Способы словообразования
В русском языке постоянно появляются новые слова. Это закономерное явление связано прежде всего с потребностью носителей языка назвать новые предметы и явления действительности, обновить имеющиеся словарные ресурсы за счёт более экспрессивных, более выразительных слов. Процесс образования новых слов на базе имеющихся называется словообразованием. Словообразование –образование слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксов (значимых частей слова), словосложения и других формальных средств. Вновь образованные слова называются производными (или мотивированными),а те, от которых образуются новые слова,- производящими. В зависимости от того, какие языковые средства используются для образования слов в русском языке, выделяются следующие способы словообразования: 1) морфемный –образование слов с помощью сочетания морфем по существующим в языке правилам; 2) морфолого-синтаксический -образование новых слов путём перехода его из одной части речи в другую. Например, в словосочетании «столовая комната» слово «столовая» является прилагательным, а в словосочетании «большая столовая» - существительным; 3) лексико-семантический -расщепление одного слова на два омонима: «чайник» - сосуд для кипячения воды и «чайник» - человек, являющийся новичком в какой-либо области; 4) лексико-синтаксический - слияние словосочетания в одно слово, например: сей час – сейчас; с ума сошедший – сумасшедший. Основным способом словообразования в русском языке является морфемный способ. Морфемный способсловообразования имеет следующие разновидности в зависимости от того, какие морфемы используются для образования слов: 1) суффиксальный способ - образование слов посредством суффикса. Этот способ - ведущий в русском словообразовании, например: серебро - серебряный, ночь – ночник, приветливый – приветливость; 2) префиксальный– образование слов при помощи приставок, например: ехать – подъехать, доехать, выехать, уехать; 3) префиксально-суффиксальный способ– образование слов при помощи приставки и суффикса одновременно, например: темно - дотемна, небеса – поднебесный; 4) постфиксальный -образование слов при помощи постфикса, например: брить – бриться; 5) префиксально-постфиксальный –образование слов путём присоединения префикса и постфикса одновременно, например: спать – выспаться; 6) суффиксально-постфиксальный– образование слов путём присоединения суффикса и постфикса одновременно, например: труд – трудится; 7) префиксально-суффиксально-постфиксальный– образование слов путём присоединения приставки, суффикса и постфикса одновременно, например: верить – разувериться; 8) безаффиксный (или безсуффиксный)– образование слов путём отсечения, отбрасывания окончания и суффикса, например: зелёный – зелень, глубина – глубь, уговорить – уговор; 9) сложение– способ образования слов при помощи сложения имеет следующие разновидности: а) сложение основ слов с помощью соединительных гласных (интерфиксов, например: пылЕсос, телОхранитель Нередко в этом случае участвуют и суффиксы, например: левОбережный; б) сложение целых слов, например: сапоги-скороходы, шапка-невидимка; в) сложение части основы слова с целым словом, например: турпоход – туристический поход; г) сложение слогов или частей слова, например: завуч – заведующий учебной частью; д) сложение названий начальных букв, например: МГУ - Московский государственный университет; е) сложение начальных звуков, например: вуз – высшее учебное заведение. Такие сложносокращенные слова (два последних примера) называются аббревиатурами(от лат. abbreviare – «сокращенно излагать»0. Таким способом образуются только имена существительные. Различные способы словообразования в русском языке делают нашу речь богатой и экспрессивной, то есть позволяющей передавать самые тонкие эмоциональные оттенки. И всё это возможно благодаря разнообразию оценочных аффиксов, с помощью которых слова получают другую стилистическую окраску. Например, нейтральное слово «дом» с помощью различных аффиксов может приобретать различные оценочные значения: «домик» (уменьшит.-ласк.), «домишко» (пренебреж.), «домище» (увеличит.). Иногда образование нового слова меняет его стилистическую окраску, привнося иной эмоционально-экспрессивный оттенок или изменяя сферу употребления слова (например, «жилет» и «жилетка» - первое употребляется в книжной речи, второе характерно для разговорной). Задание 1. Определите способ словообразования в следующих словах: Безопасность, банковский, безналичка, вирусный, вирусология, вкладчик, загнивание, девятиэтажка, добудиться, компьютерщик, контрмера, кредиторский, малообеспеченный, маршрутка, МРОТ, персоналка, по-христиански, развал, раскрутиться, распродажа, секретарь-референт, системщик, сканирование, творец, турагентство, факс-модем, фирмач, читалка, южане.
Выделяются две группы словообразовательных моделей. 1. Способы словообразования, которые закрепляются за определённым стилем. Например, способы образования слов книжного и разговорного стиля. В свою очередь, книжные слова делятся на книжно-нейтральные (например, существительные с суффиксом –е(ние), -ость, -аци(ия), -изац(ия): рассмотрение, наследственность, поэтизация, автоматизация), книжно-возвышенные (например, глаголы с приставкой воз-: возгореться, восстать), а также слова, закреплённые за определённым функциональным книжным стилем (например, суффиксы –ит, -ин в научной речи: нефрит, аспирин; приставка анти- в публицистической речи: антигосударственный и т.д). Среди разговорных слов можно также выделить разговорно-нейтральные, которые постоянно используются в разговорной литературной речи и не воспринимаются в ней как стилистически окрашенные. Однако при перенесении их в иную сферу употребления они приобретают особую окраску разговорности, сниженности (например, кассирша, мелкота и т.д.); сюда же следует отнести и слова, закреплённые за разговорной речью людей определённых профессий (например, ультрафиолет и т.д.). 2.Способы словообразования, которые выражают субъективную оценку автора (уничижительные, возвышенные и др.). В основном субъективная оценка выражается с помощью слов с оценочными суффиксами: уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными и т.д. Некоторые суффиксы сами по себе имеют ярко выраженную разговорную окраску. Это суффиксы –к-(тетрадка, гармошка); -ик (ножик); -ль (враль); -ун (хвастун); -ух-(-юх-) (стряпуха); -отн- (толкотня) и др. Ещё более сниженный характер придают высказыванию суффиксы –уг- (-юг-) (ворюга), -их- (врачиха), -ех- дурёха и др. Словообразовательные ресурсы языка широко используются в художественной литературе для оценки, например, существительных в создании образов героев, для выражения разнообразных оттенков значений в оценочных суждениях.
Задание 2.Прочитайте цитаты из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Вспомните, кому из героев принадлежат эти высказывания. Найдите в них слова с эмоционально-экспрессивной окраской. Какую функцию эти слова выполняют в приведённых высказываниях?
1. «Французик из Бордо. Посмотришь, вечерком он чувствует себя здесь маленьким царьком». 2. «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не боле напёрстка, я гладил всё его: как шёлковая шёрстка». 3. «Как станешь представлять к крестишку ли ли к местечку, ну как не порадеть родному человечку». 4. «Будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – то и жених».
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2853)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |