Морфемика и словообразование. Морфемика - это учение о значимых частях слова, т.е
Морфемика - это учение о значимых частях слова, т.е. учение о строении, структуре слова. Морфема – минимальная значимая часть слова. Алломорфы – морфы, которые имеют тождественное значение, но отличаются морфонологическими условиями употребления (таблица – табличка - таблитчатый). Варианты морфем – тождественны по значению, по позициям испособны во всех позициях заменять друг друга (рукой – рукою, с доброй душой – с доброю душою). Корень – основная лексическая часть, общая для всех родственных слов. Свободный корень – такие непроизводные основы, которые могут в соединении с окончаниями выступать в качестве самостоятельных слов (лес, быстрый, три, везу). Связанный корень – это такие корни, которые не могут быть самостоятельными основами, а всегда сопровождаются какими-нибудь словообразовательными аффиксами (улица, упрекать, боднуть). Аффиксы (префикс, суффикс, флексия, постфикс). Аффиксоиды - корни, стоящие на грани корней и аффиксов. Префиксоиды – морфемы, совмещающие значение корней и приставок: пол-(пополам, полбулки, половина). Суффиксоиды – морфемы, совмещающие значение корней и суффиксов: -вод-(садовод), -вед-(искусствовед). Опрощение – историческое изменение в морфемном составе слова, в результате которого в нем становится морфем меньше, чем было, за счет их сращения в одну. Усложнение – историческое изменение в морфемном составе слова, при котором количество морфем в слове увеличивается. Непроизводное слово – такое, которое не образовано от какого-либо другого слова. Производное слово – слово, которое образовано от определенного другого слова и, следовательно, значение и структура которого мотивированы другим словом с тем же корнем. Состоит из двух компонентов: производящей основы и форманта (словообразовательного средства). Словообразовательная мотивация – это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых: а) либо определяется через значение другого (домик – «маленький дом»); б) либо тождественно значению другого во всех компонентах, кроме грамматического значения (бежать - бег). Деривация – словообразование. Лексико-синтаксический способ словообразования – возникновение новых слов в результате сращения в одно слово двух или более лексических единиц: ибо – и + бо. Лексико-семантический способ словообразования – возникновение новых слов в результате распадения разных значений одного и того же слова и превращения их в омонимы: гнет1 (экспедиция) – гнет2 (груз). Морфолого-синтаксический способ словообразования – образование новых слов в результате перехода слова из одной части речи в другую: благодаря (дееприч.) – благодаря (предлог); столовая (прил.) – столовая (сущ.). Морфологический способ словообразования – способ образования новых слов на базе существующих в языке основ и словообразовательных аффиксов. Аббревиация – способ образования новых слов с помощью чистого сокращения (данный способ словообразования является непродуктивным и используется только при образовании имен существительных: Петербург – Питер, неудовлетворительно - неуд). Явления на морфемном шве Чередование звуков – чаще всего происходит на границе основы и суффикса и объясняется историческими изменениями, происходившими в звуковой системе русского языка (г//ж друг – дружок; к//чдружок – дружочек; х//шпастух – пастушка; з//жкнязь – княжеский). Интерфиксация – появление между двумя морфемами вставки, которая не имеет никакого словообразовательного значения, но устраняет сочетания звуков, не характерные для русского языка. Интерфиксы - вставки между морфемами, выполняющие в структуре слова чисто соединительную функцию и использующиеся для соединения двух основ в составе сложного лова либо для соединения основы и суффикса (сравни: убежать – убежище, прибежать – прибежище, судить – судилище, вместить – вместилище). Наложение морфем – происходит в случаях, когда на стыке основы и суффикса встречаются 2 одинаковых слога, звука или сочетания согласных (сравни: стол + -ов- = столовый, пальто + -ов- = пальтовый; виолончель + -ист- = виолончелист, регби + -ист- = регбист; красный + -оват- = красноватый, лиловый + -оват- = лиловатый). Усечение производящей основы – происходит, если на границе двух морфем наблюдается скопление гласных или согласных звуков (самбо – самбист, пальто - пальтишко). Продуктивный словообразовательный тип – такой, по образцу которого в современном языке создаются новые слова. Непродуктивный словообразовательный тип – такой, по образцу которого в современном языке не создаются новые слова. Словообразовательная парадигма – набор производных слов, образованных от одного и того же производящего слова на одной и той же ступени словообразования
Словообразовательная цепь -это ряд однокоренных слов, связанных между собою отношениями последовательной словообразовательной производности (это ряд однокоренных слов, в котором каждое последующее образовано от предыдущего): бледный – бледнеть – побледнеть. Словообразовательное гнездо – это упорядоченная совокупность всех однокоренных слов, которые связаны отношениями непосредственной или опосредованной производности с одним непроизводным словом, которое называется вершиной гнезда.
Морфология Грамматическое значение - это абстрактное значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различного рода отношения. Синтетический способ выражений ГЗ – такой, при котором средства выражения ГЗ-ний находятся в самом слове. Аналитический способ выражения ГЗ – такой, при котором средство выражения ГЗ находится вне самого слова. Супплетивный способ выражения ГЗ - то есть при помощи форм, имеющих разные корни: человек – люди, говорить – сказать, иду – шел. Существительные singulariatantum – имеют только форму единственного числа Существительные pluraliatantum – имеют только форму множественного числа Лексикализация (семантическое обособление) форм множественного числа существительных – наблюдается при образовании форм множественного числа от существительных singularia tantum (вино – вина, снег - снега). Разносклоняемые существительные – имеющие в форме Р., Д., П. падежей окончания существительных 3 склонения –и, а в форме Тв. падежа – окончание существительных 2 склонения – ем (бремя, время, вымя, племя, семя, темя, стремя, имя, пламя, знамя, путь). Адъективный тип склонения существительных – склонение субстантивированных прилагательных и причастий. Компаратив – сравнительная степень. Суперлатив – превосходная степень. Сложные числительные – имеющие 2 корня. Составные числительные – состоящие из нескольких слов. Чистовидовые приставки - не меняя лексического значения бесприставочной производящей основы глагола, они меняют только ее грамматическое значение: переводят из несовершенного вида в совершенный. Имперфективация – процесс перевода глагола совершенного вида в глагол несовершенного вида при помощи суффикса (подписать - подписывать). Перфективация – процесс образования глагола совершенного вида от глагола несовершенного вида при помощи приставки (делать - сделать). Одновидовые глаголы – глаголы, не имеющие пары по виду. Двувидовые глаголы – такие глаголы, которые в одних случаях имеют значение совершенного вида, а в других – значение несовершенного вида. Индикатив – изъявительное наклонение. Конъюнктив – сослагательное наклонение Императив – повелительное наклонение. Субстантивация – переход слов разных частей речи в имя сущ-ное (Будущее светло и прекрасно. Твое прости звучит у меня в ушах до сих пор.). Адъективация – переход слов различных частей речи в имя прилагательное. Нумерализация – переход слов разных частей речи в имя числительное. Прономинализация – переход слов разных частей речи в местоимение. Адвербиализация - переход слов разных частей речи в наречие.
Синтаксис Синтаксические единицы – это конструкции, в которых элементы объединяются синтаксическими связями и отношениями (словосочетание, ПП, СП, ССЦ). Синтаксическая связь – координация (подлежащее и сказуемое), сочинительная и подчинительная. Синтаксические отношения – отражают отношения между предметами и явлениями действительности. Комплетивные отношения – характерны для словосочетаний с максимальной степенью связанности компонентов, когда главное слово является информативно недостаточным, а зависимый компонент, восполняя недостаточность информации, формирует лексическое значение всего словосочетания. Неграмматическое согласование – смысловое, ассоциативное, условное. Модальность- оценка содержания говорящим с точки зрения реальности, достоверности, возможности. Предикативность – отнесенность содержания предложения к действительности, выраженная синтаксическими средствами (модальность, темпоральность, персональность). Полипредикативная единица – сложное предложение, состоящее из нескольких предикативных частей.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1092)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |