Л. М. ЧАПЛИН, научный сотрудник Научно-исследовательского института пчеловодства
О летках Следовательно, летки влияют на важнейшие биологические процессы в семье пчел: развитие, роение, сбор и переработку нектара, зимовку.
Отмечая целесообразность устройства таких летков, он писал: «Пребывание пчел поблизости летка желательно во многих отношениях: в данном случае во время весеннего холода они легче могут регулировать необходимое тепло в улье, закрывая собою отверстие летка или вентилируя улей; затем им гораздо легче уберечься в этом случае от таких вредителей, как осы, мотылицы и всякого рода ночные бабочки и защищаться от грабежа чужих пчел, которые всегда найдутся в бедных местностях, особенно во время плохого медосбора, наконец, такое расположение летка весьма выгодно не только для развития червы, которая нуждается в притоке свежего, но теплого воздуха, и благодаря чему всегда находится в самом близком соседстве с летком, оно также влияет и на исход зимовки пчел...» (Т. Цесельский. Промышленное пчеловодство, основанное на науке и многостороннем опыте, 1902 г.). Перед автором этой статьи и его руководителем, доктором биологических наук профессором Г. Ф. Тарановым, стояла задача: выявить биологическую потребность самих пчел в устройстве летков. Чтобы определить, какое расположение и устройство летков требуется пчелам, мы изготовили 20 экспериментальных ульев. В 10 ульях во всю высоту передних стенок, в середине сделали вертикальные пропилы шириной 10 мм, а в 10 других ульях— через всю середину передних стенок горизонтальные пропилы шириной 8 мм. Обычные нижние и верхние летки не делали. В эти ульи пересадили семьи пчел. В каждой группе в пяти семьях гнезда собрали на холодный занос и в пяти — на теплый. Пропилы в ульях периодически заклеивали провощенными бумажными лентами, в которых по всей длине, через каждые 5 мм были проделаны отверстия диаметром в 1 мм. С помощью этого опыта мы изучали следующие вопросы: 1)образование летков пчелами, их размеры и месторасположение в гнезде; 2) интенсивность лета пчел через различные летковые отверстия; 3) вентиляцию пчелами гнезда; 4) влияние расположения расплода в гнезде на выбор пчелами места летка. Пчелы, содержавшиеся в ульях с вертикальными пропилами, заклеенными провощенными бумажными лентами, прогрызали первые летковые отверстия на расстоянии 5—106 мм от дна улья (рис. 1), причемв мае средняя точка начала прогрызания летков была от дна на расстоянии 62 мм, в июне — 11 мм,в июле — 14 мм, в августе — 24 мм,в сентябре — 42 мм. Размеры летков, образованных пчеламив разные периоды сезона, даны в таблице 1, Размеры летков (см) прогрызаемых пчелам(в среднем по трем ульям)
В периоды наивысшего развития, а также жаркой погоды пчелиные семьи испытывают потребность в больших летках. В мае, августе и сентябре размеры летков, которые образуют пчелы, резко сокращаются, причем в ульях с вертикальными пропилами они значительно меньше. Летковые отверстия, которые делают пчелы в нижней и верхней частях передней стенки улья, по-видимому, способствуют более интенсивному обмену воздуха в гнезде.
Схемы устраиваемых пчелами летков даны на рис. 2. В середине лета пчелиные семьи испытывают потребность в очень больших летках. В ульях с вертикальными и горизонтальными пропилами семьи пчел образовали летки во весь просвет пропилов, а в цилиндрическом улье с бумажными стенками в июле площадь летковых отверстий составили 281 см2. Специально проведенные опыты по содержанию пчел в ульях с бумажными стенками показали, что во время жаркой погоды и главного взятка они склонны делать дополнительные летки с противоположной основному летку стороны, очевидно, для усиления вентиляции гнезда. Длина летков в семьях разной силы показана в таблице 2 и на рис. 3. Таблица 2
Рис. 3. Зависимость между
Рис. 5. Схемы летков, устраиваемых пчелами на зиму в
Как показывают данные таблицы, летки увеличиваются с возрастанием силы пчелиных семей. В специальных опытах, когда пчелы сами заклеивали пропилы в ульях прополисом, мы наблюдали за формой, размерами и размещением летковых отверстий.
При подготовке к зимовке пчелы с помощью прополиса делают небольшие летковые отверстия в нижней и верхней частях передней стенки улья (рис. 5). Число пчел, вентилирующих гнездо, во время взятка на разной высоте пропилов было также различно. В пчелиных семьях с гнездом на холодный занос вентилирующие пчелы наблюдались на всей высоте вертикальных пропилов, а самая сильная вентиляция гнезда происходила на высоте 40—80 мм от дна. Для того чтобы определить влияние расположения расплода в гнезде на летную работу пчел, мы провели следующий опыт. В ульях с горизонтальными пропилами прилетные доски разделили на девять секторов по 5 см. Расплод разместили в центре и по краям гнезда против определенных секторов летка. Подсчет вылетающих из каждого сектора пчел показал, что максимальное число вылетов сборщиц происходит в тех секторах летка, которые соответствуют границе сотов с расплодом и медовыми рамками (рис. 8). Чтобы выяснить способность пчел ориентироваться по отношению к странам света при прогрызании летков, найти зависимость между размещением летков и величиной отстраиваемых сотов, мы изготовили шесть специальных ульев прямоугольной и цилиндрической формы, стенки у которых сделали из плотной провощенной бумаги с отверстиями в 1 мм, расположенными в горизонтальном и вертикальном направлениях через каждые 20 мм. Во всех ульях пчелы прогрызали первые летковые отверстия в восточном и южном направлениях: на восток — одна семья, на юго-восток — две (рис. 9), на восток и юг одновременно — одна и на юг — две семьи.
Таблица 3
Таблица 4 Опыты показали, что размещение летков по вертикали при отстройке пчелами сотов находится в зависимости от величины сотов. При этом летки бывают расположены выше нижних краев сотов (рис. 10)
Проведенные опыты показали, что пчелам не свойственно стремление иметь леток у дна улья, где его устраивает человек. Гораздо целесообразнее делать основной леток в ульях на рамку размером 435х Х300 мм на высоте 40—60 мм от дна. Эта высота наилучшим образом отвечает жизненным потребностям пчелиной семьи. Л. М. ЧАПЛИН, научный сотрудник Научно-исследовательского института пчеловодства
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1076)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |