Применение метода проектов при обучении гуманитарным и естественно-математическим дисциплинам
Метод проектов на примере урока «Иностранный язык» Предмет "иностранные языки" в школе решает разные задачи. Независимо от того, какой язык изучают дети, мы знаем, что иностранный язык – язык иной страны развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.
Заключение Научное обоснование педагогических возможностей развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности, обусловлено актуальной потребностью современного информационного общества и развивающейся образовательной практики в подготовке выпускников школ, способных ориентироваться в чрезвычайно сложных, динамичных социально-экономических условиях. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года необходима ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В рамках моей работы содержательно расширена теоретическая база проблемы развития познавательной активности старшеклассников на основе метода проектов, осуществлено обогащение понятийного поля проблемы за счет углубления содержания основных понятий исследования, определяющих специфику функционирования разработанной структурно-функциональной модели развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности, реализующая комплекс педагогических условий. Проектная деятельность учащихся рассматривается как форма индивидуальной или кооперативной познавательной деятельности, предполагающей разработку и реализацию личностно и социально значимого продукта, оказывающей существенное влияние на развитие познавательной активности участников при условии обеспечения участия старшеклассников в проектах различного типа (исследовательских, творческих, ролевых, информационных, прикладных и др.), учитывающих их индивидуально-личностные особенности. Теоретический анализ научной литературы позволил конкретизировать представления о развивающем потенциале на основе метода проектов учащихся на основе выделения ее существенных признаков: творческий (оптимальное решение проблемы проекта, применение и оценка оригинальных способов решения теоретических и практических задач), исследовательский (наличие основных этапов, характерных для научного исследования), интерактивный (сотрудничество участников проекта с окружающим социумом), социальный характер (проект опирается на жизненный опыт учащегося, результаты проекта нацелены на применение в реальной жизненной практике), самостоятельность участников (ученик выступает как субъект учения, самостоятельно осуществляющий целеполагание своей деятельности) на всех этапах проектирования. Развитие познавательной активности старшеклассников на основе метода проектов обеспечивается в содержательном плане за счет актуализации содержания проблемной ситуации проекта, различных источников информации, используемых учащимися в процессе проектирования, а также содержания итогового проекта; в организационном плане – за счет сочетания индивидуальной и групповой, классной и внеклассной организационных форм обучения. Результаты диагностики уровня познавательной активности учащихся показали, что стихийное развитие познавательной активности у учащихся старших классов в образовательном процессе школы наблюдается и при обычных условиях, однако при отсутствии специальных педагогических условий данный процесс протекает медленно. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования предложенной структурно-функциональной модели развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности включает в себя: педагогическое стимулирование на основе метода проектов учащихся; организацию совместной деятельности участников проекта; создание проектной группы, характеризующейся взаимодополнительностью (согласованность ролей, гибкость перестройки функционально-ролевой соотнесенности участников проекта) и высоким ценностно-ориентационным единством (согласованность у участников проекта системы ценностей, единство практического воплощения ценностных представлений в конкретных условиях деятельности); педагогическое сопровождение, предполагающее создание ситуации успеха, контроль и коррекцию процесса работы над проектом. Для старшеклассников создание учебного проекта является предпочтительным вариантом самостоятельной работы. В проектной деятельности их привлекает ее активный творческий характер, исследовательская свобода, реализация потребности в общении, качество получаемых знаний (их глубина, жизненная значимость и др.), интенсивное развитие различных способностей и умений (исследовательских, творческих, коммуникативных и др.), возможность представить результаты проекта на школьных экзаменах, конференциях. Таким образом, ходе исследования доказано, что развитие познава-тельной активности старшеклассников на основе метода проектов будет более успешным, если будут реализованы одновременно все выделенные педагогические условия
Список литературы: 1. Абасов, З.А. Познавательная активность школьников [Текст] / З.А.Абасов // Сов. педагогика. – 1989. – №7. – С.40-43. 2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335с. 3. Акбашева, Р.Ш. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции педагогов в проектировочной деятельности дошкольных учреждений [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Р.Ш.Акбашева; Башк. гос. пед. ун-т. – Уфа, 2000. – 215с. 4. Амиров, А.Ф. Научно-методическое проектирование и реализация инновационного образовательного процесса в вузе [Текст]: моногр. / А.Ф.Амиров. – Уфа: Изд-во Восточный университет, 2006. – 140с. 5. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А.Амонашвили. – Минск: Университетское, 1990. – 560с. 6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 288с. 7. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных техно-логий, 2003. – 608с. 8. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. вузов / Г.М.Андреева. – 5-е изд., испр. и доп.– М.: Аспект Пресс, 2004. – 365с. 9. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления [Текст] / О.С.Анисимов. – М.: Экономика, 1991. – 416с. 10. Арефьев, Г.С. Социальная активность [Текст] / Г.С.Арефьев. – М.: Политиздат, 1984. – 230с. 11. Аристова, Л.П. Активность учения школьника [Текст] / Л.П.Аристова. – М.: Просвещение, 1968. – 139с. 12. Асадуллин, Р.М. Информационные модели и системы в современном образовании [Текст]: учебно-метод. пособие / Р.М.Асадуллин, Д.А.Давыдов, Р.Г.Шарафиев; М-во образования и науки РФ, БГПУ, АТН РФ. – Уфа: БГПУ, 2006. – 198с. 13. Ахияров, К.Ш. Формирование познавательной активности студентов в обучении [Текст]: учеб. пособие / К.Ш.Ахияров, Ю.П.Правдин. – Уфа: Башк. пед. ин-т, 1988. – 80с. 14. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект [Текст] / Ю.К.Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 254с. 15. Бабурина, В.В. Формирование и развитие познавательной активности учащихся в процессе дидактического мониторинга [Текст]: дис. … канд. пед. наук / В.В.Бабурина; Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г.Белинского. – Пенза, 2004. – 163с. 16. Баймурзина, В.И. Организация проектировочной деятельности в общеобразовательных школах [Текст] / В.И.Баймурзина. – Уфа: Изд-во НМЦ Госкомнауки РБ, 2000. – 160с. 17. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учеб. пособие / В.С.Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 342с.
Приложение 1
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1381)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |