Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Читательская самостоятельность, как методическое понятие



2015-11-11 4501 Обсуждений (0)
Читательская самостоятельность, как методическое понятие 5.00 из 5.00 3 оценки




Рассмотрим понятие «читательской самостоятельности» в работах разных авторов.

Таблица 1 Сущность понятия «читательская самостоятельность», предложенная различными авторами

Исследователь Суть взглядов
К. Ушинский [8] Читательская самостоятельность - это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его
Н. Рубакин [4] Читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью
Н.Светловская [9] Читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан
Г. Наумчук [4] Читательская самостоятельность - это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации
О. Джежелей [2] Читательская самостоятельность - это умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта
С. Дорошенко [4] Читательская самостоятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное

 

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что читательская самостоятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.

Чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги - собеседника в жизнь младшего школьника, учителю нужны хорошие и разные книги - собеседники, доступные данному возрасту.

Вживаясь, вглядываясь в чужой опыт, читатель приобретает знания о том, что бывает, что в каком случае и как заканчивается в зависимости от нашего поведения. Таким образом, читатель ищет и находит себя и своё место в жизни. Книга становится другом, советчиком.

На развитие познавательного интереса к чтению влияет отбор материала для чтения, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними, овладевая всеми читательскими премудростями, чтобы с помощью книг-собеседников лучше осознать себя и понимать окружающий мир.

 

Заключение.

Таким образом, через уроки литературного чтения и уроки внеклассного чтения ученики приобретают первичные навыки работы с книгой, которые отбираются учителем, а в дальнейшем без ограничения с доступным кругом детских книг. В процессе этой деятельности и формируется читательская самостоятельность ребёнка, благодаря которой он хочет и может читать доступные по возрасту детские книги.

Начальная школа должна сформировать младшего школьника как осознанного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть, читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.

Работа по формированию читательской самостоятельности должна продолжаться на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Работа по выявлению уровня сформированности самостоятельности и уровня литературного развития должны проводиться в конце каждой четверти.

 

Список используемой литературы.

1. Гобова Е.С. Понимать детей - дело интересное / Е.С.Гобова. - М.: Аграф, 1997. - 240с.

2. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. - 96с.

3. Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Начальная школа. - 1998. - № 9. - С.11-16.

4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности а обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.

5. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Сост. Б.А.Ланин. - М.: Академия, 2003. - 380с.

6. Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm

7. Национальная программа поддержки и развития чтения // Библиотека.-№1.-2006.

8. Программы для средней общеобразовательной школы. 1-2 классы. - К.: Початкова школа, 2002. - 296с. .

9. Светловская. Н.Н. Методика внеклассного чтения.- М.,1977.

10. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.

11. Тихомирова И.И. Стимулы и мотивы чтения // Школьная библиотека.-№5.-2002.

12. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение, 1975.

13. Локалова Н. П. Почему дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению. - Начальная школа. – 2007, №12.

14. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М.: Лайда,1994.



2015-11-11 4501 Обсуждений (0)
Читательская самостоятельность, как методическое понятие 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Читательская самостоятельность, как методическое понятие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4501)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)