Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 30. (оказалось, что сделано два доклада под таким номером)



2015-11-11 749 Обсуждений (0)
Вопрос 30. (оказалось, что сделано два доклада под таким номером) 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос 1.

Каково соотношение дисциплин культурология, культурная антропология, этография и этонология? Особенности использования этих терминов в России, Германии, Франции и США?

1. Кто ввёл понятие этнологии?

а) Николай Надеждин б) Эдвард Холл в) Жан-Жак Ампер г) Эдвард Тейлор

2. Чем занимается культурная антропология?

а) изучает культуру и быт народа б) сбором информации в) ищет связь культурологи и межкультурной коммуникации г) изучает этнические процессы во всех их проявлениях.

3. Кто разделил культуры на постфигуративные, конфигуративные и префигуративные?

а) Миклухо Маклай б) Эдвард Холл в) Маргарет Мид д) Рут Бенедикт

4. Когда культурная антропология зародилась в Германии?

а) 1763 б) 1789 в) 1806 г) 1933

5. Выяснение причин расовых различий народов является одной из задач

а) этнологии б) этнографии в) культурной антропологии г) межкультурной коммуникации

 

1. По какому принципу Рут Бенедикт поделила культуры?

Рут Бенедикт разделила на культуру аполлонистическую (духовное, созидание) и дионистическую (материальное, потребление).

2. В чём уникальность культурной антропологии в Германии (какие два института были созданы)?

В Германии развитие этой науки шло по собственному пути. В 1789 г. появляется дисциплина «Völkerkunde»,занимающаяся изучением внеевропейских народов. В 30-е годы XIX века появляется новая дисциплина, «Volkskunde», изучающая уже немцев. В наши дни в немецкой традиции в качестве равнозначных используются термины «этнология» и «Völkerkunde», однако и здесь встречается употребление «культурная антропология».

3. В какой стране возник термин «культурная антропология» и кто его предложил? В США, Эдвард Тейлор.

4. Как развивалась культурная антропология в России?

В России интерес к этническим проблемам возник в XVIII веке. Пётр Первый,собирая редкости для Кунсткамеры, помимо экспонатов с анатомическими уродствами и природными редкостями, собирал также исторические и культурные артефакты различных народов (впоследствии музей был поделён на разделы, в т. ч. этнографический раздел, в котором содержатся коллекции экспонатов из быта народов Северной Америки, Африки, Азии). Однако настоящее начало изучению народов было положено с открытием Русского географического общества в 1845г.Оно изучало географические особенности, природные богатства стран и народы, их населяющие. Позже вклад в развитие этнографии вносят Густав Густавович Шпет, написавший труд «Введение в этническую психологию» и изучавший т. н. «дух народа» (ему принадлежат слова: «в культурных проявлениях народа отражаются его чувства»); Николай Иванович Надеждин, разработавший принципы и задачи этнографии (в частности, он указывал на необходимость описывать вещественный, житейский и нравственный быт народа и его язык); Николай Николаевич Миклухо-Маклай, путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании и выступавший против теории расовых различий. В советский период изучением народов занимался Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, в настоящее время — Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

5. В чём разница между этнологией и этнографией? Этнология изучает этнические процессы во всех их проявлениях, этнография – сбор материала без анализа.

 

Вопрос 6.

Каковы особенности становления этнологической науки в США, Германии и России?

1. В каком веке этнология возникла, как самостоятельная наука? В 19 веке

2. Какие были потребности для возникновения этнологии?

• Стремлением объяснить различия в культурном развитии народов

Понять механизмы формирования и особенности этнической психологии

Выяснить причины расовых различий народов

Установить взаимосвязь этнических особенностей и общественного устройства

• Определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа

3. Как называется научное направление, сформировавшееся в 1789 году и в чем была его цель? Volkerkunde, Изучение неевропейских народов и культур

4. Почему этнология в США возникла позднее, чем в развитых европейских странах? По причине этнического своеобразия США. Острой проблемы расовых отношений американская антропология изначально формировалась как наука, занимавшаяся исследованиями в области физической антропологии, расовых и культурных различий.

5. В каком году было учреждено русское географическое общество? 1845 год

 

1) Являются слова “Volkerkurde” и этнология синонимами в немецкой науке? Да.

2) Был ли Франц Боас основоположником одного из направлений в этнологии? Нет. Основоположником является Генри Льюис Морган.

3) Исходя из движения славянофилов, задача развития национального самосознания русского народа, заключалась в сохранении его национальной самобытности? Нет. Исходя из идеи мессианской роли России в мире.

4) В середине XX века труды Г. Г. Шпета внесли в развитие отечественной этнологии? Нет. Это произошло на рубеже XIX-XX вв.

5) В программе «Об этнографическом изучении народности русской» Надеждин описывал 1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык? Да. (?)

Вопрос 8

Что является объектом этнологической науки на этапе ее становления, что является ее объектом сейчас? Из каких разделов состоит этнологическая наука?

1) Что являлось объектами изучения этнологической дисциплины на начальном этапе ее формирования (конец XVIII- начало XIX века)?

Она подразделялась как бы на две дисциплины, объектами исследования одной из которых были первобытные общества, а другой - мир традиционного крестьянства; таким образом, этнология представляет собой науку о живой старине.

2) Какое название имеет один из современных разделов этнологии, представляющий собой теорию этносов и этнических процессов, одним из основоположников которой был С.М.Широкогоров? Кроме того, важную роль в разработке ее теории сыграли труды П.И.Кушнера, Н.Н.Чебоксарова, В.И.Козлова, Ю.В.Бромлея.

· Этноэтнология (этническая этнология)

3) В 80-х годах XX в. в рамках этнологической научной дисциплины выделяются несколько субдисциплин, в том числе, такой ее раздел, который на Западе называется политической антропологией, начало которому было положено трудом Б.Малиновского «Аргонавты Западного Тихого океана», а в российской научной школе ее называют ….

· в отличие от запада ее называют потестарной этнологией

4) Что является объектом социальной этнологии или социоэтнологии?

Объектом исследования социальной этнологии являются разделы, изучающие системы родства и родственные организации, конфликты и войны (anthropology of war), духовный мир и другие сферы жизни (первобытного) общества.

5) Что является объектом исследования этнологии сегодня? В чем причина выбора именно таких задач/вопросов?

На современном этапе наиболее актуальными являются следующие вопросы (предметы исследования) этнологии: совмещение типов поведения разных народов, взаимодействие и сосуществование различных типов культур, взаимная адаптация психологических особенностей в условиях устойчивых межкультурных контактов, развитие этнического сознания в нетрадиционных условиях, особенности экономического поведения представителей какого-либо этноса в другой хозяйственной культуре и т.д.. Следовательно, основным объектом исследования этнологии сегодня являются этносы или этнические общности, которые реализуют свою жизнедеятельность в экономической, социальной и культурной и других сферах.

 

6) На каком основании мы не можем утверждать, что антропология и этнология тождественны?

Так как совершенно очевидно, что предметом антропологии никогда не были проблемы этногенеза, этничности, демографических процессов, ведь она является наукой о биологической и физической природе человека, не позволяет нам поставить знак равенства между понятиями «этнология» и «антропология».

 

7) Кто из американских этнографов-исследователей, осознав, что сходство между первобытными и крестьянскими общинами столь велико, объединил их под названием folk society или по-русски, «простонародное общество».

А) А. Кребер

В) Л. Уайт

С) Р. Редфилд +

Д) А. Гольденвейзер

 

8) Что являлось и является сквозной темой исследований этнологической науки с начала ее становления и по настоящее время:

А) исследование развития человека как вида, члена общества (социума)

Б) генезис этнических культур и межэтнических отношений +

В) совокупность речевых событий или речевых ситуаций

 

9) Представители эволюционистской социологической школы, мысли которой были ярко выражены в труде Л.Г. Моргана «Древнее общество» (1877) полагали, что истинным объектом первобытной этнологии:

А) является не народы, а культуры

Б) является не первобытная культура сама по себе, а прежде всего первобытное общество +

В) является не общество, а культура различных этносов

 

10) Начиная с середины 30-х годов в России был взят курс в основном лишь на геоэтнографию, остальным разделам этнологической науки уделялось все меньше и меньше внимания. О чем свидетельствует тот факт, что когда к руководству Института этнографии в 40х годах пришел Ю.В. Бромлей, то он категорически провозгласил единственным объектом этнографии

А) народы +

Б) общество

В) культуру

 

11) Какие из перечисленных разделов научных дисциплин не включает в себя этнология:

А) социоэтонологию

Б) этническую психологию

В) этнодемографию

Г) лингвокультурологию +

Д) этническую географию

Е) потестарную этнология

Ж) лексикологию +

 

 

Вопрос 11.

Фразеогерменевтика.

 

1) Что такое фразеогерменевтика?

Фразеогерменевтика – наука, которая занимается изучением ценностных ориентаций народа через толкование пословиц, поговорок и фразеологизмов.

2) Зачем нужно изучать фразеологическую систему языка?

Чтобы изучить особенности национальной образности мышления и нравственно-ценностных приоритетов, существующих в данной культуре.

3) Существует ли единая точка зрения относительно классификаций фразеологических единиц?

Единого мнения относительно классификации фразеологизмов нет. Спор ведется в основном из-за вопроса, стоит ли относить к фразеологизмам только идиомы или также пословицы, поговорки и крылатые выражения.

4) Какие виды фразеологических выражений по степени трудности освоения пословичного фонда иностранного языка выделяет Корнилов?

· 1-ый тип: фразеологические единицы имеют одинаковый инвариант смысла и одинаковую внутреннюю форму

Молчание – золото (русск.) = Silence is golden (англ.) = Schweigen ist Gold (нем.) = Is binn béal ina thost (гэльс.)

· 2-ой тип: фразеологические единицы имеют одинаковый инвариант смысла, но совершенно разные «языковые одежды», разную внутреннюю форму

Купить кота в мешке (русск.) = die Katze im Sack kaufen (нем.), НО = to buy a pig in a poke (англ.)

· 3-ий тип: специфичность метафорического выражения смысла сочетается с неоднозначностью (или вариативностью) самого смыслового инварианта

Значение китайской пословицы ba miao zhu zhang ya miao zhu zhang (дословно – вытягивать ростки) в различных словарях трактуется совершенно полярно: одни источники фиксируют значение «помогать», другие – «оказывать медвежью услугу».

· 4-ый тип: специфичность (несовпадение) смысла сочетается со специфичностью изобразительных языковых средств, используемых для метафорического оформления этого смысла

Circling over Shannon (Irish) means ‘being intoxicated and trying to sober up before an important event’. This idiom derived from the visit of Boris Yeltsin to Ireland. He was ‘too tired and emotional’ to get off a plane at Shannon Airport to meet Albert Reynolds. Значение данной идиомы было бы очень сложно установить даже после того, как станет известно, что Shannon – аэропорт в Ирландии.

5) Приведите примеры каждого вида фразеологических выражений.

6) Изучением чего занимается фразеогерменевтика: ценностных ориентаций народа через толкование фразеологических единиц, исторических анекдотов, топонимов+?

7) Что НЕ относится к фразеологическим единицам: идиомы, пословицы, поговорки, многозначные слова+?

8) К основным признакам фразеологизма НЕ относится: переосмысление, устойчивость, воспроизводимость, образность+?

9) К какому виду фразеологических выражений по степени трудности относится «Вот, где собака зарыта!» (руск.) = Da liegt der Hund begraben! (нем.), НО = So that’s what it’s all about!+ (англ.): к первому, второму+, третьему или четвертому?

10) При описании любой фразеологической единицы иностранного языка следует освещать следующие параметры: примеры употребления или этимологию + (если ее можно отследить)?

 

 

Вопрос 13.

Языковая картина мира.

 

1) Что понимается под языковой картиной мира?

Языковая картина мира – исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности; отражает реальность через культурную картину мира. Единица – слово.

2) Какие виды картины мира вы знаете?

Реальная картина мира – это объективная данность, это мир, окружающий человека. Единица – предмет, явление.

Культурная (понятийная) картина мира – это отражение реальной картины через призму понятий, сформированных на основе представлений человека, полученных с помощью органов чувств и прошедших через его сознание. Культурная картина мира специфична и различается у разных народов. Это обусловлено целым рядом факторов: географией, климатом, природными условиями, историей, социальным устройством, верованиями, традициями, образом жизни и т.п. Единица – концепт.

+языковая картина мира (см. выше)

Также можно упомянуть бытовую (бытовые представления о мире), ономастическую и научную/по отрасли науки

Также существует индивидуальная картина мира – своя у каждого индивида.

3) Из чего состоит семантический треугольник?

Треугольник Огдена-Ричардса представляет собой удачную модель взаимосвязи трех главных логико-лингвистических категорий:

1) данный в ощущениях объект реальной действительности, именуемый в логике "денотат", а в лингвистике "референт";

2) возникающий в сознании людей мысленный образ (психологическое представление) о данном объекте, которое в логике называется "понятие" или "концепт", а в лингвистике "значение" или "смысл";

3) принятое в человеческом обществе наименование объекта — "имя" (слово, лексема).

 

 

 

4) Приведите примеры различий в ЯКМ у разных народов.

Пример с многочисленными (по разным источникам от 14 до 20) синонимами слова белый для обозначения разных оттенков и видов снега в языке эскимосов. Или наличие нескольких обозначений для слова верблюд в арабском языке (отдельные наименования для уставшего верблюда, беременной верблюдицы и т.п.). В русском языке, по вполне очевидным причинам, есть и пурга, и метель, и буран, и снежная буря, и вьюга, и поземка, и все это связано со снегом и зимой, а в английском это разнообразие выражается словом snowstorm, которого вполне достаточно для описания всех проблем со снегом в англоязычном мире. Пример с названиями орехов арековой пальмы в Индии (без них не обходится ни один ритуал): существует множество названий для них, в зависимости от технологии обработки.

5) Почему можно говорить о двойственности природы ЯКМ?

С одной стороны, условия жизни людей, окружающий их материальный мир определяют их сознание и поведение, что находит отражение в их языковой картине мира; с другой – человек воспринимает мир преимущественно через формы родного языка, его семантику и грамматику, что детерминирует структуры мышления и поведения.

 

Закрытые:

1) Кто ввёл понятие языковой картины мира?

А) В.фон Гумбольдт Б) Соссюр В) Огден и Ричардс Г) Вайсгербер

2) Единицей культурной картины мира является …

А) слово Б) предмет В) концепт Г) денотат

3) Лингвоспецифические концепты…

А) являются ключевыми для данной культуры Б) плохо переводимы

В) всё вышеперечисленное Г) ничто из вышеперечисленного

4) Кто ввёл в оборот понятие семантического треугольника?

А) В.фон Гумбольдт Б) Соссюр В) Огден и Ричардс Г) никто из вышеперечисленных

5) К семантическому треугольнику относится …

А) денотат Б) концепт В) слово Г) всё вышеперечисленное

 

Вопрос 15.

Теория лингвистической относительности. Автор

ы, суть теории, Ваше отношение к ней.

 

1. Когда возникла гипотеза Сепира – Уорфа?

А) в конце XIX века

Б) в середине XX века

В) в 80-х годах XX века

Г) в первой половине XX века +

 

2. Кого принято считать автором теории лингвистической относительности?

А) Сепира

Б) Уорфа+

В) Хомского

Г) Эверетта

 

3. На какой язык опирался автор теории лингвистической относительности, разрабатывая свою теорию?

А) умбунду

Б) хопи+

В) рунди

Г) тсвана

 

4. Какому автору принадлежит работа ««О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на мышление»?

А) Сепиру

Б) Уорфу+

В) Вежбицкой

Г) Ахмановой

 

5. Кто является автором теории универсальной грамматики?

А) Сепир

Б) Уорф

В) Хомский+

Г) Виноградов

 

Открытые вопросы:

1. В чем заключается гипотеза лингвистической относительности? (Укажите авторов и примерное время создания)

Ответ: концепция, разработанная в начале XX века (~ 20 – 40 годы), согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Автором гипотезы считается Уорф, свою гипотезу он основывал на предположениях Сепира.

2. В чем разница между «сильной» и «слабой» версией гипотезы лингвистической относительности?

Согласно сильной версии (концепция лингвистического детерминизма), различия в языке вызывают различия в мышлении, то есть мышление напрямую зависит от языка. На текущий момент эта версия считается большинством исследователей слишком радикальной. По слабой версии, различия в мышлении связаны с языком, но не обязательно вызываются им.

3. Почему гипотезу лингвистической относительности называют гипотезой Сепира – Уорфа?

В своих работах Сепир высказывал некоторые идеи, близкие «гипотезе лингвистической относительности», которую затем наиболее последовательно сформулировал Бенджамин Ли Уорф. Поэтому эта гипотеза известна под названием гипотеза Сепира — Уорфа.

4. Какая теория часто противопоставляется гипотезе лингвистической относительности и почему? (Укажите автора)

Теория универсальной грамматики (автор – Ноам Хомский) часто противопоставляется гипотезе лингвистической относительности, потому что в соответствии с ней языковые способности и мышление не связаны друг с другом и взаимонезависимы.

5. Какой версии теории лингвистической относительности, «сильной» или «слабой», придерживаетесь Вы? Почему? Sample answer: whichever you prefer.

 

 

Вопрос 18.

Сформулируйте главную идею и основные положения каждого из следующих направлений: эволюционизм, диффузионизм и функционализм.

 

1. Назовите главную идею эволюционизма.

Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов. Основную задачу эволюционисты видели в том, чтобы открыть и объяснить основные закономерностиразвития культуры.

 

2. Объясните понятие диффузионизма.

Диффузионизм — направление в социальной антропологии и этнографии (этнологии), полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Главный акцент диффузионизм сделал на изучение ранней истории человечества.

 

3. Назовите главную идею функционализма.

Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Сторонники функционализма стали рассматривать культуры как самостоятельные системы и функциональные организмы. Важнейшим методом функционализма стало разложение культуры на составные части и выявление зависимостей между ними.

 

4. Каковы основные положения функционализма?

· Общество рассматривается как система;

· Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности ее частей;

· Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).

 

5. Объясните появление диффузионизма.

В конце XIX – начале XX вв. возникает диффузионизм как реакция на ограниченность и недостатки ранних эволюционистских концепций.

 

1. Последователи эволюционизма:

- Тайлор; +

- Морган; +

- Фробениус;

- А. Бастиан; +

- Малиновский.

 

2. Последователи диффузионизма:

- А. Бастиан;

- В. Реверс; +

- Ф. Ратцель; +

- Л. Фробениус; +

- Л. Морган;

 

3. Последователи функционализма:

- Дж. Фрейзер;

- Э. Тайлор;

- Г. Спенсер; +

- Б. Малиновский; +

- Ф. Ратцель.

 

4. Основные положения эволюционизма:

- Существование универсального закона развития культур; +

- Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. +

- Главным фактором развития культуры народа является восприятие этим народом культурных достижений других народов, то есть через смешение, перенос и заимствование элементов культур.

- Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единообразие культуры на сходных ступенях развития; +

 

5. Основные положения диффузионизма:

- Общественное развитие эволюционно, т.е. развивается от простого к сложному.

- Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних. При этом развитие любой культуры многоступенчато, а ступени и стадии развития едины для всех культур в мире;

- Отрицание существования стадий развития культур и наличие смысла в изучении эволюции отдельных элементов культур. +

- Культура (или отдельные элементы культуры) распространяется либо вместе с людьми, либо посредством контактов и взаимодействия разных народов. +

 

 

Вопрос 18. (два билета)

Сформулируйте главную идею и основные положения каждого из следующих направлений: эволюционизм, диффузионизм и функционализм.

 

1. Какова основная концепция функционализма?

Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Сторонники функционализма стали рассматривать культуры как самостоятельные системы и функциональные организмы. Важнейшим методом функционализма стало разложение культуры на составные части и выявление зависимостей между ними.

 

2. Что понимается под диффузионизмом?

Диффузионизм — направление в социальной антропологии и этнографии (этнологии), полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Главный акцент диффузионизм сделал на изучение ранней истории человечества.

3. Каковы были цели и задачи сторонников эволюционизма?

Открыть и объяснить общие закономерности развития культуры.

4. В чем состоит главная проблема этнологии?

Проблемой является разработка методов исследования культурно-исторических связей и самостоятельного происхождения культур.

 

5. Какие школы, относящиеся к диффузионизму Вы знаете? Опишите их.

(Германия)

ü - Баденская (Риккерт). История природы противопоставлена истории природы общества. История общества состоит из неповторяющихся явлений и различных единиц. Культурные ценности независимы. Общество состоит из многих разрозненных элементов.

ü - Марбургская (Ратцель). Отрицание возможности познания начала и конца исторических явлений. Исследование процесса отдельных явлений.

ü - Социологическая школа (Дюркгейм). Отрицание развития (индийские касты – кем родился, тем умрешь), устойчивость, статичность. Существование в сознании индивида коллективных представлений. Нормы, мифы, права народов важны для анализа.

Существовали так же направления внутри школ:

· - Культурно-историческое направление (Гребнер). Этнография должна изучать отдельные неповторимые признаки культуры.

· - Направление «культурных кругов» (Фробениус). Последовательный ряд кругов. Фробениус графически изображал постоянные связи между определенными "кругами форм", сопоставляя, например, определенные типы домов со специфическими формами орудий труда, масок, одежды и т.д., что приводило к возникновению культурного круга.

 

1. Кто являлся основателем эволюционизма?

А) А.Бастиан Б) Шарль Ля Турно В) Эдвард Тайлор Г) Льюис Генри Морган

 

2. Основной объект исследований диффузионизма?

А) предметы материальной культуры

Б) предметы нематериальной культуры

В) все вышеперечисленное

 

3. Функциональная школа появилась в :

А) Германии

Б) США

В) Великобритании

Г) Франции

 

4. Основная концепция функционализма :

А) Эволюционально-последовательные изменения культурных феноменов

Б) Культура есть единое,гармонично-функционирующее целое

В) Распространение культурных явлений через контакты между народами

Г) Идея о существовании в сознании индивидов коллективных представлений

 

5. Какое направление поддерживалось мнения, что все культуры проходят одинаковый путь развития – от дикости до цивилизации?

А) Функционализм

Б) Диффузионизм

В) Эволюционизм

 

Вопрос 26.

Племя, народность, нация – три типа этноса. Структура этноса.

 

Часть 1:

1. Каких двух учёных в российской этнографии связывают с введением термина «этнос»?

А) Гумилёва и Мечникова

Б) Деникера и Могилянского

В) Широкогорова и Гумилёва

Г) Бромлея и Козлова

 

2. Первый подход к типологии этноса представляет эволюцию этноса в …

А) диахронической последовательности

Б) фактической последовательности

В) социально-организационной последовательности

Г) исторической последовательности

 

3. Первоначальной формой человеческой общности является:

А) Племя

Б) Род

В) Союз

Г) Семья

 

4. Одной из важнейших черт народности является:

А) Единство религии

Б) Единство психологии

В) Единство языка

Г) Единство власти

 

5. Для нации НЕ характерно:

А) Общая территория

Б) Культурно-политическая жизнь

В) Общность экономики

Г) Разнородность исторической памяти

 

Часть 2:

А) Укажите, какие два подхода к типологии этноса существуют в современной науке?

Ответ: В современной науке существует два подхода к типологии этноса: первый выделяет в качестве основных типов этноса род, племя, народность, нацию; второй рассматривает род, племя и народ.

 

Б) Каким образом два подхода разошлись по параметру «определение нации»?

Ответ: В первом случае нация рассматривалась как этническая общность; во втором - как политическое явление, означающее согражданство.

 

В) Что являлось определяющим в возникновении человеческой этнической общности рода, и почему?

Ответ: Общинная собственность, потому что она являлась экономической основой рода.

 

Г) Какие факторы способствуют сплочению нации?

Ответ: Общая историческая память и развитое национальное самосознание.

 

Д) Перечислите ниже составляющие структуры этноса и её компоненты:

Ответ: 1) Этнический уровень => этнические общности 2) Микроуровень => микроэтнические единицы 3) Макроуровень => субэтносы 4) Метауровень => суперэтносы

 

Вопрос 27.

Цивилизации – макроединицы человеческого общества. Векторы современных геополитических процессов. Роль этнокультурной разницы народов. Работы С. Хантингтона и П.Дж. Бьюкенена, связанные с этой тематикой.

 

1. Многие исследователи определяли понятие «цивилизации» по-разному. В каком пункте верно указано соответствие определения цивилизации и фамилии того, кто его дал?

1) Тайлор - «цивилизации – это культурно-исторические типы»;

2) Данилевский - «цивилизация – это поздний этап развития единой культуры, логическая стадия завершения и исхода культуры»;

3) Тойнби - «цивилизация – это наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны»; +

4) Шпенглер – «цивилизация – это культура»;

 

2. Термин «цивилизация» был впервые использован:

1) Испанскими исследователями 19 века;

2) Французскими просветителями 18 века; +

3) Немецкими учеными 17 века;

4) Итальянскими философами 16 века;

 

3. Какие основные работы написали С. Хантингтон и П.Дж. Бьюкенен?

1) «Цивилизационный подход в понимании общественного развития» и «Закат Европы»;

2) «Столкновение цивилизаций» и «Россия и Запад»;

3) «Столкновение цивилизаций» и «Смерть Запада»; +

4) «Цивилизация и культура» и «Столкновение цивилизаций»;

 

4. Сколько цивилизаций выделяет С. Хантингтон?

1) 7

2) 6

3) 9

4) 8 +

 

5. Какие 2 из нижеперечисленных цивилизаций не относятся к классификации С. Хантингтона?

1) Западная;

2) Индуистская;

3) Синская;

4) Североамериканская; +

5) Японская;

6) Латиноамериканская;

7) Буддийская; +

8) Исламская;

9) Православная;

10) Африканская;

 

1. Что такое «цивилизация» по С. Хантингтону?

Ответ: Цивилизация по Хантингтону – культурная общность наивысшего ранга, выше которой уже следуют видовые (в культурном измерении) признаки человеческого рода. Можно сказать, что именно у Хантингтона цивилизация приобретает значение макроединицы человеческого общества.

 

2. В чем заключается роль этнокультурной разницы народов для геополитических процессов?

Ответ: Под влиянием модернизации глобальная политика сейчас выстраивается по-новому, в соответствии с направлением развития культуры. Народы и страны со схожими культурами объединяются, народы и страны с различными культурами распадаются на части. Объединения с общими идеологическими установками или сплотившиеся вокруг сверхдержав уходят со сцены, уступая место новым союзам, сплотившимся на основе общности культуры и цивилизации. Политические границы все чаще корректируются, чтобы совпасть с культурными: этническим, религиозными и цивилизационными. Культурные сообщества приходят на смену блокам и альянсам, и линии разлома между цивилизациями становятся центральными линиями конфликтов в глобальной политике.

 

3. Какие две формы есть у межцивилизационного конфликта согласно С. Хантингтону?

Ответ: Первая форма – конфликты на локальном уровне (или микроуровне), они возникают по линиям разлома: между соседними государствами принадлежащими к различным цивилизациям, внутри одного государства между группами из разных цивилизаций и между группами, которые, пытаются создать новые государства на обломках прежних.

Вторая форма – конфликты на глобальном уровне (или макроуровне), которые возникают между стержневыми государствами — между основными государствами, принадлежащими к различным цивилизациям.

 

4. П. Бьюкенен выделяет четыре вида опасностей для западной цивилизации. Какие именно?

Ответ: Низкая рождаемость в сочетании со старением населения; массовая иммиграция; тенденция к подрыву суверенитетов независимых государств (отказ от национальных границ); культурная революция последней трети ХХ в.

 

5. Какие способы выхода из сложившейся ситуации предлагает П. Бьюкенен?

Ответ: Возрождение христианской веры, морали и ценностей семьи; жесткое квотирование числа иммигрантов и проведение политики полной ассимиляции иммигрантов.

 

Вопрос 30

Пассионарная теория этногенеза Льва Гумилева.

1. Какое определение дал Л.Н.Гумилев понятию «этнос»?

Этнос — развивающаяся в историческом времени системная целостность людей, объединенных единым стереотипом поведения, особым поведенческим языком, который передается через механизм сигнальной наследственности.

 

2. Что значит «пассионарность»?

В общем виде Л.Н.Гумилев определил пассионарность как эффект биохимической энергии живого вещества, преломленного психикой, или как эффект избытка энергии живого вещества биосферы. В онтогенезе пассионарность — это способность к сверхнапряжению ради иллюзий (идеальных целей), причем знак этих идеальных устремлений значения не имеет.

 

3. В чем суть признака пассионарности?

Он свидетельствует о наличии у его носителя идеала как такового и о желании достичь идеальной цели даже вопреки инстинкту самосохранения и сохранения вида (потомства)

 

4. Что служит индикатором этнической принадлежности по Л.Н.Гумилеву?

Противопоставление «своих» и «чужих»

 

5. Сколько существует фаз этногенеза? (6)

 

1. В чем заключается отличительная черта суперэтноса?

1) религия

2) язык

3) стереотип поведения +

 

2. Фаза, характеризующаяся резким снижением пассионарного напряжения и увеличением доли субпассионариев, это…

1) фаза надлома +

2) фаза обскурации

3) акматическая фаза

 

3. Сколько периодов выделяется в фазе пассионарного подъема?

1) четыре

2) два +

3) пять

4. «Будь таким, как мы!» - стереотип поведения в фазе…

1) обскурации+

2) подъема

3) интернациональной

 

5. «Нет ни одного реального признака для определения этноса, кроме признака «мы такие-то, а все прочие — другие» - высказывание Л.Н.Гумилева о…

1) пассионарности

2) этногенезе

3) этносе +

 

 

Вопрос 30. (оказалось, что сделано два доклада под таким номером)

Пассионарная теория этногенеза Льва Гумилева.

 

1) Понятие этноса (теория пассионарности Гумилева).

Этнос - обычно в обиходе называется народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером.

В пассионарной теории Гумилев рассматривает этнос как явление природы, развивающееся по законам этой самой природы в связи с ландшафтом и под влиянием приро



2015-11-11 749 Обсуждений (0)
Вопрос 30. (оказалось, что сделано два доклада под таким номером) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 30. (оказалось, что сделано два доклада под таким номером)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (749)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)