Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Л. М. ЧАПЛИН, научный сотрудник Научно-исследовательского института пчеловодства



2015-11-12 1076 Обсуждений (0)
Л. М. ЧАПЛИН, научный сотрудник Научно-исследовательского института пчеловодства 0.00 из 5.00 0 оценок




О летках

Следовательно, летки влияют на важнейшие биологические процессы в семье пчел: развитие, роение, сбор и переработку нектара, зимовку.
Существующие конструкции ульев основаны на данных практического опыта, которые исходят, в основном, из удобств ухода за пчелами. Но еще Шарль Дадан утверждал, что «во всех приспособлениях улья мы должны прежде всего сообразовываться с нравом, потребностями и вкусами пчел, если желаем получить максимум дохода» (Вестник иностранной литературы, 1893 г.). В своей книге «Пчела и улей» JI. Лангстрот (1889) писал: «Необходимо, чтобы пчелам в улье не приходилось делать лишних переходов. Так как время взятка часто продолжается очень недолго, то устройство улья должно, насколько можно, облегчать работу пчел, собирающих мед... Они должны иметь возможность попадать к каждому соту и каждой части магазина так, чтобы проходить возможно меньшее пространство по сотам».
Проф. Т. Цесельский, наблюдая за устройством пчелами летков в бортях, в которых вместо летка делал щель шириной в 1 см во всю длину, установил, что в запрополисованном пропиле пчелы почти всегда устраивают основной леток на расстоянии 25—30 см от верха борти.

 

Отмечая целесообразность устройства таких летков, он писал: «Пребывание пчел поблизости летка желательно во мно­гих отношениях: в данном случае во время весеннего холода они легче могут регулировать необходимое тепло в улье, закрывая собою отверстие летка или вентилируя улей; затем им гораздо легче уберечься в этом слу­чае от таких вредителей, как осы, мотылицы и всякого рода ночные ба­бочки и защищаться от грабежа чу­жих пчел, которые всегда найдутся в бедных местностях, особенно во вре­мя плохого медосбора, наконец, та­кое расположение летка весьма вы­годно не только для развития червы, которая нуждается в притоке свеже­го, но теплого воздуха, и благодаря чему всегда находится в самом близ­ком соседстве с летком, оно также влияет и на исход зимовки пчел...» (Т. Цесельский. Промышленное пче­ловодство, основанное на науке и многостороннем опыте, 1902 г.).

Перед автором этой статьи и его руководителем, доктором биологиче­ских наук профессором Г. Ф. Тарановым, стояла задача: выявить биоло­гическую потребность самих пчел в устройстве летков.

Чтобы определить, какое располо­жение и устройство летков требуется пчелам, мы изготовили 20 экспери­ментальных ульев. В 10 ульях во всю высоту передних стенок, в середине сделали вертикальные пропилы ши­риной 10 мм, а в 10 других ульях— через всю середину передних стенок горизонтальные пропилы шириной 8 мм. Обычные нижние и верхние летки не делали. В эти ульи переса­дили семьи пчел. В каждой группе в пяти семьях гнезда собрали на холодный занос и в пяти — на теп­лый.

Пропилы в ульях периодически за­клеивали провощенными бумажными лентами, в которых по всей длине, через каждые 5 мм были проделаны отверстия диаметром в 1 мм.

С помощью этого опыта мы изуча­ли следующие вопросы:

1)образование летков пчелами, их размеры и месторасположение в гнезде;

2) интенсивность лета пчел через различные летковые отверстия;

3) вентиляцию пчелами гнезда;

4) влияние расположения расплода в гнезде на выбор пчелами места лет­ка.

Пчелы, содержавшиеся в ульях с вертикальными пропилами, заклеен­ными провощенными бумажными лен­тами, прогрызали первые летковые отверстия на расстоянии 5—106 мм от дна улья (рис. 1), причемв мае средняя точка начала прогрызания летков была от дна на расстоянии 62 мм, в июне — 11 мм,в июле — 14 мм, в августе — 24 мм,в сентя­бре — 42 мм. Размеры летков, образованных пчеламив разные пери­оды сезона, даны в таблице 1,

Размеры летков (см) прогрызаемых пчелам(в среднем по трем ульям)

 

 

В периоды наивысшего развития, а также жаркой погоды пчелиные семьи испытывают потребность в больших летках. В мае, августе и сентябре размеры летков, которые образуют пчелы, резко сокращаются, причем в ульях с вертикальными пропилами они значительно меньше.

Летковые отверстия, которые де­лают пчелы в нижней и верхней ча­стях передней стенки улья, по-види­мому, способствуют более интенсив­ному обмену воздуха в гнезде.

 


 


Рис. 2. Схема летков,
образованных пчелами в ульях с
горизонтальными и вертикальными
пропилами

 

Схемы устраиваемых пчелами лет­ков даны на рис. 2. В середине лета пчелиные семьи испытывают потреб­ность в очень больших летках. В ульях с вертикальными и горизонталь­ными пропилами семьи пчел образо­вали летки во весь просвет пропилов, а в цилиндрическом улье с бумажны­ми стенками в июле площадь летковых отверстий составили 281 см2.

Специально проведенные опыты по содержанию пчел в ульях с бумаж­ными стенками показали, что во вре­мя жаркой погоды и главного взятка они склонны делать дополнительные летки с противоположной основному летку стороны, очевидно, для усиле­ния вентиляции гнезда. Длина лет­ков в семьях разной силы показана в таблице 2 и на рис. 3.

Таблица 2
Длина летков в семьях разной силы (в ульях с вертикальными пропилами)

Рис. 3. Зависимость между
весом семей и величиной
устраиваемых пчелами летков.



 


Рис. 5. Схемы летков, устраиваемых пчелами на зиму в
ульях на холодный и теплый занос.

 

Как показывают данные таблицы, летки увеличиваются с возрастанием силы пчелиных семей. В специальных опытах, когда пчелы сами заклеивали пропилы в ульях прополисом, мы наблюдали за формой, размерами и размещением летковых отверстий.
В большинстве случаев пчелы делают из прополиса овальные летковые отверстия размером в среднем 8x9 мм, число которых не постоянно в разные периоды сезона (рис. 4). Как показал опыт, они способствуют защите гнезда от нападения пчел воровок.


Рис. 4. Такие летки из прополиса делают пчелы.

При подготовке к зимовке пчелы с помощью прополиса делают небольшие летковые отверстия в нижней и верхней частях передней стенки улья (рис. 5).
Для определения интенсивности лета пчел и вентиляции гнезд в ульях с вертикальными пропилами на разной высоте летка мы подсчитали число вылетающих и прилетающих пчел за 5 минут в трехкратной повторности. Подсчеты вылетающих и прилетающих пчел-сборщиц провели в первую половину дня, в вентилирующих — во вторую.
Изучение летной деятельности пчел показало, что на разной высоте летка ее интенсивность не одинакова. Максимальное число вылетов пчел мы наблюдали на высоте от 40 до 60 мм от дна (рис. 6), а число прилетов — на высоте 20—40 мм.

Рис. 6. Число вылетающих пчел в зависимости от высоты летков.

Число пчел, вентилирующих гнездо, во время взятка на разной высоте пропилов было также различно. В пчелиных семьях с гнездом на холодный занос вентилирующие пчелы наблюдались на всей высоте вертикальных пропилов, а самая сильная вентиляция гнезда происходила на высоте 40—80 мм от дна.
В семьях с гнездом на теплый занос вентилирующие пчелы были только на нижней половине пропила, а наибольшее их число отмечено на высоте 20—60 мм от дна (рис. 7).

Рис. 7. Число вентилирующих пчел на разной высоте вертикальных пропилов.

Для того чтобы определить влияние расположения расплода в гнезде на летную работу пчел, мы провели следующий опыт. В ульях с горизонтальными пропилами прилетные доски разделили на девять секторов по 5 см. Расплод разместили в центре и по краям гнезда против определенных секторов летка. Подсчет вылетающих из каждого сектора пчел показал, что максимальное число вылетов сборщиц происходит в тех секторах летка, которые соответствуют границе сотов с расплодом и медовыми рамками (рис. 8).

Рис. 8. Летная деятельность пчел в зависимости от положения расплода в гнезде.

Чтобы выяснить способность пчел ориентироваться по отношению к странам света при прогрызании летков, найти зависимость между размещением летков и величиной отстраиваемых сотов, мы изготовили шесть специальных ульев прямоугольной и цилиндрической формы, стенки у которых сделали из плотной провощенной бумаги с отверстиями в 1 мм, расположенными в горизонтальном и вертикальном направлениях через каждые 20 мм.
В опытные ульи, которые ставили в тень, сажали на ночь рои и наблюдали за образованием летков пчелами и отстройкой сотов.

Во всех ульях пчелы прогрызали первые летковые отверстия в восточном и южном направлениях: на восток — одна семья, на юго-восток — две (рис. 9), на восток и юг одновременно — одна и на юг — две семьи.

 


Попутно выяснили, что при проделывании пчелами летковых отверстий занос не имел значения.
В гнездах, где преобладали рамки с искусственной вощиной, пчелы прогрызали первые летковые отверстия в верхней части стенок опытных ульев, а там, где преобладали отстроенные рамки — в нижней.
В колоде и цилиндрическом улье после заселения их пчелами учитывали величину отстраиваемых сотов и размещение пчелами летков по вертикали (табл. 3 и 4).

Таблица 3
Вертикальное размещение летков и величина сотов в цилиндрическом улье.

Таблица 4
Вертикальное размещение летков и величина сотов в колоде.

Опыты показали, что размещение летков по вертикали при отстройке пчелами сотов находится в зависимости от величины сотов. При этом летки бывают расположены выше нижних краев сотов (рис. 10)
Рис.10. Динамика отстраивания сотов и образования летков в ульях.

Проведенные опыты показали, что пчелам не свойственно стремление иметь леток у дна улья, где его устраивает человек. Гораздо целесообразнее делать основной леток в ульях на рамку размером 435х Х300 мм на высоте 40—60 мм от дна. Эта высота наилучшим образом отвечает жизненным потребностям пчелиной семьи.

Л. М. ЧАПЛИН, научный сотрудник Научно-исследовательского института пчеловодства

 



2015-11-12 1076 Обсуждений (0)
Л. М. ЧАПЛИН, научный сотрудник Научно-исследовательского института пчеловодства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Л. М. ЧАПЛИН, научный сотрудник Научно-исследовательского института пчеловодства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1076)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)