Классификация систем обслуживания
ПЛАНИРОВАНИЕ, ОБСЛУЖИВАНИЕ И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
Планировка рабочих мест Планировка рабочих мест — это пространственное размещение рабочих мест, элементов их оснащения — оборудования, технологической и организационной оснастки, а также предметов труда и самого работника. Различают: 1)общую (внешнюю) планировку рабочих мест – их пространственное расположение; 2)частную планировку - рациональное размещение в пределах рабочего места всех его элементов. Для обеспечения рациональной планировки рабочих мест необходимо учитывать: •особенности технологического и трудового процессов; •специализация рабочего места; •состав и особенности используемого оборудования, технологической и организационной оснастки; •действующая система обслуживания рабочих мест; •применяемые примы и методы труда; •требования техники безопасности и охраны труда. Требования к общей планировке рабочих мест: 1.Наиболее экономное использование производственных площадей. 2.Рациональная взаимосвязь между рабочими местами. 3.Расположение рабочих мест по ходу технологического процесса и обеспечение прямоточности грузовых потоков. 4.Минимизация протяженности грузопотоков и расстояний переходов работников. 5.Соблюдение санитарных норм в расположении рабочих мест, обеспечение безопасности труда. А именно. Площадь рабочего места: на каждого работающего не менее 4,5м2 производственной площади и не менее 15м объема производственного помещения. Подходы к рабочим местам должны быть кратчайшими и по возможности не должны пересекаться с транспортными путями. Входы и выходы в помещениях должны быть свободны, хорошо обозримы и безопасны. Свет должен падать на работника сбоку слева или сзади слева. Необходимо рабочие места с вредными условиями труда отделять от рабочих мест с нормальными условиями. Рабочая зона — участок трехмерного пространства в пределах досягаемости рук в горизонтальной и вертикальной плоскостях с учетом поворота работника на 180° и перемещением его вправо и влево на один-два шага. В этой зоне должны размещаться орудия труда, постоянно используемые в работе. Остальная площадь рабочего места составляет вспомогательную зону, где располагаются предметы, применяемые реже. Оптимальная зона досягаемости — пространство, ограниченное воображаемой дугой, очерчиваемой (в горизонтальной или вертикальной плоскости) при вращении руки, согнутой в локтевом суставе при свободно опущенном плече. Зона максимальной досягаемости — пространствоо, ограниченного размахом полностью вытянутой руки при ее вращении в плечевом суставе. Зоны досягаемости определяются для различных рабочих поз (сидя, стоя и т.д.) Для обеспечения хороших условия обзора и исключения большое зрительное напряжение необходимо учесть, что угол мгновенного зрения в рабочей зоне составляет 18°, угол эффективной видимости — 30°, угол зоны обзора, в рамках которого отчетливо воспринимаются форма предмета и его местоположение, при фиксированном положении головы по горизонтали равен 120°, по вертикали— 86° (39° — вверх, и 47° — вниз).
Функции системы обслуживания рабочих мест От эффективности организации системы обслуживания рабочих мест зависит производительность труда, ритмичность производства, качество работ и продукции. Система обслуживания — это регламентированное обеспечение элементов рабочих мест всем необходимым для бесперебойного и эффективного функционирования. 1.Функции по обслуживанию средств труда: -инструментальная (обеспечение инструментом, заточка и ремонт инструмента); -наладочная (наладка и подналадка оборудования); -энергетическая (обеспечение рабочих мест всеми видами энергии); -поддержания в рабочем состоянии оборудования (профилактическое обслуживание оборудования, его ремонт); -ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и оргоснастки). 2.Функции по обслуживанию предметов труда: -складская (прием, учет, хранение, комплектование и выдача материалов, деталей, инструмента); -транспортная (работы погрузочно-разгрузочные, по доставке к рабочим местам предметов и средств труда и вывозу с рабочих мест готовой продукции); - контрольная (контроль качества сырья, материалов, продукции). 3.Функции по обслуживанию работников: -информационное обслуживание, производственный инструктаж, распределение работ, выдача производственных заданий; -санитарно-гигиеническое обслуживание; -хозяйственно-бытовое обслуживание, общественное питание; -медицинское обслуживание; ' -культурное обслуживание; -охрана труда.
Классификация систем обслуживания По степени централизации: -централизованное обслуживание это сосредоточение функций обслуживания в руках одного центра в рамках цеха, производства, отдела или предприятия; -при децентрализованном обслуживании функции обслуживания выполняются самими основными работниками, либо вспомогательным персоналом, находящимся в тех подразделениях, которые он обслуживает. Достоинство: более высокая оперативность решения задач обслуживания рабочих мест. Недостатки: низкий уровень механизации труда, нерациональное использование труда вспомогательных рабочих (и основных, если они выполняют эти функции); -при смешанном {комбинированном) обслуживании часть функций обслуживания выполняется централизовано, а часть — децентрализовано. По форме выполнения функций обслуживание рабочих мест может быть: -стандартное - характерно для поточно-массового производства в условиях жесткой ритмичности основного производства - обслуживание по заранее разработанным стандартным расписаниям и планам: стандартный ремонт оборудования, принудительная замена режущего и мерительного инструмента и приспособлений, наладка и подналадка оборудования, регулярное пополнение рабочих мест предметами труда и т.д. Основные производственные рабочие полностью освобождаются от выполнения вспомогательных функций, что позволяет более рационально использовать их рабочее время. Предотвращаются какие-либо простои рабочих или оборудования по причине необеспеченности рабочих мест любыми видами услуг. Это наиболее экономичная форма I обслуживания, требующая, однако -планово-предупредительное (ППО) преобладает в условиях крупносерийного и среднесерийного производства - все работы по функциям обслуживания рабочих мест производятся вспомогательным персоналом на основе планов-графиков, увязанных с производственными планами, заданиями. Система требует значительных трудовых и материальных затрат. Но обеспечивает ритмичность работы вспомогательных служб, минимальную возможностью простоев, более высокое качеством обслуживания. -дежурное - преобладает в единичном и мелкосерийном производстве, осуществляется по мере необходимости по вызовам с рабочих мест и по сменно-суточным заданиям. Отсутствует заранее составленный график и регламент. Система проста с точки зрения ее организации, но отличается малой экономичностью обслуживания, возможностью возникновения простоев основных производственных рабочих.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (945)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |