Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5: Личностная психодиагностика



2015-11-11 612 Обсуждений (0)
Тема 5: Личностная психодиагностика 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы:

1. Общие сведения о теориях личности.

2. Психодиагностика конституциональных диспозиций.

3. Общая характерологическая диагностика.

4. Методы диагностики мотивации.

5. Психодиагностика сознания и самосознания.

6. Диагностика установок, интересов и ценностей личности.

Практический материал: 16 PF Кеттелла, Тест-опросник Г.Айзенка Ерi, Тест юмористических фраз.

 

Основные понятия.

1. Несколько основных подходов к понятию «личность»:

- черта как элемент анализа строения личности

- система конструктов (своеобразная оценочная ось)

- система личностных смыслов

- деятельность «Я» субъекта

- определенный тип с характерными особенностями поведения.

2. Диагностика темперамента – тест-опросник Я.Стреляу (1982). Основан на измерении трех основных характеристик нервной деятельности: процессов возбуждения, торможения, уровня подвижности нервных процессов.

 

3. История создания и методы, лежащие в основе 16-тифакторного личностного опросника Р.Кеттелла. Основные свойства личности, выделенные Р.Кеттеллом.

 

4. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Прямые методы диагностики мотивации: наблюдение, анкеты, опрос, беседа, исследование каузальной атрибуции.

Личностные опросники для измерения мотивов: «Список личностных предпочтений» Эдвартса, опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению Мерхабиана, методика диагностики личности на мотивацию к успеху и методика диагностики личности на мотивацию избегания неудач Элерса и др.

 

5. Сознание – высшая форма психического отражения, присущая человеку как общественно – историческому существу, выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности.

Образующие системной организации сознания: значение, личностный смысл, чувственная ткань.

Техника репертуарных решеток (основоположник - Дж.Келли) – метод изучения систем личностных конструктов.

Методики диагностики самосознания: Шкала «Я – концепции» Теннесси, шкала детской «Я – концепции» Пирса-Харриса, шкала самоуважения Розенберга, методика исследования самоотношения (МИС), «Уровень субъективного контроля» Роттера и др.

 

Литература

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М., 1981.

4. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.

6. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. – М., 1983.

 

Тема 6. Психодиагностика межличностных отношений.

Вопросы:

1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений.

2. Методики косвенной оценки межличностных отношений

3. Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации.

4. Диагностика индивидуально-личностных свойств, влияющих на межличностные отношения.

5. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений.

6. Психодиагностика супружеских и детско-родительских отношений.

7. Психодиагностика руководителей.

Практический материал: Социометрия Дж. Морено.

 

Основные понятия.

1. Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимовлияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности. Традиционная методика на основе суббъективных предпочтений – социометрический тест Дж. Морено (1934).

 

2. Эти методики основаны на закономерностях проксемического поведения людей. Главная их особенность – выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений: положительные эмоции проявляются в выборе более близкого расстояния.

 

3. В процессе наблюдения исходной точкой отсчета служат ситуативные детерминанты поведения.

Методика регистрации межличностных отношений Р.Бейлса.

Наблюдение за игровым имитированием определенной ситуации – перспективное направление в диагностике межличностных отношений.

 

4. Калифорнийский психологический опросник личности Дж.Гоуха (1960). Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (1954).

 

5. Для исследования особенностей отражения межличностных отношений используются методики тематической апперцепции: ТАТ (Мюррей, 1943) – для взрослых, САТ (Беллак, 1949) – для детей.

 

7. Совместный тест Роршаха.

Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель-ребенок (Маsh, Terdol, Anderson, 1981).

Детская проективная методика Р.Жилля.

Рисуночная методика «Моя семья».

Тест удовлетворенности браком.

 

8. Диагностика склонностей руководителя к определенному виду деятельности.

Методика определения стиля руководства коллективом В.П.Захарова и А.Л.Журавлева.

 

Литература

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002.

2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – Л., 1970.

3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара, 1998.

4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.



2015-11-11 612 Обсуждений (0)
Тема 5: Личностная психодиагностика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5: Личностная психодиагностика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)