РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕСЕНИЮ В ПОЧВУ ОРГАНИЧЕСКИХ ОТХОДОВ, ДЕЗАКТИВАЦИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
1. Образующиеся в процессе дезактивации органические отходы (навоз, снятый верхний слой почвы, собранная растительность) могут быть использованы в качестве органического удобрения. 2. Перед внесением в почву органические остатки (солому, сено) целесообразно измельчить и перемешать до состояния, пригодного для механизированного разбрасывания по поверхности почвы. Измельчение соломы и сена производить на механизмах, используемых для приготовления грубых кормов в животноводстве. 3. Приготовленную смесь с помощью навозоразбрасывателей транспортируют и разбрасывают по полям, уровень загрязнения которых не ниже загрязнения смеси. Возможно использовать для этих целей автосамосвалы, путем разгрузки органической массы при медленном движении. 4. Примерная масса вносимых отходов на один гектар 40-60 т (4-6 кг/м2). ОНИС ГКАЭ Архипов Н.П., Базылев В.В., Мартюшов В.В. Однако, несмотря на эти правильные рекомендации и решение Председателя Правительственной комиссии Ю.Д. Маслюкова о порядке обращения и захоронения отходов, рекомендации выполнены были лишь частично. Сжигать же горючие отходы, даже слаборадиоактивные, у которых загрязненность была ниже, чем на окружающей территории Председатель Правительственной комиссии в то время не решился, хотя и утвердил такие предложения. Указанные предложения ОНИС являются актуальными и до настоящего времени на всех территориях, где имеются слаборадиоактивные отходы. Как уже отмечалось, ежедневно к заседанию Правительственной комиссии готовились вопросы для принятия решений Комиссии. Редкие были дни, когда член Правительственной комиссии от Мин-средмаша не получал бы подобные задания. В качестве примера приведен перечень таких вопросов к заседаниям 25 июня и 27 июня 1986 г.
ВОПРОСЫ К ЗАСЕДАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ 25 ИЮНЯ
1. В связи с малой эффективностью заливки бетоном стенки биологической защиты т. Корсуну поручалось решить вопрос о применении новой технологии и создания этой стенки. 2. Решением Правительственной комиссии от 19 июня было поручено Минэнерго, Минобороны и Минсредмашу представить оперативной группе Госстандарта сведения о порядке использования дозиметрических, радиометрических и спектрометрических приборов в Чернобыле и 30-км зоне и согласовать график их проверки. По сообщению Госстандарта работа еще не развернута. 3. Работы по закреплению грунтов в основном проводятся бардой и латексом. Во время дождей барда смывается. В настоящее время научным центром 1039, организациями АН СССР, АН УССР и другими опробован ряд других составов для более длительного закрепления грунтов, в т.ч. труднорастворимых. Целесообразно поручить оперативной группе Минсредмаша (т. Круглову) совместно с представителями Минэнерго, УНХВ, АН СССР, АН УССР, Минхимпрома рассмотреть все предложения и представить на утверждение Правительственной комиссии график на июль месяц работ по закреплению грунтов от пылеуноса и смыва.
ВОПРОСЫ К ЗАСЕДАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ 27 ИЮНЯ
1. До настоящего времени Минэнерго СССР не представил график по проведению работ по устройству "стены в грунте" и проект решения Правительственной комиссии о назначении комиссии по приемке в эксплуатацию охлаждаемой плиты под реактором блока №4. Целесообразно поручить тт. Корсуну и Круглову сегодня (27 июня) представить на утверждение эти документы. 2. На заседании Правительственной комиссии 25 июня т. Круг-лову было поручено 26 июня подготовить усовершенствованную конструкцию контейнеров, уточнить потребность в контейнерах, в частности, для захоронения почвы, которая будет снята в районе "Рыжего" леса. Целесообразно заслушать т. Кочеткова О.А. о предложениях по новым правилам Минздрава СССР для работы на АЭС (О.А. Кочетков - начальник отдела Института биофизики Минздрава СССР в Правительственной комиссии сменил профессора В. С. Коцеева). 3. Для проведения работ по устройству дренажных скважин, выполняемых Минмонтажспецстроем СССР, необходимо решить вопрос об обеспечении электроэнергией. Целесообразно заслушать по этому вопросу т. Корсуна.
На Правительственной комиссии не только были ежедневные доклады представителей министерств о выполненных работах, но и выявлялись причины срывов. Перед прибытием зарубежных уникальных кранов "Демаг" (в стране их было только 4) для монтажа оборудования "Саркофага" много было претензий к представителям Совмина Украины. Они слабо контролировали транспортировку оборудования кранов по территории Украины и других республик. Систематически члены Правительственной комиссии в письменном виде представляли ее Председателю своеобразные итоговые доклады - краткие отчеты о работе по ликвидации последствий аварии. Как отмечалось выше, Правительственную комиссию под председательством Ю.Д. Маслюкова сменила комиссия В.К. Гусева. В это время по утвержденному графику строились могильники для постоянного хранения радиоактивных етходов, продолжалась дезактивация территорий, как на площадке ЧАЭС, так и в пределах 30-км зоны. Заканчивалось проектирование "Саркофага", интенсивно строилась УС-605 защитная стена около машзала 4-го блока и бетонные заводы. Уже к 10.07.86 г. был пущен 3-й бетонный завод. Совершенствовалась работа пунктов дезактивации и специальной обработки (ПуСО), которые практически очищали от радиоактивных веществ весь транспорт и другое оборудование, используемое на территории ЧАЭС. В этот период площадку посетили секретарь ЦК Компартии Украины В.В. Щербицкий, министр среднего машиностроения Е.П. Славский, министр обороны СССР и другие руководители, с участием которых В.Г. Гусев проводил заседания Правительственной комиссии, уточнял задачи по быстрейшей ликвидации последствий катастрофы. Катастрофа на ЧАЭС показала необходимость выделения из состава Министерства энергетики и электрификации атомных станций. В июле 1986 г. было образовано Министерство атомной энергетики СССР. На базе Минсредмаша и нового министерства 27.06.89 г. образовано Министерство атомной энергетики и промышленности. 17.07.89 г. министром стал В.Ф. Коновалов. В связи с необходимостью дальнейшего совершенствования системы управления работами в зоне ЧАЭС и в других районах радиоактивного загрязнения, в сентябре 1986 года ОГ приняла решение о прекращении деятельности ПК сменных составов. Была создана ПК по ликвидации последствий аварий на ЧАЭС с рабочим органом в составе бюро СМ СССР по топливно-энергетическому комплексу на постоянной основе под руководством Б.Е. Щербины. В 1989 году его сменил заместитель Председателя СМ СССР В.Х. Догужиев, возглавивший Государственную комиссию СМ СССР по чрезвычайным ситуациям. С октября 1986 года заседания ОГ ПБ перестали быть регулярными, а 14 января 1988 г. ЦК КПСС принял Постановление "О деятельности Оперативной группы Политбюро ЦК КПСС". Работа ОГ была признана положительной. В связи с выполненными задачами ЦК КПСС принял решение о прекращении ее работы. В документальной повести Н.Д. Тараканова "Две трагедии XX века" (М., 1992 г.) с обидой на высшее руководство представлено отстранение генерала армии А.Т. Алтунина - Начальника ГО СССР от руководства ОГ МО СССР в зоне ЧАЭС (назначен решением министра обороны 2 мая 1986 г.) [12]: "... А.Т. Алтунина отстранили ретивые начальники и отправили его в Москву с упреками. К управлению были подключены армейские генералы, порою совершенно некомпетентные..." В этой же повести предложен альтернативный вариант Правительственной комиссии Гражданской обороны СССР с ее штабом, основными управлениями, с подчинением всех необходимых сил и средств ГО, гражданских министерств и ведомств, воинских частей МО. Что можно сказать сейчас по этому поводу, фактически много лет спустя после катастрофы? Министерства среднего машиностроения, энергетики и электрификации, здравоохранения. Гражданская оборона СССР оказались фактически не готовыми к немедленным действиям по локализации крупномасштабной катастрофы на АЭС и ликвидации ее последствий. Утверждения о том, что ГО СССР готовилась к защите населения на военное время, не выдерживают никакой элементарной критики. Если в мирное время, на ЧАЭС формирования ГО не смогли организованно вступить в борьбу с возникшей бедой, то во время военных действий условия были бы еще тяжелее и последствия -значительней. Создание правительственной комиссии и ОГ Политбюро обеспечило жесткое и качественное управление всем ходом работ по локализации катастрофы и ликвидации ее последствий с привлечением необходимых сил и средств всей страны. Отмечая в целом огромную роль верхних звеньев в управлении, в организации и координации работ по локализации, а потом и ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, необходимо обратить внимание и на непонятное, пассивное отношение бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева к поездке в район катастрофы. Н.И. Рыжков в книге "Перестройка: История предательств" недоумевает по этому поводу: "...почему он так и не был в Чернобыле? Почему он ни разу не приехал ни в одну "горячую точку"? Ни в Карабах, ни в Тбилиси, ни в Сумгаит, ни в Баку, ни в Вильнюс?.." Подводя итоги изложенному, можно отметить, что высшая оценка деятельности Оперативной группы Политбюро дана академиком В.А. Легасовым: "Я не знаю ни одного ни крупного, ни мелкого события, которое не было бы в поле зрения Оперативной группы Политбюро. Должен сказать, что ее заседания, ее решении носили очень спокойный, сдержанный характер с максимальным стремлением опереться на точки зрения специалистов, но всячески сопоставляя точки зрения различных специалистов. Для меня это был образец правильно организованной работы. При этом в своих решениях Оперативная группа стремилась всегда идти по пути максимальной защиты интересов людей". Вместе с тем было неправильным говорить обо всем в розовом свете. Так, В.Н. Шишкин, заместитель начальника Главного управления Министерства строительства электростанций, по этому поводу отмечает [7]: "... со дня страшной трагедии, из памяти ушли многие события, их последовательность, но одно запомнилось ясно - растерянность в первые дни после аварии руководителей ЧАЭС, Министерства и Правительственной комиссии. В некоторых случаях, очевидно, были незнание, как правильно поступить в создавшейся ситуации, ошибочность принимаемых решений с расчетом на самоотверженность людей, которая ими и проявлялась ежедневно и ежечасно". В отдельных случаях решения о создании руководящих органов ликвидацией последствий катастрофы принималось не министерствами и ведомствами, а вышестоящими звеньями управления персонально. Известно, что вначале организация медицинского обследования эвакуированного из района катастрофы населения и оказание ему врачебной помощи имели серьезные недостатки. Об этом отмечалось уже на первом заседании Оперативной группы Политбюро ЦК КПСС 29 апреля 1986г. Так, в протоколе № 1 этого заседания, отмечалось (пункт 3): "Об организации медицинского обслуживания населения в районах радиоактивного загрязнения. Обратить внимание т. Буренкова на серьезные недостатки в организации медицинского обследования населения, эвакуированного из района аварии, и оказания необходимой врачебной помощи. Обязать т. Буренкова срочно вылететь на место для принятия исчерпывающих мер по коренному улучшению всей этой работы". Во исполнение решения заседания ОГ ПБ ЦК КПСС уже 1 мая 1986 г. распоряжением СМ СССР была создана правительственная комиссия для обеспечения единого руководства оказанием меди-I (инской помощи пострадавшим в результате радиационной аварии. Руководитель - первый заместитель министра здравоохранения ЩепинО.П. Всем министерствам и ведомствам СССР, в том числе и республиканским, местным органам власти предписывалось безусловное выполнение решений и поручений комиссии по вопросам, входящим в ее компетенцию. Необходимо осветить нетривиальный алгоритм создания этой правительственной комиссии. В монографии "До и после Чернобыля" один из ее авторов (А.И. Воробьев - член-корреспондент Академии медицинских наук, 1986 г.) достаточно подробно раскрывает обстоятельства этого события. С первых дней после катастрофы, понимая ее масштабы, А.И. Воробьев включился в процесс оказания помощи пострадавшим от радиации, как в 6-й больнице (Клинический отдел Института Биофизики), так и в районе ЧАЭС. Прибегнув к помощи своего пациента в Кремлевской больнице (первого заместителя КГБ Бобкова Д.Д.), Воробьев А.И. вместе с ним 1-го мая побывал в 6-й больнице, а потом они отправились в Кремль, на заседание ОГ ПБ ЦК КПСС. После доклада представителя Института биофизики о ситуации с больными, о нуждах 6-ой больницы (в это время в ней находилось более 200 больных с острой лучевой болезнью) было предложение выступить А.И. Воробьеву. Он в конце своего доклада предложил создать специальную Правительственную медицинскую комиссию, в которую входили бы и представители других министерств. Медицинская правительственная комиссия СССР активно включилась в процесс ЛПК. Так, уже в день своего создания (1 мая 1986 г.) Председатель ПК О.П. Щепин ВЧ-граммой министрам охраны здоровья республик, распорядился о ежедневных докладах в Минздрав СССР до 9.00 утра, в том числе о количестве выявленных, обследованных, прошедших санитарную обработку и госпитализированных лиц из-за катастрофы на ЧАЭС, нарастающим итогом за каждый день. Первое донесение предписывалось представить 2 мая 1986 г. [16, с. 92]. 3 мая 1986 г. система управления ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС пополнилась еще одним звеном управления на Украине. Распоряжением первого секретаря ЦК КПУ В. Щербицко-го была создана оперативная группа политбюро ЦК КПУ. Руководитель ОГ Ляшко А.П. - председатель СМ Украины. Определены основные задачи [12]: l проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы; l эвакуация населения из опасных зон, его размещение, медицинская помощь и др.; l обеспечение непрерывного контроля за состоянием окружающей среды и осуществление необходимых мероприятий по ее нормализации; l повышение подготовленности на случай осложнения обстановки; l оценка сложившейся обстановки в г. Киеве, Киевской области и других местах республики. Первое заседание ОГ ПБ ЦК КПУ состоялось 3 мая 1986 г. Было определено, что заседания будут проводиться ежедневно в 10 часов, продолжительность до 1 часа. На первом заседании был рассмотрен обширный перечень вопросов, в том числе [12]: l выполнение распоряжений ПК, связанных с ЛПК на ЧАЭС; l обеспечение качественного проведения эвакуации населения из 10-км зоны (время и очередность проведения эвакуации определяет ПК). О размещении населения по новому месту жительства, обеспечении его работой, прием детей в школы и дошкольные учреждения. Торговля, бытовое обслуживание; l медицинское обслуживание: учет, развертывание медицинских пунктов, откомандирование медицинских работников из других областей; l о выезде иностранных граждан; l о создании специальной ПК СССР по медицинским вопросам. Широкий спектр поднятых вопросов на 1-м заседании ОГ ПБ ЦК КПУ и конкретные решения свидетельствуют о широких полномочиях данного звена управления и желании членов ОГ обеспечить наивысшую эффективность системы ЛПК на ЧАЭС, созданной и функционирующей на Украине. Вместе с тем, это звено управления не дублировало ПК СССР, ОГ ПБ ЦК КПСС, а обеспечивало, координировало, руководило на республиканском уровне деятельностью министерств и ведомств республики с учетом указаний высших звеньев управления СССР.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (620)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |