Социологический позитивизм. С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов
Социологический подход к пониманию права сложился во второй половине XIX в., но наибольшее распространение получил в 1-й половине XX в. В отличие от юридического позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права социологический позитивизм был направлен на познание права, как социального явления. В представлениях сторонников этой школы право должно рассматриваться в процессе его применения и пониматься не как система норм, а по преимуществу «как порядок отношений», как реализация законов, как юридические действия. Наиболее известными представителями социологического позитивизма в России были С. А. Муромцев и Н. М. Коркунов. Муромцев Сергей Андреевич (1850-1910 гг.) родился в Петербурге в дворянской семье. Учился на юридическом факультете Московского университета, продолжил образование в Германии в Геттингенском университете, где слушал лекции Р. Иеринга. В 1875 г. защитил магистерскую диссертацию, в 1877 – докторскую. В том же году был избран профессором кафедры римского права Московского университета. В 1880-1881 – проректор университета. В 1884 по «причине политической неблагонадежности» вынужден был оставить университет. Работал присяжным поверенным, преподавал в Александровском лицее в Петербурге, писал многочисленные публицистические статьи. С конца 90-х Муромцев занялся активной политической деятельностью: гласный московской городской Думы, один из основателей и лидер партии кадетов, председатель 1-й Государственной думы. После роспуска Думы принял участие в составлении «Выборгского воззвания», за что был приговорен к 3-месячному тюремному заключению. После освобождения избран председателем только что открытого в Москве частного университета Шанявского. Скоропостижно скончался в октябре 1910 г. Основные произведения: «Что такое догма права?», «Очерки общей теории гражданского права», «Определение и основное разделение права» и др. С. А. Муромцев создавая собственное учение о праве, находился в определенной степени под влиянием идей своего учителя Р. Иеринга. Будучи приверженцем социологической концепции права, Муромцев считал, что юриспруденция не может ограничиваться изучением только догмы права (технико-прикладная дисциплина, занимающаяся описанием, систематизацией и комментированием действующего права). Теория права, как часть социологии в широком смысле, т.е. науки об обществе, как целостной системе, должна стремиться познать закономерности происхождения, развития и функционирования права как одного из видов социальных явлений. Исходя из этого, Муромцев считал, что право – это отношения, сложившиеся между людьми на основе интереса, т.е. в основе права лежат интересы индивида, общественных групп и т.д. На основе этих интересов и возникают разнообразные отношения, регулируемые с помощью различных санкций: религиозных, моральных, юридических и др., т.е. каждое фактическое отношение может быть предметом не только юридических, но и иных санкций. Однако юридическими санкциями обеспечиваются лишь наиболее важные общественные отношения, а значит «правовой порядок есть элемент общественного порядка, произведенный юридической защитой». Фактический правопорядок, по Муромцеву, и есть реальное право, которому должны соответствовать юридические нормы. Если норма не соответствует фактическому правопорядку, то она становится «мертвой». Юридическая защита осуществляется судьями, должностными лицами, которые должны применять только те нормы, которые соответствуют правопорядку. Если норма противоречит правопорядку, то необходимо уклоняться от ее применения или должным образом «искусственно интерпретировать ее, применительно к новому содержанию». Именно суду и администрации, а не законодателю предназначена роль действительных творцов правовых норм. Правда может возникнуть опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных судей и должностных лиц. Однако С.А.Муромцев считал, что опасения такого произвола напрасны, т.к. «высокий уровень образования, избрание кандидатов на судейские должности самою судейской корпорацией, развитый контроль гласности при действительной независимости и несменяемости членов этой корпорации гарантирует справедливость судей». Коркунов Николай Михайлович(1853-1904 гг.) родился в Петербурге в семье видного историка и археолога, академика М.А.Коркунова. В 1874 г. окончил юридический факультет Петербургского университета и с 1878 по 1897 читал лекции по энциклопедии права и государственному праву на этом же факультете. Преподавал в Александровском лицее, читал лекции по государственному праву иностранных государств и международному праву в Военно-юридической академии. В 1893 защитил магистерскую, а в следующем году докторскую диссертации. В 1889 возглавил кафедру государственного права в Петербургском университете. С 1895 работал в кодификационном отделе и в комиссии, кодифицировавшей финляндские законы, в Государственном совете. В этом же году назначен помощником статс-секретаря этого Совета. Но в конце 90-х годов тяжело заболел и был вынужден оставить профессуру и административную работу. Основные произведения:«Указ и закон», «История философии права», «Лекции по общей теории права». Право.Будучи представителем социологической школы права, Коркунов трактовал право как средство достижения согласованности интересов общества и личности и стремился раскрыть само понятие права через его связь с социальными интересами. Он считал, что устанавливая права и обязанности субъектов общественных отношений, право тем самым определяет границы их разнонаправленных интересов (политических, религиозных, экономических, юридических и др.) и таким образом создает «важный порядок общественных отношений». По мнению Коркунова право не охраняет и не оценивает, а выполняет лишь функцию разграничения интересов. Так, говоря об отличии права от нравственности, он писал: «Нравственность дает оценку интересов, право – их разграничение». Именно в разграничении интересов Коркунов и видел основную задачу права. Например, гражданское право разграничивает интересы частных лиц, уголовное - интересы обвинителя и подсудимого и т.д. Кроме того, определенное влияние на правовые воззрения Коркунова оказали и широко распространенные в то время идеи «социальной психологии». Поэтому он рассматривал право и как «взаимное психическое воздействие людей», связывая общеобязательную силу закона с авторитетом велений органов власти, вызывающих «почти инстинктивное к себе повиновение». Государство. Государство, по мнению Коркунова, является не лицом, а юридическим отношением между властвующими и подвластными. Государственная власть есть не воля, а сила, вытекающая из осознания людьми их зависимости от государства. «Государство есть общественный союз, представляющий собой самостоятельное и признанное властвование над свободными людьми». Разделение власти. Коркунов критически воспринимал общепринятое понимание разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную: «нет ни одного государства, где бы законодательство, исполнение и суд были строго обособлены друг от друга». Сущность разделения власти, по его мнению, «в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования». Он понимал разделение власти скорее как ее распределение. А именно:: 1 – распределение различных функций между различными государственными органами; 2 – выполнение разных функций одним органом власти, но в разном порядке для разных категорий дел; 3 – осуществление одной и той же функции несколькими независимыми друг от друга органами. Коркунов, описывая конструкцию будущего российского государства, полагал, что Россия должна быть не представительной, ограниченной монархией, а «правомерной, но самодержавной монархией», где «государь сосредотачивает в свих руках всю полноту верховной власти безраздельно, но осуществляет ее правомерно».
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1613)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |