Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-методический комплекс КазНУ им. Аль-Фараби



2015-11-11 627 Обсуждений (0)
Учебно-методический комплекс КазНУ им. Аль-Фараби 0.00 из 5.00 0 оценок




Специальность: Таможенное дело

Шифр: 5В030400

Дисциплина: Правовое регулирование таможенных платежей

1. Понятие и виды таможенных платежей и налогов

Вопросы:

1. Понятие и задачи таможенно-тарифного регулирования.

2. Виды таможенных платежей.

3. Таможенные пошлины

4. Таможенные сборы

 

1. Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенного тарифов) и нетарифного регулирования, в том числе путем обложения налогами, введения количественных ограничений, лицензирования, прямого запрета экспорта или импорта, валютных ограничений.

Тарифное регулирование направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В системе тарифного регулирования решающую роль играют ввозные пошлины. Экспортные и импортные таможенные пошлины применяются в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РК и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РК.

Это означает, что экспортные и импортные таможенные пошлины являются инструментом таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. Регулирование с помощью таможенных пошлин, взимаемых при ввозе или вывозе товаров, или только при ввозе является наиболее распространенной и общепринятой формой таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. Величина (ставка) таможенной пошлины при ввозе определяет степень закрытости или доступности внутреннего рынка для иностранных товаров. Сведенные воедино ставки таможенных пошлин называются таможенным тарифом, поэтому регулирование с помощью тарифа называется таможенно-тарифным регулированием внешней торговли.

Основным документом таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в Республике Казахстан являются Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в РК» от 30 июня 2010 года.

В Таможенном кодексе Таможенного Союза (далее ТК ТС) дается определение понятия «таможенная пошлина» и «таможенный тариф», рассматриваются основные цели таможенного тарифа, порядок установления ставок таможенных пошлин и их виды, виды таможенных пошлин, порядок и цель определения страны происхождения товара, различные тарифные льготы и случаи их предоставления, методы определения таможенной стоимости товара.

Взаимоотношения РК со своими ближайшими соседями являются ключевым моментом во внешнеэкономической деятельности республики.

Однако не стоит забывать, что наиболее важным и приоритетным для Казахстана в переходный период являются взаимоотношения со странами не входящими в СНГ, а иными словами, страны дальнего зарубежья, по линии ГАТТ, ВТО, СТС, МВФ.

О важности этих взаимоотношений можно судить по той политике которая проводится во внешнеторговом режиме, и по таможенной политике проводимой в нашей республике.

Либеральный свободный рынок, на котором существуют четкие и понятные правила, не может существовать без проведения свободной внешней торговли с уменьшенным административным контролем и свободным от нелепых административных барьеров.

Либерализация режима внешней торговли в Казахстане фактически началась с середины 1993 года, когда правительство достигло соглашения с МВФ по кредиту на системную трансформацию.

В соответствии с этим соглашением внешнеторговые барьеры снижались и в конечном итоге были ликвидированы. Перечень товарных наименований, экспорт которых подлежал квотированию, сократился с 34 в декабря 1993 года до 25 в январе 1994 года и до 7 в мае 1994 года. В конце 1993 года импортные квоты были отменены.

Благодаря условиям поставленными МВФ Казахстан именно в эти годы пришел к единой системе таможенной статистики, единой Гармонизированной системе кодирования и классификации товаров, были также сделаны шаги к усилению структуры таможенной службы в целом.

Значительный удельный вес (28,6 %) во внешней торговле республики занимают экспортно-импортные операции с европейскими странами, прежде всего с Италией, Германией, Швейцарией, Нидерландами.

Среди стран Азиатского региона, на долю которых приходиться 19% товарооборота Казахстана, наиболее тесное торговое сотрудничество осуществляется с Китаем, Республикой Корея, Ираном и Турцией.

Динамика развития внешней торговли республики и анализ динамики бюджетных поступлений получается, что они пришли в относительное равновесие по сравнению с предыдущими годами, когда они практически не были взаимосвязаны.

Из этого следует, что государство обрело опыт в ведении экономических методов взимания таможенных платежей.

 

2. Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей и налогов регулируется главой 12 ТК РК.

Согласно ТК РК к таможенным платежам и налогам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы (таможенный сбор за таможенное декларирование товаров, за таможенное сопровождение, плата за предварительное решение).

Плательщики, порядок исчисления и сроки уплаты, возврата (зачета) и взыскания, начисления таможенных пошлин, а также льготы по их уплате определяются международным договором и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан. Плательщики, порядок исчисления и сроки уплаты, возврата (зачета), начисления и взыскания налога на добавленную стоимость, акцизов, взимаемых таможенными органами, льготы по их уплате определяются ТК РК и налоговым законодательством Республики Казахстан. Плательщики, порядок и сроки уплаты, возврата (зачета) и взыскания таможенных сборов, а также льготы по их уплате определяются ТК РК.

Следует отметить, что для обеспечения экономических интересов отечественных производителей товаров и в целом экономических интересов страны при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, взимаемые таможенными органами в соответствии с международными договорамиРеспублики Казахстан и (или) законодательством Республики Казахстан. Такие пошлины взимаются в порядке, предусмотренном Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в РК» для взимания ввозной таможенной пошлины [ст. 113].

 

3. Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу [ст. 4].

Таможенный тариф ТС – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу ТС, систематизированных и сгруппированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Таможенные пошлины выполняют ряд функций. Самыми важными из них являются следующие:

1) Регулирующая функция – позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.

2) Фискальная функция – эта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т. е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортерами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства.

3) Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей.

Уровень пошлин, сам по себе, вне сопоставления его с уровнем мировых и национальных цен не может характеризовать выполняемые им функции. Если на различные товары установлены одинаковые по размерам ввозные пошлины, то это означает, что все они выполняют одну и ту же функцию в области регулирования внешней торговли. Размер пошлин следует корректировать с учетом меняющихся условий конкуренции товаров импортных и отечественного производства и соотношений между национальными и мировыми ценами. При корректировке пошлин следует учитывать изменения не только национальных условий производства и предложения товаров, но и интернациональных издержек и мировых цен и общей конъюнктуры мирового рынка.

Основными пошлинами являются ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Высокие ввозные пошлины в развивающихся странах защищают их промышленность от конкуренции экономически развитых стран.

Следует отметить, что экспортные пошлины не очень широко используются в мире, но Казахстан, все же, не единственная страна, где они есть. Всего 17 государств используют экспортные пошлины, в частности, Китай, Россия и Украина. По последним данным таможенные платежи дают порядка 30% доходной части бюджета и половина из них – экспортные пошлины.

Влияние на внешнюю торговлю таможенных платежей трудно переоценить. Это самый действенный рычаг экономики для стимуляции экспорта и защиты от избыточного импорта. Большую часть казахстанского экспорта, к сожалению, составляет сырье и пошлинами обложены только сырьевые товары. Это своего рода форма рентного платежа, которым государство облагает владельца сырьевых ресурсов. Часть этой сверхприбыли стала перераспределяться в доход государства.

Правительство достаточно четко следит за тем, чтобы не делать экспорт тех или иных товаров, которые облагаются пошлинами, убыточным. Соответственно, когда внутренние цены растут, и затраты на производство продукции увеличиваются, или же когда мировые цены на продукцию падают, правительство выводит эти товары из-под обложения экспортными пошлинами или уменьшает размер пошлин.

Таким образом, таможенные пошлины, выполняя фискальную функцию, оказывает большое влияние на структуру экспорта, т. е. выполняют регулирующую роль. Важно отметить, что не только таможенные пошлины оказывают влияние на экономику, но и рынок может влиять на таможенные пошлины.

Такой вид таможенной пошлины как специальная таможенная пошлина служит защитной мерой, в качестве меры предупреждения и ответной меры. Смысл защитной меры состоит в том, что если на таможенную территорию РК завозятся товары в таких количествах и на таких условиях, которые могут угрожать экономической безопасности страны, применяют специальную таможенную пошлину. Этот вид пошлины применяют как предупредительную меру в отношении тех участников внешнеэкономической деятельности, которые нарушают экономические интересы Казахстана и которые могут привнести элементы недобросовестной конкуренции. Специальная пошлина выполняет роль ответной меры на действия иностранных государств и их союзов, которые дискриминируют, ущемляют экономические и иные интересы Казахстана.

Компенсационную таможенную пошлину применяют в случае ввоза товаров в Казахстан, при производстве которых использовалась субсидия (прямо или косвенно), а также если ввоз таких товаров может нанести ущерб отечественным товаропроизводителям, особенно производителям аналогичных товаров в Казахстане. Компенсационная пошлина применяется в случае вывоза из Казахстана товаров, при производстве которых использовалась субсидия; она же применяется в случае нанесения ущерба экономическим интересам Казахстана.

Антидемпинговая пошлина взимается в том случае, если в Казахстан ввозится товара по цене гораздо ниже конкурентной цены в стране экспорта на момент ввоза товара. Непременным условием использования этой пошлины должно быть наличие или угроза ущерба казахстанским товаропроизводителям.

Ассортимент товаров, завозимый в Казахстан из разных стран разнообразен, и постоянно обновляется. Некоторые товары поступают на казахстанский рынок только в результате завоза их из других стран. Но в большинстве случаев импортные товары имеют отечественные аналоги и составляют конкуренцию последним. Ввозные таможенные пошлины на такие товары должны определяться с учетом складывающихся соотношений между мировыми и национальными издержками и ценами.

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

1) адвалорные - установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

3) комбинированные - сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи.

 

4. Таможенными сборами (ст. 115 ТК РК) являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом. Ставки таможенных сборов устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

К таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за таможенное декларирование товаров;

2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

3) плата за предварительное решение.

Таможенный сбор за таможенное декларирование товаров (ст. 117), уплаченный в бюджет, не подлежит возврату плательщику.

При таможенном сопровождении товаров, перемещаемых несколькими автомобильными транспортными средствами, сумма таможенного сбора делится пропорционально количеству указанных транспортных средств.

За принятие таможенным органом предварительного решения по классификации товаров и о стране происхождения товаров в соответствии со статьями 79 и 91 ТК РК взимается плата в размере, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.

Плательщиками таможенных сборов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК РК и (или) международными договорами Республики Казахстан возложена обязанность по уплате таможенных сборов.

Таможенные сборы за таможенное декларирование товаров уплачиваются до или одновременно с подачей таможенной декларации, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 117 ТК РК.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются после принятия таможенным органом решения о таможенном сопровождении, но не позднее дня начала организации таможенного сопровождения.

Плата за принятие таможенным органом предварительного решения вносится плательщиком до выдачи ему указанного решения.

Сроком уплаты таможенных сборов за таможенное декларирование товаров при предоставлении льгот по их уплате считается день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами. Если день нарушения установить невозможно, сроком уплаты таможенных сборов за таможенное декларирование считается дата регистрации таможенной декларации.

Сроком уплаты таможенных сборов за таможенное декларирование товаров при незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза считается день перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза. Если день незаконного перемещения установить невозможно, сроком уплаты таможенных сборов за таможенное декларирование считается дата регистрации таможенной декларации.

Плательщик имеет право вносить таможенные сборы авансом в счет предстоящих обязательств по таможенным сборам.

Таможенные сборы уплачиваются (взыскиваются) в таможенном органе, в котором производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза.

Перечисление таможенных сборов в бюджет осуществляется по правилам, предусмотренным для перечисления таможенных пошлин, налогов и пеней, определенным в соответствии с ТК РК.

 



2015-11-11 627 Обсуждений (0)
Учебно-методический комплекс КазНУ им. Аль-Фараби 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-методический комплекс КазНУ им. Аль-Фараби

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (627)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)