Основные механизмы эмбриогенеза
12. Критические периоды развития. Тератогенные факторы. В онтогенезе человека к критическим периодам относят: оплодотворение; имплантацию (7 - 8-е сутки эмбриогенеза); развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентацию (3 - 8-я недели); развитие головного мозга (15 - 20-я недели); формирование основных систем организма, в том числе половой (20 - 24-я недели); рождение; период до 1 года; половое созревание (11 - 16 лет).
Процесс имплантации может нарушаться: при аномалиях строения матки (инфантилизме, двурогой или седловидной матке, наличии перегородки в полости матки); при травмах эндометрия, т.е. внутреннего слоя матки в результате искусственных абортов и воспалительных заболеваний (хронического эндометрита); при наличии миомы матки; при рубце на матке после кесарева сечения и других операций.
Основные гормональные расстройства, приводящие к выкидышам: нарушение функции яичников; усиление выработки в организме женщины мужских половых гормонов; нарушение функции щитовидной железы. Критические периоды беременности, или критические периоды в развитии эмбриона и плода - это те периоды, когда чувствительность их повышается, а адаптационные возможности снижаются и зародыш становится особенно легко уязвимым, т.к идёт ввод новых больших объёмов генетической информации. К неблагоприятным факторам окружающей среды относят: А) недостаток кислорода (гипоксия), Б) переохлаждение, В) перегревание, Г) врачебные препараты, Д) токсины, Е) продукты химического производства, Ж) возбудители вирусных и бактериальных инфекций и т.д.,
Тератоген – средовой (внешний) фактор, действующий на эмбрион или плод и вызывающий нарушение его строения или функционирования, не вызывая при этом изменения наследственных структур. Эффект тератогенного воздействия зависит от ряда условий: Тератогенные факторы разнообразны по природе и среди них выделяют: физические факторы (механические или радиационные воздействия), химические факторы (лекарственные вещества, химические вещества, используемые в быту и промышленности и др.) биологические факторы (вирусы, микоплазмы, протозойные инфекции и другие внутриутробные инфекции).
Похожее: Вторая группа: токсичные вещества, добровольно принимаемые внутрь или вдыхаемые в период беременности: алкоголь, наркотики, табачный дым. Третья группа: лекарственные средства, применяемые в период беременности - к ним относятся антибиотики, аспирин, снотворные, противоэпилептические средства, половые гормоны и другие. Четвертая группа: внутриутробные инфекции (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, сифилис, ВИЧ). Пятая группа: нарушения обмена веществ у беременных женщин - сахарный диабет, дефицит незаменимых аминокислот и витаминов, особенно фолиевой кислоты, дефицит йода и селена, голодание, недосыпание. Причина 60-70% врожденных пороков развития до сих пор остается неизвестной. Предполагают, что их возникновение может быть обусловлено сочетанным влиянием многих неблагоприятных факторов окружающей среды или комбинацией наследственных и тератогенных воздействий.
13. Этапы постэмбрионального развития человека. Их морфофункциональная характеристика. Понятие акселерации. Постэмбриональное развитие начинается с выхода новой особи из яйцевых оболочек или (при живорождении) из организма матери. Оно подразделяется на три периода — ювенилъный, пубертатный и период старения.
Первый период, ювенилъный, продолжается до окончания полового созревания. Развитие организма в этот период может протекать по двум различным путям. Прямое развитие происходит, если из яйца или из организма матери выходит особь, похожая на взрослую, но меньшая по размерам и с несформированной половой системой. Другой тип развития называется непрямым и проходит с метаморфозом. Ювенильный период практически всегда сопровождается ростом организма. С одной стороны, процесс роста запрограммирован генетически, а с другой — зависит от условий существования. В маленьком аквариуме рыбы никогда не достигнут тех размеров, до которых они вырастают в природных условиях. При этом если во время ювенильного периода рыб из маленького аквариума пересадить в большой, то такие рыбы вырастут больше, чем те, которые остались в маленьком аквариуме. У человека рост контролируется целым рядом гормонов, выделяемых гипоталамусом, гипофизом, щитовидной и половыми железами. Ювенильный период онтогенеза - начинается сразу после выхода из зародышевых оболочек. Рост: Ювенильный период — прямое развитие Появившийся на свет живой организм отличается от взрослого только размерами. Ювенильный период — непрямое развитие Организм претерпевает метаморфоз (превращение, изменение). Существует 2 вида метаморфоза: полный и неполный. Полный метаморфоз: эмбрион(яйцо) —> личинка—> куколка—> имаго (взрослая особь). Неполный метаморфоз: эмбрион(яйцо) —> личинка —> имаго. Организм испытывает очень существенные изменения. Органы, присутствующие у взрослой особи могут вообще отсутствовать у личинки, и наоборот, например, у головастика есть длинный хвост и жабры, которых нет у взрослой особи. Часто у личинок присутствуют признаки, характерные для их эволюционных предков ( как у головастика, например, есть признаки рыб). Совершенно разный тип питания (у личинки уже заложены питательные вещества), в то время как взрослая особь вынуждена искать пищу. Разный тип передвижения и т.д. Пубертатный (пубертальный) период онтогенеза Это зрелость организма. Под зрелостью подразумевают половое созревание организма. Это не только возможность давать потомство. Это и устоявшийся обмен веществ, определенный гормональный фон и т.д. Для пубертатного периода характерна способность к регенерации. Регенерация - способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы. Новые ткани образуются за счет интенсивного деления митозом (у человека постоянно обновляются клетки кожи, например). Этот процесс требует затрат энергии, соответственно, чем больше в клеткемитохондрий , чем моложе организм, тем больше митохондрий содержат клетки.
У большинства позвоночных животных он занимает, как правило, большую часть жизни.
Акселерация ( лат . acceleratio – ускорение ) – явление ускорения роста и развития физического развития детей и подростков · · · · · · · · ·
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (847)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |