Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фрагменты для комментирования



2015-11-18 386 Обсуждений (0)
Фрагменты для комментирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к экзамену по «Философии» для студентов очного и заочного отделения 2015-2016 учебного года

 

1. Природа метафизических вопросов.

2. Понятие мировоззрения.

3. Структура мировоззренческого сознания. Мироощущение и миропонимание.

4. Основной вопрос мировоззрения.

5. Мифологическое мировоззрение.

6. Религиозное мировоззрение.

7. Научное мировоззрение.

8. Философское мировоззрение.

9. Функции философии.

10. Предмет философии.

11. Ключевые проблемы философии.

12. Основной вопрос философии по Ф.Энгельсу.

13. Проблема метода в философии.

14. Диалектика как искусство вопрошания.

15. Диалектика Гегеля.

16. Диалектический метод Маркса.

17. Диалектика как теория.

18. Концепция развития.

19. Парадоксы одноплоскостного мышления в многомерном мире.

20. Парадоксы в научном познании.

21. Принцип многомерности мышления.

22. Бытие как тема философии.

23. Проблема мироустройства.

24. Модели и типы реальности.

25. Феномен сознания: вводные определения.

26. Феномен сознания: жизнь и мозг.

27. Сознание как многомерный феномен.

28. Свойства и структура сознания.

29. Предмет и основные понятия теории познания.

30. Основные принципы теории познания.

31. Субъект и объект познания. Историческая и социокультурная детерминация познания.

32. Понятие гносеологического образа. Чувственная и рациональная ступени познания.

33. Понятие истины.

34. Научное познание и его особенности.

35. Методы эмпирического и теоретического исследований.

36. История формирования философской антропологии.

37. Традиционная модель человека.

38. Индивидуалистическая, персоналистская и экзистенциалистская модели человека.

39. Марксизм и прагматизм о человеке.

40. Основные подходы к пониманию социума как системы.

41. Социальная структура общества.

42. Общество как развивающаяся система.

43. Общество и личность.

44. Природа исторического времени.

45. Исходные понятия аксиологии и история формирования аксиологии как науки.

46. Ценностное отношение к миру.

47. Типы ценностного отношения к миру.

48. Смысл человеческого существования.

49. Периодизация, источники, классификация школ индийскойфилософии и основные ее особенности.

50. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии.

51. Конфуцианство и даосизм как основные направления фи­лософской мысли Древнего Китая.

52. Античная «физика».

53. Учения Платона и Аристотеля.

54. Античная этика (Сократ, Эпикур и стоики).

55. Общая характеристика философии Средневековья.

56. Ранняя философия Средневековья: апологетика и патри­стика (Ориген, Августин).

57. Средневековая схоластика. Доказательства Бытия Божия.

58. Натурфилософия эпохи Возрождения.

59. Гуманисты периода Возрождения о месте человека в мире и свободе его воли.

60. Социально-политический идеал эпохи Возрождения.

61. Эмпирическое направление в философии Нового времени.

62. Рационалистическое направление в философии Нового времени.

63. Механистический материализм и Просвещение.

64. Критическая философия И. Канта.

65. Система абсолютного идеализма Г. В. Ф. Гегеля.

66. Философия марксизма.

67. «Философия жизни» Ф. Ницше.

68. Психоаналитическая философия 3. Фрейда.

69. Экзистенциализм.

70. Позитивизм и его разновидности.

71. Ситуация и философия Постмодерна.

72. Русская философия первой половины XIX в. (П.Я. Чаадаев. Славянофилы и западники. А.И. Герцен).

73. Русская философия 50—70-х годов XIX в. (Н.Г. Чернышевский. Философия народничества. Ф.М. Достоевский. Л.Н. Толстой. Н. Ф. Федоров. К. Н. Леонтьев. Н.Я. Данилевский).

74. Русская философия всеединства (В.С. Соловьев. С..Л. Франк. П.А. Флоренский. Л.П. Карсавин).

75. Русская религиозная философия XIX – начала XX в. (В.В. Розанов. Л.И. Шестов. Н.О, Лосский. И.А. Ильин).

76. Марксистская философия в России (1883 – 1924 гг.). (Г.В. Плеханов. В.И.Ленин . Легальный марксизм).

77. Философия а Советской России (Общая характеристика. В.И. Вернадский. Г.Г. Шпет. А.Ф. Лосев . М.М. Бахтин. В.В. Налимов. Л.Н. Гумилев. Ю.М. Лотман. Э.В. Ильенков. М.К. Мамардашвили. М.К. Петров.

 

 

Фрагменты для комментирования

 

ВАРИАНТ № 1

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Помыслимое — существует». Парменид.

ВАРИАНТ № 2

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Моя личная свобода является единственной основой ценностей, и ничто, абсолютно ничто, не дает мне оснований признать ту или иную ценность, тот или иной источник ценностей. Бытие ценностей держится на мне...» Ж.-П.Сартр.

ВАРИАНТ № 3

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Если бога нет, то мы не можем ссылаться ни на какие ценности или заповеди, узаконивающие наше поведение. Таким образом, в обширной сфере ценностей мы не находим никаких оправданий позади нас и никаких воздаяний вне нас. Мы остаемся одни». Ж.-П. Сартр.

ВАРИАНТ № 4

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Есть только одна действительно серьезная философская проблема: проблема самоубийства. Решать, стоит или не стоит жизнь того, чтобы быть прожитой, значит дать ответ на основной вопрос философии.» А.Камю.

ВАРИАНТ № 5

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Семнадцатый век был веком математики, восемнадцатый — веком физических наук, девятнадцатый — биологии, наш двадцатый век является веком страха...» А.Камю.

ВАРИАНТ № 6

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Я провозглашаю, что я ни во что не верю и что все абсурдно, но я не могу сомневаться в своем возгласе, и я должен по меньшей мере верить в свой протест.» А.Камю.

ВАРИАНТ № 7

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Я бунтую, следовательно, мы существуем...» А.Камю.

ВАРИАНТ № 8

Дайте характеристику данному фрагменту: «Я знаю, что я ничего не знаю».Сократ.

ВАРИАНТ № 9

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Мы требуем от Вселенной такого характера, который соответствовал бы нашим эмоциям и активным стремлениям... Когда мы строим теории относительно Вселенной и обсуждаем их, мы делаем это для того, чтобы достигнуть такого представления о вещах, которое дало бы нам субъективное удовлетворение...» У.Джемс.

ВАРИАНТ № 10

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Проблема человека есть основная проблема философии... Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное преодолевать себя, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности...» Н.Бердяев.

ВАРИАНТ № 11

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Вопрос о том, является ли человек волком или овцой, жертвой или палачем — это лишь заостренная формулировка вопроса, которая в самом широком и общем смысле принадлежит к основополагающим проблемам, а именно: является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию». Э.Фромм.

ВАРИАНТ № 12

Дайте характеристику данному фрагменту: «Философствовать — это ни что иное, как приуготовлять себя к смерти, ...это искусство умирать...» Мишель Монтень.

ВАРИАНТ № 13

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Человек — мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Протагор.

ВАРИАНТ № 14

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Мы не отрицаем, что мы видим, а только не знаем, как мы видим. Мы признаем явления, но не признаем, что они таковые и есть, какими кажутся.» Пиррон из Элиды.

ВАРИАНТ № 15

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Я мыслю, следовательно, существую» Р.Декарт.

ВАРИАНТ № 16

Дайте характеристику данному фрагменту (теория двойной истины): «Истинное в разуме может быть ложным в вере и наоборот.»

ВАРИАНТ № 17

Дайте характеристику данному фрагменту: «Бытие — первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе...» Г.В.Ф. Гегель.

ВАРИАНТ № 18

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Жизнь... подобна игри­щам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины» (Диоген Лаэртский).

ВАРИАНТ № 19

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Материализм, все объясняет из материи, а принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю» (Ф. Шлегель).

ВАРИАНТ № 20

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «От физика, нельзя требовать, чтобы он был философом; но... он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся» (И.В. Гете).

ВАРИАНТ № 21

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, смерть воздуха — рождение огня и обратно» (Гераклит).

ВАРИАНТ № 22

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Мы лучше существуем, когда обращены к нему (надсущностному бытию), — и там — наше благо, а быть вдали от него — значит быть одино­ким и более слабым. Там и успокаивается душа, чуждая зла, вернувшись в место, чистое от зла. Там она мыслит и там она бесстрастна. Там — истинная жизнь, ибо жизнь здесь — и без бога — есть лишь след, отображающий ту жизнь. А жизнь там есть активность ума... Она порождает красоту, порождает спра­ведливость, порождает добродетель. Этим беременеет душа, наполненная богом, и это для нее начало и конец, начало — потому, что она оттуда, и конец — потому, что благо находится там, и, когда она туда прибывает, она становится тем, чем она, собственно, и была. А то, что здесь и среди этого мира, есть для нее падение, изгнание и потеря крыльев» (Плотин).

ВАРИАНТ № 23

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Творением Бог полагает бытие, но в небытии, иначе говоря, тем же самым актом, которым полагает бытие. Он сополагает и небытие как его границу, среду и тень... Рядом со сверхбытийно сущим Абсолютным появляется бытие, в котором Абсолютное обнаруживает себя как Творец, открыва­ется в нем, осуществляется в нем, само приобщается к бытию, и в этом смысле мир есть становящийся Бог. Бог есть только в мире и для мира, в безусловном смысле нельзя говорить о Его бытии. Творя мир. Бог тем самым и себя ввергает в творение. Он сам Себя как бы делает творением» (С. Булгаков).

ВАРИАНТ № 24

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их мате­риальных производительных сил. Совокупность этих производст­венных отношений составляет экономическую структуру обще­ства, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определен­ные формы общественного сознания. Способ производства мате­риальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей опреде­ляет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (К. Маркс).

ВАРИАНТ № 25

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана челове­ку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И.Ленин).

ВАРИАНТ № 26

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительнос­тью» (И.Ньютон).

ВАРИАНТ № 27

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Абсолютное пространство по самой своей сущности безотно­сительно к чему бы то ни было внешнему остается всегда одинаковым и неподвижным» ( И.Ньютон).

ВАРИАНТ № 28

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Основные формы бытия — суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства» (Ф. Энгельс).

ВАРИАНТ № 29

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ сущест­вования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышле­нием» (Ф. Энгельс).

ВАРИАНТ № 30

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Идеальное есть не что иное, как материальное, переса­женное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К.Маркс).

ВАРИАНТ № 31

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человечес­кой практике и в понимании этой практики» (К.Маркс).

ВАРИАНТ № 32

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Если мы можем доказать правиль­ность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, — то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец» (Ф. Энгельс).

ВАРИАНТ № 33

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Народы жарких климатов робки как старики, народы холодных климатов отважны как юноши» ( Монтескье Ш.Л.).

ВАРИАНТ № 34

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс).

ВАРИАНТ № 35

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Человек, обладающий рыночным характером, воспринимает все как товар, — не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки... и его главная цель — в любой ситуации совершить выгодную сделку» (Э. Фромм).

ВАРИАНТ № 36

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Как образ и подобие Бога, человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духов­но-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Лич­ность не может быть часть чего-то... » (Н.А. Бердяев).

ВАРИАНТ № 37

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Поскольку вещи имеют ценность, мы рассматриваем их как товары. Их значимость состоит в ценности, и только в ценности, не в их специфических качест­вах» (Г.В.Ф. Гегель.).

ВАРИАНТ № 38

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Что имеет ценность и значимость, — духовно по своей природе» (Г.В.Ф. Гегель).

ВАРИАНТ № 39

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Личность есть начало безусловное, но не самодов­леющее: общество, которое ей противопоставляется, ведь это другие лица, которые могут быть не средствами, а только целями для данной личности. Являясь лицом и притязая на безусловное нравственное значение, я должен и в других лицах признать такую же безусловную ценность. Я не могу видеть в обществе, т.е. в других лицах, только средства для моих целей, я должен признать за ними значение таких же нравственных целей, какое они, т.е. все общество, должны признать за мною. Тут создается не отношение средства к целям, а более сложное отношение взаимодействия целей» (П.И. Новгородцев).

ВАРИАНТ № 40

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Тот Мир, который увеличи­вает продолжительность существования, является Миром Цен­ности. Ценность по самой своей природе вневременна и бес­смертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах» (А.Н. Уайтхед).

ВАРИАНТ № 41

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Один посвящает свою жизнь закону, другой — справедливости, еще кто-то — красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, т.е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других» (А. Маслоу).

ВАРИАНТ № 42

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Если не хочешь бежать от действитель­ности, нужно найти в ней человеческие ценности» (А. Камю).

ВАРИАНТ № 43

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей» (А.Н. Уайтхед).

 

Литература к курсу

1. Воеводин А.П. Проблема сознания в философии и современной науке. – Ялта: КГГИ. – 2001. – 18 с.

2. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Брянск: Курсив, 2000. – 334 с.

3. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебн. – М.: Высш. шк., 2001. – 784 с.

4. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 – 576.

5. Кальной И.И. Философия. Учебное пособие. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. – 448 с.

6. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь. Справочник студента / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ», 2002 г. – 704 с.

7. Кохановский В.П. и др. Философия для средних специальных учебных заведений: Учеб. пособие / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 320 с.

8. Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. – Симферополь: Сонат, 1999. – 352 с.

9. Основы философии: Учебное пособие для вузов / рук. автор. колл и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. – 3209 с.

10. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с.

11. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / под общей ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. Центр Владос, 1999 – 384 с.

12. Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М, 2000. – 576 с.

13. Хрестоматия по философии: учебное пособие / Под ред. и сост. А.А. Радугин. – М. Центр, 1998. – 432 с.

14. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебн. для вузов. – М.: Высш. шк., 2001. – 703 с.

 

 

 



2015-11-18 386 Обсуждений (0)
Фрагменты для комментирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фрагменты для комментирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)