Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Временные ориентиры в процессе социализации личности



2015-11-18 664 Обсуждений (0)
Временные ориентиры в процессе социализации личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Существуют многообразные подходы к изучению личности, выявлению и определению компонентов, составляющих ее психологическую структуру. Исходя из общепсихологической трактовки личности как «системного» (общественного) качества человека (А. Н. Леонтьев) и конкретизировав это качество как субъектный уровень включенности человека в мир, можно выделить следующие направления исследований личности в отечественной психологии:

1) исследования личности как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути человека (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин, К. А. Абульханова-Славская и др.);

2) психологические исследования личности как субъекта предметной деятельности (А. Н. Леонтьев, В. И. Зинченко, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Г. Асмолов и др.);

3) исследования личности как субъекта общения (А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, В. Н. Панферов, М. М. Бахтин, М. С. Каган, Г. М. Андреева, Л. А. Петровская, А. А. Леонтьев и др.);

4) психологическое исследование личности как субъекта самосознания (И. С. Кон, С. Г. Якобсон, В. В. Столин, Л. В. Бороздина, И. И. Чесноко-ва и др.).

Каждое направление действительно отражает отдельные свойства психической регуляции, реальные особенности личности, связь индивидуальных характеристик личности с особенностями и эффективностью деятельности, однако они не в полной мере раскрывают динамику ее становления и развития, формирования и функционирования отдельных подструктур личности на протяжении всего времени реальной жизни, «времени человеческого бытия» (Н. Н. Трубников).

Мы же предприняли попытку рассмотреть психологическую структуру личности, развития и функционирования ее отдельных подструктур и систем во временном аспекте. В этом плане психическая организация человека, его личности как субъекта «познания, труда и общения» (Б. Г. Ананьев) анализируется нами как многомерное, многоуровневое целостное образование, гетерохронное по признакам возникновения, становления и функционирования.

Такой подход продиктован поисками путей разработки общепсихологической модели личности, ее топологической, временной структуры


образования, становления и функционирования составляющих ее элементов и подструктур во временном пространстве жизнедеятельности. В качестве историко-методологического обоснования такого подхода проведем сравнительный ретроспективный анализ основных психологических концепций описания личности: это концепции когнитивного, гуманистического и психоаналитического направления, а также концепции системно-деятельностного подхода.

Когнитивным концепциямуделяется много внимания в западной психологии, которая трактует поведение личности как функцию внутренних структурных образований, сформированных в процессе взаимоотношений человека с окружающим миром. В подобных концепциях выделяются когнитивные элементы структуры личности, отражающие роль познавательных, в том числе мыслительных, процессов (восприятия, памяти, процессов принятия решений, программы, планы и структуры поведения, способы их реализации) и особенности психологических механизмов формирования внешних реакций. Наиболее значительные результаты в этой области получены в исследованиях памяти (Р. Аткинсона, Ф. Кликса), мышления (Т. Бауэра), в области изучения эмоций (Ч. Коха), личности (Дж. Кел-ли) и других исследователей. Однако все они были посвящены не столько решению прикладных задач, сколько фундаментальным исследованиям отдельных закономерностей психической регуляции, прежде всего механизмов приема и переработки информации человеком. Поэтому они не претендуют на описание целостной личности, ее структуры, особенностей становления и психической организации во взаимодействии с миром.

Гуманистическое направлениев психологии исследования личности, содержащее весьма глубокие теоретические разработки концепции личности, рассматривает ее как целостное и неповторимое образование (А. Маслоу, К. Роджерс, С. Джурард). Заслуживает внимания акцент гуманистической психологии на специфике человека как объекта познания, критическое отношение к интенции строить научную психологию по образцу естественных наук, тем самым удается избежать дегуманизации человека. Здесь исследуемый «свободен познавать исследователя так же, как исследователь познает его». В этом определении содержится ряд базовых категорий данного подхода—свобода личности, ответственность, личностный рост и самоактуализация. Известная абсолютизация самопознания резко отличает рассматриваемую ориентацию от когнитивного и бихевиористического подхода.

4-2907

Гуманистический подход

Когнитивный подход


Актуализация, или рост личности, — это стержневое понятие гуманистической психологии, которое более всего приближается, по нашему мнению, к пониманию личности, ее развития как непрерывного процесса, осуществляемого в течение всего времени жизни. Хотя в концепции гуманистической психологии в развитии личности доминантой признается значимость настоящего момента («здесь и теперь», К. Роджерс) и оно оказывается тем ограниченным временем, которое необходимо для реализации ее потенциала, для личностного роста, мы считаем возможным в нашей интерпретации временной структуры развития личности и функционирования ее во времени исходить из некоторых положений, принципов гуманистической психологии. Актуализация личности, по Маслоу, достигается как продукт ее устремленности к высоким целям, поиску истины, счастья, справедливости. Такой подход тождествен нашему пониманию идеи развития личности в онтогенезе как «стрелы времени», совмещающей интеграцию социальной динамики и хронотопической детерминации развития, интеграцию биологического, исторического и психологического времени.

Вместе с тем основная цель личности в противостоящей ей среде — преобразование социального окружения, даже его разрушение. Становление личности происходит в известном смысле в агрессивной среде, и значительную роль в этом развитии играют механизмы психологической защиты.

Концепция психологической защиты — одно из многомерных и многокачественных явлений психоаналитического подхода к проблеме социализацииличности, основа теории психологической адаптации личности в онтогенезе.

Согласно постулатам психоаналитического направления в исследовании личности механизмы психологической защиты онтогенетически развиваются в течение всей жизни человека для решения проблем адаптации или удовлетворения потребности «здесь и теперь» и дают индивиду возможность отсроченного, опосредованного, идеального или паллиативного решения универсальных проблем адаптации и удовлетворения базисных потребностей.

Сильное психическое напряжение или внутриличностный конфликт требует более интенсивного функционирования механизмов психологической защиты. Если ее главная функция — сохранение позитивного образа Я при любых угрожающих ему изменениях, то их образование может быть связано с первым отрицательным опытом спонтанного самовыражения. Для обозначения этих внешних сил, ограничивающих



2015-11-18 664 Обсуждений (0)
Временные ориентиры в процессе социализации личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Временные ориентиры в процессе социализации личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)