ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ КЛАССИФИКАЦИИ В ДЗЮДО
Порядок аттестации на присвоение квалификационной степени Кю (технический раздел). Для присвоения каждой квалификационной степени проводится аттестация. • Аттестация на ученические квалификационные степени Кю осуществляется в спортивных школах, клубах, местных, областных федерациях дзюдо и Минской городской федерации. • Аттестацию проводят эксперты комиссии, количественный состав которой определяет проводящая организация (но не менее 2 человек). • Один из членов комиссии должен обладать ступенью мастерства не менее 1 -го Дана. Технический раздел –предусматривает выполнение нормативных требований спортивной классификации (КЮ и ДАН) посредством сдачи нормативов по технике дзюдо и разделов теории. Как показывает практика, в группах начальной подготовки важным стимулом для занимающихся является получение степени Кю и дальнейшая перспектива получения – чёрного пояса. Использование в практике работы только спортивного раздела, зачастую приводит к тому, что уже на начальном этапе обучения, занимающиеся, сталкиваясь с более физически сильными спортсменами, и не видя перспективы в получении разрядов и званий покидали секции. Введение технического раздела более демократично и позволяет привлечь молодёжь к регулярным занятиям физической культурой и спортом и решать задачу стоящую перед работниками отрасли – формирование гармонически развитого человека и подготовка его к активной трудовой деятельности. Введение технического раздела в программу по дзюдо для спортивных школ позволит максимально исключить форсирование спортивной подготовки юных дзюдоистов. Предполагается, что сочетание спортивного и технического разделов, в дальнейшем позволит создать систему подготовки не только квалифицированных специалистов в дзюдо, но и большую плеяду инструкторов-общественников, любителей дзюдо. С 1996 г. и по настоящее время, данная система классификации внедрена в практику работы в Беларуси. За эти годы она претерпела ряд изменений, но в целом показала, что при умелом использований в тренировочном процессе позволит поднять подготовку спортивного резерва в дзюдо на более высокий уровень и повысить привлекательность этого вида борьбы. Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела: техника бросков (нагэ-вадза) техника сковывания (катамэ-вадза) техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) Броски в дзюдо выполняются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами, рывками и толчками и делятся на: проводимые в стойке (тати-вадза) проводимые в падении (сутеми-вадза)
Проводимые в стойке броски, в свою очередь, делятся на: проводимые в основном руками (тэ-вадза) проводимые в основном «бедром» (коси-вадза) проводимые в основном ногами (аси-вадза)
Проводимые в падении броски делятся на: броски в падении на спину (масутэми-вадза) броски в падении на бок (ёко-сутэми-вадза)
Техника сковывания (катамэ-вадза) делится на: удержания (осаэкоми-вадза) удушения (симэ-вадза) болевые приёмы (кансэцу-вадза)
Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на: удары руками (удэ-атэ) удары ногами (аси-атэ) удары головой (атама-атэ) СТЕПЕНИ РОСТА ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Кю – степени учеников: 6-й Кю (рокукю) – белый пояс, 1 ученическая степень 5-й Кю (гокю) – жёлтый пояс, 2 ученическая степень 4-й Кю (йонкю) – оранжевый пояс, 3 ученическая степень 3-й Кю (санкю) – зелёный пояс, 4 ученическая степень 2-й Кю (никю) – синий пояс, 5 ученическая степень 1-й Кю (ицикю) – коричневый пояс, 6 ученическая степень
Дан – степени мастеров: 1-й Дан (сёдан) – чёрный пояс, 1 мастерская степень 2-й Дан (нидан) – чёрный пояс, 2 мастерская степень 3-й Дан (сондан) – чёрный пояс, 3 мастерская степень 4-й Дан (йондан) – чёрный пояс, 4 мастерская степень 5-й Дан (годан) – чёрный пояс, 5 мастерская степень 6-й Дан (рокудан) – бело-красный пояс, 6 мастерская степень 7-й Дан (сичидан) – бело-красный пояс, 7 мастерская степень 8-й Дан (хачидан) – бело-красный пояс, 8 мастерская степень 9-й Дан (кюдан) – красный пояс, 9 мастерская степень 10-й Дан (дзюдан) – красный пояс, 10 мастерская степень ЯПОНСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ Авасэ-вадза - победа за две техники, выполненные неполностью Айётси – положение, когда борцы находятся в одноимённом захвате: правосторонний против правостороннего и наоборот Аса гэйко – утренняя тренировка Аси – стопа, нога Аси доригарами – упор и выворачивание ноги противника Аси куби – щиколотка Аси макикоми – упор с зажимом ноги в положении сидя Аси но ко – техника выполнения приёма, при которой принимают положение противника, чтобы потом бросить его Аси но тати – основное положение ног в японских боевых искусствах Аси сабаки – движение ног Аси хисиги – упор ноги с захватом Аси-вадза – группа приёмов, осуществляемая ногами Аси-гарами – узел колена ногами Аси-гатамэ — перегибание локтя с помощью ноги сверху Аси-гурума – бросок через ногу или боковой подхват Атэми-вадза – искусство ударов по чувствительным точкам тела противника Ахимса – закон непричинения вреда, требующий глубочайшего уважения к жизни Аюмиаси – нормальная походка Аюми-аси – обычный шаг Бараи – выметать, мести Басами (хасами) – ножницы Буцукари (учикоми) – тренировочные упражнения без броска соперника Вадза — прием, техника Вадзаари — команда рефери, означающая начисление половины очка Вадзаари-авасэт-иппон – полное очко, заработанное за два раза (по пол-очка за приём) Ваки-отоси = сукуинагэ = тэ-гурума («колесо руками») бросок через голову с рычагом Вари аси – подстраивающийся шаг Гакэ – навешивать, зацеплять Гатамэ – держать, крепко сжимать, лишать возможности двигаться, контролировать (катамэ, гарами) Гаэри – подсекать, выворачивать (гари) Гаэси – противодействие, контратака (каэси) Гаэсирэндзоку – комбинированная непрерывная контратака Гокено-вадза – пять основных технических принципов, используемых при подготовке дзюдоистов в Кодокан Гокё-но кайсэцу – японская система обучения дзюдо, точнее говоря, порядок проведения экзаменов. Определяет порядок проведения экзаменов, завершающихся присуждением экзаменуемому того или иного пояса Гоносэн-но ката – броски, проводимые в атаке и контратаке Гоносэн-но-ката – демонстрационный комплекс контрприёмов против бросков, проводимых из стойки тати-вадза Госи (коси) – бедро Гяку - обратный Гякуканукигатамэ – поперечный захват Гякусумигаэси – бросок с захватом за пояс Гяку удэ гарами – захват локтевого сгиба Гякухарагатамэ – рычаг, растягивающий живот Госин-дзюцу – искусство самообороны Госин-хо – формы женской самозащиты Гяку-тэкуби – перегибание в стойке Гяку-дзюдзи — перегибание локтя при помощи бедра сверху Гяку-дзюдзи-дзимэ — удушающий верхом, скрещивая руки спереди (ладони вверх) Гяку-кэса-гарами — перегибание локтя через бедро от обратного удержания сбоку Гяку-кэса-гатамэ — обратное удержание сбоку Гяку-окуриэри — удушающий сбоку (противник на четвереньках) Даки-агэ – подъём противника на руках из партера на уровень плеч Даки-вакарэ – бросок через грудь, когда соперник к вам спиной и сильно согнут вперёд Дан – степень мастерства дзюдоиста двумя ногами от удержания верхом Дзадзэн – сидячая медитация с целью сконцентрироваться на текущей цели Дзансин – состояние сознания, характеризующееся высокой концентрацией и восприимчивостью, моральная победа над соперником Дзарэй – поклон сидя Дзёсэки – почётное место для самого уважаемого дзюдоиста;(желательно иметь на главной стене – дзёсэки – портрет основателя дзюдо) Дзигохонтай – основное защитное положение Дзикан – команда судьи для остановки времени встречи Дзубон – короткие штаны, нижняя часть формы (хакама) Дзюдзи – крест-накрест, наискось Дзюёкуго-осэй суру - «мягкость правит силой» Дзунбиундо – разогревающие упражнения, разминка Дзэнпокайтэнукэми – падение кувырком вперёд Дзэнпоукэми – падение вперёд Дзю - ГИБКИЙ Дзюдо дзюцуго – терминология дзюдо Дзюдоги – специальная форма для дзюдо из особо плотной хлопчатобумажной ткани Дзюдока – дзюдоист Дзюдо-носиай – поединок в дзюдо Дзюнингаке – встреча «одного против десяти» Дзю-но ката – ката мягких форм – упражнения развивающие гибкость, состоит из 15 приёмов Дзю-но ри – принцип мягкости и гибкости сформулированный КаноДзигоро Дзю-но-ката – формы гибкости До - ПУТЬ Додзё – тренировочный зал, школа. Буквально – «место пути» До-дзимэ — зажим туловища ногами (удушающий коленями) Дэ-аси-бараи — боковая подсечка под одну ногу Ёкоаруки – ходьба боком Ёко-вакарэ — «боковой прорыв», передняя подножка на пятке, «вертушка» Ёко-гакэ — боковая подсечка с падением (подсад стопой в лодыжку с падением) Ёко-гурума — «боковое колесо», бросок через грудь и ногу скручиванием с падением Ёко-дзюдзи-дзимэ — удушающий перекат, скрещивая руки спереди-снизу Ёко-отоси — зацеп снаружи с падением (подножка на пятке в бок) Ёко-сихо-гатамэ — «четверо сбоку», удержание поперек с захватом ноги и пояса Ёко-сутэми-вадза – броски самоопрокидыванием на бок Ёко-томоэ — бросок через голову в сторону Ёко-удэ-хисиги — перегибание локтя при помощи бедра сверху Ёко-хидза-гатамэ – перегибание локтя через бедро Ёси — хорошо (можно продолжать) Ё тэн – ключевой элемент приёма или удушающий прием Иппон – один, отдельный, экземпляр Иппон гати – понятие из соревновательной практики Иппон ё госин-но ката – самозащита для мужчин Иппонсёбу (сиай) – борьба за одно очко (полное очко) Иппон-сэои-нагэ бросок с захватом руки на плечо Итами вакэ – проигрыш по причине травмы или неспособности продолжать бой Ицуцу-но ката – ката пяти естественных законов Кавадзу-гакэ - обвив Кагато-дзимэ – удушающий приём с помощью голени снизу Какари-гэйко – вид обусловленной борьбы Какатодзимэ — удушающий прием с помощью голени снизу Какэ — выполнение приема (нагэ коми) Камидза – возвышение или ниша в стене додзё, рядом с которой встаёт преподаватель в начале тренировки. Вней обычно помещают портрет основателя дзюдо ДзигороКано и другие предметы почитания Ками-санкаку-гатамэ — обратное удержание верхом Ками-сихо-аси-дзимэ — удушающий прием снизу при помощи ноги (противник со стороны головы) Ками-сихо-басами — удушающий прием при помощи обеих ног Ками-сихо-гатамэ — удержание со стороны головы с захватом пояса Ками-сихо-дзимэ — удушающий прием снизу (противник со стороны головы) Камиудэхисигэдзюдзигатамэ — перегибание локтя с захватом руки Ками-удэ-хисигэ-дзюдзи-гатамэ — перегибание локтя с захватом руки Ками-хидза-гатами — перегибание локтя через бедро от удержания верхом Кан-гэико – форма упражнений в заранее известных условиях Кани-басами — подбив под две ноги (ножницы), буквально «клешня рака» Каннуки-гатамэ — перегибание локтя в стойке с захватом руки под свое Кансэцу-вадза – техника воздействия на суставы - болевые приёмы Каппо — оживление после удушения Касира-гатамэ — удержание сбоку с захватом своего бедра Ката — комплекс идеальных вариантов выполнения приемов и комбинаций приемов Ката асихисиги – рычаг ноги в стойке. Техника броска Ката-аси-дори — бросок с захватом ноги изнутри Ката-гатамэ — удержание сбоку со стороны плеча с захватом руки и головы и удушением Ката-гурума — бросок через плечи, «мельница» Ката-дзимэ — удушающий при помощи двух ног Ката-дзюдзи-дзимэ — удушающий предплечьем спереди (одна ладонь вниз, другая вверх) Катамэ-вадза – техника борьбы лёжа Катамэ-ко-ката – ката приёмов изображают принципы борьбы лёжа Катамэ-но ката – ката захватов и удержаний Ката-осаэ-гатамэ — удержание поперек с захватом руки из-под головы – обратный «плечевой шарф» Ката-сэои — бросок через плечо Ката-тэ-дзимэ — удушающий предплечьем сверху Ката-ха-дзимэ — удушающий отворотом сзади, приподнимая руку Каэси-вадза – контрприёмы Каэси-дзимэ — удушающий со стороны головы (противник на четвереньках) Каэсн – предупреждение атаки Кен-кен-утимата–подхват изнутри на скачках Кенку-ётси – когда правостоичнику противостоит левостоечник или наоборот Кари вадза (гари) – совокупность всех подсечек Кари – черпать, вычерпывать, подсекать, разрезать Кёсивадза – техника работы бёдер Киай – крик, концентрирующий энергию при выполнении техники Кибису-гаэси – «переворот за пятку» - бросок с выхватом за пятку изнутри Кимэ-но ката – ката самозащиты Кимэ-сики – формы решимости Кинза – в прошлом в дзюдо присутствовала эта оценка. Она не объявлялась. Судьи должны были держать её в уме. Кинза имела значение только в том случае, когда в схватке не были произведены оглашаемые вслух действия. Или при их равенстве. Пример кинза – бросок на грудь. По ныне действующим правилам значение кинзы полностью утеряно. Ко аси – мелкий шаг Коданса – дзюдоист, имеющий степень технической зрелости с 5-го дана и выше Кодокангосиндзюцу – самозащита школы Кодокан Коси-вадза — приемы, проводимые в основном при помощи бедра (корпусные) Коси-гурума — «колесо через поясницу» - бросок через бедро с захватом ворота или шеи Косики-но ката – древняя форма Ко-сото-гакэ — зацеп снаружи садясь под разноимённую ногу Ко-сото-гари — задняя подсечка под пятку разноимённой ноги Ко-ути-гакэ – зацеп изнутри под одноимённую ногу Ко-ути-гари — подсечка изнутри выметанием под одноимённую ногу Ко-ути-гаэси – «малый внутренний контрприём», бросок выведением из равновесия рывком как контрпрём от подсечки изнутри Коутики-таоси – «бросок преследованием» бросок с выхватом за голень накрест (за подколенный сгиб) Ко-ути-макикоми — зацеп изнутри одноименной ногой Кохэй – младший, человек ниже рангом Ко-цури-тоси — бросок через бедро с захватом за пояс Куби-нагэ—передняя подножка с захватом головы; бросок через бедро с захватом шеи кувырком вперед Кудзурэ-хидзи -макикоми — перегибание локтя при помощи колена из Кудзурэ-ёко-сихо — удержание поперек с захватом ворота и дальней ноги изнутри Кудзурэ-ками-сихо-гарами — перегибание локтя узлом Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ — удержание со стороны головы с захватом рук и пояса (удержание поперёк с захватом за голову и брюки (пропустив руку между ног противника)) Кудзурэ-кэса-гатамэ — удержание сбоку с захватом ворота и рукава Кудзуси — выведение из равновесия, буквально «разрушение» Кумиката – способ захвата Кэга – травма Кэйко – тренировка Кэйкоги – тренировочная форма Кэйкоку – официальное предепреждение Кэнсуи-дзимэ — удушающий предплечьем из стойки при помощи ноги Кэса-гарами — перегибание локтя от удержания сбоку с помощью ноги.Кэса-гатамэ — удержание сбоку Кю – дзюдоист, не достигший степени. Ранги ниже чёрного пояса Мавари-коми – вход в бросок вращением со сменой направления поворота. Это действие состоит из трёх шагов Маитта — сигнал о сдаче Макикоми — бросок с захватом руки под плечо Маки-томоэ — бросок через голову с переходом на удержание, болевой Ма-сутэми-вадза – броски самоопрокидыванием на спину Матэ — команда рефери к остановке, прерывающая схватку. Буквально «подожди» Мая-укэми – самостраховка от падения вперёд Мо сукоси – команда рефери, означающая, что для получения очков следует продолжить выполнение приёма Моротэ-гари – бросок с захватом двух бёдер (выхват за ноги) Моротэ-сэои-нагэ – бросок через плечо с захватом рукава и разноимённого отворота кимоно партнёра Мотиагэ-отоси — бросок после приподнимания лежащего Муданса – человек имеющий ранг ниже чёрного пояса Мунэ-гарами — обратный узел поперек Мунэ-гатамэ — удержание поперек с захватом пояса и рук Мунэ-гяку — перегибание локтя от удержания поперек с упором в плечо Нагэ-вадза – техники бросков Нагэками – повторяющиеся броски при постоянной смене партнёров Нагэ-но ката – ката различных бросков Нагэ-но-ката – ката бросков Нами аси – делать шаг Нами-дзюдзи-дзимэ – удушение руками накрест (ладони вниз) Нараби-дзюдзи-дзимэ — удушающий от удержания верхом, скрещивая Нин-гакэ – борьба одного против пяти и более спортсменов Нихонсебу – встреча, рассчитанная на два броска Ногарэката – способ уклонения от приёма соперника (освобождение от захватов) Нукиаси – бесшумный шаг Нэ-вадза – приёмы борьбы лёжа О аси – большой шаг Оби – пояс дзюдоиста, удерживающий куртку в запахнутом положении. Цвет пояса обозначает ранг. Оби-госи — бросок через бедро с захватом пояса спереди Оби-отоси — бросок обратным захватом за бёдра (боковой переворот) Оби-тори-аси-дори – бросок подсадом бедром изнутри, (гадаули) О-госи — «большая поясница» - бросок через бедро с захватом руки под плечо на спине О-гурума — бросок вперёд через прямую блокирующую ногу (подхват под две ноги) Окури-аси-бараи— боковая подсечка под две ноги в темп шагов Окури-эри-дзимэ — удушающий отворотом сзади с захваотм двух одноимённых отворотов Осаэкоми – термин произносимый рефери для обозначения эффективного удержания Осаэкоми-вадза – техника удержания Осаэкоми-вадза – техники удержаний Осаэкоми-токета – термин произносимый рефери для обозначения нарушенного удержания О-сото-гаке – задняя подножка голенью с блокированием атакуемой ноги О-сото-гари — отхват О-сото-гаэси – задняя подножка отхватом как контрприём от задней подножки О-сото-гурума — заднийотхват под две ноги О-сото-макикоми - О-сото-отоси—задняя подножка с постановкой ноги на татами Отэнгарами — перегибание локтя при захвате руки двумя ногами Отэн-дзимэ — удушающий кувырком вперед О-ути-гакэ – зацеп голенью изнутри блокированием ноги соперника О-ути-гари — зацеп изнутри голенью под разноимённую ногу О-ути-гаэси – контрдействие от зацепа голенью изнутри (оути-гари) Рандори — свободная тренировка или схватка Ре-аси-дори — бросок захватом двух ног Ридацу-хо – техника освобождения от захватов Рё-тэ-дзимэ–удудушающий двумя кистями Рицу рэй – поклон стоя Рэйгиса хо – этикет поведения на татами Рэй— приветствие, поклон Рэй си ки – японский этикет Рэндзоку-вадза – последовательность техник одинакового уровня. Рэнзоку – повторная атака Рэнраку-вадза – объединение, комбинации Рэнсю – тренировка Рю – школа или система боевых искусств Самурай — воин (общее обозначение представителей воинского сословия в эпоху феодализма) Санкаку-дзимэ – удушение ногами из положения нижнего Сасаэ-цури-коми-аси — передняя подсечка под выставленную ногу Сиай — соревновательное дзюдо Сидзэнхонтай – основная стойка (естественная поза) Сидо – замечание объявляется при незначительном нарушении правил Симосэки – нижние сиденья, или место, где ученики строятся в начале тренировки Симэ-вадза – техника удушающих захватов Симэ-гарами — перегибание локтя снизу от удушающего захвата (противник со стороны ног) Синтай—движения ногами, передвижения вперёд и назад Сисэй – стойка Содэ-гурума — удушающий прием сзади предплечьями Содэ-гурума-дзимэ – удушение сзади воротом-петлёй Содэ-цури-коми-госи – «поясница с заземлением рукавов» - обратный бросок через спину с захватом рукава и отворота (бросок через бедро с захватом за два рукава) Сотайрэнсю – упражнения с партнёром Сото-гакэ — зацеп снаружи Сото-макикоми- бросок через спину с захватом руки под плечо стойки Сукуи-нагэ — передний переворот, с захватом двух или одной ноги изнутри Сумацуундо – завершающие упражнения, «заминка» (расслабление) Суми-гаэси — бросок через голову подсадом голенью (перекат через лопатки с подсадом голенью) Суми-отоси = куки-нагэ — бросок выведением из равновесия толчком назад, становясь на колено Сумо — вид японской национальной профессиональной борьбы Суриаси – скользящий шаг Суриаси — передвижение скользящими шагами Сутэми-вадза — броски с падением проводящего прием Сэйдза – официальная посадка по-японски, на коленях, ягодицы опираются на пятки Сэйрёкудзэнъёкокуминтайку-но ката – физическая культура Сэйрёку-дзэньёкокумин-тайики – общеразвивающие упражнения Сэмпай – старший Сэнсэй – тренер, учитель Сэои-агэ — бросок через плечо и руку Сэои-нагэ — бросок через спину (подъёмом вверх) с захватом отворота становясь на колени Сэои-отоси — бросок через спину, становясь на одно колено (передняя подножка с колена, толкая противника в одноимённое плечо); или бросок с колен Тавара-гаэси — бросок через грудь с обхватом туловища укэ сверху Тай сабаки – движение тела Таи-отоси — передняя подножка (под две и под одну ногу) Тай-сабаки — повороты и подвороты (работа корпуса) Тайсо – общее название для упражнений (работа с телом) Таисо – подготовительные упражнения Тандоку-рэнсю – упражнения без соперника Тани-отоси — задняя подножка на пятке с падением Татами — соломенный мат стандартного размера, несколько больше 1,5 кв. м, очень плотный, служит для настилки полов в японских домах и борцовского зала додзё Тати-вадза – техники работы стоя (без самоопрокидывания) Татэ-санкаку-гатамэ — удержание верхом с захватом ногами головы и руки Татэ-сихо-гатамэ — удержание верхом с захватом руки и головы Тоби-коми – вход в приём прыжком Токуивадза – излюбленный приём партнёра Токуи-вадза – коронный приём, любимая техника Томоэ-дзимэ — удушающий прием в стойке с захватом шеи Томоэ-нагэ — бросок через голову Тори — атакующий т.е. принимающий, человек, выполняющий оборонительную технику Тэ-вадза — броски, проводимые в основном руками Тюй – предупреждение, объявляется при повторном незначительном нарушении или при более серьёзном нарушении Уваги – куртка, часть формы Удэ-гарами — узел локтя поперек Удэ-гарами-хэнкавадза — перегибание локтя при помощи предплечья сверху Удэ-хисиги – болевой приём: рычаг локтя Удэ-хисиги – перегибание локтя с упором предплечья в плечо Удэ-хисиги-аси-гатамэ – рычаг руки ногой из положения верхнего партера Удэ-хисиги-ваки-гатамэ – рычаг локтя внутрь с фиксацией через подмышку Удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэ — перегибание локтя (рычаг) при захвате руки двумя ногами Удэ-хисиги-санкаку-гатамэ–болевой приём с захватом ногами руки и головы Удэ-хисиги-тэ-гатамэ – болевойдвуми кистями Удэ-хисиги-удэ-гатамэ – рычаг локтя с упором руки в плечо от удержания поперёк Удэ-хисиги-хара-гатамэ – рычаг локтя через живот или грудь атакующего, проводимый в высоком партере или стойке Удэ-хисиги-хидза-гатамэ — рычаг локтя при помощи колена сверху(укэ лежит на животе) Удэ-хисиги-хэнка-вадза — загиб руки за спину Уки-вадза — передняя подножка на пятке с падением вперёд-в сторону Уки-гатамэ — удержание верхом с захватом ногами двух рук Уки-госи — бросок через бедро с обхватом туловища Уки-отоси — бросок выведением из равновесия рывком вперёд Укэ — атакующий, на котором выполняется приём Укэми — страховки при падении Ура-гатамэ – практически не применяется – бросок через грудь Ура-дзюдзи-дзимэ – удушающий приём Ура-ками-сихо-гатамэ – удержание со стороны головы Ура-нагэ — бросок через грудь Ура-сихо-гатамэ — удержание со стороны плеча Усиро-госи — «поясница сзади» - ответный бросок от броска через бедро (подбив тазом со стороны спины, подсад бедром) Усиро-дзимэ — удушающий предплечьем сзади Усиро-мавари – вход в бросок с отходом назад Утикоми – тренировка для бросковых техник без отработки собственно бросков (входы в приём без завершающей фазы) Ути-маки коми – бросок с поворотом внутрь Ути-мата — подхват изнутри под одну ногу Ути-мата-гаэси – контрдействие против подхвата Ути-мата-макикоми–бросок подхватом с захватом руки под плечо Ути-мата-сукаси – «расклинивание бедра изнутри» - контрприём от подхвата изнутри (бросок выведением из равновесия рывком вперёд как контрприём от подхвата изнутри Уцури-госи — «обратная поясница» - бросок через бедро сбоку (вскидывая на бедро); «смена бёдер», обратное бедро Фуёси ё госин-но ката – самозащита для женщин Фумиаси – чеканный шаг Фумидаси – тяжёлый шаг Фусэги – защита против определённой техники Фусэн — отказ от поединка (борьбы) Хадака-дзимэ — удушающий прием сзади плечом и предплечьем с упором в затылок Хаири-ката – способ подготовки броска, удержания, удушения, болевых приёмов или удара Хандонокудзуси – выведение соперника из равновесия Хансоку-макэ – дисквалификация за нарушение правил Хантэй – решение Ханэ-госи — «поясница с махом ногой» - бросок через бедро с подсадом ногой изнутри или «конёк» Ханэ-госи-гаэси – контрприём от броска «конёк» Ханэ-макикоми — бросок захватом руки под плечо с подсадом голенью Хапонокудзуси – восемь направлений выведения из равновесия Хара-гатамэ — рычаг внутрь (противник на четвереньках) Хараи-госи — «поясница с высеканием» подхват под отставленную ногу (подхват под две ноги) Хараи-госи-гаэси – контрприём от подхвата под две ноги (хараи-госи) Хараи-макикоми – бросок через спину с захватом руки под плечо и подсадом голенью снаружи Хараи-цури — передняя подсечка Хараи-цури-коми-аси – передняя подсечка под отставленную ногу Хасами-дзимэ — удушение ножницами Хидари-аси-дзимэ — удушающий снизу с помощью ноги сверху Хидари-ката-сэои — бросок через спину влево Хидза-гатамэ — перегибание локтя с захватом руки под плечо снизу Хидза-гурума — подсечка упором в колено Хидза-мадзука-вадза – броски с коленей Хидзи-макикоми — перегибание локтя в стойке при помощи двух рук сверху Хидзи-отоси — выведение из равновесия толчком под локоть Хикивакэ – ничья на соревнованиях Хики-отоси – передняя подножка с колена с разноимённым захватом Хики-тэ – захват на разноимённом рукаве соперника Хиккикоми-гаэси – бросок через голову с захватом пояса и подбивом голенью Хон-кэса-гатамэ – удержание сбоку Хэнка – вариация техники Цубамэ-гаэси – контрподсечка от боковой подсечки (дэ-аси-бараи) Цуги аси – шаркающий, или скользящий шаг Цуккоми-дзимэ — удушающий прием верхом, скрещивая руки (удушение воротом – петлёй) Цукури — подготовка броска (затяг с подъёмом) Цури-госи — «поясница с зацеплением» - бросок через бедро с захватом пояса (его разновидность – оби-госи) Цури-коми – передвижение Цури-коми-госи — «поясница с подцеплением» - бросок через бедро с захватом рукава и отворота Цуритэ – захват, который атакующий (тори) берёт на туловище соперника (укэ) Эби-гарами — удушающий в стойке, обхватывая плечо сверху Эби-дзимэ – удушающий с захватом отворота и ноги Эндза – свободная посадка со скрещенными ногами Эри — ворот Эри-дзимэ — удушающий из стойки Эри-сэои-нагэ – бросок через плечо с захватом рукава и одноимённого отворота кимоно партнёра Юданса – человек, имеющий ранг чёрного пояса Юко - почти вадзаари Юсэй гати – команда рефери, означающая победу ввиду явного превосходства Якусоку-гэико – свободные или оговоренные упражнения Яма-араси — «горная буря» - подхват с захватом одной руки (бросок через спину с захватом одноимённого (с односторонним захватом) отворота с подсадом голенью снаружи) Литература: 1. Белявский Г.А., Давидович В.А., Громыко Д.С. «Гибкий путь» (основы дзюдо) программа факультативных занятий V-XI классов общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. –Мн., 2009. 2. Грищенков В.Н. Практическое применение разделов спортивной классификации в дзюдо Республики Беларусь: Методическое пособие. - Мн., 2008. 3. Физическая культура и здоровье. I-XI классы. Учебная программа для общеобразовательных школ. - Мн., НИО, 2009. 4. Туманян Г.С., Свищев И.Д. Программа по дзюдо для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. – М., 1977. 5. Грищенков В.Н., Рукавицын Д.Б. Дзюдо. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – Мн., НИИ ФК и С РБ, 2005. 6. Вахун М., Дзюдо. Основы тренировки. - Мн., 1983. 7. Грищенков В.Н., Кочурко Е.И. Поединки на татами. Мн., Полымя,1983. 8. Дахновский В.С., Рукавицин Б.Н. Обучение и тренировка дзюдоистов. Мн., Полымя, 1989. 9. Письменский А.А., Коблев Я.К., Сытник В.И. Многолетняя подготовка дзюдоистов. М.: ФИС, 1982. 10. Эссинк Х. Дзюдо. М.: ФИС, 1974.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |