Психология сексуальных отношений
Связь между душевным здоровьем и сексуальной сферой человека очевидна. Одним из центральных понятий здесь является понятие «оргастической потенции» – уровня способности человека к чувственному переживанию на пике сексуального возбуждения во время естественного полового акта. Социокультурное научное направление исследования сексуальности возник в конце XIX века. Развитие его было связано с большим влиянием взглядов Фрейда и "психологической антропологии-", так как многие положения психоанализа подкреплялось ссылками на этнографические данные, статистического исследования в это время претерпели формы полового разделения труда, Разница в средствах социализации и в поведении мальчиков и девочек, инициации и Ряды возрастного перехода, связанного с половым созреванием подростков, нормы брачных и внебрачных связей, отношения сексуальных установок и поведения и другие. В любом из существующих к настоящему времени человеческих обществ проявления какого разделения труда между полами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальных функций. В общественных науках существует несколько теорий, объясняющих дифференциацию социополовых ролей и причины их возникновения. Р. Коллинз разработал другую теорию, которая объясняет дифференциацию так называемых тендерных ролей. Он считает, что сексуальное неравенство обусловлено конфликтом между доминирующей группой (мужчинами) и зависимой группой (женщинами). Причем возникновение этого неравенства он связывает с тем фактором, что мужчины были крупнее, сильнее женщин и создавали на них сексуальное давление. В наше время степень зависимости женщин определяется двумя факторами: 1) материальная зависимость; Свою теорию Р. Коллинз называет теорией конфликта. Но ее еще можно назвать теорией обмена, так как здоровье женщины, ее образование, ее способность зарабатывать, лишь повышают ее стоимость при обмене и помогают ей претендовать на выбор более привлекательного партнера. Рассматривая существующие теории социальной дифференциации половых ролей, Дж.Смелзер отметил, что было бы целесообразно определить типы общества и ситуаций, в которых состояли эти различия, а потом уже отделить факторы, способствующие формированию системы ценностей, на основе которых и создаются роли. По показателям дифференциальной психологии, женщины более субъективные и чувствительны к человеческим взаимоотношениям и их мотивов, у них больше оказываются гуманитарные наклонности, чем у мужчин, и это различие очень распространено в обществах разного типа. Использование тендерного подхода к анализу социокультурной жизни общества позволяет изобрести его тендерную асимметрию. Вместо ролевой определенности мужской и женской реальности, в нашей современной культуре можно найти заметные и достаточно выраженные ценностные мужчины, согласно которым все, что определяется как мужская, перемещено в центр и кажется как доминирующее, а определено как женское - понимается как второсортные и менее значительное . Поэтому считается, что только "человек" представляет человечество ", говорит от его лица и он же в это время выполняет важную для человечества миссию - поддержание ориентации на познавательный и воспроизводящий тип отношения к миру. Женщине отводится лишь эмоциональный и интуитивный компонент. Тендерный подход к анализу нашей культуры обнаружил, что мужское и женское на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как элементы культурно, символических рядов: мужское - рациональное, духовное, божественное, культурное; женское - чувственное, телесное, заземленными естественное ", - отмечает исследователь гендерных проблем Н. В. Лавриненко. Таким образом, совершенно не связанные с полом такие феномены, как природа и культура, божественное и земное и т. и., Приписываемый определенной пола. Подобные атрибуции в отношении биологических статей, совершенно не связанных с ними характеристик, причем иерархически упорядоченных в культурно-символических срезах общественной жизни, как бы оправдывают и закрепляют "вторичности" женщины в обществе и переносят ее в отрасль естественных явлений. Согласно этому, устанавливается система гендерных ролей, обусловленных ожиданиями поведения, соответствующего статуса мужчины и женщины в обществе. Символизация мужской и женской основ во многих древних мифологиях показывает мужчину как носителя активного, социально-творческой основы, а женщину - как пассивно-естественную силу. По древнекитайской мифологией, женская основа Инь - темное, черное, бездна глубокая, а мужская Янь-красная, освещена, высокая, небесная. Эти основы являются полярными космическими силами, взаимодействие которых есть возможность бесконечно существовать Вселенной. В христианской мифологии такими основами являются Адам и Ева. В наиболее развитых обществах и сложных мифологиях оппозиция мужского и женского основы вовсе не сводится к эмпирическим различиям между индивидами. Религиозно-философский символизм оперирует глобальными, космическими образами, которые являются вне времени и пространства. Стереотипы проявления маскулинности и фемининности в бытовом сознании более конкретные, в них яснее прослеживается связь с социальными реалиями. Сексуальные свойства, соматические и поведенческие - важные и универсальные знаки половой принадлежности как на уровне культуры, так и на уровне обыденного сообщение. Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть символической культуры человечества. Так, изображение гениталий представлены в самых разнообразных природных и мифологическая символиках. Мужские гениталии, особенно половой член, больше всего символизирует силу могущество, власть, всеобщее одухотворение, но не обязательную основу. Семья считается как отражение и источник жизненной силы и является абсолютной идеальной основой. Эрегированный половой член приобретает значение социального знака агрессии или вызова и в то же время является неконтролируемой силой. Поэтому закрытие его фиговым листком или повязкой позволяет уменьшить связанное с этим социальное напряжение. Эрегированный половой член еще наделяется особой защитной и отвлекающей силой и имеет религиозный символ поклонения. Женские гениталии, конечно, описываются, с одной стороны, как источник возникновения новой жизни, с другой - как таинственная и темная основа, которая таит в себе опасность и угрозу смерти. Женские гениталии толкуются как уродство, как рана, которая истекает кровью. Именно Фрейд описывал женские гениталии как следствие увечья. О смущение и отвращение, которые порождали женские гениталии, свидетельствуют многочисленные религиозные, культурные и литературные табу. В христианской религии женщина не имеет права зайти в алтарь или находиться там. В противоположность этому материнское лоно выступает как теплое, надежное хранилище, источник жизни и сексуальный объект, проникновение в который сопровождается преодолением трудностей и опасности. Доскональное изучение полового символизма показывает его полисемантичнисть, причем сексуальные явления интерпретируются с иносказаниями, распространенными в содержании. Этнографы и литературоведы обнаружили в фольклора и ритуалах плотный связь между сексуальностью и смехом, между сексуальностью и бранью. Смех выступает как противоположность смерти, животворный начало. Он является не только проявлением радости и веселья, но есть и способ эмоциональной разрядки. Смеховая культура предполагает особый сексуальный юмор и связывает сексуальность с праздничными, игровыми элементами общественной жизни. Большой интерес представляет язык человеческой ругани. Исследованиями филологов было обнаружено, что выражение, когда отправляют с помощью ругани человека в зону рождения, символизирует пожелание смерти, а если применяют выражения со ссылкой на мужские гениталии, то это значит расположить оппонента v женскую сексуальную позу и обвинить его в педерастии. Большую работу по изучению признаков сексуальности провели этнографы, собирая и описывая обряды и ритуалы, благодаря которым общество оформляло наступления половой и социальной зрелости подростков. К этим ритуалам иногда у разных народов прилагаются хирургические вмешательства в гениталии: у мальчиков производится обрезание, субниция, суперинцизия, а у девочек - клиродектомия, ритуальное рассечение девственной перепонки, хирургическое расширение влагалищного отверстия или его зашивания до вступления девушки в брак. Такие операции следует рассматривать не изолированно, а в контексте целого обряда, а его - в контексте социальной культуры и символического мира общества, который изучается. В человеческом обществе возникает сексуальная культура, которая ограничена, с одной стороны, природой человека, а с другой - внутренней последовательностью по логике культуры как целого. Самый общий принцип классификации культур по типу их половой морали, который принят в этнографической литературе - это разделение 11 на антисексуальные (репрессивную) и просексуальных (пермиссивными). Примером репрессивной антисексуальные морали являются представители средневекового христианства, при котором сексуальность человека определяется как грех. Другие представители этого направления - это микронезийцы, которые не считают секс грехом, признают, что половая жизнь делает мужчину физически слабым, чувствительным к опасным заболеваниям. Противоположность им - это представителями народа Полинезии, где сексуальность и эротизм поощряются как у мужчин, так и у женщин, половые проблемы открыто обсуждаются и отражаются в песнях и танцах. Большинство человеческих обществ располагаются между этими представителями и отношение к сексуальности зависит от общих свойств характера, жизни и культуры. Культура не просто запрещает или разрешает различные проявления сексуальности, она определяет их социальную, этическую и эстетическую ценность. Одни культуры подчеркивают преимущественно инструментальные аспекты секса, при этом видя в сексуальности главным образом средство продолжения рода или удовлетворения иных сексуальных запросов. Другие видят в ней самое ценное - аффективную основу, выражение чувств и эмоций. Культура не только регламентирует, но и различает низовые, светские и выше, священные аспекты сексуальности. Например, половой член может одновременно выступать в значении священного фаллоса и как анатомический орган. Регулируя мотивационно-ценностные аспекты сексуального влечения, культура не может игнорировать его социальные формы. Отношение брачных, добрачных и внебрачных связей - одна из главных проблем сравнительно-исторической социологии сексуального поведения. Одним из запретов, наложенных культурой на сексуальные отношения, является правило экзогамии, когда запрещено иметь брак и половые связи между членами одного рода. Источником этого является теория Э. Вестермарка о том, что люди, проживающие совместно, близко и имеют плотные взаимоотношения с раннего детства, могут не проявлять сексуального интереса друг к другу. В некоторых культурах является распространение такого явления, как двойной стандарт, когда существуют разные требования к норме сексуального поведения мужчины и женщины. При этом право инициативы, ухаживания, выбора партнера и определения ритма жизни в браке принадлежит и предоставляется мужчине. По отношению к добрачных и внебрачных связей половая мораль снисходительна в большинстве случаев к мужчинам. Поэтому в некоторых обществах и государствах количество домов терпимости для мужчин превышает количество их для женщин.
У большинства народов сам факт ухаживания и выбора партнера предоставляется мужчине, но есть случаи, когда в обществе принято отдавать предпочтение в выборе партнера женщине. Поэтому и идет борьба, в первом случае, между мужчинами за обладание женщиной, а во втором - наоборот. Нормой для европейцев, в большинстве случаев, половые акты проводятся при положении партнеров между собой лицом к лицу. А в некоторых европейских народов эта поза определяется неудобной и заменяется расположением партнеров в позе, когда мужчина сзади женщины, а она находится в коленно-локтевом положении. Половые отношения и подготовка к половому акту имеют эмоциональную окрашенность в двух проявлениях: либо они любовно-нежные, или они агрессивно-враждебные. Неодинаково оценивают различные культуры девственность (девственность). Простые примитивные общества не придают ей большого значения. С повышением статуса женщин и усложнением иерархической системы общества, девственность приобретает высокую социокультурной ценности. Среди многих мусульманских народов было представление о "бесчестье", которое должно было только смываться кровью или прикрываться иногда неровным браком. В обрядах и мифах ранних и поздних культур широко подается искаженная сексуальность: инцест, транссексуализм, трансвестизм, гомосексуализм и другие. Но одно и то же по своей биологической и поведенческой природе может по-разному оцениваться и символизуватися как в разных культурах, так и в среде одной. Это объясняется двумя подходами к этой проблеме: 47. Формирование коммуникативной культуры личности как задача специалиста соц-культ сферы. Общекультурная компетентность рассма-тривается как готовность учащихся к гармо-ничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативная, эстетическая и этическая культура выпускника.Коммуникативная культура занимает ве-дущее место в общекультурном и профессио- нальном становлении личности и, безусловно, является одной из приоритетных задач обра-зования, рассматривается как специальный объект моделирования педагогических систем в единстве их структурных и функциональных компонентов и представляется как важнейшая составляющая гуманитарного образования.Именно коммуникативная культура, на наш взгляд, может являться условием успешной адаптации личности ребенка к жиз-ни в обществе и поэтому заслуживает всесто-роннего изучения и анализа.Проведенный нами теоретический анализ научной литературы показал, что закономер-ности становления основ коммуникативной культуры личности изучались авторами с раз-личных позиций. Большинство ученых сходятся во мнении, что коммуникатив-ная культура является одним из компонентов общей культуры лич-ности и представляет собой совокупность таких знаний, умений, навыков, которые позволяют ей результативно использовать свои психические, физические, личностные качества для эффективно-го решения коммуникативных задач [9].. Поскольку ни одна из функций общения, в том числе и коммуникативная, не может осуществляться в чи-стом изолированном виде, мы можем говорить только о том, какая из них в данном случае имеет наибольшее значение. «Коммуника-тивная культура» как более узкое понятие несет в себе признаки общего родового понятия «культура общения» [2].Длительное время коммуникативная культура рассматривалась как совокупность норм и правил, регулирующих общение людей. . Коммуникативную культуру можно охарактеризовать как сложный динамический процесс, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопре-делению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью. Коммуникативная культура есть средство создания внутреннего мира личности, богатства его содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности на культуру ее жизненного самоопределения. Ее можно рассматривать и как систему качеств личности, включающую: 1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышле- ния, в результате чего общение предстает как вид социаль- ного творчества); 2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная вырази- тельность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция); 3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональ- ной регуляции своего состояния; 4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятель- ная самоактивация и т. д.); 5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению; 6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) и пр. В ходе исследования нами была установлена взаимосвязь комму- никативной культуры с разными видами культуры. Для нашего ис- следования данная взаимосвязь имеет большую значимость, поэтому Формирование коммуникативной культуры личности . Универсальность родового понятия (культура) проявляется в каждом из его видов. Поэтому, о каком бы виде (или аспекте) культуры ни шла речь, предварительно необходимо четко опреде- лить ракурс рассмотрения самого понятия «культура». В своем первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» — природному, «дикому» и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый са- мим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природ- ному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения. Культура — это совокупность всего того, что делает человека человеком. При этом «все» включает в себя как природные объ- екты, так и предметы, созданные людьми, и духовные явления. Известный отечественный исследователь культуры В. В. Сильве- стров выразил эту мысль так: «Культура общепризнанно выража- ет то, что определяет человеческую историю как человеческую, — ту тайну ее преемственности, которой нет ни в каком другом про- цессе» [12]. Поэтому культуру можно определить как «концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении» [6]. От- метим, что образование как система представляет собой социаль- ный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта. Таким образом, можно утверждать, что культура — это осво- енный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельно- сти. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; Формирование коммуникативной культуры личности программу, принятую в качестве образца при решении всевоз- можных возникающих задач. Общество формирует и в предметах, и в людях, в их сознании одинаковые формы деятельности. Иначе люди и вещи не смогут «понимать» друг друга. Общество, создавая искусственную природу, одновременно формирует и людей, способных потреблять зашифрованную в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С одной стороны, она — окаменевшие накопленные фор- мы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны — мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании лю- дей. Живая культура общества возникает из единства предметного и мыслимого компонентов. Материальные и духовные, объектив- ные и субъективные составляющие культуры одного общества мо- гут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Развитие транспортных средств и гуманитарных связей сводит на нет пространственные преграды и территориальную изоляцию. Частота контактов нарушает языковые барьеры. Развитие средств массовой информации размывает контрасты национальных особен- ностей. Интернационализируются быт, одежда, кухня, обстановка жилища, облик городов и т. д. Достояния национальных культур, конечно же, необходимо бережно хранить и приумножать. Культура любого иного региона, любой страны — это часть общечеловеческой культуры. Культура — это сложное и многоплановое явление, ко- торое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприрод- ная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологи- ческая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая), и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая и политическая) [12]. Чтобы выделить компоненты культуры, мы проанализировали подходы к делению культуры по видам, изучили ее функции. Культура представляет собой сложноорганизованную систе- му, элементы которой не просто множественны, но тесно пере- плетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. В отечественной со- циальной философии пока нет единых общепринятых принципов деления культуры по ее видам. Эти принципы довольно расплыв- чаты и неопределенны, что делает возможным множественность вариантов названной классификации. Часть ученых осуществля-Формирование коммуникативной культуры личности ет выделение видов культуры сообразно видам человеческой дея- тельности. И как один из возможных аспектов рассмотрения это вполне оправданно. Учитывая явную специфику последних, есть достаточные основания для рассмотрения культуры труда и куль- туры досуга, культуры экономической и культуры политической, культуры эстетической и культуры нравственной, а также иных ви- дов культуры, связанных со спецификой проявлений тех или иных видов деятельности. Анализу подлежат их содержание, сущность, структура, исторические типы, виды взаимосвязи и взаимовлия- ния. В то же время это лишь один из возможных принципов выде- ления. И он не единственный. Для нашего исследования наиболее интересна следующая структура культуры [3; 4; 6; 7] (см. рис. 1). Носители культуры Вид культуры Источник формиро- вания культуры Материальная Духовная Народная Профессиональная Общечеловеческая (мировая) Культура национальной группы Культура малой группы Территориальная Национальная Культура одного человека Культура Рис. 1. Структура культуры Коммуникативную культуру можно назвать связующим зве- ном, компонентом всех видов культур. Она может выступать как часть народной культуры, в то же время выступать как диалог куль-Формирование коммуникативной культуры личности тур. Передача опыта одного поколения другому может происходить с помощью трансформатора — коммуникативной культуры. Становление профессиональной культуры как части общей культуры невозможно без развитой коммуникативной культуры. А ее формирование происходит в процессе обучения, где комму- никативная культура является носителем информации и предме- том изучения. Следовательно, коммуникативная культура является основополагающим компонентом профессиональной культуры. Наряду с видами культуры нами были рассмотрены ее функ- ции, в которых сокрыта та роль, которую она играет в жизни обще- ства (см. рис. 2). Нами уже подчеркивалось, что человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотвор- ческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и определя- ются остальные функции — передача социального опыта, регуля- тивная, ценностная и знаковая. Функции культуры Знаковая Регулятивная Передача социального опыта Ценностная Человекотворческая Рис. 2. Функции культуры Связывая старших и младших в единый поток истории, куль- тура выступает действительной связью поколений, передавая от одних к другим социальный опыт. Но культура не только при- общает человека к аккумулированным в опыте достижениям пред- шествующих поколений. Одновременно она сравнительно жестко ограничивает все виды его общественной и личной деятельности, соответствующим образом регулируя их, в чем проявляется ее ре- гулятивная функция. Культура всегда предполагает определенные Формирование коммуникативной культуры личности границы поведения, тем самым ограничивая свободу человека [12]. З. Фрейд определял ее как «все институты, необходимые для упо- рядочения человеческих взаимоотношений» и утверждал, что все люди ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возмож- ностей совместной жизни [13]. C этим вряд ли следует спорить, ибо культура нормативна. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. Благодаря такому от- бору каждое новое поколение получает как бы концентрированный опыт прошлого. Этот опыт транслирует коммуникативная культура. Однако культура не только ограничивает свободу человека, но и обеспечивает эту свободу. Культура способна предоставить человеку поистине безграничные возможности для выбора, то есть для реализации его свободы. В понятиях отдельного человека практически безгранично количество видов деятельности, кото- рым он может себя посвятить. Но каждый профессиональный вид деятельности — это отдифференцированный опыт предшествую- щих поколений, то есть культура. Овладение общей и профессиональной культурой выступает необходимым условием для перехода человека от репродуктивной деятельности к творческой. Творчество же есть процесс свободной самореализации личности. Чем меньше знает человек о мире культуры, тем у же его воз- можности выбора, тем менее он свободен. И наоборот. Неслучай- но известный русский философ H. А. Бердяев полагал свободу важнейшей сущностной характеристикой культуры. Следующая функция культуры — знаковая. Человечество фик- сирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики, химии, математики специфическими знаковыми системами выступают формулы, для музыки — ноты, для языка — слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура же, в свою очередь, не может передавать социальный опыт, не облекая его в специфи- ческие знаковые системы, будь то цвета светофора или националь- ные разговорные языки. Последняя из основных функций культуры — ценностная. Она тесно связана с регулятивной, ибо формирует у человека определен- ные установки и ценностные ориентации, в соответствии с которы- ми он либо принимает, либо отвергает вновь познанное, увиденное и услышанное. Именно ценностная функция культуры дает челове-Формирование коммуникативной культуры личности ку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он стал- кивается в жизни, то есть делает его личность неповторимой. Разумеется, все эти функции культуры не существуют как ря- дом положенные. Они активно взаимодействуют, и нет более оши- бочного представления о культуре, чем представление ее в статич- ности и неизменности. Культура — всегда процесс. Она находится в вечном изменении, в динамике, в развитии. В этом сложности ее изучения и в этом ее великая жизненная сила. Для более полного раскрытия феномена культуры нами были рассмотрены основные методологические подходы к изучению данного понятия. Подходы к изучению культуры чаще всего классифицируются со- гласно общефилософским или социологическим школам, посколь- ку именно в рамках этих наук долгое время велось изучение культу- ры и ее влияния на человека. В самом общем виде можно выделить антропологический, философский, собственно культурологический и социологический подходы к культуре. При этом на сегодняш- ний день представляется обоснованным говорить о формировании специфического психологического варианта трактовки культуры. Психологический подход к рассмотрению феномена культуры представлен рядом направлений и теорий, из которых наиболее из- вестны психоанализ, этнопсихология, культурная антропология, культурная психология и культурно-историческая теория Л. С. Вы- готского. При этом теория Л. С. Выготского и его школы является методологически наиболее упорядоченной и служит основой для концепций многих антропологов и психологов. Согласно положе- ниям культурно-исторической теории, все высшие психические функции являются культурно обусловленными и формируются в процессе совместной деятельности путем интериоризации соци- альных отношений. При этом основной акцент в рамках концепции Л. С. Выготского делается на процессе развития личности и роли культуры в этом процессе, а непосредственно содержанию понятия «культура» уделяется недостаточно внимания. Опираясь на работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, мы рассматриваем культуру од- новременно как условие и источник развития личн<
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (691)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |