Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Необходимость оценки качества информационных технологий



2015-11-12 796 Обсуждений (0)
Необходимость оценки качества информационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время одним из наиболее интенсивно развивающихся рынков является рынок информационных технологий (ИТ). Несмотря на дороговизну и большую наукоемкость, рынок постоянно пополняется большим количеством новых технических и программных средств, расширяет сферу услуг. При этом средний срок обновления технических и программных средств составляет приблизительно 12—18 месяцев, а полное обновление рынка происходит в течение 5 лет.

 

6.7. Экономические особенности эксплуатации информационных технологий

 

При интенсивном развитии рынка информационных технологий постоянно требующиеся вложения в ИТ не позволяют получить быстрый экономический эффект и; как правило, для большинства организаций являются лишь вложением средств (не всегда оправданным экономически) для повышения конкурентоспособности.

В специальной литературе широко обсуждаются эти проблемы. Так, Journal Information & Management приводит следующие пути повышения эффективности ИТ:

– управление созданием и развитием систем на основе комплексных требований к показателям качества и технологичности;

– разработка системы показателей воздействия факторов функционирования (технических, социальных, правовых и т.д.) на производительность систем;

– налоговая политика, страхование, бюджетный эффект и затраты, выходящие за пределы инвестирования.

Оценка качества проводится на протяжении всего жизненного цикла (ЖЦ) технологий в так называемых контрольных точках, т.е. в заранее установленных и типичных для ЖЦ критических моментах. Такими характерными контрольными точками могут быть:

– завершение анализа технологии в соответствии со стандартами оценки качества и внедрение информационных систем (ИС);

– аттестация функционирования ИС на соответствие общесистемных задач бизнес-плану, информационно-техническим показателям, росту объема обрабатываемой информации;

– проведение аттестации на предмет модификации, поддержки качества и эксплуатационных свойств.

Важнейшими характеристиками оценки качества также являются:

– прогнозы по показатели качества, технологичности, предельным режимам работы, обеспечения резервирования и самодиагностики, способа ликвидации и срок службы;

– сопоставление обзорных и аналитических материалов об аналогичных отечественных и зарубежных системах и компонентах;

– сочетаемость с другими комплексами, взаимозаменяемость, уровень стандартизации и унификации, сведения об особенностях эксплуатационной среды в критических режимах;

– содержание процессов контроля и поддержки качества;

– отклонения в функционировании, технике и технологиях, показатели эксплуатации — наработка на отказ, отказы, аварии, ремонты, статистика причин выхода из строя.

В Journal Management of Information Systems представлена совокупность показателей, которая определяет индекс эффективности информационных систем:

– доля бюджета ИТ в средних доходах организации (до 30%);

– рыночная ценность ИТ — отношение текущей рыночной стоимости оборудования к доходам организации (до 15%);

– прибыль организации за последние 5 лет использования ИТ (до 15%);

– стоимость персонала ИТ - доля в бюджете ( до 10%);

– расход на обучение персонала — доля в бюджете (до 10%);

– доступ пользователя — число ПК/число сотрудников ( до 15%).

В тех же изданиях приводятся критерии эффективности ИТ (в целом в литературе приводится до 50 параметров оценки эффективности):

– производительность — оцениваемая эффективностью затрат на информационные ресурсы;

– полезность для пользователя — удовлетворенность потребителя и ценность услуг ИС;

– добавленная стоимость — воздействие ИТ на достижение целей организации;

– встроенность в бизнес — насколько деловая активность зависит от использования ИС;

– воздействие инвестиций на стоимостную структуру бизнеса, доходов и инвестиций;

– готовность управляющих фирм — уровень понимания руководством стратегической ценности ИТ и его способность обеспечить дальнейшее развитие ИТ.

 

6.8. Анализ дополнительных и сервисных работ и затрат, использование остаточных ресурсов, утилизация, регенерация, декомпозиция

 

В научных изданиях последних лет предлагается система показателей оценки эффективности ИС с учетом показателей качества:

– минимум совокупных затрат результата жизненного цикла в расчете на единицу комплексного показателя качества ИС;

– удельные расходы ресурсов ИС по стадиям ЖЦ, приходящиеся на единицу комплексного показателя качества;

– анализ количественных и качественных показателей эксплуатации различных компонентов ИС с учетом развития системы и роста объема обрабатываемой информации.

Широкое распространение концепций и технологий оценки качества функционирования технического и программного обеспечения (Total Quality Management и Reengineering Business Processes) вызвано как экономическими особенностями эксплуатации ИС, так и тенденциями развития информационных систем и является неотъемлемой задачей развития и эксплуатации ИТ.

 

 

6.9. Состояние системы оценки качества ИТ на рынках стран СНГ и Беларуси

 

Особенности рынка ИТ стран СНГ порождают трудности при оценке темпов изменения емкости рынка, сложность прогнозирования спроса и продвижения конкретных технологий, а именно:

– падение промышленного производства и инфляция порождает несоответствие между материальным уровнем пользователей и новыми техническими и программными средствами;

– отсутствует ключевой элемента инфраструктуры рынка — производители не в состоянии сопровождать свои продукты;

– также возникает кризис квалификации из-за высокой интенсивности обновления технологий;

– "некомпетентность" пользователя, который не в состоянии определить нужный ему продукт (неэкономические факторы спроса);

– несоблюдение авторских прав на интеллектуальную собственность, практически отсутствие лицензирования т.д.

 

Рынок ИТ стран СНГ (млн экю) имеет следующую структуру:

 

Компьютерное оборудование

Компоненты рынка199119921993199419951996

Большие ЭВМ51624294255

Малые ЭВМ701013313950

Средние ЭВМ871018264369

Рабочие станции5622304060

Портативные компьютеры6428354964

Настольные компьютеры306195308424521576

Принтеры655792129177188

Офисное оборудование

Копировальные машины475066758789

Другое оборудование242335455866

Аппаратура передачи данных

Оборудование для локальных сетей5819243639

Программные продукты

Системные ПО833551657485

Прикладное ПО19481119151172199

Услуги

Профессиональные 189154177216262300

Другие232262270285335370

Итого по рынку ИТ13679011241156419342211

 

Рынок ИТ имеет также следующие особенности:

 

1. Используемые информационные системы находятся на разном уровне развития, разрабатываемые системы используют разные технологии, различна подготовка обслуживающего персонала;

2. Не существует банков данных продукции, ограничено создание рекламных бюллетеней;

3. Не проводятся маркетинговые исследования цепочки "пользователь—производитель" на основе зависимости "цена—конкурентоспособность".

Система проектирования и использования ИС в странах СНГ имеет такие недостатки:

• нет системы спецификации качества;

• нет единого механизма описания задач, проекты сложны и крупны, нет повторного использования машинного кода;

• нет возможности надежного сопровождения МО системы (нет анализа ошибок, фирмы не делятся информацией - возникает клинч корпоративных интересов);

• высокая текучесть технически квалифицированных кадров;

• сложность в понимании, выражении требований и описании бизнес-процесса, бизнес-требования и приоритеты быстро и резко меняются;

• ограничены ресурсы в организации информационной стратегии;

Тем не менее, в Беларуси интенсивно совершенствования информационного бизнеса и ведутся работы в следующих аспектах:

– правовой аспект — совершенствуются законодательные нормы, правовой статус методов и форм защиты информации;

– технические — разрабатывается и совершенствуется система стандартизации, оценки качества и унификации ИС, ТО и ПО;

– организационный — формируется информационная инфраструктура и организация технологических процессов обработки информации;

– экономический — исследуются закономерности формирования рынка ИТ, оценки конкурентоспособности, формирования системы маркетинга.

На территории Беларуси действуют стандарты оценки качества РБ и России, а также поддерживаются международные требования к качеству информационных технологий. Перечень стандартов, действующих на территории РБ, приведен в приложении 1

 

 

Приложение 6.1

 



2015-11-12 796 Обсуждений (0)
Необходимость оценки качества информационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Необходимость оценки качества информационных технологий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (796)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)