Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вариация на тему «Римского моста»



2015-11-12 470 Обсуждений (0)
Вариация на тему «Римского моста» 0.00 из 5.00 0 оценок




Границы и убежища.

Метафора психологической безопасности

В набор входят:

• 80 карт с изображениями (фотографиями)

• 64 карты со словами

• инструкция

Психологам-практикам приходится сталкиваться с темой границ очень часто. Детские психологи хотят понять, какие границы устанавливают их маленьким клиентам родители. Школьные психологи говорят о том, что ученик должен научиться принимать авторитет и правила взрослого мира, но одновременно и формировать границы собственного Я, защищая свое личностное и физическое пространство. К психотерапевтам сплошь и рядом обращаются люди, не чувствующие себя в безопасности, страдающие из-за нарушения границ. Словом, эта тема актуальна для любых психологов - с каким бы возрастом и в какой 6ы концепции они не работали. Как сказал известный поэт, «времена не выбирают». А жить при этом хотелось 6ы счастливо, или, как писал другой поэт, хотя 6ы «покойно и вольно». Тема защиты, устойчивости, возможности ощущать себя в безопасности актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Любое время полно тревог, люди всегда ищут убежища от внешней опасности, от собственных страхов, разрушительных импульсов, защищают границы своего внутреннего мира, своего тела, своей семьи.

Внешний мир, в свою очередь, тоже выставляет индивидууму свои границы. Первая из них - это материнская утроба, граница физически ощутимая, телесная, «зримая». Это наш первый мир - уютный, теплый и поддерживающий. После рождения возникает следующая граница - это родительское объятие. Оно защищает, успокаивает, организует территорию кормления - первой совместной деятельности младенца и взрослого. Границы родительского объятия послужат в будущем моделью границ на всю жизнь. Даже младенец ощущает, что есть Я, но есть еще и Не Я. Не Я бывает разное: внешний мир может быть опасным, разрушающим, враждебным, а может быть хоть и незнакомым, пугающим своей неизвестностью, но привлекательным. В любом случае новые познания и новые связи возможны только при выходе за пределы уютного привычного мира в неизведанный внешний. Какими видит человек рамки своего мира? Кому он позволяет войти внутрь? Как защищается от внешнего мира? Как реагирует на нарушения границ своей безопасности? Какие включает механизмы, какие внутренние «войска» выпускает на «поле боя», чтобы остаться собой, сохранить себя? Убегает в защищенное место? Уходит в себя, зализывает раны, чтобы вернуться и продолжить попытки? Борется, дерется? Мимикрирует, чтобы обмануть внешний мир, раствориться в нем? Ведет дипломатические переговоры, торгуясь с окружающими за возможность сохранения и изменения своих границ? Не правда ли, всеми этими вопросами мы задаемся в своей собственной жизни и их же задаем, когда перед нами сидит клиент, страдающий от страхов, тревог, конфликтов с внешним миром.

Мы не беремся в рамках инструкции к колоде терапевтических карт определять термины, однако опишем наши представления о метафорическом наполнении понятия «граница». Когда мы слышим это слово, перед нами прежде всего возникает образ линии. Она может быть прямой, ломаной, прерывистой, размытой и еще много какой. И можно было 6ы на этом остановиться - представить в этом наборе множество линий: разных стен - от каменных до стеклянных, заборов, плетней и пр. Однако на вопрос о том, зачем вообще человеку нужны границы, есть очевидный ответ: чтобы чувствовать себя за ними в безопасности. А чувство безопасности метафорически уже линию совсем не напоминает, скорее, это может быть дом, пещера или нора. Кто-то ощущает себя защищенным в замкнутом пространстве, кто-то, наоборот, - на широких просторах или в толпе. Кто-то находит ощущение безопасности в уходе с головой в работу, кто-то - в погружении в мир

фантазий, в творчество, способы могут быть разными. Поэтому карты в нашей колоде образно выражают и границы-линии, и защищаемое этими границами чувство безопасности. Именно поэтому колода имеет двойное название - «Границы и Убежища». За ним стоят два интересующих психолога вопроса:

1. Как мы защищаемся? (Какие границы устанавливаем в раз-ных жизнеиных ситуациях, при взаимодействии с разными людьми? Как ограничиваем свою территорию?)

2. Что мы защищаем? (Куда мы убегаем? Где чувствуем себя за-щищенныьпг? Какова эта территория?)

Надеемся, что те, кто уже используют карты или читали про них, помнят о том, что метафорические карты - это не стимульный материал для диагностики, а значит, ни одна картинка не может быть однозначно интерпретирована и оценена. Глядя на карту, человек может идентифицировать себя как с тем, кто в конкретной ситуации охраняет свои границы, так и с тем, кто нападает. Вот, например, карта, на которой изображен песчаный краб. При взгляде на нее первым делом возникает мысль о хороших защитах: краб сливается с окружающей средой, его не очень-то и заметишь. Кроме того, он закрыт жестким панцирем, вооружен клешнями. Казалось 6ы, сам этот образ - метафора защищенности и безопасности. В то же время именно потому, что он фактически невидим, его появление может легко напугать. Оно внезапно, вы его не ожидаете. Картинка эта, таким образом, может выступить для человека как символом защиты, так и наоборот - символом внезапного нападения, агрессии. И какую бы карту человек ни выбрал, всегда стоит прислушаться: что именно в этой метафоре вызывает у него отклик, что затрагивает?

Образ границ дает возможность начать разговор об отношении к собственным защитам, а психологическая работа с этой проблемой неизбежно приведет вас к разговору о том, что любая защита содержит в себе и потенциальную угрозу, и ограничения.

Увитый плющом дом как будто одет в дополнительную одежду, которая и укрывает, и украшает, и закрывает от посторонних глаз. Но плющ - растение очень агрессивное, он легко разрастается, заполняя собой все пространство вокруг, и избавиться от него очень трудно: он захватывает тебя, оплетает всю твою жизнь.

Сказочный пряничный домик притягивает к себе, предлагая возвращение в детство, которое защищает само по себе, но этот же домик подпитывает тягу к сладкому - механизму защиты, к которому очень многие склонны.

Маска дает возможность спрятать чувства, которые мы не хотим показывать миру, но, надев ее, мы лишаемся возможности вообще что-либо выражать. Мы закрыты полностью, и ничего нельзя изменить до тех пор, пока мы маску не снимем.

Однако не только о балансировании между защищенностью и свободой можно говорить с помощью карт «Границы и убежища». Будто сошедшие с книжных страниц домики и совсем не похожие на них салоны автомобилей и поездов, и защищенный мощными горами монастырь, и идиллическая дореволюционная усадьба - все это может послужить убежищем, местом, в которое так стремишься попасть. Что там такого, что притягивает лично меня? Что я надеюсь там обрести? Что охраняю? От чего бегу? Хочу ли я побыть наедине с собой или меня привлекает возможность находиться рядом с близкими людьми? Может быть, для меня важно устроить жизнь по своим собственным правилам? А может, я тоскую по возможности ощутить себя ребенком, находящимся под защитой любящих родителей?

Понятно, что покой и ощущение безопасности обретаются не только в каком-то доме, понимаемом буквально. Есть люди, которые стремятся затеряться в толпе, среди людей. Именно там они ощущают себя в безопасности - можно слиться с толпой, не привлекать внимания, мимикрировать: «Меня никто не видит, меня никто не замечает. Один только я знаю, что я здесь присутствую и что со мной что-то происходит». И снова мы возвращаемся к картинке с крабом, которая, оказывается, дает возможность поговорить не только о способах защит и нападений, но и о том, что именно укрывает человека, что служит ему убежищем... Мы надеемся, что неоднозначные и психологически многомерные карты «Границы и убежища» помогут вам в работе с глубокими жизненно-важными проблемами, ради решения которых, собственно, люди и приходят к психологам.

Обратите внимание! Аля удобства использования карточек (например, для протоколирования сессии или просто для понимания, все ли карточки на месте, и если какие-то потерялись, то какие именно) все карты этой колоды пронумерованы. Мы настаиваем на том, что цифра на картинке не имеет никакого отношения к изображению и не несет решительно никакого смысла, кроме технического.

Варианты работы с картами «Многоликий Я»

Какая карта отражает вас, ваше состояние, вашу жизнь? Этот вопрос задают при работе с любой колодой. Выбирать карту при этом надо, естественно, в открытую, произвольно. Пусть клиент выберет карту, которая отражает его актуальное ощущение в мире. Ее можно рассмотреть, отвечая при этом на вопросы: где на этой карте вы - внутри или снаружи? Кто еще присутствует на карте вместе с вами? Кто - рядом с вами, но не вместе? Не мешают ли вам эти люди? Ощущаете ли вы себя в безопасности? Это - разговор о некоем целостном ощущении клиента, но можно пойти и дальше, если поговорить с ним о том, как он чувствует себя в разных жизненных сферах: на работе, в семье, в общении с друзьями, родителями, представителями противоположного пола... Пусть клиент сам определит, какие сферы для него важны, и назовет их (например, «Карьера», «Семья», «Отношения с детьми»). А теперь нужно подобрать карту, отражающую ощущение безопасности в каждой из выбранных сфер: насколько защищенным чувствует себя человек в разных областях своей жизни? Положив карты перед собой и рассматривая их, можно подумать над вопросами: похожи ли изображения друг на друга? Если да, то чем? Если различия есть, то какие карты более всего отличаются от остальных? Есть ли области, подобрать карты для которых было очень тяжело? Или, напротив, легко? При этом имеет смысл сравнивать каждую из карт с самой первой - той, которая выражала для клиента его ощущение в мире. Какая наиболее близка? Какая наименее похожа? Какая из сфер более всего влияет на общее самоощущение? Пусть клиент подберет к каждой из карт слова и объяснит свой выбор.

Вариация на тему «Римского моста»

В этом упражнении карты раскладываются в виде арочного моста - арки, поддерживающей саму себя. Психолог раскладывает отобранные клиентом карточки в виде арки таким образом, что карты, описывающие прошлое, располагаются в основании арочного моста с левой стороны; карточки, описывающие будущее - с правой; а средняя часть («настоящее») - опирается на «прошлое» и «будущее». Предложите клиенту выбрать карты, выражающие для него ответ на вопрос, насколько защищенным он чувствует себя сегодня. Какая карточка отражает его актуальное состояние опасности/ безопасности? Если он чувствует какую-то опасность, то откуда она исходит? Пусть он выберет несколько карт. Эти карты послужат отправной точкой - они выкладываются в середину. Аля того чтобы понять, в чем причины нынешних проблем клиента, нужно выстроить левую часть моста - «прошлое». Для этого клиенту надо выбрать несколько карточек, описывающих эту же проблему (или ее истоки) в очень давние времена, потом – в не слишком давние, и так далее - до настоящего времени. Часть моста выстроена.

Теперь построим правую часть моста - «будущее». Поговорим о том, как решить проблему безопасности, как укрепить нарушенные границы. Помогайте клиенту, задавая ему вопросы, релевантные его проблеме: рядом с кем ваше ощущение безопасности растет? В каких ситуациях вы чувствуете себя более защищенным? Потом пусть он подберет карты, усиливающие эти ощущения, распространяющие их на «незащищенные» сферы жизни. Эта часть упражнения может быть несколько дидактичной, директивной, возможно, клиенту надо будет помочь. Последним камнем моста (основанием правой части арки) будет карта, выражающее идеальное, комфортное состояние клиента.

Это упражнение может занять не одну встречу. Ведь параллельно с процессом «строительства» идет обсуждение...



2015-11-12 470 Обсуждений (0)
Вариация на тему «Римского моста» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вариация на тему «Римского моста»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)