Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пенсионное обеспечение



2015-11-12 1105 Обсуждений (0)
Пенсионное обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок




Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн. Большинство из них (примерно 95 %) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Все это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.

Первая основополагающая идея российского пенсионного Закона 1990г. состояла в том, чтобы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования. Такая система, представляющая одно из выдающихся изобретений человечества в эпоху появления наемных работников и развития общества, проста, она практически воплощена во всех развитых странах и вполне приемлема в период становления и развития многоукладных экономических отношений на основе различных форм собственности. Ее принципиальное содержание определяется следующими основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может несколько различаться. [4]

Экономический критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Вполне очевидно, что стоимость рабочей силы не может определяться и в развитых странах давно уже не определяется ценой «живого» труда непосредственно в процессе производства.

Социальный критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, заключается в солидарности всех застрахованных и работодателей, работающих в различных регионах, в разных отраслях и организациях и, главное, в солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных людей.

Реализуются эти сущностные критерии через систему соответствующих страховых платежей, которые в обязательном порядке уплачиваются работодателями (независимо от формы собственности) и наемными работниками, независимо от их желания. Другими словами, эта система принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи с чем в отдельных странах, в том числе и в России, подобная система называется государственной.

Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях (в процентах к заработку) или в несколько большем объеме работодателем. Однако надо иметь в виду, что, в конечном счете, страхование осуществляется за счет самих работников, поскольку доходы работодателя образуются в основном в результате труда застрахованных. В связи с этим распределение платежей между работниками и работодателями не имеет существенного значения.

Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, который обычно именуется фондом обязательного пенсионного страхования (в России – это Пенсионный фонд РФ). Его средства не должны сливаться с государственным бюджетом, они предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондом осуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) под контролем государства.

Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчета стажа и заработка, минимальные и предельные размеры пенсии и т. д.) определяются законом.

Уровень страхового пенсионного обеспечения, в конечном счете, определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек, или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного наемного работника и дифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей.

Уровень пенсионного обеспечения – один из существенных показателей, характеризующих пенсионную систему и ее состояние в каждый период времени. Необходимо различать относительный и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, которые неразрывно связаны между собой.

Относительный уровень – это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному заработку, из которого она исчислена. Иногда этот показатель именуют коэффициентом замещения. Обычно он рассчитывается по стране в целом и по отдельным регионам. Для этого средняя пенсия делится на средний заработок, из которого она исчислена (соответственно в стране или в регионе). Относительный показатель характеризует уровень жизни (достаток, потребление) пенсионеров – бывших наемных работников, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни наемных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработок. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных двух групп граждан, составляющих в развитых странах большинство населения.

Как это ни парадоксально на первый взгляд, но в странах, где высокая реальная оплата труда, относительный уровень пенсионного обеспечения обычно сравнительно невысок и, наоборот, в тех странах, где низкая оплата труда, он повыше.

Объясняется это просто: при уровне пенсионного обеспечения в первых странах, допустим, в 40—45 %, человек, живущий на пенсию, вполне может за счет такой пенсии удовлетворять свои обычные потребности (в пище, одежде, оплате соответствующих услуг и т. д.). Поскольку работающий член общества затрачивает на эти цели не более той же части своего заработка. Что касается других стран, то в них на удовлетворение обычных потребностей человека расходуется значительно большая часть заработка, следовательно, относительный уровень пенсионного обеспечения должен быть существенно выше. В противном случае пенсионер оказывается за чертой бедности или на ее грани.

Абсолютный уровень пенсионного обеспечения – это потребительская стоимость пенсии – от минимальной до максимальной. Другими словами, данный показатель определяет, в каком объеме пенсионер может приобретать необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.

В российском пенсионном Законе 1990 г. Отражены все перечисленные выше критерии – принципы, на которых должна основываться обязательная страховая пенсионная система. На их основе, кстати, во всех развитых странах успешно функционируют и развиваются общенациональные страховые системы. Эти критерии являются не изобретением разработчиков закона и законодателей, его принявших, а практической реализацией общепризнанных в мире идей обязательного пенсионного страхования.

Законодательством всех стран установлены надбавки к пенсиям входящие в их состав. Назначение этих надбавок не влечет какого-либо ограничения размера пенсии.

Так, во всех странах установлена выплата надбавки к пенсии лиц, нуждающихся в постороннем уходе. К таким лицам отнесены инвалиды 1-й группы (полные инвалиды), а в ряде стран и престарелые (например, в Польше достигшие возраста 75 лет). Надбавка по уходу установлена либо в твердой сумме ( Польша, Румыния), иногда дифференцированной с учетом степени нуждаемости в постороннем уходе (Чехия), либо в процентном отношении к средней заработной плате по стране (60% — в СРЮ,) или к

социальной пенсии (75% — в Болгарии). В Чехии надбавка по уходу выплачивается из средств государственного бюджета.

Только в Польше повышение обеспечения круглых сирот осуществляется надбавкой к пенсии в твердом размере (200 злотых).

Кроме описанных видов пенсий по социальному ( пенсионному) страхованию в ряде стран применяются или будут применяться иные виды пенсий, направленные на повышение материального уровня жизни пенсионера или обеспечение лиц, которые не имеют права на пенсию в общеустановленном порядке (социальные пенсии, о которых в параграфе о социальной помощи). Инвалид со сниженной трудоспособностью, не имея права на пенсию, пользуется рядом иных прав: правом на трудоустройство по остаточной тру-; до способности, правом на переобучение, на выплату работодателем денежной компенсации заработной платы за время до трудоустройства или направления на переобучение и до его окончания; за счет органа страхования ему выплачивается компенсация утраченного заработка при последующей нижеоплачиваемой работе. Право на пенсию связано с признанием наступления инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Пенсионное или трудовое

законодательство всех стран дает специальные перечни случаев, когда увечье признается трудовым, а заболевание — профессиональным. Эти перечни в основе ( но не всегда) совпадают с установленными в российском законодательстве.

В отличие от пенсионирования по инвалидности вследствие общего заболевания при назначении пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием не применяется, как правило, условие о необходимом трудовом (страховом) стаже. Пенсия назначается в повышенных размерах.

В настоящее время происходит переход к трехуровневой системе пенсионного обеспечения:

1) базовая часть формируется за счет 14 % от фонда оплаты труда. Эта сумма поступает в федеральный бюджет, а затем в Пенсионный фонд РФ и используется для выплаты социальной пенсии и базовой части трудовой пенсии. В случае недостатка поступлений федеральный бюджет компенсирует образующийся дефицит;

2) страховая часть пенсии (11—14 % от фонда оплаты труда) поступает сразу в Пенсионный фонд РФ. Она используется для выплаты условно-накопительной части трудовой пенсии, размер которой зависит от стажа работы, платежей пенсионера в Пенсионный фонд РФ, средней величины заработной платы по стране;

3) накопительная часть пенсии (2-6 % от фонда оплаты труда) поступает на специальный индивидуальный счет работника. Будущий размер выплат зависит от взносов работника и дохода от инвестирования накопительной части пенсии.

Кроме того, работник (или работодатель) могут добровольно делать взносы в негосударственные пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.

Трехуровневая система позволяет осуществлять переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к системе с преобладанием страхового принципа. Это способствует повышению устойчивости пенсионной системы. Помимо этого, за счет большей дифференциации пенсий вырастет заинтересованность граждан (особенно со средними и высокими доходами) в участии в пенсионной системе, а значит и в легализации своих заработных плат.

Устанавливаются следующие виды пенсий: по старости, или по возрасту, пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия. Система пенсионного обеспечения состоит из обязательного и дополнительного пенсионного обеспечения. Обязательное пенсионное обеспечение осуществляется посредством не страхового государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется посредством коллективного и индивидуального пенсионного обеспечения и страхования. Все уклады системы дополняют друг друга.

Базовым укладом является не страховое государственное пенсионное обеспечение. Базовые пенсии устанавливаются с учетом прожиточного минимума в одинаковом для всех размере. Они призваны обеспечить минимальный уровень пенсий всем пенсионерам и ликвидировать проблему их бедности. Источником финансирования базовых пенсий является федеральный бюджет. Средства федерального бюджета, направляемые на финансирование базовых пенсий, формируются за счет налоговых поступлений, включая часть единого социального налога, и определяются законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Через не страховое государственное пенсионное обеспечение также осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих и иных категорий служащих (судей, прокуроров и др.).

Обязательному пенсионному страхованию подлежат все лица, занятые трудовой деятельностью с целью получения дохода. Обязательное пенсионное страхование осуществляется на принципах солидарности поколений, отраслей народного хозяйства и застрахованных. Финансирование страховых пенсий осуществляется за счет части единого социального налога, пеней, штрафов, налагаемых за неисполнение своих обязательств налогоплательщиками. Учет пенсионных прав застрахованных осуществляется через механизм условного накопления. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

Денежные средства, аккумулируемые в Пенсионном фонде РФ, находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФР обеспечивает:

1 целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением;

2 организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным

поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

В соответствии со ст. 118 ГК РФ порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются уставом.

организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета

застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, а также ряд других функций. ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР формируются за счет:

1) страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, частной практикой ( нотариусов, аудиторов, частных детективов), адвокатов, а также других категорий работающих граждан. Размер тарифа страхового взноса устанавливается ежегодно;

2) ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

3) средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения

Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

4) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

5) добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений. Наибольшей проблемой Пенсионного фонда РФ в настоящее время является недостаточность денежных средств при достаточно высоком тарифе страховых взносов.

Дефицит бюджета ПФР обусловлен целым рядом причин: задолженность предприятий и организаций по уплате страховых взносов1, задолженность федерального бюджета по возмещению Пенсионному фонду РФ затрат на выплату пенсий и пособий военнослужащим и другим категориям граждан.

Именно недостаточность денежных средств не позволяет своевременно повышать минимальный размер пенсии по старости, своевременно индексировать установленные размеры пенсий, обеспечивать своевременную их выплату. Началом возникновения пенсионного правоотношения является дата принятия комиссией по назначению пенсий, органом социального обеспечения решения о назначении такой пенсии. Но начало возникновения правоотношения надо отличать от

фактической реализации права на пенсию, т.е. ее выплаты, поскольку пенсия выплачивается с момента появления основного юридического факта для этой пенсии (инвалидности, достижения пенсионного возраста, выслуги лет и т. д.), но при условии, что гражданин не позднее трех месяцев обратился за ней со всеми необходимыми документами, а если позднее — то со дня обращения за ней со всеми необходимыми документами, доказывающими наличие всех юридических фактов сложного состава возникновения права на пенсию.

Сложный состав возникновения права на пенсию, т.е. наличие пенсионного возраста и требуемого общего или специального стажа работы, надо отличать от сложного состава возникновения пенсионного правоотношения. Последний гораздо шире, поскольку кроме юридических фактов права на пенсию он включает и юридические факты — действия субъектов по реализации данного права.

Таким образом, основанием возникновения пенсионного правоотношения любого его вида является сложный состав, состоящий из комплекса следующих юридических фактов:

1) заявления гражданина (семьи) о назначении и выплате пенсии определенного вида. Оно доказывает его волеизъявление реализовать свое право на пенсию;

2) наличия у гражданина (семьи) всех юридических фактов для права на данный вид пенсии. Такие факты по каждому виду пенсии разные и их количество тоже различно;

3) вынесения решения о назначении пенсии соответствующего вида и размера.

По каждому виду пенсионного правоотношения сложный состав возникновения имеет разные юридические факты в разном их количестве.

Поскольку для права на пенсию различных ее видов требуются разные юридические факты, кратко укажем основания возникновения пенсионного правоотношения конкретного вида и его движение. Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по старости является сложный юридический состав, состоящий из следующих юридических фактов:

1) заявление гражданина о назначении и выплате ему пенсии по старости;

2) достижение гражданином требуемого законом пенсионного возраста (общего или на льготных условиях);

3) наличие у гражданина, требуемого по закону трудового стажа или хотя бы пятилетнего трудового стажа для неполной пенсии;

4) решение комиссии по назначению государственных пенсий (проверившей указанные факты и установившей его право на пенсию по старости) или органа социального обеспечения о назначении пенсии в определенном размере.

Основанием изменения данного правоотношения будет такой юридический факт, как потеря права пенсионера на соответствующую надбавку на иждивенцев, или такой право преобразующий данное правоотношение факт, как переход его на пенсию по инвалидности, когда правоотношение о пенсии по старости прекращается, преобразуясь в

правоотношение о пенсии по инвалидности или за выслугу лет. Правоотношение о пенсии по старости — длящееся, постоянное, оно может длиться до смерти пенсионера, которая является юридическим фактом прекращения данного правоотношения.

Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии за выслугу лет является следующий сложный юридический состав фактов:

1) заявление трудящегося или военнослужащего о предоставлении ему пенсии за выслугу лет или выслугу военной службы;

2) наличие у него требуемого законом специального стажа работы по подземной, медицинской, педагогической, артистическо творческой или другой деятельности, по которой полагаются данные пенсии, а для кадрового военнослужащего — стажа выслуги военной службы. Это основной юридический факт для данной пенсии;

3) достижение требуемого законом возраста по некоторым специальностям из указанных в п. 2. Но, как правило, эти пенсии в большинстве случаев назначаются независимо от возраста. В отдельных же специальностях требуется и возраст, а по некоторым — и общий стаж работы;

4) решение комиссии по назначению пенсии о назначении пенсии за выслугу лет определенного размера. Для пенсии за выслугу военной службы такое решение принимает орган пенсионного обеспечения Министерства обороны (МВД, ФСБ соответственно).

Основанием изменения данного правоотношения в части размеров пенсии могут служить факты появления или прекращения выплаты надбавок на иждивенцев или на уход за пенсионером.

Основанием прекращения данного пенсионного правоотношения является факт смерти пенсионера или перехода его на другой вид пенсии (по инвалидности, например) когда возникает вместо данного правоотношения пенсионное правоотношение другого вида.

Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности является следующий сложный состав юридических фактов:

1) заявление инвалида о предоставлении ему пенсии по инвалидности;

2) установленные медико-социальной экспертной комиссией ( ранее — ВТЭК) инвалидность, ее группа, причина и время возникновения; 3) при инвалидности от общего заболевания — наличие по возрасту инвалида

установленного законом общего стажа работы;

4) решение комиссии по назначению пенсии (а для военнослужащих — пенсионного отдела Министерства обороны (МВД, ФСБ) о назначении пенсии по инвалидности определенного размера.

Длительность пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности устанавливается на такой срок, на какой установлена инвалидность.

Основанием изменения пенсионного правоотношения о пенсии по

инвалидности служит факт перехода инвалида из одной группы в другую, а также появление факта, дающего право инвалиду на надбавку к пенсии или, наоборот, прекращающего выплату надбавки.

Основанием прекращения пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности является смерть инвалида, или прекращение его инвалидности, или его неявка на очередное переосвидетельствование (раз в год или в два года), а также переход пенсионера по инвалидности на другой вид пенсии (по старости или за выслугу лет).

Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по случаю потери кормильца служит сложный состав из следующих юридических фактов:

1) заявление семьи умершего (погибшего) кормильца о назначении ей пенсии данного вида;

2) смерть кормильца или признание судом его безвестно отсутствующим либо умершим;

3) причина данной смерти. Если кормилец умер от общего заболевания, то он должен был иметь установленный для этого возраста общий стаж работы. При смерти от трудового увечья, профессионального заболевания от военной травмы трудового стажа кормильца не требуется;

4) наличие в семье умершего кормильца нетрудоспособных его иждивенцев;

5) решение комиссии по назначению пенсии ( или для семьи военнослужащего— соответствующего пенсионного органа Министерства обороны ( МВД, ФСБ)) о назначении пенсии по случаю потери кормильца определенного размера.

Изменяются данные пенсионные правоотношения фактом изменения состава членов семьи, имеющих право на эту пенсию, а прекращаются — с прекращением нетрудоспособности или со смертью всех членов семьи, имеющих право на эту пенсию.

Все пенсионные правоотношения изменяются также и фактом повышения минимального размера пенсии, так как все размеры пенсий при этом пересматриваются, а также при пересмотре пенсий в связи с повышением стоимости жизни и оплаты труда.

Действие всех видов пенсионного правоотношения может быть приостановлено

(например, приостановлена выплата пенсии в случае лишения пенсионера свободы). В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным. Заново сформировалась система социальных пособий на детей.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. Предусмотрел следующие виды государственных социальных выплат: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Отдельными нормативными актами предусмотрены: пособие по временной нетрудоспособности; по безработице; единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом; работникам, заразившимся вирусом, иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей; гражданам при возникновении.



2015-11-12 1105 Обсуждений (0)
Пенсионное обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пенсионное обеспечение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1105)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)