повсюду_ в клубе_ на улицах_ на скамейках у ворот_ в домах_ происходили шумные разговоры (Гаршин). 42. Все слилось, все смешалось_ земля_ воздух_ небо. 43. На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки_ раков_ и бараньи котлеты (Чехов). 44. В нем не осталось никаких человеческих чувств_ ни любви к сыну_ ни сострадания к ближнему. 45. Лиственные деревья_ осины_ ольха_ березки_ еще голы (Солоухин). 46. Капли росы переливались всеми цветами радуги_ красным_ желтым_ зеленым_фиолетовым. 47. Радостно_ молодо было_ и на небе_ и на земле_ и в сердце человека (Толстой). 48. Брошены были все привычные занятия_ шахматы_ шашки_ волейбол_ городки. 49. Меж ними все рождало споры_ и к размышлению влекло_ племен минувших договоры_плоды наук_ добро_ и зло_ и предрассудки вековые_ и гроба тайны роковые, судьба_ и жизнь в свою чреду_ все подвергалось их суду (Пушкин). 50. И подпасок, гонящий коров_ и землемер, едущий в бричке через плотину_ и гуляющие господа_ все глядят на закат и все до одного находят, что он страшно красив, но никто не знает и не скажет, в чем тут красота (Чехов). 51. И то, что они сидели в гостиной, где все_ и люстра в чехле_ и кресла_ и ковры под ногами_ говорило, что здесь когда-то ходили_ сидели_ пили чай вот эти самые люди, которые глядели теперь из рам, и то, что здесь теперь бесшумно ходила красивая Пелагея, - это было лучше всяких рассказов (Чехов). 52. Иногда бывает, что облака в беспорядке толпятся на горизонте, и солнце, прячась за них, красит их_ и небо во всевозможные цвета_ в багряный_ оранжевый_ золотой_лиловый_ грязно-розовый; одно облачко похоже на монаха, другое на рыбу, третье на турка в чалме (Чехов). 53. Зарево охватило треть неба, блестит в церковном кресте_ и в стеклах господского дома_отсвечивает в реке_ и в лужах_ дрожит на деревьях; далеко-далеко на фоне зари летит куда-то ночевать стая диких уток... (Чехов). 54. Представьте себе... стриженую головку с густыми_ низко нависшими бровями_ с птичьим носом_ с длинными_ седыми усами_ и с широким ртом, из которого торчит длинный_черешневый чубук; головка эта неумело приклеена к тощему_ горбатому туловищу, одетому в фантастический костюм_ в куцую_ красную куртку и в широкие_ ярко-голубые шаровары; ходила эта фигура, расставя ноги_ и шаркая туфлями, говорила, не вынимая изо рта чубука, а держала себя с чисто армянским достоинством_ не улыбалась_ не пучила глаза_ и старалась обращать на своих гостей как можно меньше внимания. 55. Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел_ читает партитуру, машет палочкой_ следит за певцом_ делает движение в сторону то барабана_то валторны и проч. (Чехов). 56. Чуждые люди_ чуждая природа_ жалкая культура_ все это, брат, не так легко, как гулять по Невскому в шубе, под ручку с Надеждой Федоровной_ и мечтать о теплых краях (Чехов). 57. Ненависть к фон Корену_ и беспокойство_ все исчезло из души (Чехов).
Xbox 360 Форум по игровым приставкам Обзоры и инструкции xbox360.nextgame.net примеры работ Студия ландшафтного дизайна в геленджике примеры работ. shupik.me
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |