Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль инфраструктуры в развитии территорий в условиях рынка



2015-11-18 2320 Обсуждений (0)
Роль инфраструктуры в развитии территорий в условиях рынка 4.67 из 5.00 3 оценки




 

Жизнеспособность социально-экономической среды территории во многом зависит от уровня развития и надежности инфраструктуры. Создание предпосылок для экономического роста без развития объектов инфраструктуры, обслуживающих хозяйствующие субъекты, не возможно. Поэтому инфраструктурное обустройство территории страны является одной из первостепенных задач.

В экономическом смысле инфраструктура обладает несколькими очень важными характеристиками.

Во-первых, все составляющие ее отрасли не создают ценностей, и затраты на создание инфраструктуры (весьма существенные) могут окупиться лишь после того, как начнут давать продукцию возникающие развивающиеся благодаря ей производственные отрасли;

во-вторых, современное производство не может развиваться в конкретном регионе, если он не обустроен, т.е. создание инфраструктуры должно определенным образом опережать хозяйственное освоение территории;

в-третьих, уровень развития инфраструктуры определяет в каждый данный момент возможности всестороннего экономического развития территории;

в-четвертых, состояние инфраструктуры – это основное стратегическое средство для развития территории.

Следует отметить, что отрасли, обслуживающие всю жизнь общества, и производство в частности, существуют с древних времен и при любых экономических системах. В то же время, характер элементов инфраструктуры меняется в зависимости от способа производства. Одна часть элементов инфраструктуры претерпевает мало изменений, или не претерпевает вообще, то другая часть – отмирает или образуется с каждым новым этапом развития общества.

Особенностью рынка является большое количество обособленных производителей, в силу чего роль инфраструктуры в развитии территорий в условиях рынка заключается в создании и поддержании устойчивых связей между отдельными экономическими субъектами.

В настоящее время в нашей стране инфраструктура представляет собой относительно целостный комплекс, включающий как элементы, перешедшие от ранее существовавших формаций, так и элементы, появившиеся в ходе становления рыночных отношений.

Прежде, чем анализировать проблемы формирования различных элементов инфраструктуры, необходимо разобраться, в чем заключается специфика инфраструктуры в рыночной экономике.

С точки зрения понятийного аппарата в системе категорий следует выделить инфраструктуру как самостоятельную сферу экономики, складывающуюся в ходе углубления общественного разделения труда. Инфраструктура зависит от субъекта, от конкретных целей хозяйствования, от исторического момента, от стадии развития производительных сил, на которой стоит вся экономическая система, от требований современного общества, от социума.

При анализе степени оснащения территории инфраструктурой выявляются две особенности. Первая особенность заключается в том, что она размещается по территории страны очень неравномерно, причем в высокоразвитых регионах ее плотность на 1 кв. км территории выше, чем в слабо развитых. Вторая особенность заключается в том, что различия между развитыми и отсталыми регионами по уровням оснащенности инфраструктурными мощностями менее резкие, чем по уровню общего экономического развития. Это говорит о том, что степень использования инфраструктуры в слабых регионах значительно ниже, чем в развитых.

По мнению ряда экономистов, от степени развития инфраструктуры зависит социально-экономическая эффективность территории и его конкурентоспособность. Инфраструктура поглощает значительную часть капвложений территории, поэтому большую роль должно играть размещение на ней таких производств, которые наиболее эффективно используют созданную инфраструктуру и местные условия. Это связано с тем, что существует взаимовлияние инфраструктуры и производства: инфраструктура создает благоприятные условия для функционирования предприятий на территории, а предприятия в свою очередь стимулируют дальнейшее развитие инфраструктуры через удовлетворение своих потребностей.

Место инфраструктуры в системе рыночных отношений в основном определяется функциями, среди которых можно выделить три наиболее существенных: распределительная, коммуникационная и регулирующая.

Под распределительной функцией понимается способность инфраструктуры обеспечить распределение товарно-материальных ценностей, финансовых и трудовых и иных ресурсов по видам деятельности и территориям.

Коммуникационная функция проявляется в том, что инфраструктура создает условия для организации эквивалентного обмена продуктами труда (товарам, услугами, информацией и т.п.) между хозяйствующими субъектами, то есть обеспечивает связи между ними.

Регулирующая функция обеспечивает восстановление и поддержание сбалансированного спроса и предложения на различных региональных и локальных рынках.

Неразвитость названных функций способна парализовать производство, привести к нарастанию негативных тенденций в экономике.

В рыночных условиях наличие развитой инфраструктуры, ее эффективное функционирование возможно только в том случае, если она будет существовать в соответствии с такими принципами, как эквивалентность, надежность, сопряженность.

Эквивалентность в рыночных условиях устанавливает сбалансированность спроса и предложения через гибкий механизм ценовой, налоговой, кредитной и иной политики, так как обмен результатами труда основывается на свободных экономических отношениях, без принудительного распределения произведенной продукции по фондам и лимитам.

Надежность инфраструктуры достигается совокупностью мер экономического, социального, правового, политического характера. Это означает, что при прочих равных условиях надежность функционирования инфраструктуры тем выше, чем больше существует экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов, полностью отвечающих своим имуществом по принятым на себя обязательствам как в экономике вообще, так и в инфраструктурной сфере, в частности.

Сопряженность подразумевает четкую сбалансированность элементов инфраструктуры с обслуживаемыми ею рынками, например, рынками товаров, капитала, труда, недвижимости и т.п., а также сопряженность между основными элементами самой инфраструктуры. Неадекватность инфраструктуры уровню развития рыночных отношений приводит к возникновению и развитию кризисных явлений. Например, не сопряжённость банковской системы с развитием рынка капиталов является одной из причин падения интереса предпринимателей к инвестированию производства.

Формирование инфраструктуры адекватной рыночной экономике достаточно длительный процесс. С некоторой доле условности можно выделить следующие этапы становления инфраструктуры в современных условиях:

1. коммерциализация и приватизация государственных предприятий инфраструктуры.

2. переход от монополии к олигополии, а в дальнейшем к конкуренции в инфраструктурных отраслях.

3. местный протекционизм в развитии альтернативных форм инфраструктурного обслуживания.

4. разработка и реализация государственных и муниципальных программ развития основных элементов инфраструктуры.

5. интеграция инфраструктуры в системы национальной и международной инфраструктуры.

Все эти этапы создания современной инфраструктуры имеют тесную внутреннюю взаимосвязь и взаимовлияние. Так, приватизация государственных предприятий инфраструктуры создает условия для демонополизации инфраструктурного обслуживания; региональный протекционизм в инфраструктурной сфере сочетается с интеграцией региона в элементы национальной и в ряде случаев международной инфраструктуры и т.д.

Каждой территории присуще определенное сочетание производств, их специализация и уровень развития, что определяет направления и структуру внутрирегиональных и межмуниципальных связей, а также пространственную организацию локальных рынков. Именно пространственное отдаление мест производства продукции от мест ее потребления является основой формирования экономических связей, взаимодействия субъектов рыночных отношений через различные объекты инфраструктуры. В осуществлении внутрирегиональных и межрегиональных экономических связей большое значение имеет уровень развития и надежность инфраструктурной базы, и в первую очередь таких ее элементов, как различные виды транспорта, связи, инженерных коммуникаций, компьютерных сетей для сбора, обработки и использования информации и т.п.

Для каждой территории характерны свои особенности, как в размещении производства, так и в структуре экономических связей и региональных рынков. Формирование экономических связей и локальных рынков во многом зависит от размещения производительных сил и особенностей развития территориальных систем различного уровня.

 



2015-11-18 2320 Обсуждений (0)
Роль инфраструктуры в развитии территорий в условиях рынка 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Роль инфраструктуры в развитии территорий в условиях рынка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)