Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа над зрительным контактом



2015-11-18 477 Обсуждений (0)
Работа над зрительным контактом 0.00 из 5.00 0 оценок




Кто-то однажды сказал, что глаза — зеркало души. И это действительно так, когда речь заходит об общении людей. Мы используем глаза, чтобы «читать» других лю­дей, а также чтобы сигнализировать б собственных эмо­циях и намерениях (или скрывать их).

Наибольшее значение имеют направленность и про­должительность зрительного контакта между людьми. Крайними противоположностями, несомненно, являют­ся непрерывный зрительный контакт и полное его от­сутствие. Интерес представляет также «прерывистый» контакт, когда люди быстро бросают мимолетный взгляд и снова отводят глаза.

В мире животных прямой взгляд охотника на свою жертву свидетельствует о высоком статусе. «Ты выгля­дишь аппетитно», — мог бы думать хищник. Однако признаком высокого статуса может служить и отсутствие зрительного контакта, которое можно интерпретировать как: «Ты не заслуживаешь моего внимания». Взгляд жер­твы на охотника может свидетельствовать о готовности зверька к бегству: «Он еще здесь?». Если «дичь» не смот­рит в глаза хищнику, это может указывать также на под­чинение: «Я знаю, кто здесь хозяин». Мимолетный зри­тельный контакт, когда одно из животных всегда отводит глаза первым, может указывать на принятие более низко­го статуса: «Привет и все такое, но я действительно не представляю для тебя угрозы». (Люди, умеющие усмирять лошадей, пользуются таким методом.)

Стр. 98

Для людей в основном подходят те же самые законы. Основное различие снова состоит в том, что мы, как правило, манипулируем собственным поведением, руко­водствуясь какими-то скрытыми мотивами. Одним из комических стереотипных примеров может служить старомодный директор (или директриса) школы, кото­рый во время общего собрания сверлит пронзительным взглядом школьный зал в попытке выявить потенциаль­ных нарушителей дисциплины. Под этим пронзительным взглядом школьники замирают на месте и решительно отказываются поднимать глаза.

Важно держать в уме простую схему взаимоотношений охотник/дичь в царстве животных, поскольку эти отноше­ния очень часто имеют параллели в человеческих взаимо­отношениях. Мы тоже часто охотимся или попадаем в по­ложение преследуемых; разве что в прямом смысле не едим друг друга. Зато мы теперь охотимся за высоким соци­альным статусом, за положением во взаимоотношениях, которое бы давало нам ощущение наибольшего комфорта. Делаем мы это, используя целый набор тонких, хитроум­ных, а иногда, на первый взгляд противоречивых способов.

С самых древних времен люди понимают важность зрительного контакта. Но опыт мы приобретаем по мере взросления. Группа четырехлетних малышей будет ак­тивно проявлять отсутствие интереса к скучному воспи­тателю — дети при этом отворачиваются, зевают, глядят в окно. Утомившийся ученик средней школы может вре­мя от времени имитировать интерес, глядя преподавате­лю прямо в глаза; студент университета на скучной лек­ции может с успехом делать вид, что всецело поглощен записью того, что говорит преподаватель.

Стр. 99

Зрительный контакт между людьми отражает их ин­терес или уважение друг к другу (или отсутствие тако­вых). Полный зрительный контакт может свидетель­ствовать либо об ощущении человеком своего высокого статуса в контроле над ситуацией, либо об унизительном ощущении того, что вы сами находитесь под контролем; мигание снижает самоощущение силы и контроля.

Если человек отводит глаза первым, это может сви­детельствовать о том, что он готов принять свое более низкое положение по отношению к человеку, который смотрел на него. Но это может говорить и об утрате ин­тереса к собеседнику.

Если вы хотите удостовериться, правильно ли вы «прочли» смысл сообщения, переданного посредством зрительного контакта — особенно если ситуацию мож­но истолковать по-разному, — обращайте внимание на напряженность лица и тела. Человек, ощущающий себя вполне свободным и использующий зрительный кон­такт по собственному желанию, обязательно подтверж­дает это своими ненапряженными лицом и позой.

Некоторые из последних интересных исследований изучают, каким образом зрительный контакт соотносит­ся с умственными процессами, такими как запоминание событий. В целом, если вы мысленно «видите» образы, ваши глаза направлены вверх, словно вы смотрите на изображение на экране, который висит высоко перед вами. Если вы вспоминаете или слышите звуки, ваши глаза перемещаются в сторону. А если вы вспоминаете или переживаете сильные эмоции, то опускаете глаза.

Я думаю, что анализ этих наблюдений представляет интерес для актеров. Постарайтесь понаблюдать за собой,

Стр. 100

когда вы что-то вспоминаете. Проанализируйте, насколь­ко применима эта теория к спонтанному опыту: я заме­тил, что когда я слушаю кого-то в разговоре по телефону, мои глаза слегка, но быстро перемещаются из стороны в сторону. По моему мнению, такой тип понимания тонко­стей в поведении очень полезно исследовать. Я знаю, что некоторые преподаватели полагают, что подобный анализ способен навредить спонтанности исполнения, но я убе­дился на собственном опыте, что освоение этого навыка делает актера более изобретательным, неповторяющимся и жизненным.

Полезные советы

Насколько долго ваш персонаж может сохранять зри­тельный контакт с другим персонажем? Пускай детали вас не тревожат; технически «корректный» ответ в любых кон­кретных обстоятельствах состоит из очень большого чис­ла переменных. Просто освойте теорию, проанализируйте ее во время репетиций, а затем на сцене доверяйтесь соб­ственным инстинктам. Попытки вашего героя достичь своей цели — его «потребности» в любой конкретный мо­мент (смотрите раздел 6 «Внутренняя жизнь») придадут верное направление вашему физическому поведению. Помните об этом.

В целом, чем лучше вы знаете какого-то человека, тем меньшую необходимость вы испытываете в регулярном зрительном контакте с ним. Вам уже не столь необходи­мо направлять этому человеку зрительные сигналы, на­пример, улыбаться и кивать в знак понимания, посколь­ку вы хорошо друг друга понимаете и вряд ли можете

Стр. 101

обидеть друг друга. Иногда необходимо также отвести глаза в сторону, чтобы решиться открыть более личные мысли и чувства, чем те, что принято обсуждать между друзьями. Трудно сформулировать сложные мысли или действительно мысленно восстановить события, если при этом неотрывно смотреть в глаза собеседнику.



2015-11-18 477 Обсуждений (0)
Работа над зрительным контактом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа над зрительным контактом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)