Процедуры получения аудиторских доказательств
Собирая аудиторские доказательства, аудитор применяет одну или несколько следующих процедур : - пересчет документов клиента; - экспертная проверка; - инспектирование; - инвентаризация; - проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций; - подтверждение; - наблюдение; - прослеживание; - проверка документов; - составление альтернативного баланса; - устный опрос; - сканирование; - аналитические процедуры. Все аудиторские процедуры разрабатываются по следующей схеме: - наименование процедуры; - цели проведения процедуры; - перечень документов (источников информации), которые необходимы для выполнения процедуры; - перечень нормативных документов, нарушения которых могут быть выявлены при проведении процедуры; - справочная информация (нормы, нормативы), которая должна быть использована при проведении процедуры; - описание техники выполнения процедуры; - описание формы представления результатов проведенной процедуры (бухгалтерская проводка, аналитическая таблица и др.) Рассмотрим каждую процедуру отдельно. Пересчет документов клиента (арифметическая проверка) – процедура, при которой проверяется точность независимых подсчетов, вычислений и других арифметических действий. Данный тип проверки выполняется чаще всего выборочно, при этом аудиторы (аудиторские организации) должны следовать стандарту аудиторской деятельности «Аудиторская выборка». Следующая процедура - экспертная проверка, позволяющая подтвердить подлинность документов. Проверяется подлинность подписей должностных лиц, отсутствие дописок текста, букв, зачеркивание, соответствие составления документов датам отражения в них операций. Инспектирование – проверка записей, документов или материальных активов. В ходе данной проверки аудитор получает доказательства различной степени надежности (зависит от источника, характера, эффективности средств внутреннего контроля). Результат инспектирования материальных активов – достоверные аудиторские доказательства относительно их существования, при этом необязательно относительно их стоимостной оценки или права собственности на них. Документальные аудиторские доказательства, полученные в результате инспектирования: - созданные третьими лицами и находящиеся у них; - созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица; - созданные аудируемым лицом и находящиеся у него. Инвентаризация – проверка хозяйственных средств путем пересчета, обмера, взвешивания и осмотра. Эта процедура позволяет получить точную информацию о наличии и ориентировочных стоимости и состоянии имущества экономического субъекта. Данные наличия хозяйственных средств заносятся в инвентаризационные описи и сличительные ведомости. С целью установления недостач или излишков сводятся с данными бухгалтерского учета. Аудитор (аудиторская организация) до начала инвентаризации должна выяснить некоторые вопросы: - частота инвентаризаций имущества и финансовых обязательств; - по ранее проводившейся инвентаризации проверить бухгалтерскую документацию; - ознакомиться с количеством товарно-материальных ценностей; - выявить дорогостоящие товарно-материальные ценности; - проанализировать систему внутреннего контроля и систему учета товарно-материальных ценностей. Аудитор (аудиторская организация) может наблюдать за процессом инвентаризации. При этом он обязан: - для проверки надежности средств контроля принять участие в контрольных измерениях (пересчет, взвешивание); - изучить имеются ли устаревшие товарно-материальные ценности; - выяснить, имеются ли товарные запасы третьих лиц, и учитываются ли они в забалансовых счетах бухгалтерского учета и в складском учете - выяснить реальность дебиторской и кредиторской задолженности. Проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций – процедура, позволяющая аудиторам (аудиторским фирмам) контролировать учетные работы, выполняемые бухгалтерией. Полученная информация при проведении данной процедуры достоверна, если она получена в момент исследования этих операций. Подтверждение - аудиторская организация получает подтверждение в письменной форме от независимой третьей стороны о реальности счетов дебиторской и кредиторской задолженностей, остатков на счетах. Запрос на подтверждение готовится от имени руководства в виде документа в адрес независимой стороны с требованием предоставить необходимую информацию аудиторской организации. Также при необходимости аудиторская организация может напрямую связаться с третьей стороной. Если информация, полученная от третьей стороны, и информация в учетных записях расходятся, нужно сделать дополнительные процедуры для выяснения причины. Наблюдение – полезная процедура для оценки системы внутреннего контроля. Изучаются процессы, выполняемые другими лицами (наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществляемым аудиторской фирмой). Прослеживание – аудитор проверяет некоторые первичные документы, правильное отражение соответствующих хозяйственных операций бухгалтерском учете. Позволяет изучить нетипичные ситуации, отраженные в документах клиента. Проверка документов – аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Выбирается определенная запись бухгалтерского учета и отслеживается отражение операции до первичного документа, подтверждающего реальность ее (операции) выполнения. Также изучаются результаты данной операции и влияние ее на конечный финансовый результат. Составление альтернативного баланса – расширенный пересчет документов. Данная процедура используется для получения доказательств о полноте отражения и реальности в учете готовой продукции (выполненных услуг) путем составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ). Это позволяет аудиторам выявить отклонения от нормативного расхода материалов и выхода продукции и убедиться в достоверности исчисления финансового результата. По результатам деятельности предприятия за квартал, полугодие, год возможно получить сальдовый или оборотный балансы. Работа трудоемкая, но она позволяет проверить ведение учета в целом. Следующая процедура – устный опрос руководства и персонала экономического субъекта и независимой (третьей) стороны. Может проводиться на всех этапах аудиторской проверки, дополняет любые другие процедуры. Заранее могут быть приготовлены бланки с перечнем вопросов в целях фиксирования ответов опрашиваемых. Результаты устного опроса записываются в виде краткого конспекта или протокола, с указанием данных (фамилия, имя, отчество) аудитора, проводившего опрос, и опрашиваемого лица. Все это приобщается к другим рабочим документам аудиторской проверки. Сканирование применяют по конкретному направлению для изучения нетипичных операций в документации аудируемого лица. Например, сканирование кредитовых записей счетов расходов и подтверждение их данными первичных документов Аналитические процедуры – это оценка и анализ полученной информации, исследование показателей (экономических и финансовых) аудируемого лица, чтобы выявить искажения, их причины в бухгалтерском учете хозяйственных операций. Аналитические процедуры выполняются на протяжении всего этапа аудиторской проверки, что повышает ее качество и сокращает трудозатарты. Их можно сочетать с другими процедурами на этапе исследования. Процесс реализации аналитических процедур: - определение цели процедуры; - выбор вида и метода; - выполнение процедуры; - анализ результатов. Типичные виды аналитических процедур : -сравнение показателей клиента со среднеотраслевыми данными – аудитор должен учитывать различия возможности специфичности продукции, учетной политике, экономических условиях разных предприятий; - сравнение фактических показателей с плановыми – применяется клиентом для установления отсутствия факта изменения бухгалтерских показателей отчетного периода в соответствии с плановыми показателями; - сопоставление изменений нескольких видов коэффициентов – аудитор на их основ делает вывод о жизнеспособности клиента; - сравнение фактических показателей отчетного периода с показателями предыдущего периода – резкие колебания, связанные с погрешностями финансовой отчетности или изменением экономических условий, должны привлечь аудитора; - сравнение фактических финансовых показателей с прогнозными, определенными аудитором. Доверие аудитора к результатам проведенных аналитических процедур зависит от существенности анализируемых статей отчетности; - результатов других процедур, направленных на эти же цели; - величин отклонений показателей, используемых при выполнении аналитических процедур; - применение небухгалтерских данных. Аналитические процедуры позволяют улучшить качество проведенной аудиторской проверки: - на этапе планирования аудита содействуют пониманию деятельности клиента аудита, более точному определению аудиторского риска; на этапе проведения проверки аналитические процедуры используются аудитором для обнаружения и исследования необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности; - в процессе завершения аудита применяют для окончательной проверки наличия в отчетности искажений или проблем, в результате чего выделяются области, требующие дополнительных аудиторских процедур. Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. Отнести к аудиторским доказательствам можно:- первичные документы; - бухгалтерские записи; - полученная из других источников информация. Очень важно определить достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств. Достаточность – это количественная мера аудиторских доказательств. Надлежащий характер, в свою очередь, качественная оценка, определяющая совпадение доказательств с конкретными утверждениями и их достоверность. Оценить количественную меру доказательств (достаточность) и качественную меру смысловой нагрузки доказательства к конкретным утверждениям (надлежащий характер) аудитор может с помощью следующих процедур: - тестирование средств внутреннего контроля; - проверка по существу. По источникам доказательства делятся на: - внутренние - доказательства, включающие в себя информацию, полученную от аудируемого лица в письменной или устной форме; - внешние аудиторские доказательства – это доказательства, включающие в себя информацию из других источников (третьего стороны), представленную в письменной форме обычно по запросу аудиторской организации; - смешанные аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от аудируемой стороны в устной или письменной форме, подтвержденную третьей стороной в письменном виде. По характеру различают: - устные доказательства, полученные в форме заявлений руководства или при опросах персонала; - визуальные – результаты наблюдения; - документальные – информация, которая получена из бумажных, электронных и других носителей. Источники получения аудиторских доказательств: - первичные документы экономического субъекта и третьих лиц - регистры бухгалтерского учета экономического субъекта; - результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта; -устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц; сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц; - результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта; - бухгалтерская отчетность. Процедуры получения аудиторских доказательств: пересчет документов клиента, экспертная проверка, инспектирование, инвентаризация, проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций, прослеживание, проверка документов, составление альтернативного баланса, устный опрос, сканирование, аналитические процедуры. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение. Документация - рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме. Документация должна систематизироваться и оформляться в соответствии с требованиями стандартов. Хранится в течении пяти лет.
Список используемой литературы: 1.Стандарт № 5 аудиторской деятельности 2. Битюкова Т.А., Ерофеева В.А., Пискунов В.А. «Аудит», 2008 г. 3. Воронина Л.И. «Аудиторская деятельность. Основы организации», 2007 г. 4. Газарян А.В., Соболева Г.В. «Практика организации процесса аудита: Практическое пособие» , 2007 г. 5. Калистратов Л. М. «Аудит», 2009 г. 6. Макальская М. А., Мельник М. В.«Основы аудита», 2009 г. 7. Черных М.Н., Юдина Г.А. «Основы аудита», 2009 г.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (491)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |