Преп. В.А. Фролов (к.ф.н., доцент)
Вопросы к экзаменам по философии Годовой курс(144 часа) Преп. В.А. Фролов (к.ф.н., доцент) 1. История рождения и изначальный смысл термина философия. - Любовь и мудрость в культуре Древней Греции. Философия как любовь к мудрости. -Мудрость и софистика. Почему философы Древней Греции не называли себя мудрецами. 2. Возникновение философии. - Основные факторы, условия и механизм возникновения философии.
3. Философия и миф. - Мамардашвили об отличии философии от мифа. - Основные условия и гносеологический механизм возникновения философии. - Основные черты мифологического сознания.
4. Философия и искусство. -Что объединяет философию и искусство? - Принципиальное отличие философии от искусства. Мамардашвили о запрете на чувственные ассоциации. - «Запределивание» как основной метод философии.
5. Философия и религия. - Основные условия и механизм возникновения религиозного сознания. - Главный признак религиозного сознания и отличие религии от философии по социальной форме существования. - История взаимоотношения религии и философии в европейской истории. - Религия в российском обществе. Почему она существует? - Что вы думаете об исторической судьбе религии? - Как относится к религии светская философия (например, Мамардашвили).
6. Философия и наука. - Платон об отличии философии и науки. - Основные отличия философии и науки.
7. Философия и мировоззрение. - Определение мировоззрения. - Структура мировоззрения и его уровни. - Роль философии в формировании мировоззрения.
8. Философия как по-двиг мысли. - Мамардвшвили, Кант и Ортега-и-Гассет об укорененности метафизики в жизни человека. Философия как природная склонность и потребность человеческого разума. - Основное условие существования философии как природной склонности человека (Мамардашвили и Хайдеггер). 9. Основной вопрос философии. - Мифологическая и философская картина мира. Рождение философии из удивления. Формулировка основного вопроса философии по Энгельсу и Хайдеггеру. - Сущностное отличие материализма и идеализма. Объективный и субъективный идеализм. - Платон: легенда-символ о пещере. Основная задача философа. Роль сомнения в философии нового времени. Апории Зенона и проблемы мышления. - Отличие (имплицитное) философских вопросов от научных. Вечность философских вопросов.
10. Экзистенциальные истоки философии и ее укорененность в бытии. Вопрошание как источник и естественное условие реальной философии. - Вопрошание как знание о собственном незнании человека-основание его свободы и ответственности в мире. - Вопрошание как источник реальной философии. - Вопрошание как способ формирования самосознания человека. - Наука и философия как способы решения собственно человеческих проблем в условиях кризиса современной цивилизации.
11. Специфика философского знания. - Философия как способ умозрения трансцендентного. Идеи как способ бытия вещей. - Рефлексия как сущность механизма философствования. (Для философа жизнь – это усилие во времени). - Философия как способ самосозидания человека. - Реальная философия и философия теорий и систем. Путь от реальной философии к теоретической как путь «страданий».
12. Философия в культуре и образовании. -Культура и образование: связь и зависимость. Требования современной культуры к образованию. - Отношение к философии в наше время и в истории образования. - Роль философии в становлении человека как личности. - Основные задачи философского курса в вузе. Что может дать философия студенту для само-совершенствования?
13. Структура философского знания. -Основные разделы философии.
14. Основные функции философии и их содержание.
15. Статья Мамардашвили «Как я понимаю философию». - Какой путь по мнению М.К. Мамардашвили ведет к овладению философией? Во-первых….Во-вторых… - Основное условие реального философствования? «Мы философствуем в той мере, в какой пытаемся выяснить условия, при которых мысль может состояться как состояние живого сознания… Следовательно, порождать такой вопрос может только…» - С чего начинается самостоятельное мышление?
16. Основные парадигмы философствования (История философии) - Определение парадигмы в науке и философии. - Мотив объективизма и трансцендентализма в философии Гуссерля. - Онтологическая парадигма. - Гносеологическая парадигма. - Ограниченность онтологической и гносеологической парадигм и начало поворота к антропо-логической парадигме. - Необходимость и возможность становления парадигмы «Аффирмо». - М. Хайдеггер о проблеме смысла бытия. Содержание и логика аналитики «ДАЗАЙН». - Первое следствие из аналитики «Присутствия» Хайдеггера. - Второе следствие из аналитики «Присутствия» Хайдеггера. 17. Проблема бытия в европейской философии. - Проблема бытия как философская проблема. - Проблема бытия в истории европейской философии. - Метафизика М. Хайдеггера как поиск дома бытия. - К. Ясперс: проблема бытия как экзистенциальная проблема. - Структура и сущность бытия в философии Н.Гартмана. 18. Формирование категории «Материя» в рамках осмысления проблемы сущности и единства мира в материалистической традиции. - Попытки разрешения проблемы сущности и единства мира в рамках субстратного и субстанционального подходов. - Принцип единства онтологического и гносеологического и его значение в разрешении проблемы сущности и единства мира на рубеже 19/20 столетий. - Проблема движения в философии. - Понимание пространства и времени в философии. 19. Проблема сознания в философии. - Роль Декарта в постановке проблемы сознания и его учение о сознании. - Учение Гегеля о сознании. - Учение Мамардашвили о сознании. - Учение Гуссерля о сознании
20. Проблема происхождения и сущности сознания в постмарксист-ской традиции. - Категория «Сознание» как философская категория. - Специфика подхода к объяснению сознания в современной материалистической философии. - Что является объективным основанием различения и противопоставления материальных явлений и явлений сознания? Почему? - С какой целью в философию введена категория «Отражение». - Характеристика отражения и его структура. - Понимание идеальности в марксизме. - Опережающее отражение в животном мире и целеполагание человека. - Феномен знака и проблема возникновения идеального. - Как Вы понимаете предметность сознания и процесс его становления? Объективное условие формирования предметности сознания. - Как Вы представляете возникновение феномена идеальности сознания. - Механизм появления и передачи социального опыта и коллективных целей. - Сущность процесса социализации в онтогенезе. 21. Проблема познания в философии. - Основная терминология и проблематика теории познания. - Основные установки в гносеологии (онтологизм, скептицизм, критицизм). - Учение о знании (основные условия существования знания и основные позиции в понимании оснований знания). - В каком отношении и рассматривается первичность: чувственных данных, здравого смысла, и научного знания? Дайте характеристику этим видам знания. - Основные концепции истины в истории философии и их критика. - Основные школы и направления в гносеологии. 22. Деятельностная концепция в гносеологии. - Охарактеризуйте субъективно-идеалистическую и сенсуалистическую традиции в теории познания. Назовите представителей этих направлений. - В чем Вы видите роль обобщенных алгоритмов деятельности в процессе познания мира? - Какова роль ощущений и органов чувств в деятельности человека с позиции деятельностного подхода. - В чем единство и различие практической и познавательной деятельности? Какую проблему решает ответ на этот вопрос? - Как Вы себе представляете соотношение категорий «Объективная реальность», «Объект познания» и «Предмет познания». - Каковы основные условия функционирования предмета познания в познавательной деятельности и в сознании человека? - Чем определяются и в чем проявляются субъективная и объективная стороны процесса познания? - Методология и основные аргументы критики сенсуализма и агностицизма. - Какие сферы отражают две пары категорий: «Эмпирическое»-«Теоретическое» и «Чувственное»-«Рациональное»? Раскройте содержание этих категорий. - В чем состоит диалектическое единство эмпирического и теоретического уровней познания? - Как Вы себе представляете процесс скачкообразного развития знания от эмпирического уровня к теоретическому, от фактов к теории? - Каковы основные проблемы истины в теории познания? Раскройте их. - В чем роль практики как цели, основы, источника и критерия познания? Почему практика может выполнять функции критерия истины? 23. Диалектика. - Представление о диалектике в современной философии. - Объективная и субъективная диалектика. - Сущностное отличие диалектики и метафизики. - Формы существования метафизического мышления: догматизм, софистика, эклектика, релятивизм. - Природа философских категорий и их общее определение. - Формы (способы) существования категориального знания. - сравните содержание следующих понятий: категориальная сторона, понятие, термин. - В каком смысле категории являются сетью и ступеньками познания? - Дайте определение, покажите диалектику и методологическое значение следующих категорий: единичное, общее, отдельное; содержание и форма; сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. - Понятие закона. - Закон и закономерность. - Три основных закона диалектики: определение понятий, механизм функционирования и методологическое значение. - Принципы диалектики. - Почему диалектика может выполнять роль всеобщего философского метода познания? - Соотношение философского и частнонаучных методов познания.
24. Специфика социального познания. - Предмет социальной философии. - Природный и социальный мир. Способ существования смысла. - От классического к постклассическому образу социальной реальности. - Различие как характеристика человеческого мира. - Понятие интерсубъективности. 25. Общество как система. - В каком аспекте понятие Общественно-экономическая формация отражает общество? - Производственные отношения как социальная форма существования производительных сил. - Определение и структура производственных отношений. Соотношение понятий производственные и экономические отношения. 26. Основные формы человеческой действительности. - Понятие «Общественно-экономическая формация» и ее содержание. - Понятие «Цивилизация» в философии и культурологи. - Культура: определение понятия и принципы содержательного структурирования. - Понятие «Человечество» как форма человеческой действительности. 27. Проблема человека в философии. - Чем объясняется обострение интереса к проблеме человека в 20/21 столетии? - В чем специфика философского подхода к человеку? - Что означают античные понятия «макрокосмос» и «микрокосмос»? - В чем суть христианской концепции человека? - Каковы основные идеи антропологических учений И. Канта, Г.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха? - Как определяет сущность человека К. Маркс? - В чем особенности понимания человека Ф.М. Достоевским? - Как оценивает специфику человеческого существования философия экзистенциализма? - В чем сущность фрей дистской концепции человека? - Каковы основные идеи философской антропологии М. Шелера? - Что такое антропосоциогенез? Каковы основные подходы к пониманию его сущности? - Как соотносятся биологическое и социальное начала в человеке? - Что означает вопрос о смысле жизни? Каковы варианты ответов на этот вопрос, предлагаемые философией? 28. Социально-деятельностная сущность человека по Марксу. -Сущностное отличие человека от животного по Марксу. - Основные элементы (уровни) социально-деятельностной сущности человека. 29.Глобальные проблемы человечества и перспективы современной цивилизации. - В каком аспекте понятие «Цивилизация» отражает общество? - Цивилизация как уровень развития общества и как целостность. - Материальные и социальные предпосылки возникновения цивилизации. - Основные тенденции в развитии современной цивилизации. - Единство и многообразие в развитии современной цивилизации. - Истоки и причины глобальных проблем современности. - Система глобальных проблем современности. - Теоретические предпосылки и реальные возможности преодоления глобальных проблем на пути выживания и устойчивого развития человечества.
У Т В Е Р Ж Д Е Н О на заседании кафедры философии от__________________2015 года Протокол №__________________ Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. ___________________А.Д. Еляков
Экзаменационные вопросы по философии для студентов ФиКр, РЭ, Эк. Труда (Упр. перс.) Преподаватель: к.ф.н., доцент В.А. Фролов 1. История рождения и изначальный смысл термина философия. 2. Возникновение философии. 3. Философия и миф. 4. Философия и искусство. 5. Философия и религия. 6. Философия и наука. 7. Философия и мировоззрение. 8. Философия как по-двиг мысли. 9. Основной вопрос философии. 10. Экзистенциальные истоки философии и ее укорененность в бытии. Вопрошание как источник и естественное условие реальной философии. 11. Специфика философского знания. 12. Философия в культуре и образовании. 13. Структура философского знания. 14. Основные функции философии и их содержание. 15. Статья Мамардашвили «Как я понимаю философию». 16.Основные парадигмы философствования (История философии). 17. Проблема бытия в европейской философии. 18. Формирование категории «Материя» в рамках осмысления проблемы сущности и единства мира в материалистической традиции. 19. Проблема сознания в философии. 20. Проблема происхождения и сущности сознания в постмарксистской традиции. 21. Проблема познания в философии. 22. Познание как деятельность. 23. Диалектика. 24. Специфика социального познания. 25. Общество как система. 26. Основные формы человеческой действительности. 27.Проблема человека в философии. 28. Социально-деятельностная сущность человека по Марксу. 29.Глобальные проблемы человечества и перспективы современной цивилизации.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |