Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Общая характеристика экономики и экономической науки



2015-11-18 999 Обсуждений (0)
Тема 1. Общая характеристика экономики и экономической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Информационно-обучающая

Рабочая тетрадь

По курсу «Экономика организации»

 

Иркутск 2013

 

Раздел 1. Введение в экономическую науку

Тема 1. Общая характеристика экономики и экономической науки

1.1 Краткое содержание лекции

В современном глобальном, высокотехнологичном мире никто не может быть абсолютно независимым от мира экономики, потому что этот мир вокруг нас. Всем без исключения знакомы термины «деньги», «цена», «инфляция», «налог» и т.д. Экономика – это часть нашей повседневной жизни. Жить без экономических знаний можно, но неудобно и даже опасно. Тот, кто ими пренебрегает, рискует оказаться обманутым или попасть в затруднительное положение.

Слово «экономика»происходит от греческого oikonomia («ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон), то есть законы хозяйства или законы ведения домашнего хозяйства.

В IV в. до н. э. древнегре­ческий философ Ксенофонт (430-354 гг. до н. э.) написал книгу «Ойкономикос», где изло­жил разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледе­лия.

 

«Экономика» – это очень общее понятие. Давать ему жёсткое определение всё равно, что пытаться однозначно истолковать слова «жизнь», «любовь» или «счастье». Но сегодня слово «экономика» мы, как правило, употребляем в одном из трёх его значений.

 

1. Применяя термин «экономика» в первом значении, мы говорим: экономика феодальная, экономика рыночная, экономика административно-командная.

 

экономика – это  

 

Мы очень часто говорим «экономика Иркутска», «экономика Иркутской области», «экономика России», «экономика стран СНГ», «мировая экономика», в этих случаях в слово «экономика» мы уже вкладываем несколько иной смысл, чем в приведенном ранее определении.

 

2. Ознакомьтесь со следующим определением термина «экономика»!

 

экономика – это хозяйство    

 

Следует отметить, что экономика невозможна без участников экономической жизни, то есть экономических агентов.

 

экономические агенты – этосубъекты экономических отношений, участвующие  

 

Три главных экономических агента:

домохозяйства

 

фирмы

 

государство

 

 

3. Со времён глубокой древности экономика – сфера деятельности человека, связанная с необходимостью удовлетворения жизненных нужд (в питании, одежде, отдыхе, жилье т.д.). И хотя сегодня проблема физического выживания человека в развитых странах ушла на второй план, необходимость удовлетворить жизненные нужды не исчезла. В этом все люди похожи друг на друга. Но у каждого человека есть свои представления о том, что удовлетворит его нужды наилучшим образом, то есть потребности людей индивидуальны.

 

потребность –    
благо –    
экономика –    

 

Функционирование экономических агентов можно рассматривать на микро- и макроуровнях. Поэтому выделяют две большие области экономической науки:

 

микроэкономика –  
макроэкономика –  

 

Чем больше у страны возможностей для производства благ, чем лучше в ней организована экономическая деятельность, тем богаче живут её граждане.

 

благо экономическое -  
благо неэкономическое (свободное, даровое) -  

 

Потребности семьи складываются из потребностей её от­дельных членов. Вспомните, наверняка случались и в вашей семье ситуации, когда родители, бабушки и дедушки отказы­вали себе в чём-то, чтобы удовлетворить ваши потребности. Главная задача состоит в том, чтобы удовлетворение потреб­ностей одного из членов семьи не заставляло других отказы­вать себе в потреблении благ первой необходимости.

Великий учёный Адам Смит (1723-1790) писал: «Потреб­ность в пище отдельного человека ограничена… пределами чело­веческого желудка, но стремление к комфорту и украшениям… кажется вовсе не имеет границ или, по крайней мере, определённых границ».

Все мы, как правило, хотим иметь гораздо больше, чем можем себе позволить. При этом мы осознаём, что ресурсы, которыми мы располагаем, в частности доходы, ограниченны. В результате нам постоянно при­ходится выбирать, исходя из имеющихся воз­можностей.

 

ресурсы производства –  
факторы производства –  

 

Таблица 1 – Ресурсы и факторы производства

ресурсы определение факторы определение доход
Природные   Земля      
Материальные   Капитал    
Финансовые        
Трудовые   Труд      
    Предпринимательство      

 

К ресурсам производства современной экономической науке также относят информацию и технологию (совокупность приёмов и спосо­бов обработки сырья и материалов), ряд исследователей предлагают дополнительно выделять в качестве факторов производства: энергетический, экологический, а также знания, управленческие способности и т.д. Однако, информация, технология и другие названные выше ресурсы, чтобы стать факторами производства, должны быть капитали­зированы. То есть с их помощью могут быть усовер­шенствованы элементы физического капитала.

 

Делая выбор, человек стремится использовать свои ресурсы так, чтобы они принесли ему больше благ. Однако, выбирая одни блага, мы вы­нуждены отказываться от других, также желанных благ, которые могли бы получить при помощи имеющихся ресурсов.

Таким образом,

предмет экономической науки - это  

Если предмет науки характеризуется тем, что исследует­ся, то метод как исследуется.

метод – это    

 

Исследуя хозяйственные процессы, экономика применяет ряд общенаучных методов познания, то есть методов, которые используют и другие общественные и естественные науки.

 

Таблица 2 – Методы научного исследования

Название Содержание Приведите пример
1. Наблюдение – это восприятие эко­номических явлений в их реальном виде, и сбор фактов, происходящих в действительности   __ __ ____
2. Эксперимент – это проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ста­вится в специально созданные и контролируемые условия ______
3. Анализ и синтез   Анализ предполагает разделение сложного экономического явления на составные части и их автономное изучение ______
  Синтез предполагает соединение отдельных элементов, изученных в процессе анализа, в единое целое ____
4. Научная абстракция – заключается в выделении главного в объекте исследования и в отвлече­нии от второстепенного (позволяет сформулировать экономические категории, т.е. наиболее общие понятия) ________
5. Исторический и логический – изучение соци­ально-экономических явлений и процессов в исторической последователь­ности, одновременно с логическими обобщениями, что позволяет оценить ситуацию и сделать выводы __________
6. Индукция и дедукция Индукция предполагает построение теории на основе анализа конкретных фактов (основывается на умозаключениях от час­тных фактов к общему выводу) ________
  Дедукция заключается в выявлении частных аспектов теории на основе анализа её общих положений (предполагает умозаключения от общего положения к частным выводам) ________
7. Аналогия – предполагает перенос свойств изученных явлений или процессов на изучаемые, при этом могут использовать­ся достижения в различных областях знаний __ __ ______  
8. Моделирование – изучение экономических явлений путем построения теоретического образца (моде­ли); – проведение экспериментов в экономике затруднено, поэтому применяется знаковое моделирование: знаки – слова (словесная модель), графики (графическая модель), формулы (математическая модель) ________________
9. Допущение «при прочих равных условиях» – все факторы, за исключением анализируемых в данный момент, услов­но принимаются за обстоятельства, не влияющие на рассматриваемое явление __________
10. Факторный анализ – исследование экономического явления путём рассмотрения поочередного воздействия на него всё большего количества факторов (обстоятельств) ________

 

Задание

Заполните таблицу 3. Часть 1 – заполните примерами и формулировками определений пустые клетки на основании информации о классификации видов потребностей. Подберите из личного опыта факты для заполнения Части 2.

 

Таблица 3 – Классификация видов потребностей

Часть 1
Критерий Вид Определение Пример
1. По степени неотложности первичные     _________________________ _________________________   питание, одежда, жилье
  вто­ричные     _________________________ _________________________ _________________________   пу­тешествия, развлечения, ук­рашения    
2. По степени охвата индивидуаль­ные   возникают у каждого чело­века и удовлетворяются на основе ин­дивидуально принятого решения __________________________ __________________________ __________________________  
Критерий Вид Определение Пример
  коллективные     могут быть удов­летворены лишь в рамках определенно­го коллектива, социальной группы или всей нации __________________________ __________________________ __________________________  
3. По степени осознанного понимания потребностей осознанные (яв­ные)     по отношению к ним у человека уже сложилась позиция __________________________ __________________________ __________________________  
  неосознанные (скрытые) _________________________ _________________________   фирма, выпускающая «живые йогурты», заказала рекламу своей продукции в СМИ
4. В зависимости от возможности приобретения благ платежеспособные   _________________________ _________________________   __________________________ __________________________  
  неплатежеспособные _________________________ _________________________   __________________________ __________________________  
Часть 2
Потребности, пришедшие из прошлого Потребности настоящего времени Перспективные потреб­ности
потребность товары, её удовлетво­ряющие потреб­ность товары, её удовлетво­ряющие потреб­ность товары, её удовлетворяю­щие
___________ ___________   ___________ ___________   ___________ ___________   ___________ ___________   ____________ ____________   ___________ ___________  
___________ ___________   ___________ ___________   ___________ ___________   ___________ ___________   ____________ ____________   ___________ ___________  
             

Задание

1. Ответьте на вопрос: «Как, по Вашему мнению, у человека формируются новые потребности?»

_

2. Объясните, какую роль в процессе формирования новых потребностей играют радио, телевидение, газеты?

_

3. О чём говорит народная мудрость?

Издавна в нашей стране сложились народные пословицы: «на вкус и на цвет товарищей нет», «о вкусах не спорят». Объясните экономический смысл этих поговорок. Обратите внимание на правильность употребления терминов «нужда» и «потребность».

______________

4. Приведите примеры удовлетворения одной и той же потребно­сти с помощью различных вещей в разных исторических эпохах; из­менения способов удовлетворения одной и той же потребности с те­чением времени.

_

Задание

Американский психолог и медик Абрахам Маслоу предло­жил специальную модель – «пирамиду потребностей» (рисунок 1).

«Пирамида потребностей» А. Маслоу охватывает все разнообразие человеческих потребностей, разделив их на… низшие: 1-ая группа – физиологичес­кие потребности: еда, питье, тепло, отдых; 2-ая группа – потребность в безопасности и стремление не испытывать нуж­ду, которая угрожала бы жизни; высшие: Рисунок 1 – «Пирамида потребностей» А. Маслоу

3-ия группа – стремле­ние принадлежать к определенному кругу людей – социальные потребности (родственни­ки, друзья, знакомые), ощущать их поддержку;

4-ая группа – желание завоевать признание, уважение, поднять свой пре­стиж в глазах окружающих, то есть потребность в признании;

5-ая группа – стремление человека реализовать себя в этом мире, в своем деле, т.е. потребность в самореализации и са­мовыражении.

На основании рисунка 1, ответьте на следующие вопросы:

1. Объясните переходы со ступени на ступень в «пира­миде потребностей» А. Маслоу.

_

_____________

2. Почему, по Вашему мнению, «пирамида потребностей» сужается на последующих ступенях?

_______

__________________________

3. Чем могут быть ограничены потребности отдельно­го члена семьи или общества в целом?

_

4. Можно ли сказать, что понятия «семья» и «домашнее хозяйство» – это одно и то же?

____________________

Задание

1. Заполните таблицу 4 и сделайте вывод о принципиальной разнице между экономическими и неэкономическими (даровыми, свободными) благами.

Таблица4

Характерные черты Блага
  экономические неэкономиче­ские
количество __________________________ __________________________   __________________________ __________________________  
затраты на производство __________________________ __________________________   __________________________ __________________________  
наличие рыночной цены __________________________ __________________________   __________________________ __________________________  

Вывод:___

_______

__________________________

 

2. В столбце 2 таблице 5 приведён список благ, которые в разных ситуациях могут выступать как в качестве даровых, так и в качестве экономиче­ских. Определите, при каких условиях блага выступают как экономические, а при каких – как даровые, приведя свои примеры в пустых клетках столбцов 3 и 4.

Таблица 5

благо экономическое неэкономическое
лёд используемый для охлаждения продуктов  
кислород     вдыхаемый человеком  
вода      
камень      
солнечный свет      

Задание

Более 200 лет назад французским экономистом Жаном Батистом Сэем (1767-1832) была предложена тео­рия «трёх факторов производства». Согласно данной теории можно выделить три фактора производства: земля, капитал и труд. Но под воздействием научно-технического прогресса состав факторов производства расширя­ется. Объясните:

1) почему труд и предпринимательский талант рассматрива­ются как два разных фактора производства, ведь предпринима­тель так же, как маляр, экономист, врач или инженер, затра­чивает свой труд?

____________________

_____________

2) можно ли к факторам производства отнести деньги и время? Почему?

_

3) что понимается под фактором производства «информация», и почему «информацию» иногда выделяют в отдельный фактор производства?

______________

4) почему обделенные природными ресурсами страны зачастую имеют более высокий уровень благосостояния, чем страны богатые по запа­сам природных ресурсов (сравните, например, Японию и Россию)?

_____________

5) какими способами может быть частично преодолена ограниченность ресурсов?

____________________

6) в чём заключается экономический смысл этих пословиц. Обратите внимание на правильность употребления понятия «фактор производства».

а) «Без топора не плотник, без иглы не портной!»

____________________

_____________б) «Труд кормит, а лень портит!»

_______

_____________

в) Приведите пример пословицы об экономике:

__________________________

_____________

__________________________

_____________

_____________

 

 

 

Изучите самостоятельно следующие вопросы, представьте результаты письменно!

 

1. Собственность как экономическое явление. Типы, формы и виды собственности

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_____________2. Натуральное и товарное хозяйство: понятие, сходства и различия

_

_

_

_

_

_

_

_

_

____________________

 



2015-11-18 999 Обсуждений (0)
Тема 1. Общая характеристика экономики и экономической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Общая характеристика экономики и экономической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (999)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)