Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этногенез и древнейшая (дописьменная) история славян. Источники сведений о дописьменной истории славян: сообщения античных и византийских авторов



2015-11-11 2386 Обсуждений (0)
Этногенез и древнейшая (дописьменная) история славян. Источники сведений о дописьменной истории славян: сообщения античных и византийских авторов 4.67 из 5.00 3 оценки




Славяне не имели письменности до того, как она была создана в IX веке Константином и Мефодием.

Поэтому учёные-слависты изучают другие источники возникновения славянских племён. Источниками дописьменной истории славян являются сообщения античных авторов, летописные предания, фольклор, археологические данные и язык как источник сведений об истории славян.

Древние исторические сведения о славянах под именем «венеды», «венеты» содержатся в сочинениях римских и греческих авторов I-II века нашей эры.

В письменных источниках ничего не сообщается о славянах до нашей эры.

 

Геродот, прозванный «отцом истории», в четвёртой книге своей «Истории», написанной в V веке до нашей эры, описывает поход персидского царя Дария в Северное Причерноморье, много пишет о скифах – врагах персов, он описывает события, которые отстояли от времени описания на несколько десятилетий.

По Геродоту Северное Причерноморье населяли скифы (самоназвание: сколоты), причём от Южного Буга до Днепра (область правого Нижнего и Среднего Поднепровья) обитали так называемые скифы-земледельцы (или борисфениты), а за Днепром начинались владения скифов-кочевников. В верховьях Днестра и Южного Буга проживало племя невров. Из-за мест своего обитания, которые по версиям археологов совпадают или близки к славянской прародине, невры привлекают особый интерес исследователей.

О неврах Геродот сообщил немногое:

«У невров обычаи скифские… Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик.»

Археологи находят географическое и временное соответствие неврам в милоградской археологической культуре VII—III вв. до н. э., ареал которой распространяется наВолынь и бассей реки Припяти (северо-запад Украины и южная Беларусь). По вопросу этнической принадлежности милоградцев (геродотовских невров) мнения учёных разделились: В. В. Седов относил их к балтам, Б. А. Рыбаков видел в них праславян. Существуют также версии об участии скифов-земледельцев в этногенезе славян, основанные на предположении, что их название несёт не этнический (принадлежность к ираноязычным племенам), а обобщающий (принадлежность к варварам) характер.

 

Древнейшие свидетельства о славянах скудные, и относятся они к I-II векам до нашей эры, дошли они от трёх авторов: Плиний Старший (23-79 год, погиб при извержении Везувия), Публий Корнелий Тацит (около 55-120 (II век)) и Клавдий Птолемей (умер в 178 году, год рождения неизвестен).

 

Плиний Старший в своей «Естественной истории» описывает территорию по течению Дуная, описывает территории. Современной Румынии, упоминает о Балтийском море, которое называет северным океаном. Балтийское море стало известно благодаря янтарю, так как искали «янтарный путь», Плиний Старший описывает этот путь (Карпаты, Скандинавия). В бассейне реки Вистулы живут разные племена, среди которых и венеды.

 

Венеды упоминаются и у других античных авторов.

 

Римский консул Корнелий Тацит описывает состояние германских племён, среди которых он упоминает венедов, сарматов, фенов (финнов). Тацит отмечает неопрятность племён. Из-за смешанных браков облик этих племён становится всё больше сарматским. В 98 году Тацит написал небольшое сочинение «О происхождении германцев», где так охарактеризовал венедов:

«Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю […] Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами [бастарны] и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и при том с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне.»

Местожительство венедов отмечено в сочинении греческого географа и астронома Птолемея "Географическое руководство" (третья четверть II в. н.э.). Ученый называет венедов среди "больших народов" Сарматии и определенно связывает места их поселений с бассейном Вислы. Восточными соседями венедов Птолемей называет галиндов и судинов - это достаточно хорошо известные западно-балтские племена, локализуемые в междуречье Вислы и Немана. На римской географической карте III в. н.э., известной в исторической литературе как "Певтингеровы таблицы", венеды-сарматы обозначены южнее Балтийского моря и севернее Карпат. По Клавдию Птолемею, венеды скорее являлись балтийскими племенами, а не славянскими.

 

Тем не менее, этноним венеды принадлежит славянам, хотя, возможно, это было названием более обширного этноса. Этимологические родственные Вена, Венеция заставляют думать, что этот этноним относился к более обширному этносу.

Этноним "венеды", нужно полагать, восходит к древнеевропейской общности. Судя по раннесредневековым документам, венедами называли славян их ближайшие соседи - германцы, и этим этнонимом немцы до сих пор именуют славян-лужичан. Венедами называют славян и прибалтийские финны - эстонцы, карелы, вепсы и собственно финны.

 

Venedi – название более обширного этноса до южного побережья Балтийского моря. Затем это название было перенесено германцами и на другие славянские племена. И под этим общим названием славяне стали известны греко-римским авторам. В этот период они уже занимали достаточно обширную территорию от Карпатов до Дуная. До VІ века славян по-другому никто не называл.

 

В VI веке, который известен византийским летописанием, ведутся записи войн без мифических сведений: авторы стремятся к объективности. До нас дошли уже более обширные свидетельства о славянах, и появляется название славян – скловены.

 

Прокопий Кесарийский– блестящий византийский историк, в 554 году написал «Войну с готами». Он первый упоминает самоназвание славян – скловены. У Прокопия Кесарийского встречаются два этнонима: анты и скловены, между которыми много общего, это славяне. «В древности у антов и скловен было общее название: они назывались спорами», - писал Прокопий Кесарийский: «Они жили рассеяно, отдельными посёлками, занимали отдельную территорию».

Современный слависты пытались связать этот этноним с сербами – скорбы.

По Прокопию Кесарийскому, скловены и анты не управлялись одним человеком. У них было общее нардное правление. В качестве единого Бога они признавали творца молний, поклонялись ему, приносили жертвы в виде быков или волов. Кроме того, они поклонялись эльфам, русалкам – культ Перуна. Поклонение разным водным источникам – друвний обычай у славян. Они говорили на одном языке, странном слуха (первые сведения о языке).

Описание вооружения антов и скловен: «Панцирей (то есть лат) не имели. Рубахи были не у многих. Питались они сухой пищей».

Анты и скловены были высокими, телом дородными, то есть крепкого телосложения. Волосом ни черны, ни беловаты, а достаточно руссоваты.

Прокопий отмечает нечистоплотность славян. Нравом они незлобивые, но и недобрые, похожи на гуннов. Судьбе не давали власти.

 

Свидетельства Прокопия Кесарийского подтверждаются свидетельствами других византийских авторов, и среди них готский историк Йордан. Ему принадлежат две книги: «Гетика» и «Романа». Большой популярностью пользуется «Гетика» о жизни и нравах гетов, которых он отожествляет с готами.

 

У Йордана мы находим свидетельства о славянах: «Начиная от Вислы на необозримых просторах располагается многочисленный народ – венеды. Имя их меняется соответственно их родам и местностям, их называют антами, скловенами.

Скловены занимают территорию от города Новиетун (крепость в дельте Дуная, сегодня местечко Исакча в Румынии) и Дуная до Днестра.

Анты – народ воинственный, проживающий на территории от Днестра до Днепра.»

 

Йордан, описывая походы гетского героя – предводителя гетской державы Германария, который поебедил венедов, описывает венедов, известных под именем анты и скловены, но произошедших от одного корня.

 

Свидетельства Йордана относятся к периоду распада праславянской общности.

По Йордану, имена славянских группировок зависели от того, где они селились.

 

Некоторые учёные пытались соотнести упоминаемых Йорданов венедов, антов и скловен по трем группам: венеды – западные славяне, скловены – южные славяне, анты – восточные славяне. Но современные исследования истоиков, археологов, лингвистов позволили опровергнуть прямое соотнесение упоминаемых Йорданом трёх этнонимов со славянскими группами. Седов заявил, что разделение славян на три группы ничего общего с этнонимами Йордана не имеет.

 

Этноним «анты» исчезает в VII веке, перестаёт употребляться в сочинениях. Полагается, что он либо иранский, либо тюркский по происхождению.

 

Византийский император Псевдо Маврикий в совеем труде «Стратегикон» сообщает о славянах: «Скловены и анты имеют одинаковый образ жизни, у них одинаковые нравы, их отличает любовь к свободе. Они несклонны становиться рабами особенно на своей территории».

Маврикий отмечает гостеприимство славян, взятым в плен предлагался выбор: вернуться за выкуп на Родину или остаться свободным, но принять их образ жизни. Маврикий отмечает храбрость, выносливость славян: они могут выносить холод, наготу. Он отмечал, сла «славянские женщины целомудренны сверх всякой меры». смерть мужа являлась смертью жены: они сами себя насильно душили. Трупы сжигали, следовательно жёны хотели подняться вместе с мужьями в небо дымом погребального огня.

 

О вооружении: «Каждый мужчина был вооружён двумы небольшими копьями, некоторые имели крепкие, труднопереносимые щиты. Также они имели деревянные луки с небольшими стрелами, которые были смазаны ядом. Со славянами воевать трудно: они не знают боевого порядка. Они предпочитают воевать не на открытой местности, а ведут партизанскую войну». Маврикий отмечает, что славяне предпочитают жить в глухих болотистых местах, среди рек, озёр.

 

Практически все византийские авторы указывают на славян как на источник военной опасности.

 

Иоанн Эфеский написал на сирийском языке сочинение «Церковная история». Он, как и другие византийский автора, описывает, как нужно воевать со славянами, как нужно их грабить. Но он отмечал доблестность славян. Также Иоанн Эфеский в «Церковной истории» писал: «в третьем году после смерти Юстиана вышел народ лживый – славяне: они стремительно прошли через всю Элладу, через пределы Фессалоники и Фракии, они захватили много городов-крепостей. Они брали в плен, опустошали и сжигали города» Эта оценка стала общим местом у византийских авторов.

 

Билет №6



2015-11-11 2386 Обсуждений (0)
Этногенез и древнейшая (дописьменная) история славян. Источники сведений о дописьменной истории славян: сообщения античных и византийских авторов 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Этногенез и древнейшая (дописьменная) история славян. Источники сведений о дописьменной истории славян: сообщения античных и византийских авторов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)