Мотивация учебной деятельности
СРС. Из кн.: Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. - Киев, 1998,с.171-180. Лабораторная работа № 8. Эмоционально – волевая сфера личности Цель: определить уровень развития волевых качеств личности и уровень тревожности. Основные понятия: Эмоции – реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которая имеет ярко выраженную субъективную окраску. Чувства – отражение в сознании человека его отношения к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Виды эмоций (фундаментальные): а) радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность; б) удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшее состояние; в) страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей; г) гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающая в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути к удовлетворению исключительно важной для субъекта потребности; д) отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с какими – либо установками субъекта; е) презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства; ж) страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной ли воображаемой опасности; з) стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Аффект – кратковременное эмоциональное переживание, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств. Сопровождается заторможенностью сознательной деятельности вплоть до нарушения контроля за своим поведением и деятельностью. Апатия – безразличие, невосприимчивость, проявление интереса или реакций на какую-либо ситуацию в меньшей степени, чем обычно. Депрессия – настроение, характеризуемое ощущением неадекватности, чувством отчаяния, уменьшением активности или реактивности, пессимизма, печалью и связанными с этим симптомами. Страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное состояние, которое выражается в сосредоточенности сил и помыслов. Силы направлены на цель. Стресс – форма эмоционального переживания, возникающая в экстремальной ситуации, и требующая от человека мобилизации физических, психических и духовных сил. Настроение – устойчивые эмоциональные состояния, которые относительно слабо выражены, они предают эмоциональную окраску всему поведению человека. Целеустремленность – умение человека подчинять свои действия поставленной цели. Инициативность – умение работать творчески, предпринимая поступки и действия по собственному почину. Выраженность – любая анатомическая, мышечная, физиологическая, поведенческая реакция, которая сопровождает испытываемую эмоцию и представляет собой способ выражения этой эмоции. Выдержка – умение затормозить чувства, действия, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Воля – психический процесс сознательного регулирования поведения и деятельности человека, связанная с преодолением внешних и внутренних трудностей.
Основные функции эмоций. 1. Функция оценки – позволяет оценивать и выражать значимость предметов и ситуаций, необходимых для достижения цели и удовлетворения потребностей. 2. Функция побуждения – при наличии позитивной или негативной оценки действия человека могут быть направлены либо на овладение и присвоение требуемого, либо на прекращение действий, либо на коррекцию действий. 3. Функция активации – позволяет обеспечивать оптимальный уровень деятельности нервной системы и ее структур. 4. Функция регуляции – влияет на направление и осуществление деятельности человека, позволяет регулировать отношение Волевые свойства личности. 1. Целеустремленность 2. Настойчивость-умение человека мобилизировать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. 3. Выдержка 4. Решительность-умение понимать и претворять в жизнь быстрые и обоснованные, твердые решения. 5. Инициативность 6. Самостоятельность 7. Организованность - разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности. 8. Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку. 9. Смелость-
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (536)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |