Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа топ-менеджера в условиях кризиса



2015-11-11 678 Обсуждений (0)
Работа топ-менеджера в условиях кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Перемена становится для руководителя проблемой, если он не видит цели своей деятельности, не реагирует должным образом на происходящее, старается отстраниться от перемен, убеждая себя, что они коснутся его в последнюю очередь.

Рекрутеры очень часто сталкиваются с тем, что топ-менеджеры вынужденно уходят на поиски новой работе, рассматривают вакансии успешных компаний, чаще всего это происходит совершенно не по их вине и в большинстве случаев зависит от посторонних факторов.

Без изменений внутри компании невозможны и внешние перемены, например, рывок в технологиях, выход в лидеры рынка, завоевание почетного места в списке успешных и прибыльных фирм. На некоторых предприятиях постоянные нововведения становятся частью корпоративной культуры, и, как правило, в таких организациях текучесть кадров увеличивается именно в период снижения количества реализуемых изменений. С другой стороны, менеджер, привыкший к предсказуемости, также опасается перемен. Обычно эта боязнь возникает от непонимания ситуации либо от неумения ждать или, что встречается особенно часто, от отсутствия достаточной информации о том, куда движется компания.

Перемена становится для руководителя или специалиста проблемой, если он не видит цели своей деятельности, перестает отдавать себе отчет об изменениях, не реагирует должным образом на происходящее, не хочет меняться и не понимает, что должен это сделать, старается отстраниться от перемен, убеждая себя, что они коснутся его в последнюю очередь. Изменения чаще всего дестабилизируют ситуацию в коллективе и заставляют менеджеров искать новые методы руководства, в связи с чем возникает необходимость в конструктивном подходе к управлению самими переменами. Если ваша компания находится в стадии реорганизации, генеральный директор предприятия может опереться на команду топ-менеджеров, у которых есть способности, связи, репутация и формальные полномочия, требуемые для внедрения преобразований, к ним должно быть стопроцентное доверие, как со стороны руководителя, так и со стороны подчиненных. В этом случае компания осилит необходимые изменения без неоправданных потерь. Если между управленцами нет единого понимания смысла перемен, они либо становятся группой “активного сопротивления” во главе с неформальным лидером, либо пассивной толпой, идущей к обозначенной вышестоящим руководством цели. Чем сильнее мотивированы топ-менеджеры, тем более способны они создать сплоченную команду у себя в подразделении.

Для руководителя любого уровня, даже если он является инициатором перемен, стресс во время реорганизации неизбежен. Сопротивление изменениям – это естественная реакция, возникающая каждый раз, когда они влекут за собой разрушение уже сложившихся стереотипов поведения. “Лихорадка испуга”, появившаяся у одного руководителя, передается другим и через них – остальному коллективу. Внутреннее сопротивление переменам неизбежно, если управленец: не владеет достаточной информацией о происходящем в компании, не в состоянии сделать выводы из сложившейся ситуации, соответственно не может прогнозировать будущие события; не способен или не желает осваивать новый стиль поведения на рабочем месте, боится “потерять лицо” в глазах руководства и коллег из-за своих неудачных действий, чувствует, что в результате перемен может оказаться лишним, и боится увольнения, опасается, что уменьшится его влияние на вышестоящих руководителей, и, как результат, сократится вознаграждение за его труд. Хороший топ-менеджер в ситуации реорганизации переживает и за своих подчиненных. Перемены обычно несут перестройку структуры компании и штатного расписания, изменения в системе денежных выплат, перераспределение функциональных обязанностей сотрудников. Все это ставит начальника перед необходимостью объяснять подчиненным положение, успокаивать их и заинтересовывать настолько, чтобы они не искали новую работу. Случается, что распадаются сплоченные коллективы, в лояльности которых топ-менеджеры компании были абсолютно уверены. Например, “семья” утратила единство в короткий промежуток времени, потому что руководство приняло решение перераспределить ответственность внутри подразделений. Зачастую руководство рассчитывает на то, что сможет удержать сотрудников от увольнения воззваниями к их совести и заверениями, но сделать это очень сложно. И совсем скоро большинство бывших сотрудников предприятия «зависают» на сайтах трудоустройства в поисках нужных вакансий. Пока негативные изменения не коснулись конкретного работника, он может трудиться по принципу “надо – так надо”, но как только они затронут личные интересы, рассыплется вся выстроенная система мотивации.

Для поддержания сплоченности коллектива в первую очередь требуется сохранение команды менеджеров высшего звена и их эффективная мотивация. Для этого, прежде всего, необходима информированность руководителей о переменах, предполагающая проведение мероприятий разъяснительного характера, в ходе которых управленцы найдут ответы на все волнующие их вопросы, и у них сложится ясная картина того, как и какими средствами будут проводиться изменения. Важно, чтобы директор предприятия при объяснении неизбежности реорганизации, признал заслуги старой схемы работы и ее сторонников перед компанией, а также интегрировал их в процесс выработки конструктивных предложений, касающихся новой системы Генеральный директор должен обсудить со всеми топ-менеджерами необходимость изменений, вовлечь каждого из них в конструктивный диалог о происходящем, спросить об их видении процесса в отношении не только своего подразделения, но и предприятия в целом.

Понимание топ-менеджерами того факта, что воплощение в жизнь глобальных замыслов зависит от работы каждого конкретного руководителя и всей команды в целом, – залог успешности перемен, на что генеральный директор с самого начала должен настраивать своих подчиненных. В принятии решений должны участвовать все, кто будут осуществлять преобразования, включая рядовых исполнителей. Идеальный вариант – когда менеджер, досконально разобравшийся в целях и способах проведения перемен, сам проводит обсуждение со своими сотрудниками как индивидуально, так и с группами. Задача директора по кадрам – убедиться, что объяснения управляющего доступны и понятны всем. Его роль на данном этапе заключается в том, чтобы подготовить руководителя к беседе с подчиненными. Каждый топ-менеджер когда-либо сталкивается с внедрением изменений на предприятии, а значит, является носителем уникального опыта работы в условиях перемен. Его точка зрения может оказаться полезной и повлиять на ход событий, если она подкреплена знанием отраслевой специфики и производственных процессов, а также особенностей конкретного коллектива. Специалист, имеющий подобный опыт автоматически становится “идеальным проводником” изменений. Если его авторитет в компании достаточно силен, то можно сказать, что проблема влияния на общественное мнение наполовину решена. В крупных холдингах с этой целью иногда на места отправляется команда управленцев для создания групп из числа линейных менеджеров филиалов и работы с ними, а через них – со всем персоналом предприятия. Это необходимые меры, которые обеспечивают поддержку нововведений со стороны головного офиса через своих руководителей.

Подобные группы становятся “исполнителями перемен” в дочерних компаниях. Управленческое влияние на коллектив и признание личных заслуг – основной аспект мотивации топ менеджеров при проведении глобальных изменений. Грамотное направление этого влияния руководителем организации на менеджеров высшего звена является его козырем при создании крепкой команды “топов”. Неправильное перераспределение власти может привести к “падению авторитета” руководителя в управленческой команде, соответственно, к потере доверия к нему со стороны его подчиненных. Рядовые работники чутко реагируют на изменения с ситуацией власти на верхах, и негативные выводы, которые они сделают, очень не скоро можно будет обратить в позитив, что ведет к демотивации и сопротивлению решениям, принятым их директором. Понимание менеджером истинного смысла предстоящих изменений, возможность обсудить их с генеральным директором с применением единой терминологии – важный фактор мотивации руководителя.

Оплата как один из факторов мотивации. Если поставленные цели достигаются, то сотрудники получают обещанное им вознаграждение. Чаще всего персонал готов концентрироваться на достижении поставленных целей, если эти цели вполне реалистичны. Слишком сложные цели, вероятность достижения которых крайне невелика, не мотивируют персонал. Материальная мотивация сотрудников за достижение целей может быть дополнена нематериальной, только это должно быть оговорено еще во время приема на работу. Один из важнейших шагов во время перемен – повышение коммуникативной компетентности топ-менеджеров. Даже в том случае, когда все они достаточно профессиональны и заинтересованы в достижении поставленной цели, элементарная неспособность договориться может помешать им добиться успеха. Разногласия руководителей, обусловленные разными подходами к проблеме, опытом работы, управленческой компетенцией вполне разрешимы. Отсутствие единой для всех менеджеров терминологии может повлечь за собой такие сбои в работе, из-за которых руководству придется вернуться к стартовой точке и начать процесс изменения с поиска общих средств выражения. Генеральный директор или начальник отдела кадров должен еще в начале обсуждения с руководителями изменений уточнить, что означают употребляемые термины. Например, при обсуждении вопроса об уменьшении конкретных статей затрат все менеджеры должны подразумевать одни и те же статьи и точно знать, что подразумевается под их уменьшением в данном случае. В процессе проведения изменений управленческой структуры компании всем должно быть абсолютно ясно, какие именно бизнес-процессы затронет реорганизация, как будут выстроены отношения между новыми подразделениями и распределены функции ликвидированных отделов, в какой степени перемены затронут сотрудников.

Основу концепции согласования целей составляют ключевые решения менеджмента, принятые относительно системы мотивации в компании. Сначала следует определить число уровней иерархии, для которых будут формулироваться цели. В качестве возможных уровней можно назвать уровень компании в целом, функциональных сфер, отделов и отдельных сотрудников. У коллективных уровней формулирования целей есть преимущество: достаточно просто измеряются их достижения и степень влияния на цели компании в целом. Обратная сторона медали — это неясная ответственность и опосредованные возможности влияния отдельных сотрудников на достижение целей группы. Поэтому на практике, как правило, комбинируют индивидуальные цели с коллективными. Для отдельных уровней компании формулируются свои цели. Для коллективных уровней цели задает руководство компании. В рамках сбалансированной системы показателей цели структурных подразделений и целевые значения описывающих их показателей напрямую выводятся из карты целей компании. Для индивидуального уровня целей реализуется процесс согласования целей с конкретным сотрудником.

По мнению украинских специалистов, имеющих опыт тренинговой работы по определению лидеров групп среди руководителей, в основном у компаний-заказчиков формируется запрос на подготовку лидеров из амбициозных менеджеров. К сожалению, многие из этих менеджеров совершенно не знакомы с особенностями коммуникаций внутри компании, не владеют необходимыми навыками управления персоналом. Еще один фактор – кризисные ситуации, в которых в срочном порядке начинается поиск руководителей, способных сплотить вокруг себя коллектив. Очень может быть, что в вашем коллективе нет лидера, но, насколько коллектив эффективен, насколько способен развиваться и продвигаться вперед, зависит от того, есть ли в нём авторитетные руководители, с опытом управления кадрами и предприятием. Хороший руководитель – это человек, обладающий харизмой. Чаще всего, на него ориентируются люди, они понимают что он – лидер. Такие руководители не прилагают усилий для проявления лидерских качеств, скорее, они наделены ими с рождения. Нельзя не согласиться с тем, что есть люди, которые только с возрастом и опытом раскрывают свои управленческие таланты, так складываются обстоятельства, что эти качества проявляются в какой-то конкретной ситуации, например, когда возникает необходимость возглавить коллектив. Кризисные, стрессовые и не простые ситуации становятся для многих управленцев той точкой отсчета, с которой начинается их путь и становление как настоящих успешных и эффективных топ-менеджеров.

Аутсорсингу быть!

Для одних компаний аутсорсинг становится панацеей, другие обжигаются на нем. Еще несколько лет назад мировые СМИ трубили о приближающейся смерти аутсорсинга. Пессимизм охватил топ-менеджеров после череды неудач американских компаний-гигантов. Но если раньше аналитики предрекали закат эры аутсорсинга, связывая его с возрастающим недовольством рабочих, которые в результате такой политики американских и европейских компаний могли остаться не у дел. Другие ссылались на будущую политическую нестабильность и ослабление безопасности в глобальных масштабах, которые должен повлечь за собой аутсорсинг. Пессимистические прогнозы не оправдались. Напротив, рынок аутсорсинга, поставляющий корпорациям финансовые услуги, технологии, услуги по управлению человеческими ресурсами, недвижимостью, логистикой и другими бизнес-процессами, на протяжении всех этих лет демонстрирует стабильный рост. Сегодня многие топ-менеджеры, планируя реструктуризацию компании, все чаще используют аутсорсинг.

На рынке подобных услуг все еще присутствует множество крупных и мелких компаний, однако уже можно говорить об определенной специализации: крупные поставщики аутсорсинговых услуг представлены компаниями «полного цикла», а более мелкие выбирают нишевую стратегию и вырабатывают решения, ориентированные на нужды одного-двух клиентов. Будущее, без сомнения, за компаниями первого типа. Они оказывают услуги своим клиентам по всему миру и гарантируют единые стандарты работы. Вовлечение в бизнес-процессы клиентов таких компаний значительно выше, чем у их более мелких «собратьев». Другая очевидная тенденция – упрощение процесса покупки аутсорсинговых решений. Сейчас компании вынуждены проходить через длительную стадию оформления долгосрочных контрактов с поставщиками аутсорсинговых услуг. Однако в будущем клиенты смогут покупать решения быстро – без всякой бумажной волокиты и согласований обязательств, прав, ответственности. Будет как в магазине: пришел, положил понравившийся продукт в тележку, заплатил – и пользуйся. Но для того, чтобы эти мечты стали реальностью, необходима совместная работа топ-менеджеров компаний-клиентов и разработчиков аутсорсинговых решений: только общими усилиями они смогут выработать единые стандарты, определить требования и возможности друг друга.

Существующие уже сейчас препятствия для развития аутсорсинга будут и в дальнейшем оказывать влияние на рынок. Например, поставщики аутсорсинговых услуг должны будут, как и сегодня, убеждать будущих клиентов в своей способности выполнить заказ. Они смогут продемонстрировать свое стремление удовлетворить запросы клиента, свое знание и понимание клиентских бизнес-процессов. Завтрашние клиенты – как и сегодняшние – захотят быть уверенными в том, что предоставляемая ими информация будет хорошо защищена. Низкий уровень подготовки персонала и кадровый голод – вот одна из основных проблем, с которой может столкнуться рынок аутсорсинга в ближайшие годы. Охота за головами талантливых менеджеров, способных управлять сложными процессами. Чтобы не допустить снижения качества оказываемых ими услуг, компании вырабатывают различные стратегии управления собственным персоналом. Одна из самых популярных – стратегия выращивания кадров «с нуля». По всей видимости, ход этот оказался удачным и успешно применяется во многих компаниях.

Аутсорсинг для предприятия – точно такая кризисная ситуация, как и реструктуризация. Единого решения для выхода из кризисов, возникающих при внедрении перемен в компании, не существует. Никакой готовый рецепт не поможет избежать большинства возникающих попутно проблем. Но если их преодолением занимается сплоченная команда руководителей, то новые схемы работы, диктуемые изменениями, будут внедрены грамотно, а сбои устранены быстро и профессионально. Имидж привлекательного работодателя, в свою очередь, означает конкурентные преимущества, поскольку на рынке труда в последние годы разгорелась настоящая борьба за лучших сотрудников — так называемый «высший потенциал». Многие предприятия больше не воспринимают своих сотрудников как получателей и исполнителей приказов. Они все чаще по-новому подходят к роли сотрудников, оценивая вклад каждого в предпринимательскую культуру, в развитие инновационных идей и общий успех деятельности предприятия. Тем самым все большее значение приобретает подбор необходимых и действительно лучших кадров.

 

РАЗДЕЛ 3. Оценка персонала

1.3. Компетенции персонала

 

 

 

 

 
1. Актуальность компетенций В современных организациях компетенциям сейчас отводится важная роль в политике и практике управления персоналом. В некоторых организаци­ях набор компетенций находится в центре всей работы с персоналом и используется в конкретных целях. Раньше много внимания уделялось результатам работы и мало - поведению людей, достигающих определенных результатов. Наступило время, когда требования к высококачественным продуктам и качественному обслуживанию заставили бизнес обратить внимание на то, как стиль исполнения работы по­зволяет завоевывать и сохранять преимущество на рынке. Теория компетенций была разработана американскими психологами как ответ на вопросы: почему сотрудники, имеющие престижные дипломы, шикарный послужной список, прошедшие отборочные тесты на уровень, зачастую так неэффективно выполняют свою работу? На основе чего можно спрогнозировать эффективное выполнение работы сотрудником? После многолетних исследований психологи сделали следующий вывод: ни опыт работы, ни дипломы, ни рекомендации коллег на самом деле не могут гарантировать, что сотрудник будет достаточно хорошо выполнять ту или иную работу. Оказалось, что возможность наиболее точно спрогнозировать качество выполнения работы сотрудником, дают его КОМПЕТЕНЦИИ. 2. Определение и виды компетенций Так уж сложилось, что на практике многие специалисты по управлению персоналом допускают смешение понятий; «компетенция» и «компетентность». В связи, с чем сразу хотелось бы внести ясность и сказать, что: - Достижение определенного уровня результатов работы, чаще все­го определяется как компетентность. - А способность, отражающая необходимые стандарты поведения, ведущие к результативности в работе, определяется как компетенция. Также необходимо упомянуть, что на сегодняшний день существует множество определений понятия "компетенция" и специалисты по управлению персоналом предлагают различные трактовки. Однако основными на сегодняшний день считаются два подхода к пониманию компетенций: Американский подход - компетенции как описание поведения сотрудника: Компетенции - это основные характеристики сотрудника, обладая которыми он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе. Европейский подход — компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы: Компетенции - это способности сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации (определение стандарта-минимума, который должен быть достигнут сотрудником).   На территории же СНГ в качестве базового, наиболее часто используется следующие определение. Компетенции - это личностные качества и способности, а также профессиональные навыки, необходимые сотруднику для успешного выполнения своих должностных обязанностей. Например:
  • Умение ставить четкие цели;
  • планирование и организация;
  • лидерство;
  • ориентация на результат;
  • сбор и анализ информации;
  • генерирование и накопление идей
  • навыки коммуникации;
  • умение работать в группе;
  • адаптивность к изменениям;
  • личное развитие.
  Компетенция является глубоко лежащей и устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение чело­века во множестве ситуаций и рабочих задач. Она состоит из многих личностных параметров (черт личности, характеристик темперамента и эмоционально-волевой сферы, уровня интеллекта и особенностей мыслительной сферы, мо­тивов, установок, знаний и сложных навыков), и все эти параметры можно выявить и оценить по тому, как ведет себя личность. Например: коммуникационная компетенция полнос­тью проявляются в том, насколько эффективно человек ведет переговоры, как он влияет на людей и как работает в команде. Поведенческая компетенция описывает поведение эффективно действующих исполните­лей проявляющих личные мотивы, черты характера и способности в процессе решения задач, ведущие к достижению нужных ре­зультатов в работе и т.д. Кроме личного характера, мотивов и способностей, на индивидуальное поведение, также оказывают значительное влияние ценности и принципы, принятые в организации. В связи с этим многие компании стали изучать их и доносить до сведения своих работников. Особенно выделяя при этом то, какую роль эти ценности и принципы должны играть в ежедневной деятель­ности. Некоторые компании включили корпоративные принципы и цен­ности в модель компетенций и заботятся о том, что­бы поведение персонала соответствовало принятым установкам.   Компетенции бывают: Приобретенные – знания и умения, приобретенные на работе, а также в ходе обучения и повседневной деятельности. Оценку этих компетенций можно осуществлять с помощью тестов способностей. Природные – базовые качества личности (экстраверсия/интроверсия, эмоциональная стабильность/тревожность, приятность/цинизм, добросовестность/спонтанность). Оценка природных компетенций производится на основе личностных тестов. Адаптивные – набор качеств, позволяющих индивиду достигать цели в новой рабочей среде. Оценка адаптивных компетенций осуществляется также с помощью личностных тестов. Источник адаптивных компетенций заключен, по-видимому, в эмоциональных способностях личности, которые не являются врожденными, а могут быть приобретены и развиты.   Компетенции различаются по уровням на: Корпоративные (или ключевые) — компетенции, которые поддерживают провоз­глашенную миссию и ценности компании, и, как правило, применимы к любой долж­ности в организации. Включают в себя деловые и личностные качества, которые должны быть присущи каждому сотруднику компании. Часто перечень корпоративных компетенций можно встретить в презентационных и информационных материалах компаний. Управленческие — компетенции, применяемые в отношении руководящих должностей всех уровней управления. Включают в себя способности и личностные качества, составляющие совокупность умений и навыков, необходимых руководителям для успешного достижения бизнес-целей. Используются для оценки руководителей. Специальные/технические — компетенции. Включают в себя специальные (профессиональные) знания, умения и навыки, необходимые для эффективного выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей. Применяются в отношении определенных групп должностей разных департаментов или разраба­тываются под конкретные должности. Практика показывает, что некоторые организации используют только ключе­вые компетенции, другие разрабатывают и используют только управленческие — для проведения оценки топ-менеджеров, а часть компаний разрабатывает только специальные/технические компетенции для групп должностей различных департаментов.   Компетенции еще подразделяются на: Простые — имеют единый перечень индикаторов поведения (стандарты знаний, умений и навыков, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией); Детализированные — состоящие из нескольких уровней (как пра­вило, трех-четырех). Количество уровней определяется целями использования модели компетенций; Пороговые – включают в себя знания и характеристики поведения, необходимые для допуска к выполнению работы; Дифференцирующие – содержат знания и характеристики поведения, которые позволяют отличать наилучших работников от средних (плохих) работников.   3. Определение и структура модели компетенций Для эффективного использования, компетенции объединяют по общим признакам в группы и блоки, которые в свою очередь образуют так называемую модель компетенций. Модель компетенций – это набор компетенций, который необходим организации для решения стоящих перед ней задач или работнику для выполнения определенной работы. Модели могут содержать детальное описание стандар­тов поведения персонала отдела или конкретных должностей, ведущих к достижению специальных целей. Модель компетенций можно сравнить с фундаментом дома: на прочном, надежном фундаменте можно построить большое, высокое здание; если фундамент просчитан неверно, очень скоро дом даст осадку, появятся трещины и потребуется серьезный ремонт. Нужно четко понимать, что хорошо проработанные компетенции помогут упорядочить проведение аттестационных мероприятий; если же выбрана стандартная модель компетенций, не адаптированная к стратегическим целям и специфике компании, она не будет работать эффективно. Как правило, набор деталей, входящих в описание модели компетенции, зависит от предполагаемого практичес­кого применения конкретной модели. Стандартная модель включает в себя следующие элементы: 1. Кластера компетенций - наборы тесно связанных между собой компетенций (обычно от трех до пяти в одной связке). 2. 2. Сами компетенции. 3. 3. Уровни компетенций – применяемые чаще всего для создания моделей под конкретные должности из общих моделей отделов или дирекций. 4. 4. Индикаторы поведения. Пример   4. Применение компетенций В целом многие компании применяют модели ком­петенций, для того, чтобы увязать корпоративные задачи и практическую работу с человеческими ресурсами через унификацию требований к сотрудникам. Наиболее частыми причинами, по которым внедряются компетенции, являются; потребность в обучении персонала и инвестициях в его развитие, эффективность и качество исполнения работы, мотивация сотрудников, вознаграждение персонала, повышение стандартов качества, конкурентоспособность организации, определение общей стратегии работы с персоналом. Однако, основным способом использования компетенций сегодня явля­ется оценка персонала. Поскольку сейчас тема оценки на предприятиях, является достаточно актуальной, давайте на ней остановимся более подробно. Важно отметить, что оценка на основе компетенций дает ряд преимуществ:   Для организации 1. Возможность разработки единых стандартов описания эффективности работы, которые будут способствовать установлению взаимопонимания между сотрудниками разных отделов и уровней. Например, вырабатывается единое для всех понимание, что такое "эффективное руководство" и что означает "командная работа". 2. Возможность проведения оценки компетенций сотрудников и выявления их соответствия требуемому уровню. 3. Согласованность при оценке работника: все эксперты смогут достичь согласия в понимании "ценных качеств" работника и иметь представление о том, что необходимо оценить, а что можно проигнорировать. 4. Возможность определить сильные и слабые стороны каждого сотрудника и использовать эту информацию для его развития. 5. Появляются основания для включения сотрудников в кадровый резерв предприятия, а также планирования их карьеры. 6. 6. Возможность обоснования корректировки компенсационной политики в отношении квалифицированных сотрудников, (не управляющих людьми и ресурсами), но успешно прошедших оценку.   Для сотрудников 1. Лучшее понимание того, что они делают, какие требования к ним предъявляют и какие качества им необходимы для успешного выполнения работ. 2. Возможность получить обратную связь, узнать о своих сильных и слабых сторонах, общем потенциале и карьерных перспективах.   Необходимо помнить введение компетенций может усилить связь между всеми примерами их использования. Однако само по себе введение компетенций еще не гарантирует того, что это новшество даст высокий эффект. Поэтому, применяя компетенции очень важно ясное понимание того, что они помогают эффективному управлению персоналом только при правильном их использовании. Эф­фективность применения модели компетенций зависит от со­вершенства организационной деятельности, от наличия в ней нужных инструментов управления персоналом и от искусства опытных людей. Большинство моделей компетенций, независимо от тщательности и правильности их разработки, не превратят плохой процесс деятельности в хороший и не компенсируют сла­бое обучение, плохое технологическое оборудование и неопыт­ность персонала. При организации управления персоналом на основе пред­лагаемых компетенций действия сотрудников определяются ожидаемыми от них стандартами поведения и требованиями к качеству работы. Поэтому следует помнить: использование ком­петенций повлияет на внутреннюю культуру компании. В некоторых случаях повышение корпоративной культуры и есть одна из основных целей введения системы компетенций. Если изменения в культуре деятельности не предусмотрены при описании стан­дартов поведения, то это значит, что компетенции составлены неправильно и вполне вероятны конфликты между тем, что необходимо компании, и стандартами поведения, которые пред­лагается принять сотрудникам.   5. Примерная схема разработки моделей компетенций на предприятии Для того чтобы начать работу по созданию моделей компетенций, прежде всего надо определиться – будет ли это корпоративная модель, единая для всех сотрудников компании или же целый пакет специальных/технических моделей для использования в подразделениях организации. Также необходимо учесть, что универсальной модели компетенций не существует! Очень заманчиво, на первый взгляд, использовать "готовые" модели, но каждая компания уникальна и ра­ботает по "своим" правилам, поэтому любой организации необходимо разработать собственные оригинальные модели компетенций. При этом важно помнить, что структура модели компетенций имеет очень важное влияние на точность оценок. Эффективная модель компетенций должна соответствовать следующим стандартам:
  • быть легкой для понима­ния;
  • иметь простую структуру и описываться понятным языком;
  • быть актуальной для всех сотрудников, кто будет ее пользоваться;
  • учитывать возможные изменения в организации;
  • содержать индикаторы поведения, которые не пересекаются;
  • быть справедливой ко всем участникам, которые будут по ней оцениваться.
Важно, чтобы каждая из компетенций имела ясные индикаторы поведения, чтобы можно было легко понять, к какой компетенции относится конкретный при­мер эффективной деятельности. Не стоит создавать модели с большим набором компетенций и пытаться охватить всю информацию, необходимую на все случаи жиз­ни и для исполнения всех ролей, включая подробные описания задач и результатов деятельности и стандартов поведения со­трудников. Большинство моделей могут быть описаны с помощью 10—12 индивидуальных компетенций. Разрабатывая модели, надо помнить, что чем больше компетенций содержит модель, тем труднее ее внедрение на предприятии. Также необходимо стремиться к тому, чтобы стандарты поведения, включенные в компетенции, подходили всем пользователям, а предполагаемые формы применения модели соответствовали корпоративным ценностям.   Практика консалтинговых компаний показывает, что прежде чем начинать подготовку проекта разработки моделей компетенций, специалистам по персоналу необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Зачем компании нужны модели компетенций? Ответ на этот вопрос дол­жен быть тщательно продуман. Некоторые компании разрабатывают модели компетенций только потому, что этим занимаются другие компании, или что это "модно" в данный момент. 2. Как будут использоваться модели компетенций? Компетенции могут исполь­зоваться только как инструмент для оценки или отбора кандидатов, а могут стать "стерж­нем", вокруг которого будет выстроена вся система работы с персоналом. 3. Насколько высшее руководство и акционеры компании заинтересова­ны в проекте? Важно, чтобы проект по разработке модели компетенций был поддер­жан линейными руководителями и топ-менеджерами. Среди основных этапов создания моделей компетенций, можно выделить следующие:
  • Уяснение цели создания моделей;
  • планирование проекта создания моделей;
  • определение участников проекта по разработке моделей компетенций;
  • выбор методологии разработки компетенций;
  • выбор методики сбора информации;
  • сбор необходимой информации;
  • анализ информации и разработка модели компетенций;
  • проверка валидности моделей компетенций;
  • запуск моделей в работу.
  Уяснение целей создания моделей Цель разработки и внедрения моделей компетенций имеет огромное влияние на сами модели. Поэтому, подразделениям, которые будут использовать модели очень важно на начальном этапе их разработки подробно обсудить варианты применения моделей и достичь полного понимания в отношении цели. Кроме того, следует обсудить, действительно ли необходимо собрать и проанализировать полную информацию или, в интересах экономии времени и ресурсов, можно обойтись частичной информацией.   Планирование проекта Сбор и анализ информации о деятельности компании, необходимой для разработки модели компетенции, может продолжаться долго, в среднем от одного до шести месяцев. Поэтому необходимо с самого начала определить главные вехи всей работы и установить сроки каждого из этапов проекта, а также выбрать ответственных за отдельные мероприятия. Важно, чтобы планирование осуществлялось людьми, которые хорошо понимают задачу и представляют каждый шаг на пути создания моделей.   Определение участников проекта по разработке моделей компетенций Управление проектом Опыт консалтинговых компаний свидетельствует о том, что руководителем проекта чаще всего становится или директор по персоналу, или один из ведущих специалистов службы персонала. Управление данным проектом и координация всех мероприятий занимает много вре­мени, поэтому решение оперативных задач, как правило, ложится на плечи ведущего специалиста служ­бы персонала, а директор по персоналу берет на себя решение стратегических задач. Состав и члены рабочей группы К разработке модели компетенций следует привлекать специалистов, которые в дальнейшем и будут ее использовать, а поскольку моделирование – процесс сложный и специфический, важно, чтобы они прошли соответствующие обучение в специальных центрах. Конечно же, хорошо, когда группа состоит из штатных сотрудников, что обеспечивает информационную безопасность компании. Однако практика показывает, что более эффективной является совместная работа штатных сотрудников и внешних экспертов, особенно когда дело касается разработки моделей для старших менеджеров компании. Оптимальный размер группы - 4 - 6 чел

2015-11-11 678 Обсуждений (0)
Работа топ-менеджера в условиях кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа топ-менеджера в условиях кризиса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (678)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)