Технологическая карта урока
Учитель:Троянова О.В.
Тема урока:строение растительной клетки
Дата проведения:26.10.15г.
Место проведения:МАОУ Успенская СОШ
Класс:5
УМК:В.В. Пасечник «Бактерии-грибы-растения»
Цель: дать представления о строении растительной клетки, о значении её частей; развивать умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате и на рисунке в учебнике; учить схематически изображать строение клетки; воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами.
ТДЗ:Обучающая (предметная): дать представления о строении растительной клетки, о значении её частей.
Развивающая: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, развивать умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, умение действовать по образцу.
Воспитательная: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности, продолжить воспитание чувства любви к природе, бережного отношения к ней.
Тип урока:«открытие» новых знаний
Методы и приемы:словесные, наглядные, практические.
Формы:индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, микроскоп, микропрепарат чешуи кожицы лука.
Используемая технология:ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, поисково-исследовательская технология обучения в сотрудничестве.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
научитьсяпользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; описывать биологические объекты - строение растительной клетки, о значении её частей, их названия; выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений); устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток; схематически изображать строение клетки.
овладетьсистемой биологических знаний – понятиями частей растительной клетки.
освоить общие приемы правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате и на рисунке в учебнике;
Метапредметные
- регулятивные: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; самоконтроль, самооценка, средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей паре информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи, умение задавать вопросы.
- познавательные: - создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта, умение извлекать информацию и работать по алгоритму; работать с учебником; находить отличия; составлять схемы-опоры; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять признаки; уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
- личностные - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.
Технологическая карта урока
Этапы
| Учебные
задачи
| Деятельность учителя
(Осуществляемые действия)
| Деятельность учащихся
| УУД
|
Урока
| (Формируемые способы деятельности)
|
1. Организация начала занятия.
(1 мин)
| Создать благоприятный психологический настрой на работу
| Приветствие, проверка подготовленности к уроку.
. Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность, ваши способности и предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. И у нас с вами все получится.
На прошлом уроке мы изучили устройство увеличительных приборов (слайд 1)
| Приветствие учителя. Просмотр презентации.
| Личностные УУД
Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую
|
2. Актуализация знаний.
(5 мин)
| Актуализация опорных знаний и способов действий
| Ответьте на вопросы: (фронтальный опрос)
1. С каким увеличительным прибором мы познакомились? (Слайд2)
2. Как устроен микроскоп?
3. Что с помощью увеличительных приборов можно рассматривать?
4. А что же такое клетки?
| Ответы на вопросы:
1.Увеличительные приборы: ручная лупа, штативная лупа, световой микроскоп.
2.Части микроскопа: зрительная трубка – тубус, окуляр, объектив, штатив, предметный столик, зеркало (выходят к доске, показывают части микроскопа).
3. Клетки.
4. Клетки – это мельчайшие крупинки из которых состоят части растения.
| Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме
|
3. Подготовка к основному этапу занятия (мотивирующий этап)
(4 мин)
| Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
| (Слайд3) Постановка проблемы
в виде показа презентации.
- Давайте вспомним: кто открыл микроскоп?
Давным-давно англичанин Роберт Гук изобрел микроскоп, с помощью которого увидел, что любые части растений состоят из ячеек, отделенных друг от друга перегородками. Каждая такая ячейка получила название – клетка. Клетка – это самая простая единица строения любого растения.
Возникает вопрос: из каких компонентов состоит растительная клетка? И для чего мы будем изучать строение клетки?(слайд 4)
Значит о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих маленьких крупинках? Давайте сформулируем тему и цель урока.
Тема «Строение растительной клетки».
Цель: изучить строение растительной клетки, значение её частей; научиться готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате и на рисунке в учебнике.
(слайд 5)
(слайд 6) Знаем: все организмы состоят из клеток.
Хотим узнать: из чего состоит клетка?
Узнали: части клетки.
| Речь идет о клетке, её строении.
Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.
Воспроизводят имеющиеся знания о клетках. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения.
| Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД
Умение ставить цель, планировать деятельность
|
4.Усвоение новых знаний и способов действий
(4 мин)
| Включение учащихся в целенаправленную деятельность
| Организует деятельность учащихся:
в учебнике на стр. 34-37 нужно изучить материал о строении растительной клетки; рассмотреть иллюстрации в учебнике, вместе с учителем выделить ключевые слова (части клетки и их функции), составить схему (таблицу) (работа в парах)
1 ряд – оболочка с порами, мембрана;
2 ряд – цитоплазма, ядро с ядрышком;
3 ряд – вакуоль, пластиды (хлоропласты).
(приложение 1) (слайд 7,8)
| Работают с текстом, иллюстрациями в учебнике, составление схемы (таблица) в парах.
Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.
Изучают документ, анализируют информацию, делают записи в тетради.
| Познавательные УУД.
Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.
|
5. Первичная проверка понимания.
(4 мин)
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:
| Отвечаем на вопросы: из каких частей состоит растительная клетка?
Что представляет собой оболочка с порами, целлюлоза, мембрана, (слайд 9, 10) цитоплазма, ядро с ядрышком, (слайд 11) вакуоли с клеточным соком, (слайд 12) зелёные пластиды – хлоропласты. (слайд 13,14)
| Каждая пара отвечает на вопросы.
| Познавательные УУД.
Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение).
|
6. Закрепление знаний и способов действий.
(13 мин)
| Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
| Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:
Лабораторная работа (слайд 15, ) «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.» (9 мин)
Цель: научиться готовить микропрепараты кожицы чешуи лука и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате и на рисунке в учебнике.
Техника безопасности при работе с микроскопом. (слайд 16) (1 мин)
Вначале послушаем стихотворение-инструкцию:
(1 мин)
С лука сняли кожицу – (слайд 17, 18)
Тонкую, бесцветную,
Положили кожицу
На стекло предметное.
Микроскоп поставили,
Препарат – на столик,
Объектив направили,
Глядь, а лук – из долек!
Дольки – это клетки
С ядрами внутри,
Вакуоли крупные
В клетке рассмотри.
Под нею – цитоплазма.
Зелёные пластиды
Искать будешь напрасно.
выполнение по инструкции (1 мин) (работа в парах) (приложение 2)
Физминутка (1 мин)
| Выполняют самостоятельно. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание.
| Познавательные УУД.
Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.
Регулятивные УУД
Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение).
|
7. Обобщение и систематизация знаний
(1 мин)
| Обобщить и систематизировать новые знания
| Предлагает ответить на вопрос: Для чего мы изучили строение растительной клетки? (слайд 19)
| Отвечают на вопросы: для того, чтобы знать какие функции выполняют все части растительной клетки и как живет растение.
| Познавательные УУД.
Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение).
|
8. Контроль и самопровер-ка знаний
(4 мин)
| Закрепить новые знания
| Предлагает выполнить задание: подписать части растительной клетки. ( в рабочей тетради №28 с. 21 или на карточке) (слайд 20) (приложение 3)
| Выполняют самостоятельно задание подписывают части растительной клетки. Проверяют ответы сопоставив с рисунком в учебнике. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание.
| Познавательные УУД.
Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.
Регулятивные УУД
Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью
|
9. Подведение итогов занятий
(1 мин)
| Подвести итог урока
| Итак, ребята, что мы с вами сегодня изучили?
| Отвечают на поставленные вопросы: строение растительной клетки.
| Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.
|
10. Информация о домашнем задании.
(2 мин)
| Внести информацию о д/з
| Параграф §7 – читать, учить ключевые слова, отвечать на вопросы, выполнить упр. № 27 в рабочей тетради.
Творческий уровень: вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами или сделать модель из цветной бумаги, сочинить сказку о клетке, составить кроссворд, записать новые термины в словарь
(приложение4) (слайд 21)
| Записывают д/з
| Личностные УУД
Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
|
11. Рефлексия.
(5 мин)
| Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
| Организует рефлексию: (слайд 22)
1.Раздаёт учащимся лист самооценки (приложение) для заполнения
2. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся.
Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока.
Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке.
4.Несколько слов об уроке: - что понравилось на уроке? - что не понравилось? – в чем затруднялись на уроке?
(приложение 5)
| Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.
Задают вопросы учителю.
Поднимают сигнальные карточки и подводят итог урока
| Личностные УУД
Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос.
Регулятивные УУД
Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
|
Приложение 1
Таблица «Строение растительной клетки»
Части клетки
| Роль в клетке
|
1. Оболочка с порами
|
|
2. Мембрана
|
|
3. Цитоплазма
|
|
4. Ядро с ядрышком
|
|
5. Вакуоли с клеточным соком
|
|
6. Пластиды (хлоропласты)
|
|
Таблица «Строение растительной клетки»
Части клетки
| Роль в клетке
|
Оболочка с порами
|
|
Мембрана
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица «Строение растительной клетки»
Части клетки
| Роль в клетке
|
Цитоплазма
|
|
Ядро с ядрышком
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица «Строение растительной клетки»
Части клетки
| Роль в клетке
|
Вакуоли с клеточным соком
|
|
Пластиды (хлоропласты)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица «Строение растительной клетки»
Части клетки
| Роль в клетке
|
1. Оболочка с порами
| Придаёт форму клетке
|
2. Мембрана
| Пропускает в клетку и выпускает из клетки вещества
|
3. Цитоплазма
| В ней располагаются все другие части клетки
|
4. Ядро с ядрышком
| Содержит наследственную информацию об организме
|
5. Вакуоли
| Клеточный сок - вода с растворёнными в ней сахарами и другими веществами
|
6. Пластиды (хлоропласты)
| Определяют зелёную окраску листьев.
|
Приложение 2