Чеховские мотивы в новом русском и старом советском кино
© Парадиз Кадр из фильма «Сад» Начиная с 15 декабря по вторникам и пятницам в библиотеке киноискусства им. С.М. Эйзенштейна будут проходить кинопоказы, приуроченные к 150-летию со дня рождения А.П. Чехова. Программа состоит из шести циклов: «Чехов и мастера современной отечественной кинорежиссуры», «Чехов в советской киноклассике», «Чехов. Наброски к портрету», «Чехов и великие артисты ХХ века», «Чехов и музыка» и «Чехов после Чехова». В рамках фестиваля покажут фильмы Сергея Овчарова, Ивана Дыховичного, Сергея Соловьева, Киры Муратовой и др. Откроется фестиваль картиной «Камень» Александра Сокурова (1992), а завершится премьерой анимационного фильма-альманаха Сергея Серегина по произведениям Чехова и показом материала фильма Марлена Хуциева «Невечерняя».
Каждое личное существование держится на тайне». Так утверждал Антон Павлович Чехов в повести «Дама с собачкой». Флёром тайны окутана и сама личность писателя, и его творения. У «Чеховских мотивов» есть своя загадочная мелодия. Она завораживала современников и продолжает удивлять нас, живущих в ХХI столетии. Неслучайно А. П. Чехов принадлежит к одним из самых экранизируемых классиков русской и мировой литературы. В 1911 году кинематограф только зарождается и первый автор, которого экранизируют, - это Чехов (восьмиминутная короткометражка «Роман с контрабасом»). Если верить статистике, на сегодняшний день по произведениям Чехова снято 245 фильмов (235 художественных и 10 анимационных). Многие из них стали настоящими кинематографическими событиями, обладателями призов самых престижных кинофестивалей.
ЧЕХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1891–1955)
15 января 1913 1-я Студия МХТ показала свой первый спектакль Гибель «Надежды» Г.Хейерманса. Жизнь молодого артиста делится между сценой Художественного театра, где он занят, в основном, в народных сценах, и работой в Студии под руководством Л.Сулержицкого и Евг.Вахтангова. В это же время Чехов увлекся кинематографом – в 1913 на экраны вышел кинофильм Трехсотлетие царствования дома Романовых, где он сыграл Михаила Федоровича Романова. В студии играл слугу Фрибэ в Празднике мира Г.Гауптмана, в Художественном театре – Епиходова в Вишневом саде А.П.Чехова. В 1914 тайно обвенчался с племянницей О.Л.Книппер-Чеховой, О.К.Книппер, впоследствии известной в Германии актрисой кино, которую высоко ценил Гитлер. В сезоне 1914–1915 Станиславский продолжал занимать Чехова, как и большинство молодых артистов, в народных сценах, оттачивая на их возрастающем мастерстве свою «систему». В 1915 Чехов вновь снялся в кино (дьячок Вонмигласов в Хирургии и Калеб в Сверчке на печи по Ч.Диккенсу), в спектакле студии Потоп Ю.Бергера виртуозно, по признанию коллег и критиков, сыграл Фрезера. В 1916 Станиславский начал репетиции Чайки, где Чехову предполагалась роль Треплева. Репетиции шли, Чехов был нездоров, его физическое состояние усугублялось депрессией. В мае 1917 он ушел с репетиции и в письме к Станиславскому объяснил это вспышкой нервной болезни, «которой страдаю уже два с половиной года». В сентябре репетиции возобновились, но состояние здоровья Чехова не стало лучше, он развелся с женой, увлекся философией. На его тяжелое душевное состояние сильно повлияло самоубийство двоюродного брата, В.И.Чехова. Для него стало невозможным воплотить финал Чайки – самоубийство Треплева. В январе 1918 он открыл частную актерскую студию на своей квартире в Газетном переулке. По свидетельству одной из его сотрудниц, впоследствии режиссера М.О.Кнебель, «он… выздоровел только благодаря работе с нами… Занятия в студии были в основном посвящены элементам системы, поискам творческого самочувствия в этюдах, то есть первому разделу системы Станиславского». В 1920 Чехов начал преподавать в студиях Пролеткульта и в Студии им. Ф.И.Шаляпина, в том же сезоне сыграл Мальволио в Двенадцатой ночи У.Шекспира, репетировал со Станиславским Хлестакова в Ревизоре Н.В.Гоголя и Эрика в Эрике XIV А.Стриндберга (постановка Вахтангова, премьера 29 марта 1922, которая, по свидетельству критиков, произвела ошеломляющее впечатление в первую очередь игрой Чехова). В апреле начались генеральные репетиции Ревизора, один из ведущих мастеров театра, В.Лужский, записывал в дневнике: «…громадный успех, такой, какого не видел еще ни один актер на сцене МХАТ». В октябре состоялась премьера, в рецензии отмечалось: «Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история Ревизора на русской сцене, явлен наконец-то тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь» («Вестник театра»). Знакомство тогда же с А.Белым на заседании Вольной философской ассоциации (Белый читал доклад о Преступлении и наказании) оказало сильное влияние на последующую жизнь и творчество Чехова, именно через Белого была глубоко воспринята артистом антропософия Р.Штейнера. В 1922, после смерти Вахтангова, Студия совершила большую гастрольную поездку со спектаклями Двенадцатая ночь, Эрик XIV, Сверчок на печи: Рига, Таллин, затем Германия (где Чехов встретился с первой женой), Прага, Брно (здесь в газете «Лидовы новины» К.Чапек публикует статью Чехов, в которой пишет: «Его игра не поддается описанию, даже если бы я окончательно изгрыз свой карандаш, мне все равно не удалось бы выразить словами ни одного из нетерпеливых, стремительных, резких движений его аристократической руки»). По возвращении в Москву Чехов возглавил 1-ю Студию МХТ. 28 января 1923 торжественно праздновалось ее 10-летие, отмечались артисты, проработавшие в ней со дня основания. Чехов получил 1000 рублей золотом на лечение за границей, лето провел в Германии, а с начала сезона репетировал Гамлета. К этому времени он начинает особенно активно внедрять в репетиционный процесс некоторые из своих упражнений со студийцами. По свидетельству актрисы М.Дурасовой, в репетициях Гамлета использовалось очень помогавшее актерам упражнение с мячами (перебрасывание друг другу мячей в определенном ритме и с определенной эмоцией заменяло произносимые реплики – жест предшествовал слову). В январе 1925 начались репетиции Петербурга, параллельно режиссер А.Д.Дикий выпустил Блоху по Н.С.Лескову без участия Чехова. Сохранилось свидетельство М.Ф.Андреевой в письме к М.Горькому по этому поводу: «…хороший, веселый спектакль без дураков и фокусов, но – пролетарская публика предпочитает Гамлета с Мишей Чеховым». В 1926 в театре обозначились первые признаки конфликта: Л.А.Волков подал в правление МХАТа 2-го заявление о необходимости включить в репертуар пьесу Волки и овцы А.Н.Островского, требуя «в случае отрицательного решения указать подробную мотивировку». Через несколько дней группа актеров обратилась к Чехову с письмом, предлагая «располагать всеми силами нашей творческой воли, рассчитывать на всемерную нашу полную с Вами солидарность… И.Берсенев, А.Чебан, Н.Рахманов, С.Бирман, А.Благонравов, В.Татаринов, В.Готовцев (и еще 16 подписей)». Атмосфера в театре становилась тяжелой, конфликт разбирался на уровне Главреперткома, на стороне Чехова и части труппы выступил Луначарский, но достаточно сторонников было и у инициаторов раскола Дикого и Волкова. В 1927 вышел фильм с Чеховым Человек из ресторана (реж. Я.А.Протазанов) по повести И.С.Шмелева (при множестве ролей в немых отечественных фильмах эта роль актера считается самой серьезной), в январе 1928 получила широкий резонанс книга Чехова Путь актера. З.Н.Райх писала автору: «Я пьяна Вашей книжкой....В ней, коротенькой, я почувствовала длинную, замечательную жизнь. Вас замечательного…». Недовольства в театре нарастали, монолитной группы уже не было. В марте Чехов подал заявление об уходе из театра, но собрание это заявление не поддержало. В мае, после премьеры Фрола Севастьянова, Чехов просит разрешить ему двухмесячное пребывание за границей для лечения. Из Германии он отправил письмо коллективу («Меня может увлекать и побуждать к творчеству только идея нового театра в целом, идея нового театрального искусства») и обратился в Главискусство с просьбой о предоставлении годового заграничного отпуска. В октябре 1928 в немецкой прессе появились сообщения о том, что Чехов заключил контракт с М.Рейнгардтом и начал сниматься в фильме Тройка. В ноябре в Вене состоялась премьера спектакля Артисты Г.Уоттерса и А.Хопкинса в постановке Рейнгардта, где Чехов сыграл свою первую роль за границей – клоуна Скида. Начался второй этап жизни Чехова. В Германии Чехов снялся в лентах Глупец из-за любви (1929, фильм имел огромный художественный и коммерческий успех), Призрак счастья (1930), играл в «Каммершпиле» Рейнгардта главную роль в спектакле Юзик по повести О.Дымова Певец своей печали (19 29), роль русского князя в спектакле Феа Ф. фон Унру (1930), как режиссер репетировал с актерами «Габимы» Двенадцатую ночь. «Их радость, ритм, цвет и общее очарование даже приводят в замешательство. Вот наконец шекспировская комедия!» – отзывался о спектакле Ш.О ' ' Кейси. Французская газета «Последние новости» писала: «Начинание превзошло всякие ожидания. Германская печать после режиссерской работы М.А.Чехова заговорила о нем как о большом мастере, постановщике европейского масштаба». В 1930 Чехов хлопотал о предоставления ему и группе актеров субсидии для организации театра в Чехословакии; получив отказ, переехал в Париж, заключив в Германии ряд контрактов в театре и кино. В парижской газете появилось интервью с Чеховым, в котором он поведал о намерении организовать в Париже школу драматического искусства: через два-три месяца он надеялся показать первые спектакли – русские сказки, затем труппа перейдет к работе над мировой классикой. В 1931 в Париже было основано Общество друзей «Театра Чехова», в его почетный комитет вошли С.В.Рахманинов, Ф.Жемье, Рейнгардт, М.Моргенштерн, В.Н.Масютин. На пожертвования был заключен договор с Ш.Дюлленом об аренде помещения театра «Ателье». В апреле Чехов уехал на гастроли в Ригу, Двинск, Митаву. В мае познакомился с Ж.Бонер, ставшей его другом и помощницей в создании русского театра. Бонер и Моргенштерн субсидировали «Театр Чехова» в Париже. 1 июня на сцене театра «Ателье» игрался первый спектакль труппы Эрик XIV, в ноябре состоялась премьера спектакля по русским сказкам Дворец пробуждается (режиссер и исполнитель роли Ивана-царевича). Однако настоящего удовлетворения театр не приносил, и Чехов вступил в переговоры с директором Театра русской драмы в Риге о возможности своей работы там. 28 февраля 1932 он приехал в Ригу, где поставил с актерами Национального театра Стриндберга, играл Хлестакова в Театре русской драмы, Мальволио в собственной постановке Шекспира, Фрезера, Иоанна Грозного в собственной постановке Смерти Иоанна Грозного А.К.Толстого в Национальном театре. По приглашению А.Жилинского, бывшего соратника по МХАТ 2-му, с начала нового сезона в Ковно (Каунас, тогда столица Литвы) вел занятия по технике актерского мастерства в Литовском государственном театре, а также поставил Гамлета, Ревизора, Двенадцатую ночь. Одновременно продолжал работу в Риге, репетировал Село Степанчиково по Достоевскому (играл Фому Опискина) в Театре русской драмы, проводил семинары по системе Станиславского с латышскими актерами. В 1935 с « Театром Чехова » выехал на гастроли в Нью-Йорк, предложение остаться в Америке отклонил, получив предложение организовать в Англии свою театр-студию. В 1936–1938 студия в Дартингтон-холле работала много и успешно, но близость Европы и приближение войны заставили Чехова уехать с большей частью студийцев в Америку. В начале 1939 «Театр Чехова» обосновывается в Риджфилде, в 50 милях от Нью-Йорка, в 1940–1941 были подготовлены спектакли Двенадцатая ночь (новая, отличная от прежних редакция), Сверчок на печи, Король Лир Шекспира. В 1942, по воспоминаниям друга и помощника Чехова Г.Жданова, было принято решение до окончания войны временно закрыть «театральное предприятие». В 1944 на экраны вышли фильмы с участием Чехова Песнь о России (колхозник Степанов), В наше время (Леопольд), «Новый журнал» начал публиковать воспоминания Чехова Жизнь и встречи. В фильме Зачарованный (1945) он виртуозно сыграл роль психиатра доктора Брулова, критики оценили работу актера как сенсационную, Чехов был номинирован на «Оскара» и премию Общества театральной кассы «Голубая лента». В 1946 вышли фильмы Призрак розы (Поляков), Клянусь ! (Петер), Ирландская роза Эбби (Соломон Леви). Тогда же газеты объявили о создании «Актерской мастерской», где «в настоящий момент разрабатывается «метод Михаила Чехова» (в измененном виде существует по сей день), на русском языке вышла его книга О технике актера. В числе его учеников-голливудских актеров – Г.Пек, Мерилин Монро, Ю.Бриннер). Работал режиссером в Лабораторном театре Голливуда. С 1947 в связи с обострением болезни Чехов ограничил свою деятельность в основном преподавательской работой, вел курсы актерского мастерства в студии А.Тамирова, снялся в фильме Техас, Бруклин и небеса (1948), в конце 1940-х – начале 1950-х годов работал над биографическими повестями о А.П.Чехове, Станиславском, Немировиче-Данченко (книги не были написаны). В 1952 вышли фильмы Приглашение (доктор Фрамм), Рапсодия (профессор Шуман), была опубликована на английском языке книга О технике актера. Умер Чехов в Беверли-Хиллс (шт. Калифорния) 1 октября 1955, урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориел («Лесная поляна») в Голливуде. Почти до середины 1980-х годов его имя на родине предавалось забвению, встречалось лишь в отдельных мемуарах (С.Г.Бирман, Кнебель, С.В.Гиацинтовой, Берсенева и др.). На Западе метод Чехова за эти годы приобрел значительное влияние на технику актерского мастерства, с 1992 регулярно организуются Международные мастерские Михаила Чехова в России, Англии, США, Франции, Прибалтике, Германии с участием российских артистов, режиссеров, педагогов.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (597)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |