Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сократ: жизнь и характер философствования



2015-11-12 2101 Обсуждений (0)
Сократ: жизнь и характер философствования 5.00 из 5.00 3 оценки




Содержание

Введение. 3

1. Сократ: жизнь и характер философствования. 4

2. Моральная философия Сократа. 7

3. Софисты и Сократ. 10

Заключение. 14

Список литературы.. 15


Введение

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем тенденции, или линии Платона в античной философии.

Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин.

Цель работы – рассмотреть философию Сократа.

 


Сократ: жизнь и характер философствования

 

Учеником софистов в начальный период своего творчества, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ (470-—399 гг. до н. э.).

Прогрессивное значение софистики заключается в том. что она выдвинула на передний план субъективный момент в отноше­нии человека к миру, выразившийся в требовании: все, что ценное для личности, должно быть оправдано перед ее сознанием. Однако это оправдание в софистике было поставлено в зависимость от слу­чайного хотения и мнения отдельного индивида. Сократ же высту­пил против релятивизма софистов. Мерилом всех вещей для Со­крата является не субъективно-произвольный единичный чело­век, а человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ высту­пил с требованием выработать такие истины, которые имели бы об­щее и объективное значение. Итак, основополагающая способность человека, по Сократу, — это разум, мышление. Именно разум спо­собен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нель­зя получить в готовом виде. Человек должен затратить значитель­ные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа майевтика — (повивальное искусство). Этот метод помогает рожде­нию человеческой мысли, а философ, работающий по этому методу, уподобляется «бабке-повитухе».

В чем же состоит сущность этого метода и на какие философ­ские предпосылки он опирается? Исходным началом метода Сокра­та является ирония. Благодаря ироническому отношению к окру­жающему, Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах! «Я знаю, что я ничего не знаю»,— заявил он) и, тем самым, приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной пози­ции, которая основывалась бы на логических аргументах, были бы достаточно обоснованной.

А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеют­ся у человека. Человек обладает полнотой знания. Сознание черпа­ет из самого себя все понимание истины и лишь оттуда оно должно черпать это понимание. Задача философа помочь человеку родить­ся к повой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм. «Я поставил своей жизненной целью оказывать каждому в его индивидуальной духовной жизни посильную помощь, стремясь наметить пути, по которым каждый из вас мог бы стать лучшим и более разумным», — говорил в «Апологии» Сократ. Основное со­держание сократовских рассуждений посвящено проблемам мора­ли: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость, философия, с точки зрения Сократа. — это и есть способ познания добра и зла. Это познание Сократ осуществляет в процессе бесед. Так что по форме метод Сократа — это беседы, диалоги. В этих беседах Сократ исходит из фактов частной жизни, из конкретных явлений окружающей действительности. Оп сравнивает отдель­ные моральные поступки, выделяет в них общие элементы, анали­зирует их, чтобы обнаружить предшествующие их объяснению противоречивые моменты и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе вычленения каких-то существенных призна­ков. Таким путем он достигает общего понятия о добре, зле, спра­ведливости, красоте и т. д. Целью критической работы ума, по Со­крату, должно быть получение понятия, основанного на строго научном определении предмета.

Сократ учил, что философия — любовь к мудрости, любовь к знанию — может рассматриваться как нравственная деятель­ность в том случае, если знание само по себе есть добро. И это поло­жение является движущей пружиной всей его деятельности. Сократ верил, что. если человек л тет что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, анание это источник нравственного совершенства. Истина и нравственность, для Сократа, — совпадающие понятия. Можно утверждать, что существует истинная нравственность. По Сократу, это знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно чело­веку, способствует его блаженству, жизненному счастью. Сократ называл три основных человеческих добродетели: 1) умеренность (знание как обуздывать страсть); 2) храбрость (знание как преодо­левать опасности), 3) справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).

Таким образом, Сократ пытался найти в сознании, мышле­нии человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства. Но Сократа не поняли и не приняли его сограж­дане. Он был обвинен в том. что развращает своими рассуждениями молодежь, не признает богов и священных обычаев, и потому был арестован. По сохранившимся свидетельствам, основной задачей обвинителей было «попугать» Сократа, принудить его эмигриро­вать из Афин и тем самым прекратить свою деятельность. Друзья Сократа подготовили все для успешного побега его из тюрьмы. Но он отказался, ибо считал, что побег может означать его отказ от своих идей, от моральных принципов, которые он исповедовал и которым учил других людей. По приговору суда Сократ выпил смертельный яд цикуту. Тем самым, он хотел доказать, что истинный философ должен жить и умереть в согласии со своим учением.




2015-11-12 2101 Обсуждений (0)
Сократ: жизнь и характер философствования 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Сократ: жизнь и характер философствования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2101)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)