III. Саттвичная диета. Обзор основных видов продуктов, их воздействие на тело и сознание
Саттвичная диета изначально была разработана для целей йогической практики и развития ума. Она подходит всем тем, кто много времени посвящает умственной работе, поскольку она улучшает умственную работоспособность. Кроме того, она имеет большое значение при лечении психических расстройств, так как способствует восстановлению душевного равновесия и гармонии. Ее полезно также использовать в период выздоровления или после очищающих процедур. Саттвичная диета является тонизирующей — она способствует восстановлению тканей лучшего качества, что особенно важно для тех, кто стремится к усовершенствованию своего сознания. Саттвичная диета состоит исключительно из чистых продуктов, не возбуждающих ум, обладающих легкой природой и умеренно охлаждающим действием, причем, только таких, которые богаты жизненной силой (Праной). К таким продуктам относятся свежие фрукты и овощи. Следует избегать любых продуктов, для получения которых потребовалось причинить вред живым существам (в том числе мяса и рыбы). Противопоказаны также продукты, приготовленные в зараженной среде либо выращенные с применением чрезмерного количества химических удобрений и пестицидов. Из всех шести вкусов саттвичным считается только сладкий, поскольку он приятен, питателен, обладает гармонизирующими свойствами и в нем отражается энергия любви. Острый, кислый и соленый вкусы раджастичны по причине своих возбуждающих свойств, а горький и вяжущий — тамастичны, поскольку длительное использование их вызывает ригидность (жесткость, негибкость). Острый вкус обладает рассеивающим действием и потому раздражает нервные волокна. Кислый и соленый, нагревая кровь тем самым «накаляет» эмоции. Такова самая общая классификация шести вкусов по гунам. Избыток сладкого может оказывать тамастичное, притупляющее действие, особенно если сладости искусственного происхождения или долго хранились. Некоторые из горьких трав, например брами, саттвичны, поскольку горький вкус может способствовать раскрытию ума. Саттвичными считаются и некоторые специи, обладающие сладким ароматом, в частности имбирь. Любая пища тамастична при переедании: саттвична только легкая еда. Саттвичная диета состоит из блюд с мягким и умеренным вкусом, без каких-либо крайностей. Теперь более подробно рассмотрим основные продукты саттвичной диеты и их воздействие на тело и сознание. Молоко и вода Молоко – это наша первая пища, а вода – основа всей нашей жизни; оба продукта являются главными составляющими нашего ежедневного рациона. Вода необходима всему организму, она оказывает благотворное воздействие на все протекающие в нем процессы, особенно кровообращение и обмен веществ. Молоко укрепляет весь организм и помогает кроветворению. Оно укрепляет здоровье зубов и поддерживает сердце при процессах распада и выведения ядовитых веществ. Молоко содействует нашему соединению с природой и близкими нам людьми, что является основой счастья. Оно содействует внутреннему росту, развивает восприимчивость, а также укрепляет доверие к себе. Вода открывает доступ к высшему сознанию и счастью. Если употреблять достаточное количество воды, то это способствует не только поддержанию здоровья нашего организма, но также и развитию нашей души. С водой мы приобретаем новую жизненную энергию в форме надежды, веры и любви. Фрукты Фрукты обостряют в нашем сознании чувства любви и доверия. Проявляемые качества при употреблении этого вида пищи – доброжелательное отношение к миру и близким людям, а также жизнерадостность и предприимчивость. Наше индивидуальное счастье или несчастье корениться в мышлении. С точки зрения Аюрведы, фрукты способствуют, с одной стороны, укреплению физического здоровья, а с другой стороны, накоплению духовной силы, развивая при этом нашу смекалку. Специи Специи способствуют хорошему кровообращению и улучшают обмен веществ. В духовной области они обеспечивают связь умственной и эмоциональной сфер; они связаны с волей человека и, таким образом, с умственной сферой. Сила воли может быть значительно увеличена благодаря правильно выбранным пряностям. Отдельные специи показывают нам, на что должна быть направлена наша сила воли, чтобы мудрость и любовь смогли проявиться естественным образом. Большинство специй раджастично, но есть ряд исключений. Саттвичными специями считаются имбирь, корица, кардамон, фенхель и кориандр, а также куркума. Они помогают сбалансировать воздействие фруктов, молочных продуктов и другой пищи, способствующей увеличению влаги в организме. Овощи Овощи укрепляют организм на физическом уровне, в особенности благотворно они воздействуют на нервную и железистую системы. Кроме того, они снабжают весь организм кислородом, регулируют дыхание и способствуют оздоровлению крови. На духовном уровне овощи оказывают влияние на эмоциональную сферу организма. Область чувств оживляется и регенерируется благодаря улучшенной коммуникативной способности человека. При недостатке или избытке общения появляются эмоциональные проблемы и возникает либо интровертивное, либо экстравертивное сознание; и то и другое может привести к плохому или неустойчивому настроению, которое характеризуется нетерпением и нервозностью. Общаться означает не только говорить и слушать, а значительно больше. Слова и мысли должны быть согласованы. Такое равновесие достигается, когда мы едим овощи. Способность восприятия улучшается, и мы приобретаем больше благоразумия, ясности и спокойствия. Злаки Злаки дарят всему телу стабильность, упругость и равновесие. Кожа, мускулатура и ткани поддерживаются здоровыми. Злаки оказывают влияние на внутреннюю жизнь человека и помогают вступать в открытые, гармоничные отношения с окружающим миром. Человек учиться понимать смысл событий через общение. Однако чтобы он мог действовать самостоятельно и целесообразно, необходимо пройти обучение под руководством опытного человека. Благодаря употреблению в пищу злаков мы можем развить в себе качества, которые необходимы для улучшения восприятия и способности к учебе. Благодарность и любовь к ближнему на духовном уровне обеспечиваются этим видом пищи. Орехи Орехи снабжают тело многими питательными веществами. Они питают кожу и дарят организму крепость и равновесие. Орехи символизируют на духовном уровне чистоту наших отношений с окружающей средой и близкими людьми. Когда мы едим орехи, то вызываем в себе естественный интерес ко всем вещам; это способствует нашей связи с внешним миром и благотворно воздействует на нас. Подводя итог, можно сказать, что саттвичная диета — это сбалансированная и здоровая диета, подходящая для всех трех дош. Специальные диеты для уравновешивания каждой из дош можно модифицировать соответствующим образом. Однако, поскольку саттвичная диета предназначена, прежде всего, для совершенствования ума, она может оказаться недостаточно питательной для тех, кто занят физическим трудом. Она повышает чувствительность ума и развивает способность к состраданию и сочувствию, что не всегда полезно тем, кто и так по своей природе чрезмерно чувствителен и на кого сильно действуют шумы и стрессы. При высокой Вате такая диета может оказаться недостаточно приземляющей.
Заключение Аюрведа – это оригинальная индийская система медицины. В основе ее лежит духовная традиция йогов, обладающая грандиозным потенциалом утверждения целостности на всех уровнях нашего существования. Это одна из древнейших в мире и наиболее совершенных систем натуропатии. Мудрость, заключенная в ней, обращена ко всему человечеству, и каждому из нас следовало бы прислушаться к ней. В философии Веданты ум считается квинтэссенцией пищи. Широко известное изречение: «Мы – это то, что мы едим». Уддалака Аруни, знаменитый мудрец древности, утверждает: «Съеденная пища разделяется на три части. Самая грубая становится экскрементами. Средняя становится плотью. Тонкая становится умом» (Чандогья Упанишада VI, 4.1.). Природа нашей пищи влияет на наши эмоции и может создать предрасположенность, как к психическим, так и физическим расстройствам. Точно также, как отрицательные эмоции способны нарушить наше пищеварение, плохое пищеварение может в свою очередь, оказать негативное воздействие на наши эмоции. На первый взгляд покажется, что моя работа посвящена больше физическому аспекту Аюрведы. Хотя, если смотреть глубже, то тема диетического питания в Аюрведе касается и психологического аспекта. В своей работе я постаралась изложить основные принципы питания с точки зрения Аюрведы. Эти принципы почерпнуты из классических аюрведических трактатов, а также учений йоги, из которых Аюрведа заимствует свою концепцию сознания. Кроме того, я не просто пыталась изложить аюрведический подход в питании, а постаралась, чтобы он вписался в контекст нашей современности. Будучи наукой жизни, Аюрведа не стоит на месте, а растет и развивается вместе с самой жизнью. Когда люди, которые ответственно относятся к своему здоровью, приступают к поиску подходящей диеты, в конце концов, заходят в тупик. Диет существует бесконечное множество: диета по группе крови, кремлевская, макробиотическая, белковая, низкожировая, экспресс-диета, шоколадная и т.д. Диета же в Аюрведе - это не просто набор продуктов, подобранных по своему химическому составу и содержанию килокалорий. Диета в Аюрведе – это образ жизни. Основное значение придается тому, как пища, которую мы принимаем, гармонирует с нашей природой и воздействует на доши. Это очень глубокий подход, который работает не только на физическом уровне, но и на уровне сознания. Вот почему диетотерапия в Аюрведе – это главное средство лечения физических и психических расстройств.
Список используемой литературы 1. Айзенстайн Чарльз. Йога и питание: За пределы диет и догм – к естественному образу жизни/ Пер.с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2009. – 256с. 2. Лад В. Домашние средства Аюрведы. – М.: Саттва, 2000. – 320 с. 3. Лад В., Лад У. Аюрведическая кулинария. – М.: «Саттва» 2007. – 320с. 4. Лад В., Фроули Д. Травы и специи. – М.: Саттва, 1997. – 304 с.
5. Мир пряностей и специй. Справочное пособие. – Луцьк: СПД Гадяк Жанна Владимировна, 2010. – 184с. 6. Фроули Д. Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия. Пер. с англ., четвертое издание – М.: Саттва, ООО «Профиль», 2010. – 304с. 7. Фроули Д. Аюрведическая терапия. – М.: «Саттва» 2007. – 448с. 8. Шивананда Свами. Йога и здоровье/ Пер.с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2010. – 384с. 9. Янаканада. Аюрведа – питание и сознание / Пер.с нем. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010. – 176с.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1878)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |