Тема 1. Общая характеристика экономики и экономической науки
Информационно-обучающая Рабочая тетрадь По курсу «Экономика организации»
Иркутск 2013
Раздел 1. Введение в экономическую науку Тема 1. Общая характеристика экономики и экономической науки 1.1 Краткое содержание лекции В современном глобальном, высокотехнологичном мире никто не может быть абсолютно независимым от мира экономики, потому что этот мир вокруг нас. Всем без исключения знакомы термины «деньги», «цена», «инфляция», «налог» и т.д. Экономика – это часть нашей повседневной жизни. Жить без экономических знаний можно, но неудобно и даже опасно. Тот, кто ими пренебрегает, рискует оказаться обманутым или попасть в затруднительное положение. Слово «экономика»происходит от греческого oikonomia («ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон), то есть законы хозяйства или законы ведения домашнего хозяйства. В IV в. до н. э. древнегреческий философ Ксенофонт (430-354 гг. до н. э.) написал книгу «Ойкономикос», где изложил разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия.
«Экономика» – это очень общее понятие. Давать ему жёсткое определение всё равно, что пытаться однозначно истолковать слова «жизнь», «любовь» или «счастье». Но сегодня слово «экономика» мы, как правило, употребляем в одном из трёх его значений.
1. Применяя термин «экономика» в первом значении, мы говорим: экономика феодальная, экономика рыночная, экономика административно-командная.
Мы очень часто говорим «экономика Иркутска», «экономика Иркутской области», «экономика России», «экономика стран СНГ», «мировая экономика», в этих случаях в слово «экономика» мы уже вкладываем несколько иной смысл, чем в приведенном ранее определении.
2. Ознакомьтесь со следующим определением термина «экономика»!
Следует отметить, что экономика невозможна без участников экономической жизни, то есть экономических агентов.
Три главных экономических агента: домохозяйства –
фирмы –
государство –
3. Со времён глубокой древности экономика – сфера деятельности человека, связанная с необходимостью удовлетворения жизненных нужд (в питании, одежде, отдыхе, жилье т.д.). И хотя сегодня проблема физического выживания человека в развитых странах ушла на второй план, необходимость удовлетворить жизненные нужды не исчезла. В этом все люди похожи друг на друга. Но у каждого человека есть свои представления о том, что удовлетворит его нужды наилучшим образом, то есть потребности людей индивидуальны.
Функционирование экономических агентов можно рассматривать на микро- и макроуровнях. Поэтому выделяют две большие области экономической науки:
Чем больше у страны возможностей для производства благ, чем лучше в ней организована экономическая деятельность, тем богаче живут её граждане.
Потребности семьи складываются из потребностей её отдельных членов. Вспомните, наверняка случались и в вашей семье ситуации, когда родители, бабушки и дедушки отказывали себе в чём-то, чтобы удовлетворить ваши потребности. Главная задача состоит в том, чтобы удовлетворение потребностей одного из членов семьи не заставляло других отказывать себе в потреблении благ первой необходимости. Великий учёный Адам Смит (1723-1790) писал: «Потребность в пище отдельного человека ограничена… пределами человеческого желудка, но стремление к комфорту и украшениям… кажется вовсе не имеет границ или, по крайней мере, определённых границ». Все мы, как правило, хотим иметь гораздо больше, чем можем себе позволить. При этом мы осознаём, что ресурсы, которыми мы располагаем, в частности доходы, ограниченны. В результате нам постоянно приходится выбирать, исходя из имеющихся возможностей.
Таблица 1 – Ресурсы и факторы производства
К ресурсам производства современной экономической науке также относят информацию и технологию (совокупность приёмов и способов обработки сырья и материалов), ряд исследователей предлагают дополнительно выделять в качестве факторов производства: энергетический, экологический, а также знания, управленческие способности и т.д. Однако, информация, технология и другие названные выше ресурсы, чтобы стать факторами производства, должны быть капитализированы. То есть с их помощью могут быть усовершенствованы элементы физического капитала.
Делая выбор, человек стремится использовать свои ресурсы так, чтобы они принесли ему больше благ. Однако, выбирая одни блага, мы вынуждены отказываться от других, также желанных благ, которые могли бы получить при помощи имеющихся ресурсов. Таким образом,
Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод как исследуется.
Исследуя хозяйственные процессы, экономика применяет ряд общенаучных методов познания, то есть методов, которые используют и другие общественные и естественные науки.
Таблица 2 – Методы научного исследования
Задание Заполните таблицу 3. Часть 1 – заполните примерами и формулировками определений пустые клетки на основании информации о классификации видов потребностей. Подберите из личного опыта факты для заполнения Части 2.
Таблица 3 – Классификация видов потребностей
Задание 1. Ответьте на вопрос: «Как, по Вашему мнению, у человека формируются новые потребности?» _ 2. Объясните, какую роль в процессе формирования новых потребностей играют радио, телевидение, газеты? _ 3. О чём говорит народная мудрость? Издавна в нашей стране сложились народные пословицы: «на вкус и на цвет товарищей нет», «о вкусах не спорят». Объясните экономический смысл этих поговорок. Обратите внимание на правильность употребления терминов «нужда» и «потребность». ______________ 4. Приведите примеры удовлетворения одной и той же потребности с помощью различных вещей в разных исторических эпохах; изменения способов удовлетворения одной и той же потребности с течением времени. _ Задание Американский психолог и медик Абрахам Маслоу предложил специальную модель – «пирамиду потребностей» (рисунок 1).
3-ия группа – стремление принадлежать к определенному кругу людей – социальные потребности (родственники, друзья, знакомые), ощущать их поддержку; 4-ая группа – желание завоевать признание, уважение, поднять свой престиж в глазах окружающих, то есть потребность в признании; 5-ая группа – стремление человека реализовать себя в этом мире, в своем деле, т.е. потребность в самореализации и самовыражении. На основании рисунка 1, ответьте на следующие вопросы: 1. Объясните переходы со ступени на ступень в «пирамиде потребностей» А. Маслоу. _ _____________ 2. Почему, по Вашему мнению, «пирамида потребностей» сужается на последующих ступенях? _______ __________________________ 3. Чем могут быть ограничены потребности отдельного члена семьи или общества в целом? _ 4. Можно ли сказать, что понятия «семья» и «домашнее хозяйство» – это одно и то же? ____________________ Задание 1. Заполните таблицу 4 и сделайте вывод о принципиальной разнице между экономическими и неэкономическими (даровыми, свободными) благами. Таблица4
Вывод:___ _______ __________________________
2. В столбце 2 таблице 5 приведён список благ, которые в разных ситуациях могут выступать как в качестве даровых, так и в качестве экономических. Определите, при каких условиях блага выступают как экономические, а при каких – как даровые, приведя свои примеры в пустых клетках столбцов 3 и 4. Таблица 5
Задание Более 200 лет назад французским экономистом Жаном Батистом Сэем (1767-1832) была предложена теория «трёх факторов производства». Согласно данной теории можно выделить три фактора производства: земля, капитал и труд. Но под воздействием научно-технического прогресса состав факторов производства расширяется. Объясните: 1) почему труд и предпринимательский талант рассматриваются как два разных фактора производства, ведь предприниматель так же, как маляр, экономист, врач или инженер, затрачивает свой труд? ____________________ _____________ 2) можно ли к факторам производства отнести деньги и время? Почему? _ 3) что понимается под фактором производства «информация», и почему «информацию» иногда выделяют в отдельный фактор производства? ______________ 4) почему обделенные природными ресурсами страны зачастую имеют более высокий уровень благосостояния, чем страны богатые по запасам природных ресурсов (сравните, например, Японию и Россию)? _____________ 5) какими способами может быть частично преодолена ограниченность ресурсов? ____________________ 6) в чём заключается экономический смысл этих пословиц. Обратите внимание на правильность употребления понятия «фактор производства». а) «Без топора не плотник, без иглы не портной!» ____________________ _____________б) «Труд кормит, а лень портит!» _______ _____________ в) Приведите пример пословицы об экономике: __________________________ _____________ __________________________ _____________ _____________
Изучите самостоятельно следующие вопросы, представьте результаты письменно!
1. Собственность как экономическое явление. Типы, формы и виды собственности _ _ _ _ _ _ _ _ _ _____________2. Натуральное и товарное хозяйство: понятие, сходства и различия _ _ _ _ _ _ _ _ _ ____________________
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (999)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |