ПРАВИЛА СЛОВОБРАЗОВАНИЯ
Методические указания для студентов
Цель: СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ПРЕДСТАВЛЯТЬ: - способы словообразования - производные и непроизводные слова и терминоэлементы
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. Терминоэлементы, латинские и греческие приставки, греческие корни. 2. Греко — латинские дублеты. 3. Названия болезней и патологических состояний, процессов.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: 1. Анализировать названия болезней и других патологических состояний. 2. Составлять названия болезней и других патологических состояний.
Мотивация цели: Необходимым условием для осмысленного запоминания многих клинических терминов, более точного понимания признаков, симптомов, названий болезней необходимо уметь анализировать термины по их составным частям: суффиксам, приставкам, корням, - которые имеют определённое смысловое значение.
Например: pericardium; peri - вокруг, около card - сердце Таким образом, pericardium - околосердечная сумка myocardium; myo - мышца, оболочка card – сердце myocard - мышечная оболочка.
Знание смысла составных частей слова необходимо ещё и для того, чтобы уметь правильно образовывать любой клинический термин на латинском языке. Например: myo — мышца а - отсутствие myasthenia - мышечная слабость sthenia - сила hepar- печень hepatitis - воспаление печени itis – воспаление Итак, для правильного образования клинических терминов или их анализа необходимо представлять способы, которыми образованы данные слова, правила словообразования, а так же хорошо знать смысловое значение словообразующих элементов (приставок; корней или терминоэлементов).
КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ Под клинической терминологией понимают слова и словосочетания, служащие для обозначения клиники болезней, т.е. их симптомов проявлений, нарушений физиологических функций, структурных применений органов, тканей, лечения.
Структура клинических терминов может быть различна. Выделяют: а) Простые корневые слова греческого, реже латинского
Например: thrombus - тромб, furunculus - фурункул. Такие слова являются немотивированными, т.е. от них нельзя образовывать другие термины. Чаще всего их названия сохраняются и передаются в русской транскрипции, но без латинского окончания.
Например: typhus - тиф, furunculus - фурункула и т.д. б) Сложные слова.Они являются мотивированными, т.е. от них можно
Например: card -; peri -; pericardium; myocardium ; cardiosclerosis и т.д. В качестве основ для образования таких терминов служат греческие и очень редко латинские элементы с анатомическим значением. Они выполняют классифицирующую функцию и несут главную смысловую нагрузку. Одни из них служат для обозначения названий болезней, их признаков, патологических состояний и процессов. Osteomalacia - размягчение костной ткани; Bronchosthenosis - сужение бронхов; Arthropathia - патологический процесс в суставах. Другие служат для обозначения названий хирургических операций и различных диагностических манипуляций. Gastrectomia - удаление части желудка; Vasotomia - рассечение сосуда; Vasoraphia - наложение сосудистого шва. Большое число клинических терминов образуется путём сложения терминоэлементов, сочетающихся с суффиксацией или префиксацией. Причём терминоэлементы (Т.Э.) делятся на свободные и связанные.
Свободные терминоэлементы - это отрезки слов, которые могут использоваться как самостоятельные термины или употребляться в структуре клинических терминов. Например: sclerosis - склероз, cardiosclerosis - кардиосклероз. Связанные терминоэлементы - это отрезки слов, использующиеся только в структуре сложных клинических терминов. Например: trombopenia - тромбопения, erythropenia - эритропения. Деление терминоэлементов на связанные и свободные следует учитывать при образовании клинических терминов. Так, термины латинского происхождения используются в качестве свободных терминоэлементов, а их греческий аналог - в качестве связанных терминоэлементов.
ПРАВИЛА СЛОВОБРАЗОВАНИЯ Латинские слова, так же как и русские, состоят из корня, суффикса и окончания. Корень является обязательной частью слова и несет основную смысловую нагрузку. Например: medicus - врач medicina - медицина medicinalis – медицинский Общая обязательная часть medic - имеет самостоятельное значение. Приставки и суффиксыявляются вспомогательными частями слова, имеют дополнительное значение. С помощью корня и приставок от одного корня образуются различные слова. Поэтому их называют словообразовательными частями слов. Окончание не имеет словообразовательного значения, а играет лишь формообразующую функцию, т.е. приводит к изменению рода, числа, падежа и лица одного и того же слова. Например: nodus - lymphatitcus - узел лимфатический (им.п. ед.ч. м.р.) nodi lymphatici - лимфатические узлы (им.п. мн.ч. м.р.) Различают производные и непроизводные слова. Простое однокоренное слово, не произведённое от другого слова, называется непроизводным. Например: hepar - печень, lobus - доля, vena - вена. Слово, произведённое от другого слова, называется производным.Например: hepaticus - печёночный, lobularis - дольчатый, venosus -венозный. Таким образом, Существует 2 основных способа словообразования: аффиксальный и безаффиксальный.
Аффиксальный способ— это способ образования слов путем присоединения приставок или суффиксов к непроизводным частям слова. Например: tuber + cul = tuberculum
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |