Тема 5: Личностная психодиагностика
Вопросы: 1. Общие сведения о теориях личности. 2. Психодиагностика конституциональных диспозиций. 3. Общая характерологическая диагностика. 4. Методы диагностики мотивации. 5. Психодиагностика сознания и самосознания. 6. Диагностика установок, интересов и ценностей личности. Практический материал: 16 PF Кеттелла, Тест-опросник Г.Айзенка Ерi, Тест юмористических фраз.
Основные понятия. 1. Несколько основных подходов к понятию «личность»: - черта как элемент анализа строения личности - система конструктов (своеобразная оценочная ось) - система личностных смыслов - деятельность «Я» субъекта - определенный тип с характерными особенностями поведения. 2. Диагностика темперамента – тест-опросник Я.Стреляу (1982). Основан на измерении трех основных характеристик нервной деятельности: процессов возбуждения, торможения, уровня подвижности нервных процессов.
3. История создания и методы, лежащие в основе 16-тифакторного личностного опросника Р.Кеттелла. Основные свойства личности, выделенные Р.Кеттеллом.
4. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Прямые методы диагностики мотивации: наблюдение, анкеты, опрос, беседа, исследование каузальной атрибуции. Личностные опросники для измерения мотивов: «Список личностных предпочтений» Эдвартса, опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению Мерхабиана, методика диагностики личности на мотивацию к успеху и методика диагностики личности на мотивацию избегания неудач Элерса и др.
5. Сознание – высшая форма психического отражения, присущая человеку как общественно – историческому существу, выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности. Образующие системной организации сознания: значение, личностный смысл, чувственная ткань. Техника репертуарных решеток (основоположник - Дж.Келли) – метод изучения систем личностных конструктов. Методики диагностики самосознания: Шкала «Я – концепции» Теннесси, шкала детской «Я – концепции» Пирса-Харриса, шкала самоуважения Розенберга, методика исследования самоотношения (МИС), «Уровень субъективного контроля» Роттера и др.
Литература 1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002. 2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. 3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М., 1981. 4. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997. 6. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. – М., 1983.
Тема 6. Психодиагностика межличностных отношений. Вопросы: 1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. 2. Методики косвенной оценки межличностных отношений 3. Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. 4. Диагностика индивидуально-личностных свойств, влияющих на межличностные отношения. 5. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. 6. Психодиагностика супружеских и детско-родительских отношений. 7. Психодиагностика руководителей. Практический материал: Социометрия Дж. Морено.
Основные понятия. 1. Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимовлияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности. Традиционная методика на основе суббъективных предпочтений – социометрический тест Дж. Морено (1934).
2. Эти методики основаны на закономерностях проксемического поведения людей. Главная их особенность – выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений: положительные эмоции проявляются в выборе более близкого расстояния.
3. В процессе наблюдения исходной точкой отсчета служат ситуативные детерминанты поведения. Методика регистрации межличностных отношений Р.Бейлса. Наблюдение за игровым имитированием определенной ситуации – перспективное направление в диагностике межличностных отношений.
4. Калифорнийский психологический опросник личности Дж.Гоуха (1960). Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (1954).
5. Для исследования особенностей отражения межличностных отношений используются методики тематической апперцепции: ТАТ (Мюррей, 1943) – для взрослых, САТ (Беллак, 1949) – для детей.
7. Совместный тест Роршаха. Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель-ребенок (Маsh, Terdol, Anderson, 1981). Детская проективная методика Р.Жилля. Рисуночная методика «Моя семья». Тест удовлетворенности браком.
8. Диагностика склонностей руководителя к определенному виду деятельности. Методика определения стиля руководства коллективом В.П.Захарова и А.Л.Журавлева.
Литература 1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002. 2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – Л., 1970. 3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара, 1998. 4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |