Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методов прогнозирования



2015-11-11 2095 Обсуждений (0)
Методов прогнозирования 4.75 из 5.00 4 оценки




Методы прогнозирования - это набор приемов разработки прогнозов на основе данных из прошлого, внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их изменений.

Методы экономического прогнозирования классифицируются по следующим признакам: степени формализации; общему принципу действия; способу получения прогнозной информации.

По степени формализации (изучение какой-либо содержательной области знания в виде формальной системы, связанной с усилением логики и использованием математических методов научных исследований):

- Интуитивные. Используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки, которые объединяет общий принцип действия.

- Метод индивидуальных экспертных оценок: метод интервью, аналитический метод, метод написания сценариев, построения дерева целей. При разграничении указанных методов используется третий признак классификации метод – способ получения прогнозной информации. Методы коллективных экспертных оценок включают в себя методы комиссий, коллективной генерации идей (мозговая атака), Дельфи, матричный метод и др.

Группу формализованных методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних и др. Ко второй подгруппе относятся методы математического моделирования, регрессионного и корреляционного анализа и др.

Кроме того, широко используются в процессе экономического прогнозирования нормативный и балансовый методы. Особое место в классификации методов экономического прогнозирования занимают комбинированные методы, которые объединяют различные методы. Например, коллективные экспертные оценки и методы моделирования или статистические методы и опрос экспертов.

По степени формализации все методы прогнозирования делятся на:

· интуитивные методы

· формализованные методы

Интуитивные методы применяются когда невозможно учесть все факторы, влияющие на объект прогнозирования. Это может произойти из-за сложности объекта или большого количества влияющих факторов. Второе название интуитивных методов прогнозирования - экспертные оценки. В свою очередь экспертные оценки могут быть индивидуальными или коллективными.

Существует несколько видов индивидуальных экспертных оценок основные из них это:

· метод интервью

· метод написания сценария

· аналитический метод

При использовании метода "интервью" специалист задает вопросы, касающиеся объекта прогнозирования эксперту. Опрашиваемому принадлежит ведущая роль в проведении беседы. Эксперт выступает в роли источника прогнозной информации. Существует 3 основных формы проведение интервью:

- свободная беседа

- «вопрос - ответ»

- в форме перекрестного опроса.

Затем результаты обрабатываются, и строится прогноз. Основой для метода написания сценария является логика дальнейшего развития экономического процесса. Во время прогноза аналитическим методом эксперт на основе анализа дальнейшего развития событий пишет аналитические записки для принятия решений руководством предприятия.

Достоинства: непосредственный контакт эксперта и интервьюера позволяет направить беседу в нужном направлении.

Недостатки: влияние на прогнозные оценки субъективных факторов; не каждый эксперт может дать хорошие и грамотные заключения.

Метод написания сценария основан на определении логики развития экономического процесса во времени и различных условиях.

В сценарии указывается:

- генеральная цель развития объекта прогн-ия,

- выделяются основные факторы, влияющие на развитие объекта,

- формулируется критерии для оценки различных процессов, связанных с развитием объекта прогнозирования.

Ценность сценария тем выше, чем ниже степень неопределенности.

Аналитический метод предполагает проведение экспертом логического анализа какой-либо прогнозной ситуации (тенденции, состояния, путей развития прогнозируемого объекта). Результатом является аналитическая записка.

Основными методами коллективных экспертных оценок можно назвать следующие:

· метод экспертных комиссий

· метод Делфи

· метод коллективной генерации идей

Для использования метода комиссий создается рабочая группа (рекомендованное число участников 15-20 чел), которая составляет перечень вопросов в виде списка или таблиц, выбирает экспертов, опрашивает их по ранее разработанным вопросам, обрабатывает и анализирует результаты. В результате анализа экспертная группа выдает данные. Основными из них являются: обобщенное мнение и степень согласованности оценок участников опроса.

Достоинства: возможность роста информированности эксперта.

Недостатки: группа экспертов руководствуется логикой компромисса, дискуссия может свестись к полемике авторитетов, повышенная активность экспертов, являющихся менее компетентными.

Метод Дельфи позволяет обобщить мнение экспертов и сформулировать единое групповое мнение. Содержание метода Делфи состоит в многотуровых последовательных индивидуальных опросах экспертов. Основными принципами метода Делфи являются:

1. Анонимность участников (участники опроса только заполняют вопросники и не взаимодействуют лично)

2. Процедура анкетирования является многотуровой

3. После проведения очередного тура информация обрабатывается и передается участникам, анонимность сохраняется.

Таким образом разброс оценок уменьшается и вырабатывается обобщенное мнение относительно перспектив объекта прогнозирования.

Формализованные методы считаются более точными для простых объектов прогнозирования. Они делятся на:

· методы моделирования

· методы экстраполяции

Сущностью метода моделирования является создание математической модели объекта прогнозирования с исходными и интересующими нас параметрами. В результате обработки исходных параметров модель выдает прогнозируемые показатели.
За основу метода экстраполяции взята инертность экономических процессов. Прогнозы, основанные на методе экстраполяции, строятся так: по статистическим данным объекта прогнозирования определяется динамика его развития и применяется к текущим показателям. Метод экстраполяции широко применяется при краткосрочном прогнозировании.

Эти методы базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет обеспечить деятельность по обработке информации и оценке результатов.

Метод экстраполяции - метод, при кот. Прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее по выявленной закономерности.

Экстраполяция является переносом закономерности и тенденции прошлого на будущее на основе взаимосвязи одного ряда. Применяется когда прогноз краткосрочный, и если данные динамического ряда проявляются ярко и устойчиво, и если можно выявить закономерность.

Последовательность действий приэкстраполировании:

-четкое определение задачи, выдвижение гипотез о возможном развитии прогнозируемого объекта, рассмотрение факторов, стимулирующих или препятствующих развитию данного объекта, определение необходимой экстраполяции и ее допустимой дальности;

-выбор системы параметров, унификация различных единиц измерения, относящихся к каждому параметру в отдельности;

-сбор и систематизация данных, проверка их однородности и сопоставимости;

-выявление тенденций или симптомов изменения изучаемых величин в ходе статистического анализа и непосредственной экстраполяции данных.

При экстраполировании используются методы: наименьших квадратов и его модификации; экспоненциального сглаживания, скользящей средней и др.

Методы моделирования.

Моделирование считается достаточно эффективным средством прогнозирования.

Слово “модель” произошло от лат. “modulus” (мера, образец).

В науке термин “модель” означает какой-либо условный образ объекта исследования, а в прогнозировании экономические или социальные процессы.

Содержание процесса моделирования включает в себя следующие этапы:

1)конструирование модели на основе предварительного изучения объекта;

2)выделение существенных характеристик объекта;

3)экспериментальный и теоретический анализ модели;

4)сопоставление результатов моделирования с фактическими данными объекта;

5)корректировка или уточнение модели.

Экономико-математическое моделирование основывается на принципе аналогии, то есть возможности изучения объекта через рассмотрение другого объекта, подобного ему и более доступного. Таким более доступным объектом является экономико-математическая модель. Она представляет собой систему формализованных уравнений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему или какой-либо экономической процесс.

Эта модель позволяет довести до полного исчерпывающего описания процесс получения и обработки исходной информации, а также решить рассматриваемые задачи в достаточно широком классе конкретных случаев.

Нормативный метод применяется на основе расчета прогнозных показателей. Нормы и нормативы разрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе. Норма – это максимально допустимая величина. Норматив – соотношение элементов производственного процесса (составляющая нормы).

Нормы и нормативы подразделяются на ресурсные, экономические и социальные. При необходимости они конкретизируются и дифференцируются по отдельным направлениям, объектам, регионам. Например, используются нормативы: социального развития – потребление на душу населения, прожиточный минимум, площадь жилая и др.

Этапы прогнозирования

Этапы прогнозирования – процесс разработки прогноза включает 8 этапов:

1.Предпрогнозная ориентация – совокупность работ, включающих опред. объекта прогнозирования, формулировка целей и задач прогнозирования определенного периода основания прогноза и определенного периода упреждения прогноза.

2.Разработка задания на прогноз – разрабатываются документы, в которых фиксируется объект, цели, периоды основания и упреждения; определяются ответственные лица за разработку прогноза и исполнители, регламентируется порядок разработки прогноза.

3.Прогнозная ретроспекция – исследование истории развития объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания.

4.Прогнознеый диагноз – исследуется прогноз на ретроспекцию, выявляется основная тенденция объекта в прошлом, на основе этого определяются и выбираются методы и модели, с помощью которых будем прогнозировать.

5.Прогнозная проспекция – разработка прогноза по результатам прогнозного диагноза.

6. Верификация прогноза – проверка прогноза на достоверность, точность и обоснованность.

7. Корректировка прогноза – уточнение прогноза на основании его варификации и дополнительных данных.

8. Синтез прогноза – разработка системного прогноза.

Неотъемлемой частью современной технологии прогнозирования является мониторинг хода реализации прогнозированного развития событий.

Мониторинг позволяет своевременно выявлять значительные отклонения в ходе развития событий.

Поэтому при выявившихся значительных отклонениях в ходе развития событий в прогнозируемой области деятельности, особенно в случае активного прогноза, в уже разработанный прогноз должны вноситься соответствующие коррективы.

Если коррективы более существенны, то может потребоваться дополнительное привлечение отдельных экспертов, а в особо важных случаях при наличии значительных изменений - дополнительная работа экспертной комиссии с возможным изменением ее состава.

Последнее необходимо, в особенности, в тех случаях, когда для корректировки прогноза требуется привлечение специалистов другой профессиональной ориентации.



2015-11-11 2095 Обсуждений (0)
Методов прогнозирования 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Методов прогнозирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2095)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)