Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сбор и систематизация материалов



2015-11-18 3784 Обсуждений (0)
Сбор и систематизация материалов 4.75 из 5.00 4 оценки




Министерство образования и науки

Российской Федерации

ИНСТИТУТ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Кафедра межкультурных коммуникаций и PR

Кцоева С.Г., к.и.н.

КУРСОВАЯ И ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Связи с общественностью»

Учебно-методическое пособие

для студентов направления подготовки

бакалавров «Реклама и связи с общественностью»

 

Владикавказ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………3

1. Выбор темы………………………………………………………………….5

2. Сбор и систематизация материалов………………………………………..8

3. Оформление………………………………………………………………..10

4. Защитное слово…………………………………………………………….14

5. Ошибки, наиболее часто допускаемые при написании

и защите студенческих работ………………………………………………..15

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дипломы лучших студентов, бывает, не уступают диссертациям,

но вообще диплом – вещь более скромная…

 

…никто не может сказать вам, что именно писать в дипломе,

это остается вашей личной проблемой.

Умберто Эко

 

Курсовая и дипломная работы – признанные во всем мире официальные формы научной деятельности студентов. Курсовой работой студент «связывает» теоретический багаж, накопленный им за время обучения, с разработкой конкретной избранной проблемы. И хотя характер курсовой работы несколько отличается от дипломной (цель первой – выработка навыков научного исследования, второй – итоговая проверка профессиональных навыков и умений), технология написания как первой, так и второй абсолютно идентична. Поэтому нет необходимости строго разграничивать рекомендации по написанию собственно курсовой и дипломной работы, за исключением тех моментов, где подобное разграничение принципиально.

Цель пособия состоит не в сообщении читателям новых знаний по теории и методике студенческой научной работы, а, прежде всего, в том, чтобы помочь лучше понять и применить на практике то, с чем они уже знакомились в ходе изучения курса «Теория и практика связей с общественностью» и иных смежных с PR дисциплин. Такая рефлексия может приобрести новые аспекты, и потому пособие призвано содействовать интеграции знаний, ранее полученных студентами.

Как говорила одна моя преподавательница, умный студент выбирает не тему, а руководителя. J Пожалуй, тут есть рациональное зерно. Грамотный, ответственный, проявляющий участие и заинтересованность руководитель – большая удача: он выяснит сферу твоих научных пристрастий, сформулирует сразу несколько тем в данной области, снабдит тебя имеющейся у него литературой и даст рекомендации, где следует искать остальную, поможет составить план работы и будет всегда в «зоне доступа», готовый ответить на все возникающие вопросы, даст ценные рекомендации, будет отслеживать успехи, направлять и прочее. Иметь подобного наставника не только очень удобно, но и ценно. Но, к сожалению, так везет не всем. Поэтому, если для тебя принципиален выбор какой-то определенной темы, а заботливого руководителя по данной проблеме в зоне досягаемости не оказалось, придется полагаться в основном на собственные силы, и, значит, эта книжица для тебя. Не стоит сомневаться в том, что не справишься: хорошую работу можно написать даже с незавидными возможностями и скудным научным багажом на старте. Если ты готов 1) много читать с карандашом в руках; 2) время от времени посещать библиотеки, а не целиком полагаться на Интернет; 3) систематизировать процесс работы над курсовой/дипломом; 4) много анализировать, пусть даже пока не слишком профессионально (иначе вообще не научишься думать); 5) пытаться делать самостоятельные выводы, то успех не заставит себя долго ждать. Главное – преодолеть страх новичка, убедить себя в том, что ты сможешь сделать это на «5+», а для этого абстрагируйся от возможных критических мнений тех личностей, которые подсознательно давят на тебя. Читай эпиграф. И запомни: пока ты студент, никто не будет требовать от тебя открытий, «нового слова» в PR, хотя прецеденты случаются. Успехов!

 

 

Выбор темы

 

Научное познание – сложная динамическая система. В процессе развития его содержание и структура усложняются, изменяются его принципиальные характеристики. Исследовательские аспекты науки, еще вчера имевшие статус научной проблемы, завтра могут перейти в разряд уже изученного, а значит, готового к практическому применению. Иными словами, наука двигается от постановки проблемы к ее разрешению, а решенная проблема переходит из разряда фундаментальной науки в разряд прикладной.

Разумеется, наука науке рознь. Даже при сравнении различных гуманитарных наук схема, описанная выше, не всегда работает. Например, трудно говорить о прикладных вопросах в истории или философии. Однако PR как дисциплина «надстроечная», стоящая «на плечах» целого ряда наук о человеке и обществе, вполне вписывается в классификацию «прикладной-фундаментальный», более характерную для естественных и точных наук.

Итак, тебе предстоит выбор темы курсовой/дипломной работы. Существует несколько правил, которыми следует руководствоваться: во-первых, надо определить, к какому из двух названных направлений науки (аналитическое/прикладное) относится предложенная руководителем или самостоятельно избранная тобой тема. От этого зависит, насколько успешно ты сможешь справиться с работой. Все мы разные. Кого-то Бог наделил прекрасными аналитическими способностями, у него неплохо получается выстраивать абстрактные логические конструкции, проводить аналогии, обобщать. Ему я бы порекомендовала темы аналитического характера, например «Специфика развития связей с общественностью в РСО-Алания» или «Особенности ведения информационной войны в ходе грузинской агрессии 08.08.08.». Твоя цель в случае, если ты выберешь подобную тему, – сравнительный анализ, т.е. выводы будут носить именно аналитический характер. Твоя задача – изучить источники, выявить сходства и различия точек зрения, и самое трудное – выработать свою личную позицию и обосновать ее.

Если ты – прирожденный прагматик и считаешь подобные «философствования» пустой тратой времени, значит, прикладная тема для тебя. Это значит, что, когда твоя работа будет написана, ты сможешь воплотить ее практические выводы в жизнь. Твоя цель в данном случае – выработка практических рекомендаций или целой стратегии оптимизации деятельности какого-либо предприятия, разработка фирменного стиля организации, выстраивание внутрикорпоративного PR – одним словом, всего того, что можно с успехом применить на практике. Пример такого рода тем: «Разработка фирменного стиля организации на примере школы сноуборда» или «PR-продвижение продукции агрофирмы «ФАТ» на внутреннем рынке РСО-Алания». В подобных темах аналитики поменьше, хотя она и здесь не менее важна (например, для выработки практических рекомендаций по продвижению продукции на внутреннем рынке необходимо, прежде всего, проанализировать его специфические особенности). Выработка прикладных идей с целью их эффективной «материализации» – дело сложное, поэтому придется проявить недюжинные творческие способности.

Такого типа работы чаще называют «проект»: к нему потребуется еще и солидное приложение, содержащее макеты PR-продукции (визитки, образцы рекламных щитов, слоганы, корпоративная символика и т.п.).

Помни: тема курсовой/дипломной, равно как и любой научной работы, должна быть проблемной (!), то есть содержать в себе тот вопрос, ответом на который является вся твоя работа. В противном случае ты рискуешь вообще не защититься, ибо любая комиссия сразу же заметит ошибку и в лучшем случае отправит работу на исправление.

Как отличить проблемную тему от непроблемной? Сравним две темы: 1) «Антикризисный PR»; 2) «Особенности антикризисного управления в транснациональных корпорациях на примере…». Разница очевидна. Первая формулировка размыта, без каких-либо предметных увязок, напоминает главу из учебника; о ней можно писать, но раскрыть ее невозможно, прежде всего потому, что ее уже раскрыли до тебя, и это заняло объем страниц гораздо больший, чем требуемый формат студенческой работы. Какой смысл копировать чужие тексты, выдавая их за свои? Вторая – конкретизирует определенную предметную область, «цепляется» за узкую специфику известной фирмы. Здесь уже не обойтись без твоего авторского слова, без твоей уникальной индивидуальности. Анализируй сам. И пусть твое мнение не совпадет с мнениями авторитетов. Главное – суметь его сформулировать и доказать.

В заключение приведу четыре правила Умберто Эко, которыми ты должен руководствоваться при выборе темы курсового или дипломного сочинения:

«1) Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента (то есть соответствовать темам экзаменов, прочитанным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре выпускника).

2) Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для каждого студента).

3) Основные тексты должны быть постижимы ( то есть интеллектуально посильны для конкретного студента).

4) Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента.»[1]

 

 

Сбор и систематизация материалов.

 

Итак, тема выбрана и проблема определена, а значит, ясна и цель. Теперь иди к научному руководителю за составлением плана работы. Без первоначального плана ты не сможешь в дальнейшем систематизировать процесс работы. Составить план означает наметить задачи, которые, как ступеньки, одна за другой приведут тебя к намеченной цели. Работа включает в себя Введение, две-три главы основной части, каждая из которых состоит из нескольких параграфов, заключение, список использованной литературы, иногда приложение. Твоя задача – определить, о чем ты напишешь в первой, во второй главе и т.д.

После того как план составлен, заведи в своем компьютере по отдельной папке для каждого пункта плана. Пусть их название соответствует названию каждой его единицы. Когда ты приступишь к сбору информации по курсовой/диплому, то, внимательно прочитывая тексты, сразу классифицируй информацию по папкам. Алгоритм следующий: 1) встретил любопытную цитатку; 2) определил, в какой части твоей работы ее можно было бы использовать; 3) внес ее в соответствующую папку. Все очень просто и удобно.

После того как ты решишь прекратить сбор и анализ материалов и приступишь непосредственно к написанию текста, систематизируй в логической последовательности то, что ты успел собрать. Разумеется, не забывая при этом делать подробные сноски на источники.

Но это все потом. А пока давай определим, на какие категории подразделяются материалы;

1. Первоисточники (законодательные, подзаконные акты, авторские статьи, монографии, тексты выступлений политиков, опубликованные интервью, аудио- и видеозаписи, документы организаций, фотографии и т.д., на которых может основываться тема, или их авторство заявлено в ее формулировке).

2. Монографии и учебные пособия (то, что привык называть просто «книга». Монография (от лат. monos – один и grafo – пишу) – труд ученого или коллектива авторов по определенной проблеме (не путать с учебником). В отличие от монографии учебник ориентирован на широкий круг читателей, как правило, студентов и включает в себя краткий обзор каждой из основных проблем данной учебной дисциплины. Монография же является плодом многолетнего труда ученого над какой-нибудь одной проблемой и предназначена лишь для узких специалистов.

3. Материалы периодической печати.

4. Интернет-источники.

Эта классификация пригодится тебе при составлении списка литературы.

 

 

Оформление.

 

Никто не вправе навязывать тебе собственное мнение. Твоя курсовая/диплом – не исключение. Руководитель лишь деликатно подскажет тебе, как направить усилия в наиболее благодатное русло, поможет выбрать необходимую методологию, оптимально соответствующую для данной конкретной проблемы, и даст пару рекомендаций, как ее применить. Во всем остальном – это твое детище. Ты решаешь, какую точку зрения избрать, как ее доказать, к каким выводам прийти, а потому научная работа – это занятие, безусловно, творческое, с непременным сохранением авторского права.

Однако наука есть наука. Тем она и отличается от иных видов творческой деятельности, что требует строгого соблюдения формы. Парадоксально, но ученые – народ очень восприимчивый именно к внешней стороне вопроса, ценящий форму не меньше содержания. Вспомни турецкого астронома, сообщившего об открытии им астероида Б-612, на котором обитал Маленький принц. Ему не поверило европейское ученое сообщество лишь потому, что он был одет в турецкий национальный костюм. И лишь когда он переоделся в европейское платье и сообщил ту же самую информацию тому же самому собранию, ему зааплодировали. Гениальный Экзюпери подметил эту особенность «взрослых» – оценивать объект по внешним качествам. Ученые – люди «взрослые» и любят порядок. Даже самый гениальный научный труд, оформленный не по канонам, ни один уважающий себя ученый даже читать не станет.

Ну а если серьезно, в научном мире веками складывались исследовательские традиции, не приобщиться к которым означает навсегда закрыть для себя двери в этот удивительный мир. Традиции эти надо уважать, а это значит, что тебе предстоит руководствоваться рядом определенных правил оформления работы.

Объем

Для курсовой работы минимальный объем – 30 страниц (но не более 40) печатного текста (14 шрифт Times New Roman, 1,5 интервал, поля стандартные) без учета приложения. Объем введения должен составлять не менее 15 процентов от объема основной части (то есть суммы страниц глав без введения, заключения и пр.). Объем заключения – 10 процентов от объема основной части. Объем приложения неограничен. Мало того, его может вообще не быть, все зависит от специфики темы.

Для дипломной работы минимальный объем – 70 страниц (но не более 100). В остальном критерии те же, что и для курсовых работ.

 

3.2. Структура работы

Как уже упоминалось, курсовая/дипломная работа включает в себя ряд пунктов: введение, две-три главы (основная часть), каждая из которых подразделяется в свою очередь на параграфы, заключение, список литературы, приложение (если есть). Кроме того, работа предваряется титульным листом и содержанием, оформленными по образцу.

 

Введение

Писать введение обычно рекомендуется уже после того, как выполнена основная часть, поскольку это – своего рода обобщение изучаемой проблемы и требует более высокого, теоретического уровня подготовки. Запомни: не стоит начинать написание научной работы с введения, ведь, чтобы написать его, необходимо уже достаточно хорошо разбираться в теме, знать основные источники, библиографические единицы, чтобы суметь их анализировать. И потом, разве можно ставить цель и задачи работы, если ты еще толком не выявил проблему исследования?

Итак, не забывай: объем введения должен составлять 15% от объема основной части.

Введение к курсовой/дипломной работе пишется в соответствии с определенным планом:

1. Актуальность темы. Здесь ты в общих чертах обрисовываешь проблему, выявляешь ее значимость, уровень популярности, а также обосновываешь важность ее дальнейшей разработки.

2. Обзор-анализ литературы по теме. По объему этот пункт занимает примерно 40 % от общего объема введения! Некоторые студенты ограничиваются здесь простым перечислением основных библиографических единиц, не приводя их анализа. Это – серьезная ошибка, которая вполне может повлечь за собой снижение итоговой оценки. Данными аналитическими комментариями ты демонстрируешь, во-первых, насколько глубоко ты вник в проблему, а во-вторых, свое умение давать краткую оценку позиции того или иного автора по проблеме. В подстрочной ссылке необходимо указать название всех упомянутых источников с их выходными данными.

3. Предмет и объект исследования. Главное здесь – не перепутать. Предмет, как правило, гораздо уже объекта, он как бы вписан в него. Например, если твоя тема – «Особенности внутрикорпоративного PR на предприятиях РСО-Алания», то предметом твоего исследования будет региональная специфика PR в нашей республике. Объектом же будет являться внутрикорпоративный PR как таковой.

4. Цель и задачи курсовой/дипломной работы. Цель любой студенческой исследовательской работы – раскрытие темы. Поэтому она, как правило, одна и абсолютно совпадает с темой твоей работы. Задач же обычно больше. Это своего рода ступени, последовательно преодолевая которые, ты идешь к поставленной цели. Так, например, целью работы по указанной выше теме будет являться выявление и анализ специфики внутрикорпоративного PR на предприятиях региона РСО-Алания. К задачам, таким образом, можно отнести примерно следующее:

· дать определение внутрикорпоративного PR;

· выявить его экономическую значимость для предприятия;

· определить место внутрикорпоративного PR в системе управления на предприятиях РСО-Алания;

· обосновать специфику работы PR-служб в Северной Осетии и т.д.

В целом список задач соответствует пунктам плана твоей работы.

5. Теоретико-методологическая база исследования представляет собой перечисление всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов, к которым ты прибегал при написании работы. Так, например, в качестве всеобщего метода исследования обычно указывается диалектический, в качестве общенаучных (применимых в ряде наук) – анализ-синтез, индукция-дедукция, логический метод, наблюдение, сравнение, эксперимент, контент-анализ, а в качестве частнонаучных (применимых лишь в какой-то одной науке) – соцопрос.

6. Эмпирическая база исследования включает в себя перечисление и описание эмпирических материалов, которые анализируются в процессе выполнения дипломного проекта. Это могут быть результаты твоих собственных исследований, исследования других авторов и коллективов, привлеченные для вторичного анализа, статистические материалы, нормативные документы и другие источники.
Описание эмпирической базы состоит из следующих элементов: название исследования, под чьим руководством проведено, тип выборки (если исследование выборочное), количество респондентов, место и время проведения, методы исследования. В подстрочной ссылке необходимо пометить, откуда получены данные для анализа (извлечены из печатного труда или электронного ресурса, неопубликованного источника, архива данных и т.д.)

7. Структура работы. В этом пункте достаточно пары предложений относительно того, из каких единиц состоит работа (введения, двух/трех глав, заключения, списка литературы, приложения (если есть).

Основная часть

Основная часть курсовой работы может состоять даже из одной главы, правда, непременно поделенной на параграфы. Чаще встречается деление на две главы, тем более, если речь идет о работах по связям с общественностью, предполагающих наличие как теоретической, так и практической части. В любом случае, этот вопрос из тех, которые непременно следует согласовывать с руководителем еще до того, как ты приступишь к написанию текста.

Объем глав и параграфов варьируется в зависимости от их количества. Главное, чтобы в пропорциональном соотношении они были сопоставимы. Недопустимо, например, если одна глава насчитывает 6 страниц, а вторая – 18! То же самое и с параграфами. Очень важно, чтобы объем каждого из них был не менее нескольких страниц. Если параграф умещается на одной-двух страницах, то вообще нет смысла выделять его в тексте главы.

Заключение

Заключение представляет собой систему общих выводов по работе. Это своего рода выводы по главам плюс подведение общих итогов по проблеме. За выводами обязательно следует наметить перспективы дальнейшего исследования данной проблемы. Что это означает? Твоя работа – результат исследования различных источников. С большинством из тех, которые ты упоминаешь в списке литературы, ты знакомился вплотную. Соответственно, ты можешь определить, какие аспекты данной проблемы так и остались за рамками их освещения. Следовательно, одна из твоих задач – выявление того, что не было исследовано до тебя. Чем качественнее и глубже ты вникаешь в проблему, тем легче тебе будет сделать это. Как уже упоминалось, объем заключения составляет в среднем 10 % от общего объема работы.

 

3.6. Список литературывключает в себя следующие пункты:

1. первоисточники

2. монографии и учебные пособия

3. материалы периодической печати.

4. Интернет-источники.

Что собой представляет каждый из этих пунктов, ты уже знаешь.

Список литературы оформляется в алфавитном порядке. Каждая библиографическая единица должна иметь порядковый номер. Нумерация сквозная, то есть вне зависимости от пункта указания в списке, любая книга или статья может иметь только один индивидуальный номер! Не может быть, например, две библиографические единицы в списке под номером 1 или 5.

Список для курсовой работы должен включать не менее 20 источников, для дипломной – не менее 50.

Защитное слово

Защитное слово регламентировано по времени, так что ориентируйся в среднем на 7-10 минут. Что оно должно содержать? Конкретные пункты твоего введения, а именно 1-2 предложения из пункта «Актуальность темы», основные источники и авторы, на работы которых ты опирался в процессе написания, цель и задачи, выводы, приведенные в заключении работы, а также перспективы дальнейших исследований в данной области. Помни о регламенте!

 



2015-11-18 3784 Обсуждений (0)
Сбор и систематизация материалов 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Сбор и систематизация материалов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3784)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)