ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Практикум по основам профессионального мастерства психолога» направлена на профессиональное самоопределение студентов-психологов и повышение их коммуникативной и профессиональной компетентности. Программа дисциплины разработана в соответствии с образовательным стандартом по специальности 1 - 23 01 04 «Психология». Основная цель изучения дисциплины «Практикум по основам профессионального мастерства психолога» – сформировать у будущих специалистов-психологов представление о профессиональной деятельности психолога. Задачами изучения курса являются: - ознакомить студентов с основными видами и областями профессиональной деятельности психолога; - рассмотреть требования, предъявляемые профессией; - сформировать навык осознания профессиональной позиции; - ознакомить с современными образовательными технологиями; - выработать профессиональные коммуникативные умения и навыки; - развить навыки устного выступления и научной коммуникации. Учебная дисциплина «Практикум по основам профессионального мастерства психолога» читается во втором семестре параллельно с учебными дисциплинами «Общая психология», «Физиология поведения». Также учебная дисциплина связана с такими дисциплинами, как «Социальная психология», «Медицинская психология» и курсами специализаций. В результате изучения данной дисциплины, студент должен знать: – многообразие областей деятельности психолога и профессиональных психологических практик; – методики профессионального самоопределения; – особенности профессионального общения психолога; – этические принципы и нормы психолога в различных областях деятельности; В результате изучения данной дисциплины, студент должен уметь: – использовать различные стили взаимодействия в профессиональной деятельности; – устанавливать контакт и вести профессиональную беседу; – регулировать эмоциональное напряжение; – использовать современные образовательные технологии; В результате изучения данной дисциплины, студент должен владеть: – приемами самоанализа; – техниками конструктивного общения; – методами управления группой; Типовым учебным планом на изучение дисциплины отводится всего 56 часов, из них аудиторных – 34 часа практических занятий. Рекомендуемая форма отчетности – зачет. Содержание учебного материала Тема 1. Введение в предмет История профессионального применения психологических знаний. Специфика психологического знания. Психология и жизненный опыт человека. Научное и житейское психологическое знание. Психология в системе естественных и гуманитарных наук. Отрасли психологии. Академическая и практическая психология: предметная область, задачи и методы работы. Подготовка профессиональных психологов в Республике Беларусь и за рубежом. Ученые степени и звания. Принципы присуждения ученых степеней и званий в Беларуси, России и за рубежом. Международные контакты и исследовательские программы. Международные научные организации и сообщества ученых. Основные области деятельности психолога (научно-исследовательская, практическая, педагогическая). Организации и учреждения, в которых может работать психолог. Пути повышения квалификации и профессионального мастерства психолога. Последипломное образование. Формы профессионального общения психологов (конгрессы, съезды, симпозиумы, конференции, семинары). Белорусские и мировые психологические общества. Периодические и информационные издания. Тема 2. Общее представление о профессии психолог Объективные и субъективные аспекты профессиональной деятельности психолога. Мифы и стереотипы о психологах. Роль популяризации психологического знания в профессиональной деятельности психолога. Мотивация выбора профессии (социально-экономические, познавательные, индивидуально-личностные аспекты). Типы и уровни профессионального самоопределения. «Модель специалиста» и индивидуальный стиль деятельности психолога. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога-профессионала. Особенности карьеры психологов. Проблема профессиональной деформации. Профессиограмма психолога. Психологические типы психологов. Связь профессиональной деятельности психолога с чертами темперамента и характера. Значимые профессиональные и личностные качества психологов. Квалификационные требования к психологам. Профессиональная самооценка. Ответственность психолога. Личностный рост психолога как условие признания его профессионализма. Тема 3. Практическая деятельность психолога Представление о прикладной психологии и психологической практике. Психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия. Основные психологические школы. Индивидуальная и групповая формы работы психолога. Профессиональные умения и навыки психолога в практической работе. Самопознание и рефлексия. Самопрезентация. Коммуникативная компетентность. Влияние организации пространства в межличностном общении. Основные виды и приемы слушания. Анализ содержания сообщения и эмоциональных проявлений собеседника. Приемы пассивного и активного слушания. Установление контакта. Принципы конструктивного общения в работе с клиентом. Регуляция эмоционального напряжения. Эмпатия и обратная связь. Индивидуальные способы предоставления обратной связи адресату. Невербальное, вербальное общение. Межнациональные особенности невербального общения. Барьеры общения. Развитие антиципации и социальной перцепции. Работа с группой. Правила работы группы. Стили взаимодействия, психологические умения, необходимые для эффективного управления групповыми процессами. Этические принципы практической деятельности психолога. Тема 4. Педагогическая и просветительская деятельность психолога Психолог в системе образования. Проблемы обучения психологическим знаниям и выработки психологических умений и навыков различных аудиторий. Формы и методы обучения. Классические и современные образовательные технологии. Сферы и формы просветительской деятельности психолога. Психолог в масс-медиа. Проблема научно-популярного психологического знания. Социальная и личная ответственность психолога. Этические принципы педагогической и просветительской деятельности психолога.
Тема 5. Научно-исследовательская деятельность психолога Фундаментальные и прикладные исследования. Теоретические, эмпирические и практические исследования. Возможности и ограничения междисциплинарных исследований. Основные методы психологических исследований. Эмпирические и теоретические методы исследования. Наблюдение, эксперимент, опрос. Вспомогательные методы. Дополнительные методы. Этапы исследования. Определение цели и задач, объекта и предмета исследования. Выдвижение научной гипотезы как направляющей и организующей составляющей исследования. Выбор и подготовка инструментария исследования. Организация процедуры исследования. Инструктаж и подготовка испытуемых. Сбор данных. Обработка данных. Интерпретация полученных результатов. Этика психологического исследования. ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 260 с. 2. Бурнадрд, Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. – Спб. : Питер, 2002. – 256 с. 3. Бурлачук, Л.Ф. О дилетантизме в психологической диагностике // Л.Ф. Бурлачук Вопросы психологии. - 1993. - №5. 4. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» / И.В.Вачков, И.А. Гришпун, С. Пряжников. – М. : МПСИ, 2003. – 464 с. 5. Введение в профессию в схемах и таблицах : учебно-методическое пособие ; сост. А.Ю. Маленова. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. – 44 с. 6. Волочков, А.А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) / А.А.Волочков // Психол. ж. – 2003. – том 24, №3. – С. 22-31. 7. Дерманова, И.Б. Психологический практикум / И.Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко. – Спб. : Речь, 2001. 8. Карандашев, В.Н. Введение в профессию / В.Н. Карандашев. – М. : Смысл, 2000. – 288 с. 9. Кузнецов, И. Н. Интернет в учебной и научной работе: практическое пособие / И.Н.Кузнецов. – 2-е изд. – Москва: Дашков и К, 2005. – 190, [1] с. 10. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прошицкая. – М. : Просвещение, 1991. 11. Соколова, Е.Е. Введение в психологию / М. : РПО, 1999
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Бабайцева, В.Ю. Личностно ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми / В.Ю. Бабайцева. – М. : РПА, 1997. 2. Быстро и легко осваиваем работу в сети Интернет : Практ. пособие / Под ред. Ф.А.Резникова. – М. : Лучшие кн., 2001. – 349 с. 3. Донцов, А.И. Введение в практическую социальную психологию / А.И.Донцов, Ю.М. Жуков. – М. : Наука, 1994. - 4. Емельянов, Ю.М. Активное социально-психологическое обучение / Ю.М. Емельянов. – Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1985. 5. Марцинковская,Т.Д. Сто выдающихся психологов мира / Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. – М. : МПСИ, 1996. 6. Маркусова, В.А.Цитируемость российских публикаций в мировой научной литературе / В.А. Маркусова // Вестник РАН. – 2003. – № 4. 7. Мельников, А.П. О методике самостоятельной работы студентов с книгой в высшем учебном заведении / А.П. Мельников // Вышэйшая школа. – № 3(65). – 2008. – С.35–38. 8. Михайлов, О.В. Блеск и нищета "индекса цитирования"/ О.В. Михайлов // Вестник российской академии наук. – 2004. – Том 74, №11. 9. Петровская, В.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / В.А. Петровская. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 168 с. 10. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – М. : Универс. Прогресс, 1993. 11. Самоукина, Н.В. Практическая психология в школе / Н.В. Самоукина. – М., 1997. 12. Соколова, Е.Е. Хрестоматия по курсу «Введение в профессию»: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец «Психология» / Ред., сост. Е.Е. Соколова. – М. : УМК «Психология» : Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. – 656 с. 13. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: хрестоматия по курсу «Введение в профессию» : Учеб. пособие по доп. образованию / Е.Е. Соколова. – М. : Смысл, 2005. – 685 с. 14. Харин, С.С. Искусство психотренинга: заверши свой гештальт / С.С. Харин. – Мн. Издатель В.П. Ильин, 1998.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (677)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |