Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиционное обучение в российской школе



2015-11-18 1292 Обсуждений (0)
Традиционное обучение в российской школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Целевой блок

Цели занятия

1. Дать характеристику системе традиционного обучения, его особенностям и недостаткам.

2. Познакомить с требованиями к постановке дидактических целей и задач учебного предмета.

3. Выявить проблемы установки межпередметных связей содержательного компонента.

4. Определить требования к логическому построению учебной информации: к заданиям как основной форме представления содержания обучения.

Содержательный блок

1. Целевые ориентации и концептуальные положения.

2. Содержание образования.

3. Особенности методики традиционного обучения.

1. Целевые ориентации и концептуальные положения

Традиционное обучение (ТО) подразумевает классно-урочную организацию обучения (XVII в., принципы дидактики Я.А.Каменского).

Отличительными признаками ТО являются:

· формирование класса с учащимися одного возраста и уровня подготовки с сохранением основного состава на весь период обучения;

· наличие единой программы и единого расписания;

· основной единицей занятия является урок;

· урок посвящен одному предмету, учащиеся работают по одной теме и с одним материалом;

· наличие педагогического руководства на всех этапах учебного процесса;

· применение учебных пособий для домашней работы, которая является обязательной.

Цели обучения – подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. В советской и российской педагогике цели обучения формулировались так:

· формировать систему знаний, умений и навыков, овладевать основами наук;

· формировать основы научного мировоззрения;

· осуществлять всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;

· воспитывать сознательных и высокообразованных людей, способных к физической и умственной деятельности.

Традиционное обучение представляет процесс воспитания личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы на усвоение знаний, умений, навыков, а не на личностное развитие. В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее базовой культурой. В процессе обучения преобладает рационально-логическая сторона познания над чувственно-эмоциональной стороной учебной деятельности.

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским.

2. Содержание образования

Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти и по сей день остается технократическим:

· знания адресуются к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности;

· содержание образования остается единообразным;

· планирование содержания образования централизованно;

· учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых предоставлено двигаться ребенку;

· обучение преобладает над воспитанием;

· учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны;

· клубные формы работы финансируются в размере 3% от общей статьи образовательных расходов;

· в воспитательной работе процветает педагогика мероприятий.

3. Особенности методики традиционного обучения

Педагогическая деятельность оценивается следующими фактами:

· требовательность – учение слабо связано с потребностями ученика, его внутренней жизнью, с проявлением индивидуальных способностей и творческих проявлений;

· авторитаризм – проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, централизации контроля, ориентации на среднего ученика;

· отсутствие самостоятельности – слабая мотивация учебного труда, отсутствует самостоятельное целеполагание, планирование деятельности ведется извне, итоговый анализ и оценивание производится взрослым.

Положительные стороны ТО:

· информация готовая к усвоению;

· систематический характер обучения;

· упорядоченная передача учебного материала;

· организационная четкость;

· эмоциональное воздействие учителя;

· низкие экономические затраты на групповое обучение;

· обеспечение ориентировки в материале;

· большой поток информации за короткое время.

Отрицательные стороны ТО:

· шаблонное построение урока, однообразие;

· высокий уровень не возможен без самостоятельного выполнения домашнего задания;

· формирование умений и навыков выходит за рамки урочной деятельности;

· слабая речевая деятельность, изолированность от общения, взаимодействия;

· слабая обратная связь.

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарскую систему обучения.

 

Литература по теме

1. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96.

2. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70.

3. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 20–29.

4. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96.

5. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70.

6. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 11–17.

7. Белова, А.В. Женское институтское образование в России / А.В.Белова // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 76–83.

8. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М. : 1989.

9. Бочкарев, В.И. Государственное общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И.Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–14.

10. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88.

11. Леонтьев, А.А Педагогическое общение / А.А.Леонтьев. – М. : Начальник, 1996.

12. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург : Изд-во УГПУ, 1994.

13. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М. : Просвещение, 2001.

14. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М. : Изд-во Новая школа, 1994.

15. Смирнов, И.П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащихся / И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 19–26.

16. Смирнов, В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII – начала XX вв. / В.И. Смирнов // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 70–77.

Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Как осуществляется выбор и логическое структурирование содержания обучения?

2. Назовите основные организационные формы учебной работы в рамках традиционного обучения.

3. Перечислите способы подготовки и проведения основных видов учебных занятий.



2015-11-18 1292 Обсуждений (0)
Традиционное обучение в российской школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиционное обучение в российской школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)