Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оптимизация деятельности массовой аудитории. Контакты с целью формирования группового сознания



2015-11-12 1182 Обсуждений (0)
Оптимизация деятельности массовой аудитории. Контакты с целью формирования группового сознания 0.00 из 5.00 0 оценок




С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.Социальная сущность массовой коммуникации: это -- мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.Исследование комплекса проблем возникновения, развития и функционирования СМК тесно связано с понятием эффективности их деятельности.Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели.Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному результату, то можно говорить об их эффективности.Основными целями адресанта (СМК) являются: возможность влияния на общественные процессы, формирование общественно-го мнения, соответствующих взглядов на социальную действитель-ность, на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения, информирование, социализация молодежи, мобилизация аудитории на определенные действия, участие в социальном саморегулировании и др.

 

45. Престижность, надежность, доверительность как факторы общения с конкретным коммуникатором

Коммуникатор – специалист, порождающий сообщение в конкурентной коммуникативной среде. Путем изменения коммуникативных потоков коммуникаторы воздействуют на ценностные и мотивационные установки коммуниканта и пытаются достичь изменения в поведении аудитории. Одним из важных свойств коммуникатора является его кредитность, надежность, престижность. Кредитный коммуникатор воспринимается как заслуживающий доверия эксперт, к мнению которого можно прислушиваться. Не менее важен для положительного восприятия коммуникатора фактор привлекательности. Знаки привлекательности находятся в социальном значении того или иного признака человека. Поэтому привлекательность – это степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той аудиторией, на которую распространяется информация. Знаком же привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Не менее важным для коммуникатора является фактор привлекательности или отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо относящиеся к нам, оцениваются выше тех, которые к нам плохо относятся. Очень важен для коммуникатора социальный статус и престижность.

48. Коммуникативный процесс: производство, мультипликация, распространение, прием, распознавание, использование информации. Известные специалисты научно-исследовательского центра Стэнфордского университета (США) полагают, что ученые «в исследованиях не учитывают более адекватно изменяющиеся во времени аспекты процесса коммуникации» по следующим причинам: 1. Мы не располагаем концепциями и теоретическими положениями, которые действительно ориентировались бы на рассмотрение коммуникации как процесса. 2. Сбор данных для построения временных рядов требует больших затрат за исключением того случая, когда исследователь полагается на воспоминания обследуемых лиц. Однако этот источник данных часто оказывается крайне неудовлетворительным в методологическом плане.3. Повторный сбор данных во времени порождает проблемы, связанные с повышением отрицательной реакции респондента к новому опросу (если только при этом не применяют «ненавязчивые» методы измерения), поскольку исследование само по себе является процессом коммуникации междуре спондентом и исследователем.
4. Исследователи коммуникации часто вынуждены стремиться получить результат как можно быстрее в силу требований заказчиков, ограниченности фондов, стремления написать диссертации и других факторов, серьезно препятствующих проведению длительных исследований» К сожалению, за прошедшие двадцать лет в исследовании коммуникации как процесса не появилось никаких новинок. В имеющихся публикациях не рассматриваются причинно-следственные связи между элементами, образующими процесс коммуникации. Коммуникативный процесс — процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией.
Коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов. Процесс обмена информацией начинается с ее формирования. Например, чтобы подготовить рекламное сообщение о каком-либо товаре, адресованное определенной аудитории, необходимо сконструировать его образ, выгодно отличающийся от аналогов. Далее рекламную концепцию нужно воплотить до включения обладателя в процесс потребления. Исходя из этого, информация, предназначенная для использования в коммуникативном процессе между продавцом и покупателем, должна включать в себя как очевидные (реальные) сведения, так и символические (образные), которые помогают придать вещи социальную ценность. Способ передачи информации определяется целью коммуникации, сформированностью каналов коммуникации, наличием общих сторон коммуникации знаковой системы (языка общения, символьной системы). Язык общения характеризуется жанрами устной и письменной форм речи, которые должны быть сформированы для каждого канала коммуникации. Стандартизация коммуникации осуществляется исходя из стандартов стиля, механизма передачи информации. Для передачи смысловой и оценочной информации отбираются соответствующие вербальные и невербальные средства . Предаваемая информация должна адекватно восприниматься получателем. Для этого кодирование и декодирование замыкает единую цепь. В том случае, когда коммуникация осуществляется с помощью технических средств, обеспечивается кодирование и декодирование (шифрование и дешифрование) информации по различным каналам средств массовой коммуникации (с помощью соответствующей аппаратуры, идентичной на входе и канала коммуникации). Коммуникативные факторы как выбор языкового кода, так и нормы их использования и способы актуализации частных коммуникативных функций формируют коммуникативную установку.

 

50. Обеспечение информационной безопасности системы коммуникации. В условиях лавинообразного роста потоков информации возрастает и вероятность снижения устойчивости и надежности информационных систем и степени обеспеченности их информационной безопасности. Информационную безопасность автор определяет как способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с требуемой вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития. Обеспечение информационной безопасности предполагает противостояние негативному воздействию на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие источники информации. Система информационной безопасности как комплекс законодательных, административных и программно-технических мер включает защитные мероприятия и призвана обеспечить конфиденциальность информации, являющейся массовой. Кроме того, эта система ставит цель выработать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения, поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в «информационной войне». Политика безопасности реализуется с помощью набора законов, правил и норм поведения по отношению к информации. В них определяются способы организации, обработки, защиты и распространения информации. В частности, правила определяют, в каких случаях пользователь имеет право оперировать с определенными наборами данных.

• предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения и подделки информации; • предотвращение угроз безопасности личности, общества и государства; • предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; • защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных сведений;

• сохранение государственной тайны и конфиденциальность информации. Обеспечение надежности – дорогостоящее мероприятие. Чем выше требуемый уровень обеспечения надежности системы, тем сложнее становится схема и, соответственно, стоимость обеспечения безопасности. Тем не менее нельзя пренебрегать требования-Ми надежности и достоверности (репрезентативности) информации. В зависимости от сформулированной политики можно выбирать конкретные механизмы, обеспечивающие безопасность системы. Обеспечение безопасности включает в себя анализ возможных причин потерь, искажения, утечки, неоправданного применения или, наоборот, исключения информации и выбор мер предупреждения, противодействия, а при необходимости корректировки механизма обеспечения защищенности информационных ресурсов и потоков. Сегодня сформировались три подхода к обеспечению безопасности массовой информации. Первый из них включает решение частных задач обеспечения массовой информации, второй – решение комплекса задач по единой программе и наконец третий – интеграцию различных подсистем безопасности в единую систему на основе общности методологических и методических подходов. Наиболее эффективен и надежен интегральный подход обеспечения информационной безопасности. Он предполагает обязательную непрерывность процесса обеспечения безопасности массовой информации, как во времени, так и в пространстве. Интегральный подход к этой проблеме к тому же является наиболее перспективным, однако его примене Принятие Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ усилило правовую базу обеспечения защиты информации. Данный закон впервые применил понятие «конфиденциальной информации», которое рассматривается как документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом устанавливаются общие правовые требования к организации защиты такой информации в процессе ее обработки, хранения и циркуляции в технических устройствах, информационных и телекоммуникационных системах и комплексах. Данный закон (ст. 20) определяет основные цели защиты информации:

• предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения и подделки информации; • предотвращение угроз безопасности личности, общества и государства; • предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; • защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных сведений;

• сохранение государственной тайны и конфиденциальность информации. Обеспечение надежности – дорогостоящее мероприятие. Чем выше требуемый уровень обеспечения надежности системы, тем сложнее становится схема и, соответственно, стоимость обеспечения безопасности. Тем не менее нельзя пренебрегать требования-Ми надежности и достоверности (репрезентативности) информации. В зависимости от сформулированной политики можно выбирать конкретные механизмы, обеспечивающие безопасность системы. Обеспечение безопасности включает в себя анализ возможных причин потерь, искажения, утечки, неоправданного применения или, наоборот, исключения информации и выбор мер предупреждения, противодействия, а при необходимости корректировки механизма обеспечения защищенности информационных ресурсов и потоков. Сегодня сформировались три подхода к обеспечению безопасности массовой информации. Первый из них включает решение частных задач обеспечения массовой информации, второй – решение комплекса задач по единой программе и наконец третий – интеграцию различных подсистем безопасности в единую систему на основе общности методологических и методических подходов. Наиболее эффективен и надежен интегральный подход обеспечения информационной безопасности. Он предполагает обязательную непрерывность процесса обеспечения безопасности массовой информации, как во времени, так и в пространстве. Интегральный подход к этой проблеме к тому же является наиболее перспективным, однако его применение невозможно без развитой инфраструктуры, значительных материальных и интеллектуальных затрат и высокого уровня технических средств. Эти обстоятельства сдерживают развитие системы интегральной безопасности. Выделим основные принципы обеспечения информационной безопасности: законности, баланса интересов личности и общества, интеграции с международными системами, экономической эффективности, комплексности.

Наиболее важным и эффективным аспектом обеспечения защиты информации является обеспечение безопасности физическими средствами. Для создания надежной системы физической безопасности проводится анализ действующих в данный момент и могущих возникнуть в будущем причин, вызывающих риск потери защищенности информации. Анализ рисков осуществляется с использованием средств оптимизации конкретного рода информации и объекта в конкретной обстановке. В целом, система физического обеспечения безопасности информации и информационных систем включает: управление доступом; обнаружение проникновения; инженерно-техническую защиту; отображение и оценку обстановки; принятие мер в тревожных ситуациях; организацию оповещения в экстремальной ситуации; личную безопасность персонала, имеющего доступ к информации. В условиях, когда пространство распространения информации выходит далеко за границы России, важно организовать международное сотрудничество, прежде всего со странами СНГ, в области защиты информации. Идея международного сотрудничества России со странами СНГ в области защиты информации нашла своё воплощение в заключенных межправительственных соглашениях с республиками Казахстан, Украина и Белоруссия. Система мер, реализуемых в соответствии с этим и другими соглашениями, которые предполагается заключить, обеспечит надежный обмен информацией, одновременно обеспечив ее защиту. Особой защиты требуют глобальные информационные системы. Интернет начинает жить по собственным правилам, не предусмотренным ее создателями. Превратившись в саморазвивающуюся систему, она в какой-то момент времени может полностью выйти из-под контроля человека. Превращаясь для человека в «черный ящик», она заманивает информационным наркотиком в свои сети большую массу людей. Пользователю известно лишь то, что он хочет получить из сети, а как, с помощью какого механизма сеть предоставляет ему эту информацию, он не знает и не может знать. То есть человек удовлетворяется схемой коммуникации, в которой пользователь запускает требование на вход системы и получает информацию на ее выходе. То же самое представляет для человека «искусственный интеллект». Наибольшую опасность управляемости (подчиняемости человеку) информационно-коммуникационных систем представляет возможное соединение глобальных информационных систем с самоорганизующимися моделями мыслительно-манипулятивных систем. Такая система может составить конкуренцию не только самому человеку, но и ноосоциетальной системе, т. е. сфере, соединяющей глобальные планетарные социетальные системы с ноосферной. Информация, полученная с помощью различных социологических, статистических и других методов, должна составлять полную картину об управляемом объекте. Информация об объекте Должна отражать состояние, процессы и тенденции его развития. Однако на практике в подавляющем большинстве случаев по различным причинам (нехватка времени, отсутствие необходимого количества каналов и пр.) не удается в полном объеме собрать информацию об объекте (объектах) с целью принять то или иное решение. Ли Якокка однажды сказал Филипу Колдуэллу, возглавившему компанию «Форд» после его ухода: «Ваша беда в том, Фил, что вы окончили Гарвард, где вас учили не переходить к действиям, пока не станут известны все факты. В вашем распоряжении имеется 95 процентов фактов, но вы затрачиваете еще шесть месяцев на то, чтобы добыть последние 5 процентов. К моменту, когда вы их наконец добыли, оказывается, что они уже устарели так как рыночная ситуация претерпела изменения».

Трудоемкость получения информации, и ее дороговизна во многих случаях приводят к игнорированию репрезентативности применяемых органами управления данных. Нередко руководители используют лишь понятные им и удобные для применения данные, рискуя эффективностью принимаемых решений. Искажение или неполнота применяемой информации дорого обходится, приводя к большим экономическим потерям. Информационные системы должны быть построены таким образом, чтобы они позволяли обобщать данные на теоретическом и эмпирическом уровнях. Вполне понятно, что чем больше затрат и времени предстоит израсходовать на какой-то проект, тем более достоверной и подробной должна быть предварительная информация. «Конечно, вполне естественно желание получить в свое распоряжение информацию обо всех фактах и добиваться исчерпывающего исследования, гарантирующего надежную реализацию какой-то конкретной программы... В теории все это выглядит прекрасно, но реальная жизнь просто не укладывается в такую схему. Разумеется, менеджер обязан собрать возможно больше информации и прогнозных оценок. Но в какой-то момент приходится довериться интуиции, пойти на риск. Во-первых, потому, что даже правильное решение оборачивается ошибочным, если оно принято слишком поздно. Во-вторых, потому, что как правило, такой вещи, как абсолютная уверенность не существует». «Вы можете использовать самые совершенные в мире компьютеры, можете собрать все возможные схемы и цифровые данные, но в конечном счете вам придется свести всю информацию воедино, составить себе расписание работ и действовать». Итак, роль информации в социальном управлении огромна. Исходя из этого, многие авторы процесс управления даже сводят к процессу переработки информации с целью выработки решения. В практике управленческой деятельности лишь часть протекающих в системе процессов подвергается управленческому действию. От того, насколько правильно выбран объект управляющего воздействия, зависит эффективность процесса управления. Соответственно, не вся социальная информация вовлекается в процессы управления. «Социальная информация выступает как аспект и результат любого социального отражения, не обязательно «озаренного» светом сознания». Восприятие информации субъективно, ее переработка также зависит от субъективных факторов: «...Вся наша психическая деятельность настраивается и организуется для достижения программных целей: и отбор, и фильтрация информации, и ее извлечение из памяти, и переработка – все «насквозь» тенденциозно». Исходя из того, условием эффективного управления является контроль над выбором цели и средств для ее достижения. Такой социальный контроль осуществляется на сознательном и бессознательном уровнях, которые взаимно проникают и дополняют друг друга. Отсюда, даже та информация, которая не осознается субъектом управления, используется в процессах саморегуляции в латентном виде.

Сегодня многие управленческие решения принимаются при дефиците информации об объекте управления и протекающих социальных процессов, а в некоторых случаях не осознавая значение информации. «Создается впечатление, что общество не осознает значения информации для своего совершенствования, не понимает ее позитивных, созидательных, но и опасных, разрушительных начал. Недальновидная государственная информационная политика проявляется в неразумном поверхностном руководстве средствами массовой информации, в одиозном сегодня рассмотрении информационной структуры только как типа регуляции или средства манипулирования общественным сознанием, как политического средства». Стабильность информационной системы оказывает влияние и на стабильность общества. Часто органы управления и руководители недооценивают роль информационной системы. Это происходит из-за ограниченной способности субъекта к освоению информации. «На оценку полезности сообщения оказывают существенное влияние цели, установки, намерения, интересы, квалификация, физическое состояние субъекта, к которому оно поступило». Многие руководители к тому же зачастую не обладают необходимой способностью адекватно воспринимать и критически осваивать поступающую информацию. Анализ состояния управляемого объекта, который изменяется в зависимости от поставленных целей, позволяет объективно оценить ситуацию, опираясь не только на здравый смысл и интуицию, но, главным образом, на научно-обоснованные данные. Сравнение состояния объекта в различные промежутки времени позволяет определить величину показателя и направление (вектор) протекающего социального процесса. Системная информация об объекте должна отражать состояние, процессы и тенденции его развития. Информация, связанная с системой, с одной стороны отображает компоненты самой системы (структурная информация), с другой – процессы социального развития (активная информация). В зависимости от поставленных целей меняется структура собираемой информации, которая позволяет судить о тех или иных качествах объекта. Для этого необходимо разработать социальные показатели и индикаторы, характеризующие эффективность выполнения управленческих функций. Эти показатели формируют основу для оценки социально-экономической и управленческой ситуации.

Социальный мониторинг позволяет отслеживать эти показатели в динамике. Методика ее применения требует учета некоторых особенностей сбора и оценки информации: использование определенного ограниченного набора повторяющихся показателей, дающих картину социальной системы в целом в различный период времени. При организации мониторинга составляются индикаторы, характеризующие те или иные явления, процессы, состояние объекта. Индикаторы описывают свойства объекта, которые представляют собой множество связанных между собой элементов. Показатели, применяемые в качестве социальных индикаторов, должны отвечать определенным требованиям (адекватно отражать исследуемый объект, носить обобщающий характер, быть сопоставимыми, дополняемыми, иметь строго определенную форму и др.). «Мониторинговые индикаторы представляют собой формы отражения суммарной результирующей множества взаимодействий и находятся в определенном соотношении с количественными признаками и их мерой, что дает теоретико-методологическую основу для использования таких индикаторов в качестве источника прогнозной информации, а также позволяет рассматривать их как объект прогнозного поиска и как элементы конструирования прогнозных моделей» (Кривобоков И.А.Социальный мониторинг: теоретико-методологическое обоснование, статистический анализ: Дис. канд.филос.наук.-М.:РАУ.1994.-С.28.). Понятие «мониторинговые индикаторы» включает в себя взаимодействие многообразных форм, средств познания исследуемого социального явления. Мониторинговые индикаторы – это информационные формы с устойчивыми во времени количественными и качественными характеристиками. Они отражают результирующее действие основных факторов и условий и обладают свойством закономерности и исторической цикличности. В качестве социальных индикаторов используются статистические показатели или их система, адекватно отражающая исследуемый (наблюдаемый) объект. Основным критерием соответствия статистических закономерностей требованиям мониторинговых индикаторов является использование принципа однородных совокупностей, выделяемых по признакам общности, идентичности, сопоставимости. Однородность предполагает сходность внутренних, основных причин развития в данной совокупности и сопоставимости условий, в которых протекают исследуемые процессы.

Кроме того, далеко не все статистические показатели, востребованные проводимым мониторингом, отслеживаются органами статистики. В этих случаях их необходимо дополнительно включать в программу мониторинга. Естественно, дать ответ на все вопросы, которые могут возникнуть при использовании статистических показателей в качестве мониторинговых индикаторов, в рамках данного исследования не представляется возможным. Важно при этом отметить, что учет общетеоретических основ функционирования статистических закономерностей в разработке теории социального мониторинга необходим. Социальные индикаторы, применяемые в структуре мониторинга, автор разделяет на три уровня. На первом уровне используются исходные социальные индикаторы, составляющие полный перечень отобранных для анализа показателей. Индикаторы второго уровня агрегируются в пределах выделенного блока, отражающего ситуацию в конкретной сфере. На третьем уровне получается интегрированный показатель, характеризующий наблюдаемый объект с точки зрения предмета исследования.

 

 

51. Средства массовой информации как главная коммуникативная сеть.

В связи с этим требуется проведение анализа механизма воздействия средств массовой информации на общественное мнение, общественное сознание и массовое поведение людей. Хотя сами средства массовой информации исследуются многими учеными, пока еще не разработана методика систематического наблюдения за самим процессом воздействия СМИ на массовую аудиторию, оценки состояния, осуществление контроля за характером реакции массовой аудитории на то или иное воздействие со стороны различных СМИ. Изучением СМИ занимались различные отечественные и зарубежные ученые и школы. Анненбергская школа, созданная в 1959 году при Пенсильванском университете, осуществляла свои исследования в трех направлениях: «анализ кодов и форм структурирования образов и сообщений, исследование поведения различных групп в коммуникационном процессе и изучение коммуникационных систем, институтов и политики. Эта новая концепция, ее продуктивность в исследованиях и публикациях внесли существенный вклад в тенденцию превращения изучения коммуникаций в составную часть академической организации научного познания». Получили известность исследования содержания телевизионных передач, проведенные авторами этой школы в 1967 году. Телевидение рассматривалось как одно из средств сохранения целостности сложившихся общественных отношений и структур. Исследователи утверждали, что телевизионная система является стабильной и закрытой структурой, способной вводить «массового зрителя в круг особой условной культуры со своими устоявшимися представлениями о жизненных ценностях и порядках... Методология Анненбергской школы предполагает два уровня изучения системы телевизионных сюжетов и образов: системный» выявляющий структуру главных ареалов телевизионного пространства, и культивационный, устанавливающий, что конкретно усваивается в сознании телезрителей в качестве общественных норм и ценностей. С помощью этого индикатора определяется состояние общественного сознания и психологии, мнения, вкусы, пристрастия и потребности, которые порождаются социальными системами и оказывают на них свое ответное влияние. Устанавливается также и закономерная зависимость места и роли СМИ в обществе от характера собственности на эти средства». (Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. – М., 1999. – С. 18-19.)

Различные люди или социальные группы не одинаково понимают, а потом и оценивают полученную информацию из средств массовой информации. Многие новости погружают массовую аудиторию в сферу медиасобытий, которая формирует некую достаточно самостоятельную подсистему в социальной системе. Эти события могут быть и нереалистичными, т. е. находиться в сфере так называемых псевдособытий, внушающих зрителям ложные представления о явлениях и процессах. Так или иначе эта субсистема все же зависит от социальной системы. Современными исследователями ставится задача выяснить причины распространения таких новостей и закрепления их в массовом сознании. Мониторинг воздействия СМИ на массовую аудиторию

Для эффективной организации этой работы необходимо:

• сочетание мониторинга с другими методами сбора данных; • учет правовых аспектов свободы средств массовой информации; • учет точек критического состояния массовой аудитории при проведении мониторинга, определение пороговых величин значений социальных индикаторов;

 


№ 55. Коммуникация в различных отраслях социальной сферы



2015-11-12 1182 Обсуждений (0)
Оптимизация деятельности массовой аудитории. Контакты с целью формирования группового сознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оптимизация деятельности массовой аудитории. Контакты с целью формирования группового сознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)