Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономические и неэкономические блага. Товар и его свойства



2015-11-18 862 Обсуждений (0)
Экономические и неэкономические блага. Товар и его свойства 0.00 из 5.00 0 оценок




Закон стоимости, его сущность и функции.

Основополагающей категорией товарного производства является "товар". Однако исторически и логично этой категории предшествовала категория "благо".

Благо — все то, что способно удовлетворять человеческие потребности, например, плоды природы, продукты труда, услуги, любые явления, которые удовлетворяют определенные потребности человека, отвечают его интересам, целям и стремлениям.

Блага разделяют на экономические и неэкономические.

Неэкономические блага предоставляются человеку природой, то есть без приложения его труда, в неограниченном количестве (например, воздух, морская вода, солнечное тепло но др.).

Экономические блага — это блага экономической (трудовой) деятельности человека, которые существуют в ограниченном количестве.

Экономические блага очень разнообразны. В зависимости от критериев их можно классифицировать на такие виды (рис. 2).

 

Экономическое благо в условиях товарного производства приобретает форму товара.

Товар – это продукт труда, который удовлетворяет те или иные потребности, предназначен для обмена путём купли-продажи.

Его необходимо отличать от экономических категорий «вещь» и «продукт».

Вещь – готовый предмет, который встречается в природе.

Продукт – результат человеческого труда, способный удовлетворять ту или иную человеческую потребность.

Свойства товара: потребительная стоимость и стоимость.

Потребительная стоимость – способность продукта удовлетворять ту или иную потребность человека (либо как средство производства, либо как предмет потребления).

Стоимость – общественный труд, воплощённый в товаре. Именно стоимость определяет пропорции при обмене, т. е. меновую стоимость.

Меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие товары в определённых пропорциях. Таким образом, меновая стоимость является формой выражения стоимости, её внешним проявлением.

Два свойства товара обусловлены двойственным характером труда воплощённого при производстве данного товара. Каждый труд можно рассматривать с двух сторон: как конкретный труд и как абстрактный труд.

Конкретный труд – это труд с определённой целенаправленностью, навыками, умением (т. е. профессиональный труд). Конкретный труд создаёт потребительную стоимость.

Абстрактный труд – затраты труда вообще (безотносительно к его конкретной форме), т. е. затраты мускульной, нервной, умственной энергии человека. Абстрактный труд создаёт стоимость.

Конкретный труд в условиях частной собственности выступает как частный труд, т. е. он не согласован с другими. Однако это только по форме. По сути, он общественный труд, поскольку при общественном разделении труда товаропроизводители связаны между собой, как производством, так и потреблением. Поскольку потребительная стоимость создаётся частным конкретным трудом без согласования с обществом она может не получать общественного признания, т. е. стоимость не будет реализована.

Таким образом, между частным и общественным трудом существует противоречие, которое проявляется в противоречии между потребительной стоимостью и стоимостью – основным противоречием товарного производства.

Стоимость создаётся трудом, однако её величина определяется не индивидуальными затратами того или иного производителя, а количеством труда общественно необходимого для производства данного товара.

Общественно необходимые затраты труда – затраты труда на производство единицы товара при средних общественно нормальных условиях производства. Общественно необходимые затраты труда измеряются общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время – время необходимое для изготовления какой-либо потребительной стоимости при определённых общественно нормальных условиях работы и среднем уровне умения и интенсивности труда. Общественно нормальные условия производства предусматривают использование производителем сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования нормального качества в рациональных нормах, определённую квалификацию рабочей силы и соответствующую организацию производства, т. е. среднее время.

Таким образом, величина стоимости товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Величина стоимости товара изменяется в зависимости от производительности труда. Производительность труда – количество изделий созданных в единицу времени, или величина времени, затраченная на единицу продукта. При росте производительности труда снижаются издержки на единицу продукции, в результате её стоимость уменьшается и наоборот.

Интенсивность – это напряжённость труда, которая измеряется количеством труда, затраченного в единицу времени. Изменение интенсивности труда влияет на стоимость массы произведённой продукции, но не влияет на стоимость единицы изделия.

Различают простой и сложный труд. Простой труд – труд, не требующий специальной подготовки, неквалифицированный труд. В условиях товарного производства простой труд является исходной базой, к которой приравниваются все виды сложного труда.

Сложный труд – это квалифицированный труд, т. е. труд работника обладающего определённой специальной подготовкой, которая требует предварительных затрат на получение квалификации. Сложный труд создаёт в единицу времени большую стоимость, чем простой.

Представители различных экономических школ по-разному трактуют категорию «стоимость». Так,

Согласно трудовой теории стоимости, основателями которой были представители классической школы У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и другие и которая получила завершённый вид в работах К. Маркса, величина стоимости тем больше, чем больше затрачено труда на производство товара. Однако трудовая теория стоимости не смогла ответить на вопросы:

- Каким образом и при помощи каких коэффициентов можно сопоставлять издержки производства простого и сложного труда?

- Что находится в основе признания затрат труда общественно необходимыми?

- Как связаны между собой издержки труда на производство товара и его полезность, а последняя с ценой?

- В каких всё-таки единицах измеряется стоимость товаров?

Другой подход к проблеме товара и его свойствам имели основатели теории предельной полезности К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас и др. Так, представители австрийской школы утверждали, что сведение стоимости к затратам труда, земли и капитала неприемлемо. Ценность, т. е. стоимость (в терминологии этой школы) зависит от полезности блага.

Если в трудовой теории стоимости полезность (потребительная стоимость) выступает в качестве носителя стоимости, то в теории предельной полезности именно полезность целиком и полностью определяет ценность (стоимость) того или иного блага.

Субъективная полезность – оценка потребителем полезности блага, которое ему (потребителю) предлагают. Конкретным выражением «субъективной полез­ности» того или иного блага (товара) является «предельная полезность», т. е. полезность «пре­дельного» (последнего) экземпляра, который удовлетворяет наименее значимую (предельную, последнюю) потребность в нем. Речь идёт об убывании желаемости данного блага по мере увеличения его потребления.

Например, купив видеомагнитофон, необходимо приобрести к нему и видеокассеты. Потребность к первой видеокассете будет наибольшей, поэтому для её приобретения покупатель готов заплатить значительно больше, чем она стоит, если она в продаже отсутствует. С приобретением каждой последующей видеокассеты, потребность в них постепенно уменьшается (происходит насыщение потребностей), поэтому субъективная оценка ценности каждой новой видеокассеты уменьшается, следовательно, уменьшается их предельная полезность, хотя по качеству они ничем не отличаются от первой. Поэтому покупка, например, 15-ой видеокассеты в данном случае является тем «последним экземпляром», который удовлет­воряет «предельную потребность» и имеет «предельную полезность», которая и определяет рыночную цену видеокассеты.

Оценка полезности даётся субъектом, поэтому эта теория называется субъективной. Таким образом, цена товара прямо зависит от уровня удовлетворения потребности в нём. Однако вне этой теории остаётся проблема производства, издержек.

На рубеже ХІХ-ХХ вв. возникло неоклассическое направление, которое составляет теоретические основы современных исследований рыночного хозяйства. А. Маршалл, Дж. Б. Кларк, Л. Вальрас, В. Паретто соединили классическую трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности, этот подход характерен и для автора учебника «Экономикс» П. Самуэльсона. В неоклассической теории цена равновесия является синтезом полезности и издержек производства. Стоимость того или иного товара (экономического блага) должна быть синтезом результатов и затрат, измеряться не только затратами, но и степенью полезного эффекта. Равновесная цена – цена, при которой спрос равен предложению. Именно эта категория является одной из основных в анализе рыночного механизма.

В условиях конкуренция между продавцами за по­купателя, между покупателями, между продавцами и покупателями, из многих субъективных оценок того или иного товара выводится его объективная оценка, т. е. стоимость товара, а общая предельная полезность будет совпадать с одной из индивидуальных. Общественная предельная полезность – цена, ниже которой никто на рынке не продаёт, выше – никто не покупает. Общественная оценка предельной полезности устанавливается при равенстве спроса и предложения на данный товар и измеряется ценой равновесия, то есть стоимостью.

Более сложная модель теории предельной полезности возникает, когда необходимо определить цену данного экземпляра товара среди всех товаров, то есть в условиях конкуренции между продуктами труда всех товаропроизводителей. В этих условиях цена на рынке конкретного вида товара соответствует его месту в совокупности предельных полезностей всей товарной массы, а общественная предельная полезность выводится по принципу равнодействующих оценок индивидуумов. Аналогично оценивается стоимость любого ресурса, фактора, который используется для производства товара.

Закон стоимости является законом функционирования и развития товарного производства. Данный закон регулирует связи между товаропроизводителями, а также распределяет и стимулирует общественный труд в условиях товарного производства.

Закон стоимости — это закон, который предусматривает, что производство и обмен товаров должны осуществляться на основе их стоимости, то есть как обмен эквивалентов.

Закон стоимости отвечает как теории трудовой стоимости, так и теории предельной полезности. Если стоимость товара должна детерминировать два фактора — расхода труда и степени ценности его для потребителя, то эквивалентность обмена, в соответствии с законом стоимости, допускает эквивалентность обоих факторов. Закон стоимости действует через отклонение цен от стоимости. Колебание цен является механизмом действия закона стоимости.

Мы уже выяснили, что стоимость товаров определяется общественно необходимыми затратами труда. Это чётко проявляется на рынке. Производители одинаковых товаров имеют разные индивидуальные затраты, однако на рынке они находятся в одинаковых условиях: они обменивают свои товары по одинаковым соотношениям на другие товары, подчиняясь требованиям закона стоимости, через механизм спроса и предложения.

Сущность закона стоимости состоит в том, что производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми (средними) затратами труда на их производство, т. е. по стоимости.

В условиях развитого товарного производства он требует, чтобы цены на товары устанавливались на уровне стоимости товаров.

Необходимые условия действия закона стоимости:

- Обмен товаров носит регулярный характер.

- Товары производятся в количестве, соответствующем взаимной потребности в них, которое устанавливается опытом в результате продолжительного обмена.

- Отсутствие естественной или искусственной монополии, которая давала бы возможность сторонам, заключающих сделку, продавать товары выше или ниже стоимости.

Следовательно, необходимо, чтобы спрос и предложение могли взаимодействовать, оказывая влияние на производство и обмен товаров, порождая конкуренцию.

В рыночной экономике закон стоимости выполняет такие функции (рис. 3):

 

Рис. 3. Функции закона стоимости

 

Следовательно, регулирующее действие закона стоимости проявляется в колебании цен вокруг стоимости, поэтому он одновременно является и законом цен.

В классическом виде (когда цены товаров колеблются вокруг стоимости) закон стоимости действовал только в условиях простого товарного производства. В эпоху домонополистического капитализма, с превращением стоимости товаров на цены производства, закон стоимости действует в форме колебания цен вокруг цен производства.

Однако ценообразование не на все товары регулируется законом стоимости. В современной планомерно-рыночной экономике расширяется круг объектов, в основе цены которых лежит капитализация (необработанная земля, ценные бумаги и т. п.). Капитализация доходов – это определение цены определённого объекта куплей-продажей на основе дохода, который приносит этот объект. Кроме того, существует ценообразование, при котором цена определяется только соотношением спроса и предложения (произведения искусства и т. п.).

Кроме того, закон стоимости не может решить проблему диспропорциональности хозяйства в современных условиях, эту функцию частично выполняет государство.

Таким образом, закон стоимости способствует стимулированию и развитию производства. Одновременно он стимулирует прогресс производства, поскольку экономическими методами избавляет товарное производство от неэффективных предприятий. Это, в свою очередь, активно воздействует на развитие общественных потребностей, ускоряя тем самым научно-технический и общественный прогресс.

Анализ товарного производства будет не полным без рассмотрения процесса развития обмена товаров и образования новых экономических форм.



2015-11-18 862 Обсуждений (0)
Экономические и неэкономические блага. Товар и его свойства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономические и неэкономические блага. Товар и его свойства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (862)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)