Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культовые сооружения Санкт-Петербурга



2015-11-12 826 Обсуждений (0)
Культовые сооружения Санкт-Петербурга 0.00 из 5.00 0 оценок




 

CВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Новгородский князь Александр Ярос­лавович, впоследствии великий князь вла­димирский, вошел в историю России как защитник ее западных рубежей. Перед своей смертью великий князь принял схиму. В XVI веке Русская Православная Церковь причислила велико­го князя Александра Ярославовича к лику святых. Население северо-западной Руси издавна считало святого Александра Не­вского своим небесным защитником. Одним из первых деяний Петра I в только что основанном Санкт-Петербурге было создание монастыря во имя Алек­сандра Невского. Уже в 1724 г. в Свято - Троицкий Александро-Невский монастырь из Владимира были перенесены мощи святого благоверного князя Александра Невского. Мощи святого благоверного Александра Невского находятся в Свято-Троицком собо­ре Александро-Невской лавры

Святой покровительницей Петербурга является также Ксения Петербургская. Над могилой святой Ксении Петербур­гской на Смоленском кладбище сооружена часовня, являющаяся местом постоянного паломничества верующих.

Одним из небесных покровителей Санкт-Петербурга является святой пра­ведный Иоанн Кронштадтский.

В 1900 г. началось строительство Иоанновского женского монастыря на Карповке. (фото) На нижнем этаже была сооружена неболь­шая церковь-усыпальница, в которой в 1908 г. был погребен отец Иоанн. К гробни­це сразу же началось паломничество. Оно не прекращалось и в то время, когда мона­стырь был закрыт, а усыпальница замуро­вана. В 1990 г. Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых. Он считается свя­тым покровителем города, в котором он бо­лее полувека нес утешение страждущим.

В Екатерининском приделе Петропав­ловского собора погребены останки членов расстрелянной в 1918 г. семьи последнего императора России - Николая II, его жены Александры Федоровны и их дочерей, ве­ликих княжен Ольги, Татьяны, Марии (правда, Русская православная церковь сомневается в достоверности проведенных экспертиз). В 2002 г. они были причислены к лику святых.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

История русского народа тесно свя­зана с русской православной церковью и неотделима от нее. Русская православная церковь и вера сыграли решающую роль в единении русского народа и со­здании государства Российского. Цер­ковные иерархи мирили удельных кня­зей, выступали судьями в их спорах, поддерживали великих князей московс­ких в деле единения Руси.

Всюду, где появлялись русские люди, одним из первых строений были часовня или церковь.

16 мая 1703 г. (27 мая по новому сти­лю), в День Святой Троицы на небольшом острове Ениссари, расположенном в дель­те Невы, Петр I заложил первый камень в постройке города святого Петра - первый камень крепости Санкт-Петербург. По пре­данию, Петр, осматривая остров, взял у солдата штык, вырезал два куска дерна и, положив их крестообразно, сказал: «Здесь быть городу». Затем, взяв заступ, он пер­вым начал копать ров, Когда ров был вы­копан на глубину около 2-х аршин (около 1,5 м), в него поставили высеченный из камня ящик. Духовенство окропило ящик святой водой. Государь поставил в этот ящик золотой ковчежец с мощами Святого Андрея Первозванного, после чего накрыл ящик каменной доской, на которой была вырезана следующая надпись: «От вопло­щения Иисуса Христа, 1703, мая 16-го, ос­нован царствующий град Санкт-Петербург Великим Государем и Великим Князем Петром Алексеевичем».

В тот же день в центре строящейся кре­пости была заложена деревянная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла - первая церковь Санкт-Петербурга. Пред­полагается, что она была выстроена по про­екту самого Петра.

В 1710 г. Петр I определил место, где было решено построить монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы и святого благоверного князя Александра Невского. Уже в 1711 г. была заложена первая деревянная (впоследствии ра­зобранная) церковь Благовещения. Церкви и часовни строились в разных районах Петербурга - и на Васильевском острове и на Шлиссельбургском тракте и на Выборгской стороне.

Среди жителей Петербурга было много и иностранцев - приглашенных Петром I из-за границы мастеров, ко­раблестроителей, архитекторов, военных и пр. По большей части они совершали богослужения в домовых церквях, распо­ложенных и освященных в жилых домах. В 1708 г. адмирал Корнелий Крюйс на месте нынешнего Эрмитажа выстроил первую деревянную кирху во имя свято­го Петра, в которой молились лютеране и реформаты.

С течением времени в Санкт-Петербурге перешли в основном к постройке каменных церквей, а ранее построенные деревянные церкви понемногу также заменялись каменными.

30 мая 1714 г. в Петропавловской крепости, на месте прежнего деревянного, первого в Петербурге, храма был заложен каменный собор во имя святых апостолов Петра и Павла. Этот храм возводился около 20 лет, и Петр I уже не увидел всего его великолепия. Но в 1722 г. значительная часть работ была уже выполнена и Петр подымался на недостроенную колокольню, чтобы с нее осмотреть строительство города. (фото)

 

Собор святых Апостолов Петра и Павла (Петропавловская крепость, музей – заповедник).В 1703 г. одновременно с закладкой Петропавловской крепости была заложена деревянная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1714 г. Петр I повелел заменить деревянную церковь на каменную, руководил постройкой как крепости так и собором в стиле барокко архитектор Доменико Трезини. Собор отличается от традиционного стиля русского храмового зодчества крестовокупольного или шатрового, он имеет форму узкого прямоугольника. Помещение разделено мощными пилонами на три нефа. На стенах собора размещены картины на евангельские темы, что приближает собор к протестанскому культовому зодчеству. С 1710 г. собор был своеобразным музеем славы русского оружия. Стены нового собора украшались многочисленными трофейными знаменами – турецкими, польскими, шведскими, французскими, в нем хранились ключи от захваченных городов и крепостей. Сейчас в соборе находятся копии трофейных знамен. В соборе находятся 37 надгробий из белого мрамора императоров и императриц. Захоронения в великокняжеской усыпальнице после революции были уничтожены, а здание использовалось как музей истории города. В 1996 г. усыпальнице было возвращено первоначальное назначение.

 

Шло время, город постепенно рос. Все большее внимание уделялось внешнему виду сооружаемых зданий, начали формироваться архитектурные ансамбли. Во всем, в том числе и в церковном строительстве происходил постепенный переход от прежних, преимущественно барочных форм, к классицизму с присущими ему строгостью и простотой.

Большинство церквей, построенных в XVIII столетии имеет пять куполов по об­разцу старых московских храмов. Это было установлено специальным распо­ряжением императрицы Елизаветы Пет­ровны в 1745 г.

В 1748 г. по проекту Б.Растрелли нача­лось строительство зданий и собора Вос­кресенского Новодевичьего монастыря, который вскоре получил название Смольного. Из-за значительных расходов по ведению начавшейся Семилетней вой­ны, строительство Воскресенского собо­ра было приостановлено. Сам монастырь в 1797 г. был упразднен. А строительство собора через 70 лет закончил В.Стасов. (фото)

В 1776 г. был заложен Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры (арх. И.Старов). Строительство велось под на­блюдением императрицы Екатерины II. 30 августа 1790 г. собор был торжественно ос­вящен и в него были перенесены святые мощи Александра Невского. Свято-Троиц­кий собор был одним из первых, испол­ненных в духе классицизма.

В XVIII веке в Петербурге было выстро­ено и много храмов иных вероисповеда­ний. Одной из первых крупных построек на Невском проспекте был костел св. Екате­рины (Вален-Деламот, 1762-83).

Позднее была сооружена небольшая изящная ар­мянская церковь св. Екатерины (Ю.Фель­тен, 1771-80). На теперешней Фурштатской улице была выстроена немецкая лютеран­ская церковь св. Анны (Ю.Фельтен, 1775- 79). На Васильевском острове была выст­роена немецкая лютеранская церковь (Ю.Фельтен, 1768-71). На Большой Коню­шенной улице была выстроена французс­кая реформатская церковь (Ю.Фельтен, 1770-73). В подаренном Павлом I ордену мальтийских рыцарей Воронцовском дворце на Садовой улице была сооруже­на Мальтийская капелла (Д.Кваренги, 1798-1800 гг.).

В одном из первых описаний Петер­бурга, составленном академиком Петер­бургской Академии Наук Иоганном Георги, сообщается, что в 1794 г. в городе насчи­тывалось 56 православных храмов и не­сколько домовых церквей, а также 4 хра­ма и ряд домовых церквей других вероисповеданий.

В XIX веке церковное строительство шло вместе с ускоряющимся ростом го­рода. Создавались новые храмы, многие из которых стали шедеврами русского зодчества.

Начало XIX века в Петербурге было оз­наменовано закладкой величественного Ка­занского собора. Был объявлен конкурс про­ектов, который в 1800 г. выиграл великий русский зодчий А.Воронихин. Постройка собора длилась десять лет. (фото)

 

Казанский Кафедральный Собор – главный собор епархии С.П., построен и освящен во имя иконы Божией Матери Казанской. В 1733 г. на Невской першпективе, вблизи Екатерининского (ныне – Грибоедова) канала была заложена каменная придворная Церковь во имя Рождества Богородицы, куда была перенесена икона Казанской Божией Матери. По мере роста и украшения города скромная церковь на главной улице города стала казаться невзрачной и император Павел 1 в 1799 г. решил построить новый собор. Его главным требованием было, чтобы этот собор походил на собор Святого Петра в Риме. Проектирование собора было поручено архитектору А.Н. Воронихину. В 1801 г. была произведена закладка нового собора, постройка которого и освящение было закончено в 1811 г. Казанский собор стал своеобразным памятником Отечественной войны 1812 г. Отсюда после торжественного молебна Голенищев – Кутузов отправился к армии, а в 1813 г. был там погребен. В соборе находятся ключи от захваченных городов, трофейные французские знамена и штандарты. В 1837 г. у казанского собора были открыты памятники полководцам 1812 г. М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли, скульптора Б. Орловского. Казанский собор напоминает храм Св.Петра в Риме, его фасад обращен к Невскому проспекту и представляет собой полукруглую коллонаду со 130 колоннами в коринфском стиле. Первоначально предполагалась такая же колоннада с западной стороны собора, но от нее отказались. С северной и западной сторон собор украшен портиками. Колонны и обшивка стен выполнены из серо – желтого пудосткого камня и украшены барельефами. По наружным стенам в нишах установлены бронзовые статуи – святых: Андрея Первозванного (автор – В. Демут – Малиновским), Иоанна Крестителя (И. Мартосом), Св. Владимира и Александра Невского – С. Пименовым. Огромные входные двери отлиты из бронзы по образцу знаменитых дверей флорентийского Баптистерия XIII в. Внутри собор имеет крестообразную форму, длина – около 62 м., ширина – от 25 до 45 м., высота до купола – 45 м. Купол поддерживается четырьмя пилонами, от которых отходит коллонада из 56 колонн, выполненных из розового финляндского гранита с золочеными коринфскими капителями и базами. Над иконостасом трудились такие мастера живописи как В.Боровиковский, Ф.Бруни, П. Басин, К.Брюллов, А.Егоров, О.Киприенский, Г.Угрюмов,В.Шебуев и др. В 1932 г. собор был закрыт, а помещение передано Музею истории религии и атеизма, иконы переданы русскому музею. В результате переделок пострадал интерьер собора, уничтожен иконостас. В 1990 г. собор передан церкви и ведется реставрация.

 

Храмы стали заметно влиять на общий вид города. Они размещались или на пло­щадях или на перекрестках крупных улиц. Колокольни, будучи выше окружающих зда­ний, становились как бы доминантами, оп­ределяющими облик города. Так, при взгля­де с Малой Невы на Васильевский остров, особенно выделяются купола церкви святой великомученицы Екатерины на Съездовской линии (А. Михайлов, 1811-23, колокольня В. Болотов, 1861-63).Украшением централь­ной части города являлась церковь во имя Входа Господня в Иерусалим (Ф.Демерцов, 1794-1804). Она была хорошо известна как Знаменская церковь, в честь находившейся в церкви иконы Знамения Божией Матери, написанной еще в XII веке. По этому имени получили свое название прилегавшие к церкви Знаменские улица и площадь (ныне улица и площадь Восстания). Белокамен­ная церковь с пятью куполами и две часов­ни являлись украшением площади. Ктито­ром (старостой) Знаменской церкви в начале XX века был наш прославленный академик, нобелевский лауреат И.П.Павлов. Ходили слухи что именно поэтому она про­существовала до 1940 г.

Прекрасный храм был возведен в цен­тре захолустной части столицы - Большой Коломны (ныне - пл. Тургенева). Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (И.Е.Старов, 1798-1803), именовавшаяся в про­сторечии Покровской, имела один купол, чем отличалась от других, и величествен­ный портик, над которым возвышалась ко­локольня. (фото)

Эта церковь упомянута в поэме А. С. Пушкина «Домик в Коломне»

 

«По воскресеньям, летом и зимою,

Вдова ходила с нею к Покрову,

И становилася перед толпою

У крылоса налево. Я живу

Теперь не там, но верною мечтою

Люблю летать, заснувши наяву,

В Коломну, к Покрову — и в воскресенье

Там слушать русское богослуженье.»

 

Церковь была снесена в 1934 г., и на ее месте был разбит сквер.

Во всех районах города велось актив­ное строительство храмов. В течение XIX века в Петербурге было возведено свыше 60 православных храмов и 70 домовых цер­квей, а также 3 старообрядческих церкви и 15 храмов других вероисповеданий.

Старые петербуржцы еще помнят рас­полагавшуюся вблизи Греческого проспек­та, окруженную соснами красивую церковь, несколько напоминавшую в миниатюре храм святой Софии в Константинополе. Это была церковь во имя св. Дмитрия Солунского, (Р.Кузьмин, 1861-66), выстроенная для греческого посольства. В 1938 г. она была закрыта. В 1964 г., как «малохудожествен­ная» была взорвана. На ее месте ныне кра­суется высокохудожественный концертный зал «Октябрьский». (фото)

В 1881 г. набережной Екатерининского канала был смертельно ранен император Александр II. На месте покушения был воз­веден построенный на собранные народные пожертвования храм Воскресения Христо­ва (арх. А.Парланд и архимандрит Игна­тий, 1883-1907). Этот памятник архитекту­ры чудом избежал разрушения. (фото)

 

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) – (набер. Кан. Грибоедова). 1 марта 1881 г. был убит Александр II и и возникла мысль воздвигнуть на месте убийства памятник. Была поставлена временная деревянная часовня по проекту Л.Н. Бенуа, а затем по проекту академика архитектуры А.А. Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева) была совершена закладка собора 18 октября 1883 г. Собор выстроен по типу древних церквей, в московском стиле XVII в., он напоминает храм Василия Блаженного в Москве. Отличием храма является большое количество мозаичных украшений и икон, как во внешней отделке, так и внутри, выполненных по эскизам В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, Н.А. Бруни, А.А. Парланда и др. С южной, восточной и северной сторон храма на 20 гранитных досках изложены основные события из жизни царя – освободителя. В середине западной стороны храма находилось место смертельного ранения Александра II. Была сохранена часть мостовой из крупный булыжников со следами взрыва бомбы и крови и часть решетки Екатерининского сада. Пол собора выполнен из разноцветных генуэзских мраморов. Все стены и пилоны храма, начиная от цоколя, своды и купол покрыты мозаичными изображениями из священной истории. Собор строился 24 года на пожертвования народа и правящего дома. Был закрыт в 1924 г., использовался как склад для овощей, считалось, что он не представляет художественной ценности и должен быть взорван. Во время блокада в него свозили тела погибших ленинградцев. После войны использовали для хранения декораций Малого оперного театра. В настоящее время собор реставрируется. В будущем планируется освятить собор и проводить в нем службы, посвященные памяти жертв войн, вооруженных конфликтов, репрессий.

 

В конце Большого проспекта Васильев­ского острова в 1888-98 гг. была построена в греческом стиле церковь во имя иконы Божией Матери Умиление (арх. В.Косяков, Д.Пруссак). Икона Богоматери была приве­зена с Афона. Эта церковь также избежала печальной участи быть взорванной. Цер­ковь была закрыта в 1932 г. Сегодня Вы мо­жете видеть здание бывшей церкви за за­бором.

В 1894-1905 гг был воздвигнут при­дворный собор во имя святых апостолов Петра и Павла в Петергофе. Архитектор Н.Султанов создал собор в русском стиле времени расцвета русского зодчества XVI-XVII веков. Весь храм был расписан мос­ковскими и ярославскими живописцами. Храм является самым высоким строением Петергофа (около 70 м) и виден из Петер­бурга. Во время войны храм получил зна­чительные повреждения. В настоящее вре­мя он передан церкви и ведется его восстановление. (фото)

В 1895-1900 гг. архитектор В. Косяков возвел на набережной Невы (ныне - наб. лейтенанта Шмидта) комплекс зданий под­ворья Киево-Печерской лавры. Централь­ное место в этом комплексе принадлежит выстроенной в неорусском стиле церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Цер­ковь уцелела до наших дней. (фото)

К счастью, сохранилось и здание Иоанновского женского монастыря на набереж­ной реки Карповки (арх. Н.Никонов, 1896-1902), основателем которого является святой покровитель Петербурга отец Иоанн Кронштадтский. (фото)

В 1902-1913 гг. в Кронштадте по проек­ту В.Косякова был выстроен грандиозный Морской собор. Он является памятником «чинам морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга». Вели­чественный собор, близкий по форме к храму Святой Софии в Константинополе и имеющий высоту 70 м, виден из Петербур­га. Храму относительно повезло - он не был уничтожен, а лишь разграблен и превращен в матросский клуб, а потом передан музею «Кронштадтская крепость». К счастью, со­стоялось решение о передаче собора цер­кви, в октябре 2002 г. на соборе был вновь установлен крест, и он был освящен мит­рополитом Санкт-Петербургским и Ла­дожским Владимиром. Теперь предстоит трудная работа по восстановлению собо­ра. (фото)

Сохранились также здания церквей священномученика Исидора Юрьевского (арх. А.Полещук, 1903-07) (фото) и Воскресения Христова (Г.Гримм, 1904-08) у Варшавско­го вокзала.

К сожалению, был взорван великолеп­ный храм-памятник Христа Спасителя в па­мять Гефсиманского борения - «Спас на во­дах» (М.Перетяткович, 1910-11 гг.). Этот храм был памятником русским морякам, по­гибшим в русско-японской войне 1904-05 гг. Храм располагался на Английской набереж­ной, на берегу Ново-Адмиралтейского ка­нала. Однокупольный, выполненный в стиле владимирских соборов XII века, златоглавый храм был облицован белым камнем. Он на­поминал древние русские храмы Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Влади­мире. При закладке храма в 1910 г., в годов­щину Цусимского сражения, в его основание был положен солдатский Георгиевский крест. Двери собора являлись копией две­рей суздальского собора Рождества Бого­родицы, фасад собора и барабаны были, подобно Дмитриевскому собору, украшены рельефом.

В алтаре была помещена огромная мо­заичная картина «Спаситель, шествующий по водам», выполненная по эскизу Н.Бруни. Эта мозаика и дала второе наименование храму. В качестве алтарной занавеси ис­пользовался Андреевский флаг.

На стенах храма были укреплены па­мятные доски с именами всех погибших. Над каждой доской было указано наимено­вание корабля и висел подлинник или ко­пия судовой иконы. Всего было около 12 тысяч имен - от адмирала до рядового матроса...

В 1924 г. храм был закрыт. Несмотря на тысячи собранных в защиту храма подпи­сей, в 1932 г. он был взорван. Легенда гла­сит, что доски с именами погибших моря­ков покоятся на дне Невы...

В настоящее время поднимается воп­рос о восстановлении храма. Но, так как на части его фундамента стоит заводской цех, очевидно, решение этого вопроса еще не близко. А пока построена часовня.

В 1910-14 гг. в память 300-летия дома Романовых был выстроен уни­кальный собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери, которой был благословлен на царствование Миха­ил Федорович - первый Романов. Со­бор был закрыт в 1932 г. и перестро­ен под молокозавод.

Храм возвращен верующим, но пред­стоит длительная работа по его восста­новлению. А пока воздвигнута часовня во имя святых новомучеников и исповед­ников Российских (Товарный пер. д. 16).

После Октябрьской революции нача­лись гонения на церковь, на ее служите­лей. По решению властей храмы начали закрывать. В первую очередь это косну­лось домовых церквей. Новые хозяева особняка или учреждения закрывали цер­ковь и оборудовали помещение для своих нужд. Церковная утварь, иконостасы, об­раза направлялись в музей отжившего культа, существовавший в 20-х годах.

В феврале 1922 г. ВЦИК принял решение об изъятии церков­ных ценностей. Изымалось все, в том чис­ле и литургические принадлежности, при­касаться к которым могут только священнослужители. При этом уничтожа­лись дарохранительницы, потиры, ризы к иконам и многое другое, имевшее громад­ную художественную и историческую цен­ность. Отдельные произведения искусства - образа, картины на религиозные темы, церковная утварь, реликвии - направля­лись в государственные музеи, Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею и пр. Судьба же многого - неизвестна.

Гонения на церковь усиливались, акти­визировалась антирелигиозная пропаган­да. Выступавших против нее, защищавших церковь священнослужителей и мирян об­виняли в антисоветской деятельности и от­правляли в тюрьму или лагерь.

В 30-х годах началось уничтожение хра­мов. На глазах автора в 1934 г. разрушали церковь Воскресения Христова на Песках (на 6-й Советской улице). За проемы в ко­локольнях и оконные проемы цеплялись толстые стальные тросы и с помощью ле­бедок и тракторов рушилась эта церковь - памятник архитектуры XIX столетия. Теперь на этом месте чахлый сквер.

Некоторые храмы капитально перестра­ивались. При этом их фундаменты и стены использовались для постройки промышлен­ных цехов, жилых домов и т.п.

Другие церковные здания использова­лись без каких-либо крупных переделок. Так, здания Свято-Троицкого собора Алек­сандро-Невской лавры, храма «Спаса на Крови», церкви Рождества Христова у Вар­шавского вокзала и многие другие исполь­зовались как складские помещения. Зда­ние церкви Божией Матери Милующей (Большой проспект В.О., 100) приспособи­ли для размещения устройства для трени­ровки водолазов. В Андреевском соборе (Большой пр. В.О.) разместилось проект­ное учреждение, и в нем была размещена модель Невской губы. И таких примеров можно привести много.

Относительно повезло Исаакиевскому и Казанскому соборам. В них разместили му­зеи, и музейные работники более или ме­нее бережно относились к тому внутренне­му убранству храмов, которое уцелело от расхищения в 20-х годах. (фото)

 

Собор преподобного Исаакия Далматского.Исаакиевский собор (архит. О. Монферан), один из крупнейших соборов Европы, уникальный памятник архитектуры и искусства, строившийся свыше 40 лет, с 1818 – 1858 гг. Для транспортировки стройматериалов была построена специальная железная дорога. Собор является одним из символов Санкт – Петербурга, одно из лучших украшений города. Его высота – 101,5 м., длина 111 м, ширина 97,6 м., собор вмещает 14 тысяч человек. Снаружи собор украшен портиками, которые поддерживают 48 гранитных колонн – монолитов, высеченных из цельного камня высотой свыше 16 м., 24 колонны меньшего размера окружают башню большого купола, 32 – окружают малые купола, а 8 – украшают окна собора, всего 112 колонн. Особую красоту портикам придают фронтоны, на которых размещены бронзовые барельефы с изображениями из священной истории о преп. Исаакии Долматском предсказавшему гибель греческому императору Валенту, велевшему закрыть православные храмы. На другом фронтоне встреча преподобного с императором Феодосием и его супругой Флаксиллой. На южной стороне – поклонение волхвов, а с северной – Воскресение Христово. На крыше размещены скульптурные изображения 12 апостолов. Над основанием башни главного купола 24 колонны и бронзовая балюстрада с 24 фигурами ангелов, высота каждой фигуры около 3 м. Собор имеет четыре колокольни, а по четырем углам аттика расположены группы ангелов, припавших к светильникам. Раньше в Пасхальную ночь эти светильники зажигались. Внутрь собора ведут три большие двери и четыре малых боковых, они отлиты из бронзы. Главные двери считаются величайшими в мире, на них изображены барельефы из библейской истории. Внутри храм имеет форму прямоугольника, пол выложен из русского серого гранита, цоколь стен и колонны облицованы русским, итальянским и французским мрамором, с бронзовыми вызолоченными базами и капителями. На потолке купола обращает на себя внимание картина К.Брюллова, изображающая молящуюся о мире Божию Матерь, со стоящими перед Ней Иоанном Предтечею, Иоанном Богословом и святыми покровителями русского народа. Над северными дверями картина Плюшара – чудо насыщения Господом 5000 тыс. человек. Над южными картина Басина – Нагорная проповедь. В 1928 г. собор был закрыт, ценности изъяты и устроен Антирелигиозный музей. В настоящее время проведены и ведутся далее реставрационные работы фасада и монументальной живописи храма. Под купол вернулся серебряный голубь, снятый в 1928 г. Собор является музеем – памятником, но в нем происходит и богослужение по воскресным дням.

 

К началу 40-х годов прошлого столетия в Ленинграде было всего несколько дей­ствующих храмов, в том числе Николо-Богоявленский (бывший тогда кафедраль­ным), Спасо-Преображенский, Князь-Владимирский соборы, некоторые церкви на городских кладбищах.

Во время Великой Отечественной вой­ны Русская Православная Церковь была с народом. Уже 22 июня 1941 г. патриарший местоблюститель Сергий (Старгородский) обратился к народу и верующим и благо­словил их на борьбу с захватчиками. С 23 июня начался сбор средств, и на нужды обороны были отданы хранившиеся в хра­мах иногда очень значительные запасные суммы.

Храмы стали заметно наполняться на­родом, увеличилось число молящихся - многие возносили молитвы за своих род­ных и близких. При эвакуации населения города священнослужители оставались на своих местах, со своей паствой.

Храмы работали и в самое тяжелое время блокады Ленинграда. Службы иног­да не прерывались и во время налетов вражеской авиации. Зимой температура в храмах падала ниже нуля, замерзало мас­ло в лампадах, но храмы были наполнены молящимися. Священники, сами истощен­ные и на грани потери сил, несли слово Божие горожанам, молились за нашу По­беду... Только в Князь-Владимирском со­боре от истощения в 1941-42 гг. умерло 8 священнослужителей и служителей собора. (фото)

 

Собор Святого князя Владимира (Князь – Владимирский собор, на ул. Блохина). На этом месте еще в 1708 г. была построена церковь и освящена во имя св. Николая чудотворца, а в 1713 г. вместо деревянной была заложена мазанковая церковь, в народе она получила название «Успения на Мокруше», т.к. стояла на низком месте и все время затоплялась при наводнениях. Церковь получила ранг соборной, т.к. находилась в густонаселенном районе. Вследствие обветшания в 1740 г. была снесена и в честь рождения наследника престола Иоанна Антоновича, была начата каменная, но постройка затянулась. Лишь в 1766 г. был утвержден проект А.Ринальди, в котором за образец был принят Успенский собор в московском кремле. Далее работу продолжил И.Е. Старов, и в 1789 г. был освящен главный придел во имя св. равноапостольного князя Владимира. Начиная с 1843 г. в соборе ежегодно собирались кавалеры ордена св. Владимира, отмечая день его учреждения. В 1872 – 1786 гг. при соборе были возведены три часовни, одна из них по проекту Н.Ковригина, на углу Большого проспекта уцелела до наших дней. Собор является одним из лучших петербургских церквей, его иконостасы являются лучшими образцами резьбы по дереву, росписи приписываются К.Брюллову (четыре Евангелиста). На западной стене помещены копии картин «Оплакивание Христа» П.Веронезе и «Преображение» Рафаэля. В соборе хранится напечатанное в 1689 г. «берлинское» Евангелие с миниатюрами, подаренное Елизаветой Петровной.

 

В Пасху 1942 г. многие прихожане вме­сто куличей освящали кусочки блокадного хлеба.

Гитлеровцы бомбили храмы. Тяжелые повреждения выпали на долю Князь-Владимирского собора. Его не только бомбили, но и обстреливали на бреющем полете из авиационных крупнокалиберных пулеметов. Это не останавливало прихожан, и они шли в храмы. В Николо-Богоявленском соборе на некоторых богослужениях присутствова­ло командование Ленинградского фронта во главе с маршалом Л.А.Говоровым.

12 священнослужителей города были награждены медалями «За оборону Ленин­града», что явилось признанием прави­тельством несомненных заслуг Русской Православной Церкви.

Во время Великой Отечественной вой­ны и после нее отношение государства к церкви начало постепенно смягчаться. В 1946 г. верующим было возвращено здание церкви «Кулич и Пасха» (фото), в 1947 г. после се­милетнего перерыва было возвращено здание церкви во имя иконы Божией Матери Смоленской на Смоленском клад­бище. В 1956 г. по просьбам верующих Церкви было возвращено здание Свято - Троицкого собора Александро-Невской лавры.

Мы должны помнить и о тех храмах, которые с верой в Бога воздвигали наши предки, но которые безвозвратно поте­ряны. В 2000 г. было издано распоряже­ние губернатора Санкт-Петербурга об установке памятных знаков на месте ут­раченных храмов. Первый такой знак был установлен в мае 2000 г. на месте снесенной в 30-е годы Покровской цер­кви на площади Тургенева.

Проезжая по городу, в особенности по его спальным районам, Вы можете увидеть новые храмы и часовни.

Возводятся не только православные хра­мы. В Приморском районе города, на углу улиц Парашютной и Репищева заложено здание второй в нашем городе мечети.

Начато возрождение и храмов при учебных заведениях, государственных уч­реждениях, больницах и пр.

Возобновлены богослужения в церкви святых апостолов Петра и Павла при Санкт- Петербургском государственном универ­ситете (А.Щедрин, 1837 г.). Церковь разме­щена на верхнем этаже, над главным входом с Менделеевской линии. Она была закрыта в 1919 г. В последнее время в по­мещении размещался музей истории Уни­верситета, и ныне богослужения происхо­дят в его помещении.

Возобновлены богослужения в храмах при СПб медицинской Академии постдип­ломного образования, при Политехничес­ком университете, при СПб консерватории, при СПб университете путей сообщения, и многих других.

 



2015-11-12 826 Обсуждений (0)
Культовые сооружения Санкт-Петербурга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культовые сооружения Санкт-Петербурга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (826)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)