Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые



2015-11-11 2188 Обсуждений (0)
Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые 4.75 из 5.00 4 оценки




Однородные члены предложения

Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения.

Сравните два предложения:

Я часто получаю письма и посылки. Я часто получаю и отправляю письма.

В первом предложении два дополнения отвечают на вопрос ЧТО? и относятся к одному и тому же сказуемому, а во втором предложении два сказуемых поясняются одним общим дополнением.

Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, как это было в предложениях выше, но могут быть выражены и разными частями речи. Например: Он говорилмедленно, с большими паузами. В этом предложении первое обстоятельство выражено наречием, а второе – существительным с предлогом.

Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова. Рассмотрите внимательно следующее предложение.

Мужики снимали с головы шапки и кланялись.

Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов).

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Например:

Луна поднималась и освещала дорогу, поле и дома деревни.

Первый ряд однородных членов в этом предложении создают сказуемые, второй – дополнения.


Однородные и неоднородные определения

К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.

Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.

По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву(Паустовский).

В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:

Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).

Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.

Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже.

Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.

Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.

Если определения выражены прилагательными, то определить, нужно ли их разделять запятыми, можно следующим способом. Известно, что прилагательные делятся на три разряда:качественные, относительные и притяжательные. Если у одного слова есть определения, выраженные прилагательными разных разрядов, то эти определения будут неоднородными.

На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин).

У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).

Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

Рассмотрите примеры на иллюстрации.

Почему ты не надеваешь свое новое платье?
Наконец мы дождались первых теплых дней.

Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.

Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.

Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов).
Ясные дни сменились холодными, синевато-серенькими, беззвучными (Бунин).


Пунктуация в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами

Сочинительные союзы в русском языке речи делятся на три разряда: соединительные, разделительные и противительные.

Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: "И ЭТО, И ТО". Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: "ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО". Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: "НЕ ТО, А ЭТО". Противительные союзы противопоставляют один однородный член другому. Рассмотрите примеры союзов каждого разряда на иллюстрации.

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
И ЭТО И ТО НЕ ТО, А ЭТО ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО
И, НИ… НИ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, НЕ ТОЛЬКО … НО И, КАК… ТАК И, ДА (=И) НО, А, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО) ИЛИ, ИЛИ… ИЛИ, ЛИБО, ЛИБО … ЛИБО, ТО… ТО, НЕ ТО… НЕ ТО, ТО ЛИ … ТО ЛИ

Обратите внимание, что союз ДА записан и в столбике с соединительными союзами, и в столбике с противительными союзами. Дело в том, что он может употребляться в двух значениях. Сравните две поговорки: Без нитки да иголки шубы не пошить и Мал золотник, дадорог. В первой поговорке союз ДА может быть заменен на И, а во второй – на НО.

Без нитки да иголки шубы не пошить. Без нитки и иголки шубы не пошить. Мал золотник, да дорог. Мал золотник, но дорог.

Некоторые сочинительные союзы состоят из нескольких слов, например, КАК… ТАК И; НЕ ТОЛЬКО… НО И. Такие союзы называются составными.

Постановка запятых в предложениях, где однородные члены связаны сочинительными союзами, зависит от того, к какому разряду они принадлежат.

Перед сочинительными союзами, соединяющими однородные члены, запятая ставится в трех случаях:

1) если в предложении однородные члены связаны противительным союзом:
Ягодка красна, да на вкус горька. Задача трудная, зато интересная;

2) если однородные члены связаны повторяющимися союзами:
В лесу одному шумно, и жутко, ивесело (Фет);

3) если однородные члены соединены составными союзами:
Там будет праздник не только сегодня, но и завтра..

Теперь обратимся к случаям, когда запятую перед союзами, соединяющими однородные члены, ставить не нужно.

1. Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например:

В садке плескались пескари и окуни.
В этом лесу на соснах вы можете заметить белку
или дятла.

2. Если союзы объединяют однородные члены в пары, например:

В его коллекции было много ножей и кинжалов, пистолетов и ружей, украшенных драгоценными камнями.

3. Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие.

Нас разбудили ни свет ни заря.


Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами

Внимательно прочитайте предложение.

Рядом с домом росли хвойные деревья: ели, сосны, пихты.

В этом примере четыре подлежащих, но назвать их всех однородными нельзя, потому что первое из них – слово ДЕРЕВЬЯ – объединяет в своем значении последующие, или, наоборот, три последних подлежащих конкретизируют, уточняют значение первого. Между первым подлежащим и последующими можно вставить вопрос: "А какие именно?".

Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим. Обратите внимание: обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения, например:

Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать (Пушкин) или Так было всегда: и сто, и триста лет назад.

Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями, например:

Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу: щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).

В этом предложении обобщающим будет сочетание РАЗНУЮ КРУПНУЮ РЫБУ.

В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом из трех основных пунктов.

1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Желтые кленовые листья лежали всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах машин.

2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

На дорожках, на скамейках, на крышах машин всюдулежали желтые кленовые листья.

3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире.

Всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах машин лежали желтые кленовые листья.


УПРАЖНЕНИЕ

1. Он лежал на спине_ и долго смотрел в небо.

2. Ураган вчера повалил деревья в парке_ и рекламные щиты на улицах.

3. Очерки деревьев, обрызганных дождем_ и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака (Тургенев).

4. Измученные_ грязные_ мокрые, мы достигли берега (По Тургеневу).

5. В глубокой тишине четко_ и осторожно отдавалось по саду чоканье соловья (Бунин).

6. Собрала я свое добришко_ и вернулась к сестре (Бунин).

7. Роса серебрилась по мокрым_ пахучим_ густым цветам_ и травам (Бунин).

8. Стук копыт_ звон колеса отзывались громом_ и отдавались с четырех сторон (По Гоголю).

9. Шумнее_ и шумнее раздавались по улицам песни_ и крики (Гоголь).

10. Мы взяли с собой резиновую_ надувную лодку_ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. (Паустовский)

11. Официант поставил на стол холодные_ горячие закуски, а также главное блюдо – фаршированную семгу.

12. Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий_ могучий_ грозный шум громадной толпы (Бабель).

13. Я бросил в волчицу тяжелым_ свинцовым грузилом (Паустовский).

14. Отсюда был виден большой_ запущенный сад (А. Гайдар).

15. В меню был представлен большой выбор белого_ красного вина_ а также газированные напитки_ и соки.

16. Евгений Шварц вырос в маленьком_ провинциальном_ южном городе Майкопе.

17. В глубине сада торчал неуклюжий_ двухэтажный сарай, а под крышей этого сарая развевался маленький_ красный флаг (Гайдар).

18. Особенно хорошо в беседке в тихие_ осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый_ отвесный дождь (Паустовский).

19. На выставке представлено много газовых_ электрических плит_ и печей.

20. Впереди - пустынный_ сентябрьский день (Паустовский).

21. Он уложил в чемодан_ не только одежду_ но и книги.

22. Он решил укладывать в чемодан_ либо одежду_ либо книги.

23. Он достал чемодан и положил туда_ и рубашки_ и галстуки_ и альбом с фотографиями.

24. В альбоме были фотографии его жены_ и родственников_ и друзей.

25. В глубине сада стоял небольшой флигель с маленькими окнами, не открывавшимися_ ни зимой_ ни летом.

26. На столе уже стояли пирожки_ и блины, оладьи_ и сырники.

27. Я закажу_ или мороженое_ или клубничный сок.

28. Я закажу мороженое_ или клубничный пирог_ или ватрушку.

29. Я закажу_ не только мороженое_ но и яблочный пирог.

30. Раньше Егорушка не видел никогда_ ни пароходов_ ни локомотивов_ ни широких рек (Чехов).

31. Ему хорошо знаком_ и помещичий быт_ и крестьянский_ и мещанский (Тургенев).

32. На левой стороне видны обширные поля_ лесочки_ три_ или четыре деревеньки_ и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим (Карамзин).

33. И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды_ и пращ_ и стрела_ и лукавый кинжал_ щадят победителя годы (Пушкин).

34. Частокол был обвешан связками сушеных груш_ и яблок_ и проветривающимися коврами (по Гоголю).

35. Цветов росло там много_ журавлиного горошку_ кашки_ колокольчиков_ незабудок_полевых гвоздик (Тургенев).

36. Он знает толк во всем, что важно_ и занимательно для русского человека_ в лошадях_ и в скотине_ в лесе_ в кирпичах_ и в посуде_ в красном товаре_ и в кожевенном_ в песнях_ и плясках (Тургенев).

37. У зайца много врагов: и волк_ и лиса_ и человек.

38. Дома ли_ на улице ли_ в гостях_ везде чувствовал он на себе чей-то взгляд.

39. Татьяна приготовила все необходимое для вышивки_ разноцветные нитки_ бисер_блестки_ бусины.

40. В нашем универмаге вы сможете приобрести различные_ головные уборы_ кепки_шляпы_ зимние_ и спортивные шапки.

41. Повсюду_ в клубе_ на улицах_ на скамейках у ворот_ в домах_ происходили шумные разговоры (Гаршин).

42. Все слилось, все смешалось_ земля_ воздух_ небо.

43. На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки_ раков_ и бараньи котлеты (Чехов).

44. В нем не осталось никаких человеческих чувств_ ни любви к сыну_ ни сострадания к ближнему.

45. Лиственные деревья_ осины_ ольха_ березки_ еще голы (Солоухин).

46. Капли росы переливались всеми цветами радуги_ красным_ желтым_ зеленым_фиолетовым.

47. Радостно_ молодо было_ и на небе_ и на земле_ и в сердце человека (Толстой).

48. Брошены были все привычные занятия_ шахматы_ шашки_ волейбол_ городки.

49. Меж ними все рождало споры_ и к размышлению влекло_ племен минувших договоры_плоды наук_ добро_ и зло_ и предрассудки вековые_ и гроба тайны роковые, судьба_ и жизнь в свою чреду_ все подвергалось их суду (Пушкин).

50. И подпасок, гонящий коров_ и землемер, едущий в бричке через плотину_ и гуляющие господа_ все глядят на закат и все до одного находят, что он страшно красив, но никто не знает и не скажет, в чем тут красота (Чехов).

51. И то, что они сидели в гостиной, где все_ и люстра в чехле_ и кресла_ и ковры под ногами_ говорило, что здесь когда-то ходили_ сидели_ пили чай вот эти самые люди, которые глядели теперь из рам, и то, что здесь теперь бесшумно ходила красивая Пелагея, - это было лучше всяких рассказов (Чехов).

52. Иногда бывает, что облака в беспорядке толпятся на горизонте, и солнце, прячась за них, красит их_ и небо во всевозможные цвета_ в багряный_ оранжевый_ золотой_лиловый_ грязно-розовый; одно облачко похоже на монаха, другое на рыбу, третье на турка в чалме (Чехов).

53. Зарево охватило треть неба, блестит в церковном кресте_ и в стеклах господского дома_отсвечивает в реке_ и в лужах_ дрожит на деревьях; далеко-далеко на фоне зари летит куда-то ночевать стая диких уток... (Чехов).

54. Представьте себе... стриженую головку с густыми_ низко нависшими бровями_ с птичьим носом_ с длинными_ седыми усами_ и с широким ртом, из которого торчит длинный_черешневый чубук; головка эта неумело приклеена к тощему_ горбатому туловищу, одетому в фантастический костюм_ в куцую_ красную куртку и в широкие_ ярко-голубые шаровары; ходила эта фигура, расставя ноги_ и шаркая туфлями, говорила, не вынимая изо рта чубука, а держала себя с чисто армянским достоинством_ не улыбалась_ не пучила глаза_ и старалась обращать на своих гостей как можно меньше внимания.

55. Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел_ читает партитуру, машет палочкой_ следит за певцом_ делает движение в сторону то барабана_то валторны и проч. (Чехов).

56. Чуждые люди_ чуждая природа_ жалкая культура_ все это, брат, не так легко, как гулять по Невскому в шубе, под ручку с Надеждой Федоровной_ и мечтать о теплых краях (Чехов).

57. Ненависть к фон Корену_ и беспокойство_ все исчезло из души (Чехов).

 

Xbox 360

Форум по игровым приставкам Обзоры и инструкции

xbox360.nextgame.net

примеры работ

Студия ландшафтного дизайна в геленджике примеры работ.

shupik.me

 



2015-11-11 2188 Обсуждений (0)
Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)