Учебно-методические материалы
По проверке выполнения заданий с развернутым ответом работ ЕГЭ биологии
БИОЛОГИЯ
ЧАСТЬ 3
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА
Москва
Рекомендации для проведения зачета
В итоговых зачётах предлагаем десять работ выпускников по двум вариантам.
1. Прочитайте задание для каждого варианта.
2. Ознакомьтесь с критериями оценивания каждого задания.
3. Прочитайте работу выпускника.
4. Оцените каждое задание соответствующим баллом. При оценивании работ используйте рекомендации, данные в критериях работ
Для выполнения работы используйте целые работы и критерии оценивания ответов выпускников, которые размещены в брошюре.
.
Вариант 1.
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните рисунки нормальных эритроцитов (А) и эритроцита
в растворе (Б). Определите по внешнему виду эритроцита концентрацию раствора солей в сосуде (выше нормы, ниже нормы, соответствует норме), если в крови в норме концентрация раствора солей составляет 0,9%. Ответ поясните.
А. Б.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Элементы ответа:
1) концентрация раствора 0,9%;
2) эритроцит в растворе не изменился, так как раствор в сосуде соответствует физиологическому
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
|
|
Ответ включает один из названных выше элементов,
ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 2
|
В процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке. Определите тип и класс животного, для которого характерен такой головной мозг. Каковы особенности кровеносной системы и органов дыхания этого животного?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(правильный ответ должен содержать следующие позиции)
| Баллы
|
Элементы ответа:
1) тип Хордовые;
2) класс Млекопитающие;
3) четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения;
4) органы дыхания – альвеолярные лёгкие
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
|
|
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
|
|
Ответ включает один из названных выше элементов
ИЛИ ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 3
|
В 1724 г. английский священник Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное число листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Объясните с чем это связано. Ответ поясните. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Описание ответа:
1. Изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением
2. . Чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде.
3. С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды пропорционально общей площади поверхности листьев
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
|
|
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
|
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 3
|
Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка
в профазе мейоза I и профазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(правильный ответ должен содержать следующие позиции)
| Баллы
|
Схема решения задачи включает:
1) в профазе мейоза I число молекул ДНК – 56, число хромосом – 28;
2) в профазе мейоза II число молекул ДНК – 28, хромосом – 14;
3) перед мейозом I число молекул ДНК увеличивается за счёт репликации ДНК, а число хромосом не меняется;
4) после редукционного деления мейоза I число хромосом и молекул ДНК уменьшилось в 2 раза
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
|
|
Ответ включает 2–3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
|
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2–3 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 3
|
Составьте родословную по следующим данным. Для составления родословной используйте условные обозначения, представленные на рисунке.
Мужчина страдает ночной слепотой. У его матери и отца нормальное зрение. Его жена, дочь и сын имеют нормальное зрение. Жена сына также здорова. Одна дочь от этого брака имеет нормальное зрение, а другая страдает ночной слепотой. Определите вероятность рождения в семье ребёнка, страдающего ночной слепотой.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(правильный ответ должен содержать следующие позиции)
| Баллы
|
1) Рисунок родословной
2) Вероятность рождения в семье ребёнка, страдающего ночной слепотой 25%
|
|
К1
| Составление родословной
| |
В ответе представлен полный рисунок родословной, не содержит ошибок
|
|
На рисунке допущена 1 ошибка
|
|
На рисунке допущены 2 или более ошибки или рисунок отсутствует
|
|
К2
| Определение вероятности наследования признака
| |
Правильно определена вероятность наследования аномалии в семье и пол ребенка
|
|
Неправильно определена вероятность наследования аномалии в семье или пол
|
|
| Максимальный балл
| 3
|
Среднегодовой процент жира в молоке у 25 коров одной породы из одного стада представлен в таблице. Составьте вариационный ряд и постройте график вариационной кривой, отражающей зависимость частоты встречаемости признака от его значения. Определите среднее значение признака по формуле
М = Σ(υ·ρ)/ n
(где М – средняя величина; Σ – знак суммирования; υ – варианта; ρ – частота встречаемости вариант; n – общее число вариант вариационного ряда).
3,9
| 3,5
| 3,8
| 4,2
| 3,9
| 4,0
| 3,9
| 3,8
| 4,0
|
3,8,
| 4,0
| 3,9
| 3,6
| 4,0
| 4,3
| 3,8
| 4,1
| 3,7
|
3,9
| 4,1
| 3,8
| 3,9
| 4,0
| 3,6
| 3,7
|
|
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(правильный ответ должен содержать следующие позиции)
| Баллы
|
Элементы ответа
1) вариационный ряд
3,5*1+3,6*2+3,7*2+3,8*5+3,9*6+4,0*5+4,1*2+4,2*1+4,3*1
2) построение графика
3) Среднее значение признака
М=Σ (3,5*1+3,6*2+3,7*2+3,8*5+3,9*6+4,0*5+4,1*2+4,2*1+4,3*1)/25=3,888
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
|
|
Ответ включает два из названных выше элементов (график обязательно) и не содержит ошибок, ИЛИ ответ включает все названные выше элементы, но содержит ошибки
|
|
Ответ включает один из названных выше элементов (график обязательно) и не содержит ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит ошибки
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 3
|
Тренировочный зачет
Вариант 1
№20
Ответ ученика
| Баллы
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
№21
Ответ ученика
| Баллы
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
№22
Ответ ученика
| Баллы
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
№23
Ответ ученика
| Баллы
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
№24
Ответ ученика
| Баллы
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
№25
Ответ ученика
| Баллы
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
Вариант 2
№20
Ответ ученика
| Баллы
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
№21
Ответ ученика
| Баллы
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
Вариант 2
№22
Ответ ученика
| Баллы
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
№23
Ответ ученика
| Баллы
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
Вариант 2
№24
Ответ ученика
| Баллы
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
№25
Ответ ученика
| Баллы
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
Основной зачет
Работы учащихся
Работа 1.
Работа 2.
Работа 3.
Работа 4
Работа 5
Вариант 2