Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бессоюзное сложное предложение



2015-11-12 2574 Обсуждений (0)
Бессоюзное сложное предложение 5.00 из 5.00 4 оценки




Знак Условия постановки знака Примеры
, Если независимые предложения тесно связаны по смыслу. Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст.
; 1. Части отдалены друг от друга по смыслу. 2. Значительно распространены и имеют внутри себя запятые.   1. На небосклоне все сверкало, горело; лучистый пар летал над землей. 2. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне.
: 1. 2-ая часть разъясняет, о чем говорится в первой части (можно вставить а именно).   2. В первой части глаголами видеть, смотреть, слышать, знать, чувствоватьделается предупреждение, что будет изложен какой-либо факт.   3. Если между частями можно вставить слова: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что. 4. Вторая часть указывает ПРИЧИНУ того, о чем говорится в первой части (можно вставить потому что, так какво 2-ую часть). Замените бессоюзное сложное предложение сложноподчиненным. В том случае, если главной оказалась первая часть, а придаточной (с союзом) - вторая, нужно поставить двоеточие. (Проверьте, не относится ли предложение к случаям (1-2; 5-8), изложенным в разделе “Тире”).   1. В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги. 2. Но решено: заутра двину рать. Ты сам заметил: день ото дня я вяну, жертва злой отравы. 3. Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. 4. Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. Печален я: со мною друга нет.
  -       1. Быстрая смена событий (можно вставить союз и).   2. Вторая часть противопоставляется первой (можно вставить союзы а, но).     4. 2-ая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части.   5. В одной из частей содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой (можно вставить словно, как будто).   6. 2-ая часть с изъяснительным значением является неполным предложением (можно вставить что).   7. Если между частями можно вставить слово это (присоединительное значение 2-ой части).   8. Перед словами “так”, “такой”, “таков”.     1. Вдруг дверь каморки быстро распахнулась - вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы. 2. Пробовал бежать - ноги от страха не двигались 3. (Когда) Пашню пашут- руками не машут (Если) Любишь кататься - люби и саночки возить. На печи лежать - трудностей не видать. Глинистая дорога разбухла - приходилось жаться к мокрым кустам. 4. Хвалы приманчивы - как их не пожелать. Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Лес рубят - щепки летят. 5. Молвит слово - соловей поет. 6. Мне показалось - мышь. Он говорит - болен. 7. На стене ни одного образа - дурной знак. 8. Кривые улочки, маленькие деревянные дома - такой была значительная часть Москвы.
3. Если бессоюзное сложное предложение с тире заменить сложноподчиненным, то 1-я часть=придаточной (с союзом) 2-я часть=главной
,-

 

2-ая часть образует присоединительное предложение, и в нем есть слово “это”.   Широкий подъезд был совершенно пуст, - это показалось мне странным.

Упражнение 30с комментариями.

1. Весна. Потоки воды журчат по мостовым, осел рыхлый снег, звенит капель. 1. Предложение состоит из 3-х частей, между которыми нет союзов. Следовательно, связь бессоюзная. 2. Части этого предложения тесно связаны по смыслу, так как в них перечисляются явления, вызванные одной причиной: кто-то идет по зимнему лесу. 3. Нужно поставить между частями запятые.
2. Слабо блеснули ножницы - Сергей перерезал ленточку. 1. Предложение состоит из 2-х частей, соединенных бессоюзной связью. 2. В предложении события быстро сменяют друг друга. Можно вставить союз “и”. 3. Нужно поставить тире между частями.
3.Мелкий дождичек сеет с утра - выйти невозможно. 1. Предложение состоит из 2-х частей, соединенных бессоюзной связью. 2. Вторая часть заключает в себе следствие из того, о чем говорится в первой части.
Внимание! Значение нужно определять только во 2-й части. 3. Можно перестроить бессоюзное предложение в сложноподчиненное: Так как мелкий дождичек сеет с утра, выйти невозможно.(Подчинительный союз по смыслу подставляется в 1-ю часть, что является признаком постановки тире). 4. Нужно поставить тире.
4.Вставать не хотелось: в доме было холодно. 1. Предложение состоит из 2-х частей, соединенных бессоюзной связью. 2. 2-ая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 3. Можно перестроить бессоюзное предложение в сложноподчиненное. Вставать не хотелось, потому что в доме было холодно. Нужно поставить двоеточие.
5.. Погодабыла ужасная: ветер выл, мокрый снегпадал хлопьями; фонари горели тускло - улицыбыли пусты. 1. Предложение состоит из пяти частей, соединенных бессоюзной связью. 2. Вторая и третья части разъясняют смысл первой части. Можно вставить “а именно”: Погода была ужасная: (а именно) ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. Следовательно, после первой части нужно поставить двоеточие. 3. Вторая и третья части тесно связаны по смыслу, так как в них перечисляются факты, разъясняющие одну мысль. Между этими частями ставится запятая. 4. Четвертая часть (фонари светили тускло) уже не имеет никакого отношения к погоде, о которой говорилось в 1-й, 2-й и 3-й частях. Поэтому нужно разделить третью и четвертую части точкой с запятой. 5. Пятая часть заключает в себе следствие. Если перестроить бессоюзное предложение в сложноподчиненное, то союз по смыслу подставляется в первую часть: Так как погода была ужасная..., улицы были пустые. Нужно поставить тире между частями.

 

 

Упражнение 31. Вставьте недостающие знаки препинания в бессоюзные предложения. Проверьте себя в Ключе 31.

 

1. Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман. (Пушкин)

2. Чиста небесная лазурь теплей и ярче солнце стало пора метелей злых и бурь опять надолго миновала. (Плещеев)

3. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережет их. (Горький)

4. Вдруг позади нас в овраге раздался шум кто-то спускался к источнику. (Тургенев)

5. Ночь в лесу как всегда ползла снизу из-под корней деревьев с застывших облаков еще не слинял закатный румянец а на дороге едва-едва различишь собственные сапоги. (Тендряков)

6. Варвара прислушалась донесся шум вечернего поезда. (Чехов)

7. В продолжение утра и середины дня Оленин весь был погружен в арифметические расчеты сколько он проехал верст сколько остается до первой станции сколько до первого города до обеда до чая до Ставрополя и какую часть всей дороги составляет проеханное. (Л. Толстой)

8. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну. (Лермонтов)

9. Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звезды. (Горький)

10.Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза утро зачиналось. (Тургенев)

11.Герасим соорудил кровать из дубовых досок на четырех чурках истинно богатырскую кровать сто пудов можно было положить на нее не погнулась бы. (Тургенев)

12.Дунул ветер все вокруг дрогнуло ожило засмеялось. (Горький)

13.Соловей в середине мая запел весна пойдет дружно.

14.Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (Никитин)

15.Хорошо что Лемм нас не слышал он бы в обморок упал. (Тургенев)

16.Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто будто идет на двор и шмыгнул в огород. (Фадеев)

 

Упражнение 32. Перепишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Проверьте себя в Ключе 32.

 

1. По-прежнему старательно просеивался сквозь невидимые тучи дождь деревня убаюкавшись спала утомленные непогодой собаки молчали ни единого огонька не виднелось на улице все было прежним. (Липатов)

2. Впереди пробирался старшой подавал команду осторожным движением руки поднимет руку над головой все тотчас останавливались и замирали вытянет руку в сторону с наклоном к земле все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились махнет рукой вперед все двигались вперед покажет назад все медленно пятились назад.

3. Но тут увидел Чичиков что это был скорее ключник чем ключница ключница по крайней мере не бреет бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки какою чистят на конюшне лошадей. (Гоголь)

4. Он мучительно провел глазами по потолку хотел сойти с места бежать ноги не повиновались. (Гончаров)

5. Нравится рисовать рисуй на здоровье никто не запрещает. (Панова)

6. Приказ есть приказ так его воспитал фронт. (Воробьев)

7. Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине то ветер подует и тронет верхушки берез то лягушка зашелестит в прошлогодней листве то за стеною колокольные часы пробьют четверть. (Чехов)

8. Я оглянулся у дороги под ракитой сидел старичок в изношенном сюртуке с котомкой за плечами на траве возле него клюка и кожаный картуз.

9. В конце июля ночи на Урале бывают хороши сверху смотрит на вас бездонная синяя глубина мерцающая напряженным фосфорическим светом так что отдельные звезды и созвездия как-то теряются в общем световом тоне.

Д. Упражнение 33. Итоговый контроль по теме “Бессоюзное сложное предложение”. Перепишите, вставляя нужные знаки препинания и буквы. Проверьте себя в Ключе 33.

 

Когда нас разбудили чуть бре…жилось даже одеват…ся было темно. Боже мой как нам с сестрой (н…)хотелось вставать! Кто пр…думал такое мученье из теплого гнезд…шка идти на сырой и холодный осен…ий ветер на самом ра…свете когда особен…о сла…ко спит….ся!

Но отец бе…пр…стан…о торопил (н…)чего (н…)оставалось как быстро одевшись бежать на пристань. Красная з…ря г…рела скво…ь серое небо верное пр…двестие сильного ветра. Дождя (н…)было но нельзя сказать что(б) было тихо ре…кий ветерок уже упорно т…нул и крупной рябью подергивал водян…ую поверхность.

Мы пер…правлялись долго лошадей ставили на паром только по одной паре а карету едва пер…везли.

 

(По С. Аксакову)

 

 


 



2015-11-12 2574 Обсуждений (0)
Бессоюзное сложное предложение 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Бессоюзное сложное предложение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2574)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)