Тема «Овощи» (1-я неделя). Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления
Е. Агранович Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.
В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей. Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, на выполнение типовой Программы обучения и воспитания в детском саду, а также методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР. Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, воспитателей массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей.
От автора В данном пособии представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения с сентября по май включительно, а также — различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте. Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т.е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР. Дидактический материал также может быть использован воспитателями логопедических групп ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.
Примерное тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе ДОУ (ОНР, ФФНР) Сентябрь 1, 2, 3-я недели - обследование ребенка специалистом. 4-я неделя - «Осенняя ярмарка. Сад-огород» (овощи, фрукты, ягоды).
Октябрь 1-я неделя - «Откуда хлеб пришел?» 2-я неделя - «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы» 3-я неделя - «Дом. Мебель» 4-я неделя - «Лиственные деревья. Грибы»
Ноябрь 1-я неделя - «Домашние животные» 2-я неделя - «Перелетные птицы» 3-я неделя - «Звери наших лесов» 4-я неделя - «Осень» (обобщение).
Декабрь 1-я неделя - «Библиотека» 2-я неделя - «Зимующие птицы» 3-я неделя - «Хвойные деревья» 4-я неделя - «Новый год»
Январь 1-я неделя - зимние каникулы. 2-я неделя - «Зимние забавы» 3-я неделя - «Наш город. Моя улица» 4-я неделя - «Как звери зимуют» (дикие животные зимой).
Февраль 1-я неделя - «Игрушки. Русская народная игрушка» 2-я неделя - «Транспорт. Правила дорожного движения» 3-я неделя - «День защитника Отечества. Военные профессии» 4-я неделя - «Зима» (обобщение).
Март 1-я неделя - «Почта. Профессии» 2-я неделя - «8 Марта. Женские профессии» 3-я неделя - «Животные холодных стран» 4-я неделя - «Животные жарких стран»
Апрель 1-я неделя - «Перелетные птицы» 2-я неделя - «День космонавтики» 3-я неделя - «Школа. Школьные принадлежности» 4-я неделя - «Орудия труда и инструменты. Профессии» (обобщение).
Май 1-я неделя – «День Победы» 2-я неделя – «Сад, парк, луг. Лес — наше богатство» 3-я неделя – « Насекомые» 4-я неделя – «Весна (обобщение). Времена года»
Примерное планирование работы в старшей логопедической группе ДОУ (ОНР) Сентябрь 1, 2, 3-я недели - обследование ребенка специалистом 4-я неделя — «Детский сад» Октябрь 1-я неделя - «Овощи» 2-я неделя - «Фрукты» 3-я неделя - «Сад-огород. Ягоды» 4-я неделя - «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы» Ноябрь 1-я неделя - «Домашние птицы» 2-я неделя - «Перелетные птицы» 3-я неделя - «Игрушки» 4-я неделя - «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья»
Декабрь 1-я неделя - «Зимующие птицы» 2-я неделя - «Зимние забавы» 3-я неделя - «Хвойные деревья» 4-я неделя - «Новый год»
Январь 1-я неделя – зимние каникулы. 2-я неделя - «Зимняя одежда, обувь, головные уборы. 3-я неделя - «Домашние животные» 4-я неделя - «Дикие животные наших лесов»
Февраль 1-я неделя – «Наша пища. Труд повара. Посуда» 2-я неделя - «Транспорт» 3-я неделя - «День защитника Отечества» 4-я неделя - «Зима» (обобщение).
Март 1-я неделя – «Ранняя весна» 2-я неделя - «Мамин праздник. Женские профессии» 3-я неделя - «Моя семья» 4-я неделя – «Перелетные птицы»
Апрель 1-я неделя – «Наш город. Дом» 2-я неделя - «Мебель» 3-я неделя - «Рыбы» 4-я неделя - «Комнатные растения» Май 1-я неделя – «День Победы» 2-я неделя - «Весна. Растения луга и сада» 3-я неделя - «Насекомые» 4-я неделя - «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной СТАРШАЯ ГРУППА Сентябрь Тема «Детский сад» (4-я неделя) Задание 1. Родителям рекомендуется: объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад; совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой; рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду; выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым. Задание 2.Рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду. Задание 3. Выучить стихотворение: Мы приходим в детский сад — там игрушки стоят. Паровоз, пароход дожидаются ребят. Задание 4. Построить детский сад из строительного материала (кубиков). Октябрь Тема «Овощи» (1-я неделя) Задание 1.Родителям рекомендуется: рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец; объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»; обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус; по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...); совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей. Задание 2.Рассмотреть картинки с изображением овощей. Задание 3.Отгадать загадки, выучить по выбору: · Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице. (Морковь) · Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка) · Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка) · Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис) · Голова на ножке, в голове - горошки. (Горох) · Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец) · Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи - меня ищи. (Капуста) · Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) Задание 4,Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец - огурчик, помидор - помидорчик... Задание 5. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): огурец - огурцы, помидор - помидоры... Задание 6.Дидактическая игра «Подскажи словечко». · Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы? Я... (свекла). · Летом в огороде - свежие, зеленые, А зимою в бочке - желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы) Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану: Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)? Какой на вкус? Что из него готовят? Задание 8.Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными). Морковь (какая?) - оранжевая, помидор (какой?) - ... Огурец (какой?) - овальный, репка (какая?) - ... Задание 9.Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.
Задание 10.Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».
Задание 11.Прослушать стихотворение. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат — Наша грядка просто клад. Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, То запомнил обязательно. Отвечай-ка по порядку: Что растет на нашей грядке? (В. Коркин) Задание 12.Прослушать стихотворение. Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох! Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, ох! И суп овощной оказался неплох! (Ю. Ту в им) Вопрос. Из чего хозяйка варила суп? Задание 13.Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.
Тема «Фрукты» (2-я неделя) Задание 1.Родителям рекомендуется: рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»; обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус; по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте); рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов. Задание 2.Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах. Задание3. Отгадать загадки. · Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко) · На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива) Задание 4.Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа существительных): яблоко - яблоки, груша - ..., слива - ..., персик - ..., банан - .... Задание5. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко - яблочко, лимон - ..., банан - ..., апельсин - .... Задание 6.Подобрать родственные слова: яблоко - яблочко, яблоня, яблочный; вишня - вишенка, вишневый; смородина - смородинка, смородиновый; лимон - лимончик, лимонный. Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное. Задание 8.Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану: Что это? Где растет? Каков внешний вид (величина, форма, цвет)? Каков на вкус? Что из него готовят? Задание 9.Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один - одна - одно, два – две), одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона ... пять лимонов; одна слива, две сливы ... пять слив. Задание 10.Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблока - яблочный; варенье из яблок - яблочное; сок из груши - ...; варенье из груши - ...; сок из апельсина - ..., варенье из апельсина - .... Задание 11.Дидактическая игра «Что где растет»: яблоко - на яблоне, слива - на ..., груша - на .... Задание 12.Отгадать описательную загадку. · Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко) Задание 13.Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты). Задание 14.Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4754)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |